Роботизированная коробка передач — как работает, как пользоваться коробкой «робот», плюсы и минусы РКП

Содержание

Роботизированная коробка передач — как работает, как пользоваться коробкой «робот», плюсы и минусы РКП

Роботизированная коробка передач

Для большинства автолюбителей «коробка-робот» — та же автоматика. Для передвижения вперед, как и на автомате, удерживают тормоз и переключают режим «D», после чего убирают ногу с тормоза и автомобиль сам поедет. Чтобы разогнаться побыстрее, выжимают акселератор. Многие и не задумываются, что «робот» имеет кардинальное отличие в конструкции, поэтому особенности эксплуатации будут иные.

Что означает «робот» в автомобиле?

Трансмиссия типа «робот» на сегодня наиболее современный тип среди прочих автоматических аналогов. Разрабатывалась давно, однако успешно реализовать концепцию и внедрить агрегат в производство получилось только в последних десятилетиях.

Что же означает современное понятие коробка передач «робот» ? Фактически вы имеете механическую трансмиссию, в которой передачи переключает не водитель, а электроника. Процесс переключения скоростей в коробке роботизированный (автоматический).

Зачем нужен в машине «робот»?

Казалось бы, зачем ездить на «роботе», когда существует проверенная «механика», для почитателей драйва, и проверенные «автоматы», тем кто любит комфорт. Зачем изобретать навороченную автоматизацию со своими капризами ?

Изначально АКПП с одним диском сцепления привлекали инженеров дешевизной и простотой производства. Эта трансмиссия казалась идеальным решением для оснащения недорогих потребительских машин. Однако, наличие минусов оттолкнуло от автоматики тех, для кого она разрабатывалась – простых автолюбителей.

В конструкции РКПП имеется два диска сцепления, срабатывают передачи расторопнее, чем в привычных всем АКПП, роботы не уступают им в комфортности езды. Даже с блоком механоавтоматики и двойным сцеплением эти котробки получаются дешевле по стоимости производства, чем «автоматы». Кроме этого, роботизированные коробки лишены фрикционных муфт и планетарных передач, что упрощает конструкцию.

Не тратится энергия и время на перемешивание и фильтрацию смазки внутри гидротрансформатора, за счет этого роботизированный автомобиль тратит меньше горючего и разгоняется быстрее. Преимущества роботов оказались настолько убедительными, что вслед за Фольксваген и Ауди, ими стали оснащать свои машины и прочие концерны.

Например, гигант по производству трансмиссий Getrag стал выпускать роботов TC-SST и 7G-DCT, применяемых на Форд, Мерседес, БМВ. Концерн Порше выпустил свой вариант трансмиссии PDK. Сегодня на роботов с двойными сцеплениями стали переходить и Киа – Хендаи и ведущие китайские бренды.

Пока первые коробки РКПП проходили обкатку, поломки были частым явлением, агрегаты приходилось менять задолго до завершения гарантийных сроков. После завершения гарантии, они становились головной болью владельцев, постоянно вытягивая деньги на дорогие ремонты. Сегодня это одна из наиболее надежных трансмиссий.

Как работает коробка передач «робот»?

Чтобы понять преимущества работы роботизированной КПП, напомним как работает обычная механика:

  • Чтобы переключить передачу водитель обязан предварительно выжать педаль сцепления, разомкнув связь между мотором и коробкой;
  • После этого, рычагом коробки переключить муфту синхронизатора, которая блокирует шестерню необходимой передачи;
  • После отпускания педали сцепления вращение передается с нужным коэффициентом через зафиксированную шестерню, оттуда к колесам;
  • Автомобиль, в зависимости от передаточного числа оборотов двигается быстрее или медленнее;
  • Чтобы уменьшить длину коробки, вторичный вал разделяют на два, распределив передаточные шестерни между ними;

Принцип работы механической коробки КПП типа «робот» на автомобиле совпадает с механикой, есть только небольшие отличия:

  • Работой сцепления и переключением нужной передачи в роботизированной трансмиссии занимаются актуаторы (сервоприводы);
  • Сервопривод представляет собой электрический моторчик с редуктором и движущим механизмом. Бывают актуаторы гидравлического типа;
  • Их работу контролирует блок электроники;
  • Получив команду, главный сервопривод отключает сцепление, после этого активируется другой сервопривод, переключающий необходимую передачу;
  • После этого, главный привод включает сцепление;

Поэтому педаль для выключения сцепления в салоне отсутствует, электроника коробки выполняет необходимые действия, как только получит команду. Сигнал о переключении передачи подаются компьютером машины, который учитывает обороты мотора и данные от всех прочих датчиков и систем. Вот что означает трансмиссия «робот» — у водителя освободилась левая нога и правая рука, что облегчает управление.

Роботизированная коробка передач

Чем отличается «робот» от автомата в машине?

