Неисправности сцепления авто и их последствия

Неисправности сцепления авто и их последствия

Неисправности сцепления авто и их последствия

Любой автомобиль состоит из множества сложноустроенных узлов агрегата. Одним из таких является сцепление. Оно есть в любом автомобиле. Как и любой другой механизм сцепление может выйти из строя. В данной статье будут рассмотрены поломки сцепления и их симптомы.

Содержание:

Назначение

Сцепление предназначено для отсоединения маховика двигателя и КПП и соприкосновения их в дальнейшем для начала езды. Диск сцепления устраняет колебания при передаче крутящего момента. Сцепление расположено между мотором и КПП.

Виды

В автомобили устанавливаются сцепления 3 видов:

  • Электромагнитное;
  • Фрикционное;
  • Гидравлическое.

Принцип работы

Сцепление работает следующим образом: при нажатии на педаль привод производит действие на выжимной подшипник посредством передвижения вилки. Выжимной подшипник в свою очередь производит нажатие на пружину нажимного диска. Впоследствии они углубляются по направлению к маховику силового агрегата. Путем таких действий крутящий момент перестает подаваться от маховика к КПП. При отпускании педали сцепления пружины восстанавливают прежнее положение и из-за накладки элементы притираются, вследствие чего передача крутящего момента продолжается.

Неисправности

Поврежденный диск сцепления

Наиболее часто происходят поломки сцепления, из-за которых появляется пробуксовка или неполное выключение механизма. Второй вариант подразумевает включение любой передачи «с хрустом» при полностью выжатом сцеплении. При этом ход коробки увеличен, по сравнению со стандартным. Первый вариант обычно возникает из-за трения диска с маховиком. В таких случаях также нередко появляется неприятный запах гари в салоне. Разгон автомобиля ухудшается, а расход увеличивается.

Возможна ли эксплуатация автомобиля при таких поломках

В случае поломки сцепления по вышеописанным вариантам ежедневная эксплуатация автомобиля строго не рекомендуется. В крайнем случае можно доехать до ближайшего сервиса. При этом ехать нужно предельно аккуратно, не подгазовывая, трогаться плавно и аккуратно переключать передачи. Лучше всего при движении на автомобиле с неисправным сцеплением осуществлять двойной выжим. Этот способ широко применялся на старых автомобилях.

Его суть в следующем: чтобы переключить передачу на более высокую, нужно выжать сцепление и перевести рычаг в нейтральное положение, после чего отпустить сцепление, опять выжать и переключиться на передачу. Чтобы переключить передачу на более низкую необходимо действовать также. При этих действиях есть риск вывести из строя синхронизаторы. Для их сохранения рекомендуется повысить обороты работы двигателя. Данный метод можно также применять и во время обычной езды. Он значительно облегчает работу КПП и двигателю. Двойной выжим увеличивает ресурс всех узлов и агрегатов, а особенно синхронизаторов, которые практически не чувствуют нагрузки.

Причины возникновения неисправностей

Поломки сцепления, как правило, вызваны агрессивной эксплуатацией автомобиля. Например, это пробуксовка на месте или когда машина застряла. В таком случае автомобиль лучше вытолкать, чем буксовать на месте, эффекта будет больше. Также поломки сцепления случаются из-за начала движения со шлифами. «газ в пол» до отсечки тоже способствует появлению неисправностей.

Такие действия уменьшают ресурс диска сцепления более чем в 2 раза. Однако от этого страдает не только он, но и подшипник сцепления. Понять, что вышел из строя именно он довольно легко. Его устройство такое же, как и у других подшипников, поэтому в случае поломки он будет издавать неприятные звуки. Шум начнет пропадать в случае, если сцепление будет полностью выжато, но при начале движения или отпускании педали на нейтральной передаче шум начнет повторяться. Если в устройстве автомобиля есть трос сцепления, то он может растянуться, что также является неисправностью. Ремонту данный элемент не подлежит, поэтому поможет только его замена.

