Номинальная и остаточная грузоподъемность противовесных погрузчиков и складской техники
Какой массы грузы будут обрабатываться при помощи погрузчика? Обычно, это один из первых вопросов, который задает поставщик техники покупателю, чтобы помочь ему выбрать модель, оптимально удовлетворяющую условиям эксплуатации. В данной статье рассмотрены понятия номинальной и остаточной грузоподъемности противовесных погрузчиков и складской техники, представление о которых должен иметь каждый владелец склада, а также связь этих характеристик с такими важными параметрами как центр тяжести и высота подъема.
Что обеспечивает устойчивость погрузчика
Способность погрузчика сохранять устойчивость при подъеме и транспортировке груза, расположенного вне периметра его шасси (на вилах или в другом грузозахватном устройстве), обеспечивается наличием противовеса, уравновешивающего массу груза на вилах, по другую сторону от оси вращения (для погрузчика – переднего моста).
Нагрузка на вилы должна быть уравновешена весом погрузчика. Этот основной принцип используется при выборе груза.
Способность погрузчика работать с грузом рассматривается с точки зрения сохранения устойчивости при движении во всех направлениях и выполнении всех типичных для погрузчика операций.
В конструкцию ричтрака заложен этот же принцип: роль противовеса здесь играют шасси и аккумуляторная батарея, благодаря чему этот вид техники может обрабатывать грузы за пределами собственных габаритов.
Центр тяжести
Центр тяжести (CG, COG – center of gravity) — это такая точка приложения равнодействующей сил тяжести, действующих на все части тела, которая не изменяет своего положения при любых переворотах тела. Если объект имеет однородную структуру и правильную форму, его центр тяжести будет близок к геометрическому центру. Если объект имеет неправильную форму или неоднородную структуру, центр тяжести может быть смещен в любую сторону от геометрического центра.
Устойчивость и центр тяжести
Устойчивость порожнего погрузчика зависит от расположения его собственного центра тяжести, а груженого — от расположения общего центра тяжести системы «погрузчик + груз». Погрузчик имеет движущиеся части, поэтому при работе центр тяжести перемещается: центр тяжести перемещается вперед или назад по мере наклона мачты вперед или назад; центр тяжести перемещается вверх или вниз по мере перемещения грузозахватного устройства вверх или вниз.
На расположение центра тяжести системы «погрузчик + груз» и устойчивость груженого погрузчика влияют:
- размер, масса, форма и положение груза;
- высота подъема груза;
- угол наклона мачты погрузчика вперед или назад;
- динамические нагрузки, возникающие при ускорении, торможении или повороте погрузчика;
- состояние и уклон поверхности, на которой работает погрузчик.
Эти факторы следует учитывать также тогда, когда погрузчик не несет груз. Порожний погрузчик опрокидывается на бок легче, чем груженый с нижним расположением груза.
База устойчивости погрузчика
Для сохранения устойчивости погрузчика (чтобы он не опрокидывался вперед или в сторону) центр тяжести системы «погрузчик + груз» должен оставаться в пределах области базы устойчивости погрузчика — треугольника, вершинами которого являются передние колеса и середина задней оси.
Если центр тяжести перемещается вперед дальше передней оси, погрузчик опрокинется вперед. Если центр тяжести перемещается за линию с какой-либо из сторон базы устойчивости, погрузчик опрокинется вбок.
База устойчивости штабелера
В конструкции штабелера не используется принцип противовеса: проекция центра тяжести при обработке груза штабелером находится в пределах периметра его конструкции.
Номинальная грузоподъемность
Номинальная грузоподъемность погрузчика при заданном центре нагрузки приводится в начале спецификации и в табличке, нанесенной на погрузчик, с названием модели и указанием грузоподъемности.
Центр нагрузки (расстояние до центра тяжести груза, load center distance) представляет собой расстояние по горизонтали от передней поверхности спинки вил или другого грузозахватного устройства до центра тяжести груза.