Подразделяются роботизированные трансмиссии на две разновидности – имеющие один диск сцепления и два (так называемые преселективные). Каждый тип имеет свои преимущества и слабые стороны. Это не значит, что «робот» в эксплуатации хуже автомата. Рассмотрим вариант с одним сцеплением:

  1. РКПП, оснащенные одним сцеплением проще в конструкции и дешевле в производстве, так как их устройство основано на базе универсальных деталей от механического аналога. Авто становится двух педальным, благодаря прибавлению пары сервоприводов и блока управления;
  2. Существенным минусом однодискового прототипа становится потеря мощности при переключении передач, выключение сцепления дает ощутимый провал на секунду. Это заметно отражается на динамике разгона машины. Автоматика до сих пор не способна переключаться так же быстро и мягко, как это делают опытные водители. Поэтому, происходят ощутимые толки либо запаздывания трансмиссии;
  3. Двигаться с места автомобиль тоже начинает не сразу. Автоматике необходимо удостовериться, что тормоза отпущены, только потом происходит включение сцепления. Во время подобной паузы, автомобиль может покатиться под уклон, если не остановить движение ручным тормозом;
  4. Разумеется, однодисковые РКПП возможно перенастроить на быстрое переключение передач и включение сцепления, что и сделали некоторые производители. Однако, рывков и щелчков при работе коробки избежать не удалось. Кроме того, от ускорения снизился ресурс, поэтому однодисковая трансмиссия стала вымирающей разновидностью;

Рассмотрим подробно преселективные (двухдисковые) роботизированные трансмиссии:

  • Эта разновидность не имеет потерь мощности, толчков или щелчков при переключении скоростей. Фактически это две коробки с четным и нечетным набором шестерен и каждая имеет свой диск сцепления;
  • Пока одна коробка работает, передавая вращение к ходовой, вторая уже переключила следующую передачу и ждет, с разомкнутым сцеплением своей очереди;
  • При получении команды, происходит мягкий и быстрый переход размыканием одного сцепления и включением второго;
  • Освободившийся вал уже готовится включить новую передачу;

Придумана такая трансмиссия была еще в 80-х годах прошлого столетия, в те времена внедрить ее получилось лишь на гоночных машинах Порше. Лишь 20 лет спустя роботы с двойным сцеплением стали получать распространение. Первым начал производство концерн VAG, выпустивший знаменитую роботизированную модель DSG. Сегодня похожими трансмиссиями обзавелись все крупные бренды мира.

Роботизированная коробка передач

Что может сломаться в РКП?

Есть слабые места у любой трансмиссии, и «роботы» исключением не являются. Важно понять какие минусы имеет автомат-робот, до того как приобрел машину с такой трансмиссией. После приобретения, зная слабые места, можно продлить сроки эксплуатации:

  1. Наиболее всех пугающий, а на самом деле совершенно безобидный симптом выхода из строя мозгов проявляется так — электроника не распознает расположение селектора и не реагируют на него. Могут не позволять включение режима «R» либо «D». Иногда электроника не позволяет завести мотор автомобиля. В такой «защитный режим» робот может перейти после перегрева, либо при сбоях работы датчиков. Возникают подобные проблемы от сильного перегрева и после этого такие становятся регулярными;
  2. Однодисковый вариант имеет простую конструкцию, но малый ресурс сцепления. Сама трансмиссия прослужит долго, зато сцепление изнашивается через 20-30 тысяч пробега, это слишком мало даже для механического аналога. Нередко отказывает главный сервопривод, тратящий силы на постоянное размыкание сцепления.
  3. Наиболее уязвимым местом двух дисковых вариантов сухого типа стало сцепление. Износ накладок происходит слишком быстро. Диски, исправно работающие с механикой, не выдерживают частых и быстрых переключений у роботов. Это вызывает износ накладок и деформацию металла. Применяются сухие сцепления только если нагрузка на РКПП минимальная.
  4. Для мощных моторов и тяжеленных автомобилей применяются сцепления, диски которых работают в специальной смазке, охлаждающей поверхности;
  5. Ресурс сухих дисков для перселективной конструкции составляет 60-70 тысяч пробега, мокрые способны прослужит вдвое больше, однако замена и обслуживание мокрых сцеплений выходят дороже. Верным симптомом износа сцеплений РКПП являются толчки, возникающие при смене передач и вибрации при движении с места;
  6. Для плавного переключения коробки, чтобы продлить ресурс шестерней и сцепления, необходима слаженная работа управления переключением передач. Когда электроника не имеет точной настройки, команды исполняются медленно и грубо, в результате происходит саморазрушение робота;
  7. Блок электромеханики, обеспечивающий переключение скоростей, является самой капризной деталью роботизированной КПП. Он совмещает работу электронных и механических составляющих, гидроприводов или сервоприводов. Выдерживает давление рабочей жидкости в сцеплении, которая сильно отличается от масла внутри коробки. Постоянно подстраивается под меняющиеся условия передвижения, смену режимов и постепенный износ дисков.
  8. Неизбежно постепенное засорение каналов для смазки, появление потеков, трещин корпуса, сбои в работе приводов;
  9. Наиболее редкими, но самыми дорогостоящими неполадками становятся поломки механических деталей. Износ шестерен, валов, переключающих вилок, подшипников и других элементов. Выражаются такие поломки шумом, задержками при смене передач, исправляется ремонтом, либо заменой коробки;