Движение без подшипника

В случае, если подшипник вышел из строя, то сцепление будет всегда немного выжато, даже если педаль не тронута. В такой ситуации трогаться нужно не как обычно. Когда двигатель не заведен, нужно включить передачу. После этого необходимо завести мотор и начать движение. Для этого должен быть хороший аккумулятор, так как на слабом машина не начнет движение. В таком положении нужно доехать до автосервиса. При этом передачу переключать нельзя, так как узлы коробки будут испытывать огромные нагрузки и выйти из строя может также КПП. Лучше всего в случае поломки «дотащить» автомобиль на буксире или вызвать эвакуатор.

Читать статью  Устройство сцепления автомобиля

Лепестковое сцепление автомобиля

Опытные автомобилисты утверждают, что переключиться на следующую передачу можно и с неисправным сцеплением, то есть не используя его. Производится это следующим образом: нужно набрать высокие обороты работы двигателя, но не доводить до отсечки, далее отпустить педаль газа и переключить передачу. Если мотор не наберет нужное количество оборотов, то передача не включится, а при попытке переключиться будет слышен неприятный хруст. При таком способе сильно изнашиваются узлы коробки и двигателя, поэтому применять его стоит только в экстренных случаях. Если же не удается переключить передачу, а до автосервиса ехать далеко, тогда поможет только буксировка или эвакуатор.

Во многих автомобилях установлен трос сцепления. В случае его обрыва или выхода из строя сцепление также будет считаться неисправным, а эксплуатация автомобиля – невозможна. В таком случае диск будет всегда находиться в одном положении, а значит переключить передачу никак не получится. Понять, что трос сцепления скоро придет в негодность можно по двум признакам: пробуксовка и неполное переключение передачи. Данный элемент нельзя починить, поможет только его замена.

Рывок

Если автомобиль начинает движение рывками, то это может являться последствием сразу нескольких неисправностей. Это может быть вызвано выходом из строя диска сцепления, а также износом демпферных пружин. Узнать, что именно неисправно поможет только разбор.

Проблемы с сцеплением в авто

При начале движения машина едет рывками

Это может свидетельствовать как о неисправностях привода сцепления, при которых оно отпускается неравномерно относительно педали, так и о повреждениях механизма сцепления.

Еще такой симптом может вызывать сломанная тарельчатая пружина либо маховик, который повело от температуры.

Перегретый маховик и корзина сцепления. Источник: youtube.com

Педаль сцепления не возвращается в исходное положение

Если педаль сцепления осталась в полу и при этом невозможно включить передачу, значит, сцепление не нажалось. Скорее всего, проблема с главным или рабочим цилиндром. Вот почему это может произойти:

  1. В контуре сцепления воздух. Воспользуйтесь специальным штуцером, попробуйте прокачать контур сцепления. Также необходимо выявить причину завоздушивания. Возможно, магистраль между цилиндрами негерметична либо потек один из цилиндров.
  2. Неисправен главный или рабочий цилиндр. Может износиться уплотнение на поршне, при этом он будет перемещаться в цилиндре, но не сможет создать или воспринять давление тормозной жидкости.

Если же педаль сцепления осталась в полу и при этом передачи спокойно переключаются, но машина не едет — неисправен механизм сцепления:

  1. Выжимной подшипник заклинило на втулке. Он не даст корзине отодвинуться обратно и включить сцепление.
  2. Тарельчатая пружина сломалась. Она больше не может давить на диск сцепления и замыкать его.

Что-то хрустит в момент включения передачи

Так бывает, когда сцепление не выключено или выключено не до конца. В этом случае проблема с приводом сцепления.

Гидравлический привод. В системе есть немного воздуха, который не позволяет выжать сцепление полностью. Стоит попробовать прокачать контур сцепления.

Механический привод неправильно отрегулирован. Обычно это тросик и шпилька с гайкой.