ПроизводительХарактеристика | Cat Lift Trucks | Cat Lift Trucks | Cat Lift Trucks |
---|---|---|---|
Модель | EP13PNT | EP15PNT | EP16CPNT |
Привод (электро-, дизель, газ, бензин) | электро- | электро- | электро- |
Оператор (сопровождающий, сидя, стоя) | сидя | сидя | сидя |
Номинальная грузоподъемность, кг | 1300 | 1500 | 1600 |
Номинальный центр тяжести груза, мм | 500 | 500 | 500 |
Расположение центра тяжести по вертикали от несущей поверхности вил предполагается равным расстоянию по горизонтали. Необходимо соблюдать осторожность при обработке высоких грузов, так как их более высокий центр тяжести иначе влияет на устойчивость погрузчика.
Приведенная ниже табличка с указанием грузоподъемности предназначена для погрузчика с мачтой 3000 мм, грузоподъемность которого составляет 2500 кг при расположении центра нагрузки на расстоянии 500 мм.
Табличка с указанием грузоподъемности предписывает, что погрузчик может поднимать груз весом до 2500 кг, если центр тяжести груза отстоит не более, чем на 500 мм от передней поверхности спинки вил. Также погрузчик может безопасно обрабатывать грузы массой до 1600 кг с центром тяжести 1000 мм и массой до 1200 кг с центром тяжести 1500 мм
Обратите внимание: при уменьшении центра нагрузки номинальная грузоподъемность не изменяется.
Номинальная грузоподъемность определяет максимальный вес груза, который можно безопасно транспортировать при помощи погрузчика с сохранением его устойчивости и без риска повреждения механических, электрических, гидравлических и прочих систем. Именно на этот показатель рассчитаны конструкционные решения (прочность сварных швов, нагрузка на несущие элементы и т.д.).
Не превышайте номинальную грузоподъемность техники – это опасно и ведет к преждевременному износу оборудования! Не следует эксплуатировать погрузчик, если на нем отсутствует табличка с указанием грузоподъемности.
Если не указано иное, грузоподъемность, приведенная в табличке грузоподъемности, рассчитана для стандартного погрузчика, оснащенного вилочным захватом, без приспособлений специального назначения.
При изменении комплектации погрузчика – установке навесного оборудования, установке мачты иного типа или с увеличенной высотой подъема необходимо запросить у поставщика и прикрепить к погрузчику обновленную табличку с актуальными данными грузоподъемности.
Вес приспособления и изменение центра нагрузки влияют на допустимую грузоподъемность погрузчика.
Остаточная грузоподъемность
При подъеме груза общий центр тяжести системы «погрузчик + груз» смещается вверх, при этом ее устойчивость снижается. Способность погрузчика сохранять устойчивость при подъеме груза определяется значениями остаточной грузоподъемности для каждой высоты подъема.
Остаточная грузоподъемность – не расчетная величина. Она определяется методом экспериментальных измерений для каждой серийной модели на испытательном стенде и фиксируется в таблицах и графиках остаточной грузоподъемности.
EP13PNT SE Tires / SS
Остаточная грузоподъемность изменяется при установке на погрузчик навесного оборудования, в том числе устройства бокового смещения вил, или различных типов колес. Например, при установке сдвоенных пневматических колес остаточная грузоподъемность погрузчика будет выше, чем при установке одинарных, а при установке цельнолитых колес – выше, чем при установке пневматических.
В таблице (см. выше) приведены значения остаточной грузоподъемности для погрузчика CAT EP13PNT при оснащении его симплексными мачтами с высотой подъема от 2000 до 6000 мм, при центре нагрузки 500 мм и установке на погрузчик цельнолитых колес и навесного устройства бокового смещения.
Попытка поднять груз, превышающий допустимую остаточную грузоподъемность для данной высоты ведет к быстрой потере продольной и боковой устойчивости погрузчика.
Грузоподъемность и выбор техники
Таким образом, при выборе техники с точки зрения грузоподъемности необходимо учитывать следующие показатели.