Однако, не нужно унывать, все не настолько плохо. Инженеры продолжают усовершенствовать роботов, повышая их надежность и долговечность. Сегодня, при правильных условиях эксплуатации, конструкция с сухими сцеплениями без ремонта и замены способна выдержать 150-200 км.

Как пользоваться роботизированной коробкой передач?

Подробная инструкция как управлять коробкой «роботом» в автомобиле будет похожа на инструкцию к автомату:

  • Передвигаться на машине с роботом рекомендуется по дорогам хорошего качества, имеющим прочное и равномерное покрытие;
  • При движении по бездорожью или снегу, рекомендуется перевести трансмиссию в режим ручного управление, если это возможно. Постоянно кататься по бездорожью эксперты не рекомендуют;
  • Педаль акселератора следует выжимать плавно, следя за оборотами двигателя. Нельзя допускать резких ускорений рывками;
  • При отсутствии в автомобиле систем, осуществляющих помощь при подъеме в горку, следует пользоваться ручником;
  • При возникновении пробок или остановке у светофора, пользоваться нейтральным положением коробки;
  • При включении парковочного режима, сначала переключаются на «нейтралку», после этого следует задействовать ручник, заглушить движок, отпустить тормозящую педаль и включить режим парковка;
  • Рекомендуется при каждом ТО выполнять настройку электроники робота. Согласно правилам производителей, выполняется процедура после 10-15 тысяч пробега. Корректировка нужна по причине постепенного износа накладок на дисках в сцеплении;
  • В холодное время года ездить на непрогретом автомобиле запрещено. Прогревают мотор и трансмиссию до рабочих температур, только после этого можно ехать. Это снижает нагрузку на роботизированную трансмиссию;
  • Не рекомендуется буксовать, буксировать другой транспорт или прицепы, все это перегружает РКПП и может привести к поломке;
  • В случае неполадок с роботом, вызывается эвакуатор, это правило предписано в руководстве к автомобилю;
Читать статью  Как пользоваться сцеплением автомобиля на механике для начинающих с нуля

Чтобы понять, как правильно пользоваться коробкой «робот», рассмотрим основные режимы переключения рычага:

  • Нейтралка — положение «N». Нужен при остановке машины, с работающим двигателем. Из этого положения происходит движение машины с места;
  • Позиции «D», « E/M» и « A/M» — нужны при передвижении. После включения выбранного положения следует отпустить тормоза, переставит ногу на акселератор и плавно давить. Далее переключение передач будет автоматическое, как при ускорении, так и при торможении;
  • Позиция «M» — означает переход на управление вручную. Рекомендовано для поездок через бездорожье, снег, песок. Переключать передачи водитель должен сам, используя переключатели под рулем либо рычаг селектора, в зависимости от устройства управления в машине. Переключать надо как на механике, по очереди и на одну ступень за раз;
  • Положение для заднего хода обозначено как «R». В этой позиции коробки, автомобиль будет передвигаться только назад;
  • Некоторые модели могут иметь зимний и спортивный положения, которые обозначены соответственно;

Роботизированная коробка передач

Обслуживание РКП

Всем владельцам машин с «роботом», следует знать пять главных правил обслуживания:

  1. При каждом ТО диагностировать управляющий блок. Большинство капризов роботизированных КПП лечится обновлением или перепрошивкой ПО. Эти дополнения производители выпускают до сих пор. Мозг сохраняет информацию про все перебои в работе и требует адаптации к износу накладок «сухого» сцепления. Важно не упускать тревожных признаков и быстро устранять отклонения в работе;
  2. Особый уход требуется блоку электроники. Его следует содержать чистым, устранять потеки и их причину. Загрязнение приводит к перебоям в работе, утечка смазки – к перегреву;
  3. Следует регулярно менять фильтры смазки в сроки, указанные производителем. Использовать только фирменные оригинальные фильтры. Применение промытых фильтров на худой конец, когда заменить нечем, губительно для трансмиссии. Чистота смазки для такой трансмиссии залог продолжительности службы;
  4. Смазку внутри механической части рекомендуется заменять чаще, чем рекомендовано производителем. Выполняется смена исключительно в фирменных сервисах. Смена смазки внутри мокрого сцепления самостоятельно, не позволяет удалить стружку и прочие продукты постепенного износа дисков, они останутся и будут дальше нарушать работу агрегата;
  5. Следует быть внимательным к «слабым» элементам робота. Каждая модель имеет свои характерные проблемы. Некоторые РКПП страдают протечками смазки через сальники, при этом сухие диски быстро разрушаются. Другие имеют слабые вилки перемены передач, у третьих возникают неполадки с насосом масла. Внимательный хозяин робота не допускает развития проблемы, разбираясь с ней при появлении первых признаков;

Чем плоха коробка «робот»?