Так бывает, когда диск сцепления установили неправильно. На диске сцепления есть надпись Gearbox Side — чтобы при монтаже никто ничего не напутал и поставил диск правильно, она должна быть обращена к КПП. К сожалению, иногда слесари или владельцы машин ошибаются. Хорошо, что это не всегда возможно: обычно в таком случае корзина просто не встанет на место.

Сцепление проскальзывает, в салоне пахнет горелым маслом

Так бывает, если негерметичен сальник коленвала или первичного вала КПП. Масло попадает на фрикционные накладки, они этим маслом пропитываются и перестают работать. Появляется характерный запах горелого машинного масла.

Очистить диск сцепления вряд ли получится, так что его придется заменить.

Обложка — Mihajlo Maricic / iStock

Алексей Федоров

Алексей Федоров
А вам доводилось сталкиваться с какой-то из этих неисправностей? Расскажите о своем опыте:

Загрузка

«Если сцепление пробуксовывает, стрелка тахометра останется в прежнем положении.»
Шта? Если сцепление пробуксовывает, тахометр полезет вверх, а спидометр останется на месте.

Редактор Т—Ж

Читать статью  Схема работы АКПП – Автоматической коробки передач

Алеша, спасибо за бдительность, вы абсолютно правы. Поправили

Рывки в пробке и хруст при включении второй — норма для Лады 😀 причём не важно, новая или нет, просто такая особенность.

d1mmmk, Да, да, это наоборот звук исправности машины😁 Если не будет скрипеть и хрустеть, значит с ней что-то не так

(и даже тут под совершенно нейтральный коммент набижали обиженки. Осспади, что происходит??)

«Если диск сцепления в хорошем состоянии, можно поменять только выжимной подшипник.»
Но диск ты увидишь только когда все разберут. А так как сервисы обычно расположены в лютых ебенях, где в округе нет никаких магазинов а даже если есть, там в лучшем случае продают незамерзайку и свечи на тазы. Это бесит во владении иномаркой — практически все запчасти надо заказывать и ждать! И ещё подбирать по вин коду. Нельзя просто прийти и сказать дайте мне сцепление на фокус. Это так не работает.
У меня было такое что педаль сцепления провалилась, тормозная жидкость вылилась на улицу. Выжимной подшипник надо было менять. При этом, неизвестно было состояние диска и корзины. Сцепление до поломки работало нормально. Но пришлось поменять комплект целиком, чтобы потом больше не лазить.

Самый главный признак, это когда ты за рулем и по всему городу чем-то воняет, но это только в первый раз 😀

Ещё. машина дёргается при троганьи.

Андрей Белогубов

Было: вилка выжимная педали сломалась. Почти 150 км ехал без педали, но механика это позволяет

что-то про автомат и его сцепление ничего совсем не написано )
а ведь их бывает аж несколько разных типов: робот (включая DSG), вариатор, гидроавтомат.

Извините а может ли из Зи корзины сцепления сдирать опорные вкладыши коленвала . Может корзина тугая или жёсткая какая-то ?

Поломка сцепления: общие причины и советы по замене

Поломка сцепления: общие причины и советы по замене

Самым трудолюбивым компонентом в любом автомобиле с механической коробкой передач является сцепление. Каждый запуск, каждая остановка и каждое переключение передач означают, что сцепление так же включается и выключается. Трение, возникающее между диском сцепления, нажимным диском и маховиком, когда сцепление включается, генерирует тепло и износ, и чем больше водитель «едет» на педали сцепления или чрезмерно скользит, тем горячее становится диск сцепления и тем быстрее он носит.

Все, что увеличивает нагрузку на сцепление, также ускоряет износ. Это включает в себя буксировку тяжелого прицепа, перевозку тяжелых грузов в пикапе или раскручивание шин в мощном автомобиле. Рабочие модификации двигателя, которые повышают мощность, также увеличивают требования к сцеплению.