Показатель | Описание |
---|---|
Номинальная грузоподъемность | Определяет максимальный вес груза, который можно транспортировать с сохранением устойчивости и целостности конструкционных элементов погрузчика |
Остаточная грузоподъемность | Определяет максимальный вес груза, который можно поднять на каждый уровень хранения |
Центр тяжести груза | Обработка грузов с увеличенным центром тяжести по сравнению с номинальным (приведенным в спецификации и на табличке грузоподъемности) снижает допустимую массу обрабатываемых грузов |
Используемое грузозахватное оборудование | Устройства бокового смещения, длинные вилы, ротаторы, захваты и прочее грузозахватное оборудование снижают допустимую массу обрабатываемых грузов из-за смещения центра нагрузки и собственной массы устройства |
Как правильно выбрать погрузчик и сэкономить.
Еще лет 7-10 назад чтобы купить вилочный погрузчик, нужно было сильно постараться. Выбор спецтехники на рынке был ограничен, в основном, продукцией болгарских производителей, парой-тройкой японских фирм, имеющих тесные связи с нашей страной еще со времен СССР и продукцией отечественных заводов, только-только выкарабкивающихся из руин. Сегодня ситуация изменилась коренным образом. Практически каждый крупный мировой производитель спецтехники имеет своего официального представителя в нашей стране. Отечественная промышленность, взяв на вооружение зарубежный опыт и технологии, активно развивается. Не отстает и Китай, активно, если не сказать агрессивно, продвигая свои, пока еще малоизвестные бренды. А в последние годы набирает обороты рынок вторичной техники, бывшей в употреблении.
Спецтехники настолько много и она настолько разнообразна, что, порой, даже не ясно, почему те или иные модели при видимом сходстве различаются в цене.
В таких условиях основной задачей покупателя становиться не поиск техники вообще, а выбор именно той модели погрузчика, которая бы работала с максимальной эффективностью. К сожалению, не каждый продавец погрузчиков может (или хочет) разъяснить неопытному покупателю все нюансы, предостеречь его от возможных проблем и последствий. Ведь его задача продать! А задача покупателя купить именно ту модель, которая ему
необходима, не затратив при этом лишних денег, но и не получив за собственные деньги дополнительной головной боли.
Именно в этом призван помочь наш сайт. Если Вам предстоит покупка погрузчика, внимательно ознакомьтесь с нашими советами. Внимательно изучите их, и Вы сможете избежать большого количества ошибок, которые так часто допускают неопытные покупатели спецтехники.
Прежде всего, необходимо понять, что погрузчик – техника, которая подбирается с учетом требований конкретного производства. Машина, с успехом работающая на соседнем складе, может оказаться совершенно бесполезной на Вашем. Поэтому, прежде чем выкладывать солидную сумму денег на ее покупку, необходимо четко знать, какая именно техника Вам нужна. И только потом обзванивать продавцов и собирать информацию о предложениях.
Большую часть нижеследующих вопросов Вам в любом случае зададут продавцы спецтехники. Лучше, чтобы ответы на них были готовы заранее. В какой-то мере это позволит Вам оценить профессионализм самого продавца, а представителю фирмы даст понять, что Вы имеете некоторый опыт в покупке и эксплуатации спецтехники.
Этап первый: подготовительный. Выбираем условия эксплуатации погрузчика.
Итак, перво-наперво, нужно решить, для каких целей Вам необходима техника, и в каких условиях она будет работать. От этого зависит… да, собственно, всё зависит именно от этого.
- Внимательно осмотрите складские помещения и весь предполагаемый маршрут проезда погрузчика.
- Если предполагается работа не только в крытом помещении, но и на улице, обязательно учтите климатические особенности местности.
- Оцените уровень вентиляции складских помещений.
- Замерьте ширину проездов и предполагаемых мест разворота, высоту дверных проемов, уклон пола.
- Особое внимание обратите на качество напольного покрытия.