Недостатки имеют все трансмиссии:

  • В движении могут появляться рывки, толчки, подергивание автомобиля. Эти недостатки имели первые варианты, в современных моделях их устранили;
  • Роботизированная машина не всегда сможет затормозить быстро или резко ускориться, этому могут помешать настройки электроники;
  • Чтобы робот работал полноценно, необходим мощный двигатель;
  • Машина с роботом начинает откатываться назад, при подъеме в горку, если при этом не пользоваться ручником. Однако, автомобили, которые оснащены специальной системой, помогающей на подъемах, не имеют такую проблему;
  • Прошивка блока управления возможна не всегда и не в каждом центре обслуживания автомобилей;
  • Трудные городские условия (пробки) снижают срок службы трансмиссии такого типа;

Плюсы роботизированной коробки передач

Любой агрегат имеет свои преимущества:

  • Разгон автомобиля происходит быстрее, чем с любой иной трансмиссией;
  • Топлива расходуется меньше, чем с механикой;
  • Износ сцепления происходит медленнее, чем у механики. Но это в основном модели с мокрым сцеплением;
  • Бережная и плавная смена передач, доступная не всякому водителю с механической КПП;
  • По сравнению с ремонтом АКПП, ремонт робота обходится дешевле;

Выводы

Управление машиной с роботом простое и комфортное, как и с автоматом. Современные роботизированные коробки не уступают другим по комфортности и надежности, прослужат долго, при наличии ухода и качественного обслуживания. Не стоит их бояться, большинство проблем и недостатков осталось в прошлом.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Вам также может быть интересно

Коробка передач DSG

Современные автомобили оснащаются разными типами КПП. ДСГ коробка это современный вариант объединения лучших качеств

Коробка робот (роботизированная коробка )

Коробка робот сегодня стремительно обретает популярность среди водителей из разных уголков планеты. Она существенно облегчает управление автомобилем, особенно в городских условиях, и считается перспективной и инновационной. Но напрасно думать, что такая трансмиссия появилась совсем недавно.

Первая роботизированная коробка появилась в далёком 1957 году. Она называлась Saxomat и могла автоматически выжимать сцепление. Переключать передачи при этом нужно было вручную. Этот образец так и остался опытным. А первая коробка автомат робот, которая стала устанавливаться на серийные автомобили, была создана в 2003 году концерном Volkswagen. Он начал ставить на свои авто роботизированную трансмиссию DSG, оснащённую двумя сцеплениями. Вскоре механизм стали использовать и другие автопроизводители мира. За время существования он претерпел некоторые модернизации.

Видео — РОБОТ (роботизированная коробка передач) — БЕЖАТЬ или МОЖНО БРАТЬ?

Коробка робот как пользоваться

Неважно какое у вас авто, Форд, Опель или Японское авто коробка-робот требует соблюдения правил эксплуатации. Чтобы агрегат работал долго без поломок, нужно знать, как пользоваться им правильно. Вот простая инструкция по использованию РКПП:

  1. Стараться ездить только по хорошим дорогам, имеющим твёрдое покрытие. Если необходимо проехать по бездорожью или рыхлому снегу, лучше отказаться от автоматического режима, если это предусмотрено конструкцией авто. Эксперты не советуют часто эксплуатировать автомобили с роботом в подобных условиях.
  2. Надавливать на газ плавно без резких движений. Водитель должен постоянно смотреть за оборотами мотора.
  3. При отсутствии на машине системы помощи при подъёме, использовать ручной тормоз. Это поможет избежать отката автомобиля назад.
  4. Стоя в пробках или на светофоре, переводить рычаг в нейтральное положение.
  5. При постановке авто на парковку следует сначала установить селектор робота в положение «нейтраль», после – затянуть ручник и затем заглушить мотор, сняв ногу с педали тормоза.
  6. Регулярно производить перенастройку электронного блока управления или обучение. Процедура выполняется согласно регламенту конкретного автопроизводителя через определённое количество километров. Обычно – через 10000-15000 км. Это связано с естественным износом дисков сцепления.
  7. Зимой при сильном морозе исключить поездки на непрогретом автомобиле. Прогревать его нужно до достижения рабочей температуры силового агрегата. Это поможет избежать повышенных нагрузок на роботизированную коробку.
  8. Стараться не буксовать, не возить тяжёлые прицепы и не буксировать другие авто. При серьёзных неисправностях машины использовать эвакуатор. Подробно об этом сказано в руководстве по эксплуатации каждого автомобиля с роботом.
Читать статью  Названы самые дешевые автомобили с АКПП в России в декабре 2022 года