Все муфты рассчитаны на определенный крутящий момент. Номинальная мощность сцепления зависит от применения, двигателя и типа вождения или типа сцепления. Большие, более тяжелые транспортные средства, а также высокопроизводительные машины обычно имеют более мощные сцепления. При этом диск сцепления и нажимной диск могут иметь больший диаметр, чтобы распределить нагрузку по всей площади поверхности. Прокладки на диске сцепления могут иметь более высокую температурную устойчивость, а также более износостойкий фрикционный материал. Мембранная пружина или спиральные пружины в прижимной пластине могут быть более жесткими, поэтому сцепление может выдерживать более высокие нагрузки без проскальзывания.

Состав автомобильного сцепления

Если водитель заменяет запасную муфту с большим пробегом, запасной комплект, скорее всего, удовлетворит его потребности. Тем не менее, если оригинальная муфта показывает признаки перегрева и возгорания, вы можете обновить и ее.

Если сцепление проскальзывает из-за загрязнения маслом, диск не следует заменять до тех пор, пока утечка масла не будет выявлена и устранена. Это может потребовать замены заднего главного уплотнения коленчатого вала, уплотнения входного вала коробки передач или комплекта прокладок впускного коллектора.

Если необходимо заменить загрязненный маслом диск сцепления на автомобиле с относительно небольшим пробегом (скажем, менее 40 000 мм), оригинальную нажимную пластину и выжимной подшипник обычно можно использовать повторно, если они находятся в хорошем состоянии и проходят визуальный осмотр. Но если диск сцепления, нажимной диск или выжимной подшипник на автомобиле с большим пробегом вышел из строя, всегда полезно заменить все три компонента одновременно. Зачем? Поскольку замена сцепления является трудоемкой работой, имеет смысл заменить все сразу, чтобы вам не пришлось заменять что-то другое в дальнейшем.

Примечание: комплект сцепления включает в себя новый или восстановленный диск, нажимной диск и выжимной подшипник. При этом лучше всего использовать цельный комплект, поскольку все детали поставляются одним и тем же поставщиком и подбираются таким образом, чтобы установленная высота была правильной. Несоответствующие детали могут иногда вызывать проблемы с зацеплением и отпусканием.

Иногда сцепление не отключается из-за утечки или износа поршневого уплотнения в главном цилиндре сцепления или в рабочем цилиндре, или из-за утечки гидравлической жидкости из системы. Эти детали также могут быть заменены.

Читать статью  Купить автомобиль с пробегом в СПБ

Поломка диска сцепления

На более старых автомобилях, в которых используется механизм расцепления троса, сцепление может не расцепиться, если трос сломан или неправильно отрегулирован. Проблема с поворотной вилкой, которая управляет выжимным подшипником, может вызвать аналогичные проблемы.

Важно: шум сцепления обычно вызывается плохим выжимным подшипником, но он также может быть вызван плохой направляющей втулкой в автомобилях, которые имеют направляющий элементу в задней части коленчатого вала. Втулка поддерживает наконечник входного вала коробки передач. Она может или не может быть включена в комплект сцепления в зависимости от применения.

Также важно состояние маховика. Он должен быть чистым, гладким и плоским для правильной работы сцепления и не иметь трещин. К тому же может потребоваться восстановление поверхности или замена диска.

Принцип работы и устранение поломок

Прежде чем диагностировать проблемы со сцеплением, важно понять, что такое сцепление и как оно работает в отношении трансмиссии автомобиля. Муфта — это механический компонент в транспортном средстве, который включает и выключает силовую передачу или трансмиссию между несколькими вращающимися валами.

Муфта соединяет эти два вала, позволяя им либо фиксироваться вместе, и вращаться с одинаковой скоростью, либо разъединяться и вращаться с разными скоростями. В большинстве автомобилей сцепление находится между двигателем и главным карданным валом, модулируя крутящий момент и мощность от двигателя к колесам. Крутящий момент — это просто любая сила, приложенная на расстоянии. Ее измеряют в фунтах или ньютонах-метрах.