- Уточните, не требует ли работа на Вашем складе каких-либо особых условий (специального температурного режима, стерильности, высокой пожарной безопасности и т.п.)
Как Вы убедитесь дальше, каждый из этих пунктов существенно влияет на выбор того или иного параметра будущей машины и пренебрежение хотя бы одним из них приведет к печальному результату – напрасно потраченным деньгам. От этих показателей зависит выбор типа двигателя и модели погрузчика, его габаритов, а так же, в некоторой степени, тип шин.
Основным предназначением погрузчика, конечно же, является подъем и перемещение груза. Поэтому следующим этапом предварительной подготовки будет адекватная оценка будущего груза и всех манипуляций, которые необходимо с ним проводить.
- Определите габариты будущего груза. Будет ли он упакован в стандартную палету?
- Предполагаемый вес груза. Это – крайне важный момент. Исходя из данных о весе, подбирается один из основных параметров погрузчика – грузоподъемность.
- Желаемая высота подъема. И (внимание!) вес груза, который необходимо поднимать на максимальную высоту. По этому параметру определяется высота мачты погрузчика, а так же показатель остаточной грузоподъемности. Зачастую, неопытный покупатель уверен, что грузоподъемность погрузчика одинакова на любой высоте подъема, а это абсолютно не верно.
- Есть ли необходимость работы в фурах, вагонах, контейнерах и помещениях с ограниченной высотой? Сведения необходимы для определения типа мачты.
- Уточните, потребуется ли перемещение груза горизонтально или четкое его позиционирование при складировании. Если да, то возможно придется оборудовать погрузчик дополнительной опцией бокового смещения (side-shift).
- В случае необходимости работы с негабаритным или непалетированным грузом обязательно уточните все параметры этого груза (вес, диаметр, габариты). Это поможет максимально точно подобрать дополнительное навесное оборудование.
После того, как все предварительные параметры уточнены, можно приступать к выбору погрузчика.
Этап второй: определяем тип двигателя.
Собственно, большого выбора у покупателя погрузчика в этом вопросе нет. Выбирать придется между двигателем внутреннего сгорания и электрическим двигателем.
ДВС – самый распространенный тип двигателя современных погрузчиков. Именно такие погрузчики работают на большинстве предприятий, в больших складах или на открытых территориях.
Каждый мало-мальски разбирающийся в технике автолюбитель имеет свое личное, неоспоримое мнение о преимуществах того или иного типа двигателя внутреннего сгорания. Когда дело касается покупки личного транспорта, решение этого вопроса остается только за будущим хозяином автомобиля. Но если вы приобретаете вилочный погрузчик или другую спецтехнику, к выбору типа двигателя необходимо подходить более тщательно, учитывая целый ряд факторов, на первый взгляд не очень значительных.
В ситуации, когда покупатель принял твердое решение приобрести машину с ДВС, а не с электродвигателем, ему обычно предлагается на выбор два варианта: купить дизельный вилочный погрузчик, или бензиновый погрузчик, с установленным на нем оборудованием LPG (газ/бензин). Сразу отметим, что погрузчики с чисто газовым двигателем в нашей стране не очень популярны, что вполне логично объясняется сложностью их эксплуатации на открытом пространстве в зимний период. Уже при -5°С запуск газового двигателя может преподнести владельцу целый ряд сюрпризов. Наилучшим выходом в этом случае будет запуск и прогрев от бензина, а затем переключение на газ.
До недавнего времени условно считалось, что дизельный двигатель экономичней бензинового. Но фантастические скачки цен на топливо практически уравняли эти показатели. Хороший бензин и дизтопливо стоят примерно одинаково. Стоимость газа гораздо ниже, но периодически возникает проблема с заправкой, не на каждой заправочной станции можно наполнить баллон пропан-бутаном. Зачастую, приходиться для этого далеко ездить или покупать запасной баллон, чтобы погрузчик не простаивал во время заправки.
Расхождение по все остальные показателям у современных вилочных погрузчиков с ДВС отлично выражается словом «чуть».