Видео — Что такое РКПП (робот) | Сравнение с МКПП и АКПП | Плюсы и минусы

  • Нейтральная передача или «N». Он используется перед троганием с места или во время стояния в пробке либо на светофоре, а также при иных остановках на продолжительное время с работающим двигателем;
  • «D», «A/M», «E/M» — режим движения. После перевода рычага в это положение, необходимо отпустить педаль тормоза и перевести правую ногу на педаль газа, потихоньку начав нажимать её. Автомобиль поедет вперёд, передачи будут переключаться автоматически в зависимости от набора скорости;
  • Ручное управление или «M». Режим применяется при движении вперёд, например, при поездках по снегу, песку или бездорожью. Передачи при этом водитель переключает селектором или подрулевыми переключателями в зависимости от особенностей конструкции авто. Переключение осуществляется постепенно, на одну ступень вперёд;
  • Задний ход или «R». Режим обеспечивает движение машины назад.

На некоторых моделях машин есть спортивный и зимний режимы, обозначенные соответствующими символами.

Робот и автомат в чём разница?

Автолюбителей часто интересует, что лучше – робот или автомат и в чём отличие этих трансмиссий. Они похожи, но у каждой из коробок есть свои особенности:

  1. В АМТ, как и в АКПП, используется трансмиссионное масло. Но его объём обычно значительно меньше. Зачастую и интервалы между заменами заметно больше. Но это зависит от модели и марки машины.
  2. Робот, как и вариатор, обеспечивает лучшую динамику и меньший расход топлива в отличие от автомата.
  3. РКПП не так удобна в управлении, как автоматическая коробка, так как нередко переключает передачи с рывками. Но современные трансмиссии практически лишены этой особенности.
  4. Робот считается менее долговечным и надёжным, чем АКПП. У роботизированной трансмиссии быстро изнашиваются диски сцепления. Поэтому узел н нуждается в частой замене.
  5. Современные РКПП больше подвержены серьёзным неисправностям, требующим дорогостоящего ремонта, чем нынешние автоматы.
  6. АМТ позволяет переключать передачи вручную в особом режиме, у автоматической трансмиссии такого режима нет.

Отзывы владельцев

Робот устанавливается на многие автомобили марки Toyota, Ford, Volkswagen, Skoda и другие. Отзывы владельцев об этой трансмиссии в целом положительные. Но иногда встречаются жалобы на малый ресурс и дорогостоящий ремонт. Правда, зачастую это связано с неправильной эксплуатацией машины, несвоевременным обслуживанием и устранением мелких поломок.

РКПП на Тойота Королла и других моделях этой марки отличается надёжностью и достаточно большим ресурсом. Он дарит прекрасную динамику и небольшой расход топлива. Коробка практически не имеет рывков и прочих неприятных особенностей. Аккуратные водители сталкиваются с её поломками нечасто.

Коробка PowerShift на Фокус и других автомобилях Форд отличается менее отзывчивой и корректной работой. Она часто работает с рывками, а её ресурс редко превышает 150000 километров. На Форд Фокус 3 она перегревается в пробках, может начинать сильнее дёргаться со временем. Иногда эта проблема, по словам автолюбителей, решается перепрошивкой. В более серьёзных случаях может потребоваться ремонт.

Некоторые владельцы Фольксваген и Шкода жалуются на поломки трансмиссий DSG. Но этот агрегат не на всех моделях проблемный. При бережной эксплуатации и регулярном обслуживании он может пройти достаточно много. Противоречивы мнения и об АМТ на Lada Vesta. Нередко на этом авто требуется частая замена сцепления. Оно служит не более 40000-60000 километров пробега. Но, возможно, это зависит от манеры езды.

Сейчас мнение автовладельцев о роботе стало более позитивным, чем несколько лет тому назад. Коробки стали совершеннее, об их использовании и обслуживании появилось много полезной информации, в России открылось немало станций по ремонту РКПП. Поэтому эксплуатация таких автомобилей стала намного удобнее.

Робот на Toyota

О коробке робот на Toyota Corolla xbnfnqnt в нашей статье Коробка робот на Тойота Королла

Плюсы и минусы

АМТ обладает множеством положительных качеств. Но есть у неё и существенные недостатки.