Устройство автомобильного сцепления

Вы нуждаетесь в сцеплении в своей машине, потому что двигатель вращается все время, но колеса вашего автомобиля вращаются далеко не всегда. Чтобы остановить машину без остановки двигателя, вам нужен способ отсоединить колеса от двигателя. Благодаря трению маховика двигателя и диска сцепления, вы можете включить ваш вращающийся двигатель на иногда вращающуюся трансмиссию и наоборот.

При этом если вы не включаете сцепление, пружины сцепления прижимают нажимной диск к диску сцепления. Это давит на маховик и фиксирует двигатель на входном валу трансмиссии, заставляя оба вращаться с одинаковой скоростью.

Традиционная сборка сцепления содержит следующие компоненты:

  1. Диск сцепления — подключается к трансмиссии;
  2. Механизм выпуска (механический или гидравлический);
  3. Трос — соединяет педаль сцепления и вилку;
  4. Тяга — соединяет вилку с нажимной плитой;
  5. Нажимной диск — соединяется с диском сцепления;
  6. Маховик — соединяется с двигателем;
  7. Выпуск или выкидной подшипник;
  8. Вилка сцепления — модулирует усилие между нажимным диском и сцеплением через рычажный механизм симптомы отказа сцепления.

Признаки проскальзывания?

Муфта сцепляется только с трением, поэтому, если там нет материала, обеспечивающего это трение, то ваша муфта не будет работать должным образом. Если сцепление проскальзывает, вы почувствуете, что, когда вы отпускаете педаль и ускоряетесь, автомобиль будет двигаться медленно, а обороты двигателя возрастают. Вы также можете заметить, что сцепление отпустится раньше, чем ожидалось, без особого давления.

Потенциальные причины, приводящие к проскальзыванию сцепления:

  1. Тяга сцепления или трос нуждаются в регулировке, потому что трос сжимается или корпус троса заполнен ржавчиной;
  2. Тяга сцепления изогнута, смещена или повреждена;
  3. Нажимная пластина ослаблена или деформирована;
  4. Узел сцепления загрязнен маслом из-за утечки вашего двигателя или трансмиссионного масла;
  5. Сломаны опоры двигателя.

Имейте в виду, что, если ваше сцепление не расцепится должным образом, оно продолжит вращать входной вал. Это может вызвать помол и помешать вашему автомобилю включить в работу двигатель.

Некоторые общие причины, по которым сцепление может застрять:

  • Сломанный или растянутый трос сцепления — тросу необходимо достаточное натяжение, чтобы эффективно толкать и тянуть;
  • Негерметичные или неисправные цилиндры ведомого и/или главного сцепления — утечки не позволяют цилиндрам создавать необходимое давление;
  • Воздух в гидравлической линии — воздух влияет на гидравлику, занимая пространство, необходимое для создания давления;
  • Неверно отрегулированная связь — когда ваша нога касается педали, эта связь передает неправильное количество силы;
  • Несоответствующие компоненты сцепления — Не все запасные части работают с вашим сцеплением.

Примечание: если вы слышите шум, когда нажимаете педаль сцепления или отпускаете ее, или и то и другое при выключенном двигателе, возможно, проблема с механизмом выключения сцепления или «вилкой сцепления».

Вилка сцепления представляет собой гидравлическое или механическое расцепляющее устройство, которое помогает включать и выключать сцепление. Вы услышите шумы, когда смазка высохнет и механизм изнашивается.

  • Водителю на заметку
  • Ремонт / диагностика автомобиля
  • Устройство автомобиля

Источник https://autoiwc.ru/other/neispravnosti-scepleniya.html

Источник https://journal.tinkoff.ru/list/clutch-warnings/

Источник https://auto.vercity.ru/magazine/14201_polomka_scepleniya_obschie_prichiny_i_sovety_po_zamene/