Газовый чуть более экологичен и удобен для применения в закрытых помещениях. Новые модели дизельных даже при отсутствии специального катализатора выхлопа, чуть больше загрязняют воздух в закрытом невентилируемом помещении. Но разница практически не заметна «невооруженным глазом». Еще раз подчеркнем, что речь идет о моделях, старше 2003 года.
Этап третий: мачта для погрузчика.
Выбор мачты погрузчика, конечно же, зависит от предполагаемых условий работы и желаемой высоты подъема груза.
Помните, еще в самом начале мы рекомендовали Вам уточнить желаемую высоту подъема, необходимость работы в низких помещениях и измерить высоту дверных проемов. Самое время воспользоваться этими данными.
Прежде всего, следует сказать, что мачты делятся на стандартные, нестандартные и … скажем так, очень нестандартные.
Стандартной мачтой для погрузчика практически все производители считают обычную двухсекционную (дуплексную) мачту, общей высотой 3-3,3 метра. Подъем груза при помощи стандартной мачты выглядит следующим образом: каретка, закрепленная на мачте, приподнимает груз совсем немножко (до 155 мм), после этого сразу приходит в движение вторая часть мачты. Т.е. сама каретка с закрепленными на ней вилами остается неподвижной – движется секция мачты. Если такой принцип работы Вам подходит – прекрасно, лишних денег Вам тратить не придется. Если же производственная необходимость требует работы в помещении с ограниченной высотой (вагоне или контейнере), то в этом случае требуется мачта с дополнительным цилиндром, обеспечивающим, так называемый полный свободный ход каретки. Для того чтобы снять паллету из-под потолка вагона, каретка должна двигаться по первой секции мачты без выдвижения второй секции. Свободным ходом можно оборудовать любую мачту любой высоты. Такие погрузчики обычно называют «вагонниками». Стоимость «вагонника» обычно превышает стоимость стандартной модели на 7-10% .
Свободным ходом можно оборудовать любую двухсекционную мачту.
Если же стандартная высота подъема Вас не устраивает, тогда придется приобрести погрузчик с трехсекционной (триплексной) мачтой. Высота подъема такой мачты может достигать 6 метров. Обычно производители предлагают следующие варианты высоты подъема: 4 — 4,5 — 4,7 – 5 — 5,5 и 7 метров. Сразу следует сказать, что продавцы обычно не держат на складе всю модельную линейку мачт. Скорее всего, Вам предложат один вариант в диапазоне 4-7 метров. Если есть выбор, рекомендуем выбирать более высокую мачту, разница в цене будет не слишком значительной. Трехсекционная мачта будет в любом случае оборудована полным свободным ходом каретки, и ее стоимость будет составлять примерно 10-15% от базовой стоимости погрузчика.
Этап четвертый: грузоподъемность погрузчика.
Основным этапом подготовки к покупке погрузчика является определение его грузоподъемности. Именно от этого параметра зависит формирование базовой стоимости машины.
Для того чтобы выяснить, какая именно грузоподъемность будет оптимальной для Вашего предприятия, рекомендуем вернуться к данным специфике груза, которые мы рассматривали в первой статье. В данной ситуации нас будут интересовать следующие характеристики: вес груза, стандартность его габаритов и максимальный вес, который необходимо поднимать на максимальную высоту.
Номинальная грузоподъемность погрузочной техники, которую указывают все производители, рассчитывается, исходя из центра тяжести погрузчика 500-600 мм.
Это параметр стандартной европалеты, а точнее, расстояние от центра тяжести палеты до каретки вил. Услышав от продавца: «Грузоподъемность составляет 3 тонны», покупатель должен очень четко представлять себе, что эти 3 тонны должны иметь стандартные габариты упаковки.