  • Быстрый разгон автомобиля. Машина с роботом разгоняется практически также быстро, как и с механикой;
  • Низкий расход топлива. Такие авто тратят бензина практически столько же, сколько и автомобили на МКПП, или даже чуть меньше;
  • Более медленный износ сцепления, чем у авто с механической коробкой передач. Но это преимущество есть не у всех моделей с РКПП. У некоторых машин оно изнашивается даже быстрее, чем у транспорта с ручной трансмиссией;
  • Аккуратное и бережное переключение передач, недоступное многим водителям при ручном переключении;
  • Более дешёвый ремонт по сравнению с восстановлением работоспособности АКПП.
  • Возможны рывки, толчки и дёргание при движении. Но это присуще не всем роботам, более современные модели работают намного комфортнее;
  • Робот не всегда позволяет быстро затормозить или ускориться, так как этому препятствуют его электронные настройки;
  • Для корректной работы узла нужен мощный мотор;
  • Автомобиль с РКПП может откатиться назад при движении в гору, если не использовать ручник. Но машины, имеющие систему помощи при подъёме, не обладают данной особенностью;
  • Блок управления не всегда можно прошить в сервисном центре, изменив его работу;
  • Городская эксплуатация негативно сказывается на долговечности агрегата.

Обслуживание

Роботизированная коробка передач требует правильного и внимательного обслуживания. Она нуждается в регулярной замене масла и фильтров. Обычно процедура проводится каждые 60000-80000 километров в зависимости от особенностей конкретной модели авто. Для замены необходима трансмиссионная жидкость, рекомендованная автопроизводителем. Она обычно дороже, чем масло для механической коробки передач.

Владельцам машин с АМТ следует выполнять переобучение коробки в зависимости от состояния её сцепления. Не пренебрегать регулярной диагностикой электронного блока управления и проверкой работоспособности узла. Нужно обращать внимание на потёки трансмиссионной жидкости. Обслуживание робота выполняется в сервисном центре или у мастеров, имеющих опыт работы с такими механизмами и соответствующее оборудование. Самостоятельно обслуживать этот узел не рекомендуется. Поэтому при покупке авто с РКПП нужно учитывать расходы на посещение СТО.

Неисправности

Неисправности коробки – робот бывают механическими или электрическими. Основные признаки поломки трансмиссии:

  • Машина не едет при любом или некоторых положениях селектора КПП;
  • Передачи не переключаются или переключаются не вовремя;
  • На приборной панели горит Check Engine;
  • Усиление рывков и толчков при движении;
  • Появление неприятных звуков при езде;
  • Движение с пробуксовкой;
  • Течь трансмиссионного масла.

Некоторые из этих симптомов не всегда связаны с поломкой АМТ. Поэтому при их возникновении следует обратиться в автосервис для диагностики автомобиля. Это поможет быстро установить причину и, возможно, избежать слишком дорогого ремонта. Отремонтировать узел без знаний и оснащения невозможно.

Коробка передач робот

Существует 4 вида коробок переключения передач (КПП). Доля автомобилей с роботизированной коробкой передач, классическим автоматом и вариатором на дорогах постоянно растет, ведь все больше автолюбителей отказываются от ручной механики. Коробки передач, работающие без участия человека, постоянно совершенствуются. Их качество, скорость реакции на дорожные события, плавность действий становятся лучше, а любая поездка комфортнее.

роботизированная коробка передач

Что такое роботизированная коробка передач

Роботизированная коробка передач (РКПП, или робот) — это часть трансмиссии транспортного средства. Иногда ее путают с автоматической коробкой, но они отличны друг от друга. РКПП состоит из механической КПП, автоматических переключателей электрического или гидравлического типа (актуаторы) и блока управления этими переключателями (ЭБУ). То есть сама коробка — механика, автоматическим является только управление ее работой.

Для водителя РКПП выглядит почти как АКПП. Под рукой нет рычага переключения скоростей (на некоторых моделях вместо него ручка селектора), а под ногами — педали сцепления. Во время езды передачи переключаются в автоматическом режиме.

Как она работает

Механической коробкой передач, снабженной диском сцепления с маховиком двигателя, управляет робот. Алгоритм, заложенный разработчиками в ЭБУ, реагирует на показания датчиков, подавая команды сервоприводам.

Это выглядит так:

  • водитель давит на педаль газа;
  • повышаются обороты двигателя, автомобиль ускоряется;
  • по достижении заложенных в программу значений срабатывают актуаторы сцепления и вилки переключения;
  • происходит включение повышенной передачи.
Читать статью  Как научиться ездить на механической КПП: Все пункты, от А до Я

Если водитель продолжает ускорение, то на следующих запрограммированных оборотах двигателя и скорости движения ЭБУ снова подает сигнал и актуаторы опять переключают передачу.

По тому же принципу во время торможения передачи переключаются с высоких на пониженные. Высокопродуктивные процессоры позволяют создавать сложные программы, имитирующие поведение человека в разных ситуациях. И чем они сложнее, тем динамичнее и комфортнее езда.

Особенности РКПП

Работа коробки

Приводы переключения скоростей на роботах оснащаются либо электрическими моторчиками, либо поршневой гидравлической системой. Но выполняют они одну и ту же задачу — передвигают синхронизаторы шестеренок вторичного вала и выжимают сцепление.

Главное отличие в том, что гидравлика работает быстрее и мягче. Но она более дорогая в производстве, поэтому такими РКПП снабжены в основном автомобили высокого класса. Самой востребованной является DSG от немецкого концерна Volkswagen.

ЭБУ для коробок делают и отдельным, и совмещенным с блоком управления ДВС. Последний вариант наиболее целесообразен, если алгоритм управления робота учитывает показания тех же систем, что и управление двигателем, например ABS или ESP.

Устройство сцепления в роботе

Роботизированные коробки по методу взаимодействия с двигателем бывают двух типов:

  • однодисковые;
  • двухдисковые (используют два сцепления, включаемые попеременно).

Однодисковая коробка ничем не отличается от механической. В ней есть первичный и вторичный валы.

Первичный соединен с диском сцепления. Вторичный вал передает крутящий момент непосредственно на колеса. Оба вала взаимодействуют посредством шестерней разного диаметра. Переключение происходит в тот момент, когда выбранная для нужной передачи шестерня на вторичном валу блокируется. В РКПП это делают электрические манипуляторы, получающие сигнал от ЭБУ. Гидравлические приводы-манипуляторы на однодисковых коробках используются крайне редко.

Двухдисковые имеют два ведущих первичных вала, каждый из которых соединен со своим диском сцепления. Один вал отвечает за четные передачи, а второй — за нечетные и заднюю. Такое техническое решение позволило делать включение выбранной передачи более плавным. Синхронизаторы приводов работают попеременно. В момент перехода на одном валу с 1 на 2 передачу ЭБУ уже дает сигнал на подготовку к включению 3. Поэтому их еще называют преселективными, т. е. с предварительным выбором. В результате сам процесс переключения ускоряется до 0,2 и менее секунд.

Некоторые производители так настраивают работу актуаторов и алгоритмы, что робот функционирует не хуже человека.

Режимы работы

Управление водителем коробкой передач сводится к выбору режима селектором:

  1. Нейтраль обозначается «N». В этом режиме двигатель работает, но крутящий момент на колеса не передается. Включать перед началом движения, после остановки, при длительной стоянке.
  2. Движение вперед обозначается «А/М», «Е/М» или «D». Включив этот режим, отпускают педаль тормоза и нажимают педаль газа. Машина движется вперед, автоматически переключая скорости в зависимости от ускорения или торможения.
  3. Ручное управление обозначается «М». Автомобиль движется вперед, водитель самостоятельно переключает скорости, нажимая подрулевые лепестки или селектор в положения «+» или «-». При этом переключение происходит только на одну ступень.
  4. Движение задним ходом обозначается «R». Выбрав этот режим, можно ехать назад.
  5. На некоторых РКПП возможно наличие режимов «зимний» и «спортивный».

Коробка

Есть также и свои особенности при езде, к которым водитель должен привыкнуть, иначе будет попадать в неприятные ситуации.

  1. Езда в автоматическом режиме подразумевает дороги с хорошим твердым покрытием. Заехав летом в грязь, а зимой в рыхлый глубокий снег, рискуете забуксовать. Алгоритм станет выдавать ошибочные команды, и передачи будут включаться некорректно. Такие ситуации повышают износ деталей и механизмов, что увеличивает риск поломок.
  2. Педаль газа нужно нажимать плавно, ни в коем случае нельзя ее давить в пол. Нужно следить за оборотами двигателя, фиксируя моменты переключения скоростей, и избегать перегазовки.
  3. Если на авто отсутствует функция помощи при трогании в подъем, нужно поступать так же, как при пользовании ручной КПП, — использовать стояночный тормоз для предотвращения отката назад.
  4. При длительных остановках (больше 60 секунд) на запрещающий сигнал светофора или в пробке нужно переключать селектор в положение «нейтраль».
  5. Для длительной остановки на парковке сначала переводят селектор в «нейтраль», затем включают стояночный тормоз, после чего отпускают педаль тормоза и глушат двигатель.
  6. Каждый производитель указывает, с какой частотой по пробегу нужно проводить перекалибровку ЭБУ (ее еще называют инициализацией или обучением). Это нужно делать из-за износа диска сцепления. Следует проводить процедуру каждые 10000-15000 км.
  7. Зимой, при низких температурах воздуха, прогрев коробки занимает ровно столько времени, сколько его потребуется на прогрев двигателя.

Основные отличия РКПП от АКПП

Оба вида трансмиссии выполняют одну функцию — освобождают водителя от необходимости переключения передач во время движения автомобиля.

Но из-за того, что конструктивно это разные механизмы, в эксплуатации и обслуживании они отличаются друг от друга:

  1. В АКПП частью рабочего механизма является жидкость ATF. В РКПП для смазки механических узлов присутствует масло, но его в несколько раз меньше по объему. Кроме того, его надо гораздо реже менять.
  2. Автомобиль с роботом динамичнее в движении и потребляет меньше топлива. Потому что масса и габариты автомата превосходят те же показатели у робота, а переключения скоростей в РКПП происходят быстрее.
  3. На машине с АКПП ездить гораздо комфортнее, потому что передачи переключаются плавно, а роботизированная коробка не может так гасить рывки.
  4. Износ фрикционов идет медленнее, чем стирание диска сцепления.
  5. На роботизированной коробке можно переключиться на ручное управление. Оно не полное, потому что переключение производится только на одно положение и нельзя перейти, например, со 2 сразу на 4. Но автомат не дает водителю и такой возможности.

Плюсы и минусы

Широкое распространение роботизированные коробки передач получили благодаря своим достоинствам. Однако у них есть и недостатки, о которых лучше знать до покупки автомобиля, чтобы быть к ним готовым.

Схема

  1. Время разгона до 100 км/ч при аналогичности других параметров почти не отличается от времени разгона на ручной коробке.
  2. Расход топлива сопоставим с расходом на автомобилях с РКПП и до 30% ниже, чем на моделях с автоматическими коробками.
  3. Диск сцепления изнашивается медленнее, чем при ручном переключении.
  4. Робот работает аккуратнее человека, поэтому валы и шестерни коробки будут изнашиваться меньше, а служить дольше, чем в ручной механике.
  5. Стоимость ремонта и обслуживания в среднем ниже, чем у АКПП.
  1. Во время движения при включении скоростей могут ощущаться рывки и дерганье.
  2. Алгоритм, заложенный в ЭБУ, не обладает реакцией человека на ситуации, возникающие во время движения. Поэтому могут возникать ошибки, когда необходимо экстренно разогнаться или затормозить.
  3. Роботу для принятия решения нужны более «длинные» передачи, а для сохранения динамики при этом необходим более мощный двигатель.
  4. Если нет системы помощи при подъеме, то во время начала движения «в гору» возможен откат автомобиля назад.
  5. Невозможность «прошивки» блока управления. Алгоритм переключения передач — это разработка производителя, которая корректировке не подлежит.
  6. Движение в пробках плохо сказывается на узлах и механизмах коробки, приводя их к раннему разрушению.

Признаки неисправности

Как и любой механизм, роботизированная коробка подвержена износу во время работы и может ломаться. Неисправности делятся на механические и блока управления. Каждая имеет свои проявления.

Признаки механических поломок:

  • пробуксовка во время движения по ровному твердому дорожному полотну говорит об износе диска сцепления;
  • если не переключаются передачи, это может говорить о поломке актуаторов;
  • посторонние шумы во время движения могут быть вызваны целым рядом причин, и для выявления поломки следует провести диагностику узлов и механизмов;
  • усиление рывков во время переключения передач может происходить из-за износа и разрушения зубчатых соединений на валах коробки, износа вилок выбора шестеренок;
  • загоревшаяся лампа Check Engine на панели приборов говорит о необходимости компьютерной диагностики.

Признаки ошибок в ЭБУ:

  • сбивается режим работы робота, переключения передач происходят некорректно и не вовремя;
  • рывки во время включения передач становятся сильнее;
  • при выборе селектором положения движения вперед или назад машина не едет;
  • загорается контрольная лампочка Check Engine.

Чтобы разобраться, из-за чего возникли неприятности, нужно провести правильную диагностику с применением специального оборудования.

Актуальность коробки в России

Автомобили с коробками-роботами у наших автолюбителей пользуются хорошим спросом. Опросы показывают, что доля россиян, готовых купить авто с РКПП, колеблется в пределах 15-20%. При этом надо отметить, что доля желающих пользоваться классическим автоматом все же в 2 раза выше.

В крупных городах платежеспособные слои населения выбирают АКПП из-за более комфортной езды и гораздо меньших проблем, связанных с эксплуатацией в условиях частых пробок на дорогах. Притом цены на автомат и хороший преселективный агрегат находятся на одном уровне. Но, если цена на горючее будет продолжать расти, многие предпочтут авто с РКПП (как более дешевый в эксплуатации), особенно когда поездки не ограничиваются маршрутом работа-дом.

Источник https://mojcar.ru/ustrojstva-avtomobilya/transmissiya/robotizirovannaya-korobka-peredach.html

Источник https://akira-auto.ru/blog/korobka-robot-robotizirovannaya-korobka/

Источник https://topvariator.ru/transmissija/korobka-peredach/robot/kp-robot