Что произойдет с машиной, если нарушить это правило? Все очень просто – в действие вступят законы физики, известные нам со школьных времен. При изменении центра тяжести груза изменится грузоподъемность машины. И чем больше будет смещен центр тяжести, тем меньший груз будет в состоянии поднять погрузчик. С учетом того, что противовес машины находится сзади, погрузчик будет зарываться носом в землю даже при относительно небольшой высоте подъема. А если вес и удастся поднять (на пределе нагрузки на все рабочие узлы), то машина гарантировано завалится в сторону, и тут уж порчи груза не избежать. Если Ваш груз нестандартен – обязательно предупредите об этом продавца! В противном случае Вы впустую потратите деньги, а техника не будет выполнять необходимых функций.
Следующий не менее важный момент, который необходимо выяснить с продавцом – максимальная грузоподъемность на максимально желаемой высоте. Не следует думать, что трехтонная машина поднимает 3 тонны на любую высоту. Конечно же, это не так. Большинство современных моделей соблюдают номинальную грузоподъемность примерно до 4 метров. Далее, благодаря тем же законам физики, грузоподъемность уменьшается пропорционально высоте подъема и центру тяжести груза. И на высоту 4,7 метров тот же трехтонник способен поднять только 2400 кг (при центре тяжести 500 мм) или 2100 — 2200 (при ц.т. 600 мм). Еще выше и вовсе до 700 -1000 кг. Причем у различных производителей эти параметры будут отличаться, но не принципиально. Поэтому обязательно учтите этот факт и поинтересуйтесь у продавца остаточной грузоподъемностью погрузчика на требуемой Вам высоте.
Этап пятый: габариты погрузчика.
Страшный сон покупателя погрузчика: машина куплена, отлично работает на территории, поднимает паллету, въезжает в склад и… упс. застревает в межстеллажном пространстве. Не удивляйтесь, это вполне реальная ситуация, и встречается она не так уж редко.
То ли, следуя пожеланиям владельца складов, проектировщики свели к минимуму «бесполезную» площадь проездов, планируя использовать на складе специализированную узкопроходную технику (ричтраки). То ли перед заказом погрузчика, будущий покупатель просто забыл измерить ширину проездов на своем складе.
Но чаще всего это происходит по другой причине.
Менеджер продавца, неопытный проектировщик или сам покупатель перепутали два показателя — радиус поворота (Wa) и проезд при складировании с поворотом (Ast).
Конечно, если проезды между стеллажами на складе больше 4 метров – эта проблема не затронет Вас никоим образом. Но, принимая во внимание стоимость земли, современные склады проектируются с учетом максимально эффективного ее использования. Поэтому межстеллажное расстояние в 3-4 метра – критический показатель.
Посмотрим, что получается на практике, на примере стандартного 2,5 тонного погрузчика.
Получив от продавца характеристики желаемого погрузчика, покупатель видит графу «радиус поворота» и ее значение 2240 мм. «Отлично,- думает покупатель – у меня ширина проезда 2700, погрузчик гарантированно развернется между стеллажами».
И забывает уточнить у продавца, а что же, собственно, за параметр «радиус поворота».
Радиус поворота (Wa) подразумевает поворот погрузчика вокруг своей оси без вил! Иногда его называют «гаражный разворот». Естественно, что использовать этот габарит при расчете ширины проездов недопустимо. Для того чтобы понять, способна ли машина, нагруженная стандартной паллетой не только проехаться вперед-назад между стеллажами, но и повернуться там на 90°, для того, чтобы обработать груз, необходимо знать значение Ast.
Каждый уважающий себя производитель в технических характеристиках приводит 2 значения Ast — для паллеты 1000х1200мм и 800х1000 мм.
Для того же 2,5 тонника, Wa которого равен 2240, Ast (для паллеты 1000х1200) будет 3775 мм. Разница между этими двумя показателями весьма существенна.
Естественно, что значение Ast напрямую зависит от ширины и, главное, длины самого погрузчика и его вил. Современные машины выгодно отличаются от своих предшественников 10-15-летнего возраста именно своими габаритами. Все производители прилагают максимальные усилия для того, чтобы решить проблему ширины проезда. Ведь каждый владелец склада хочет использовать даже минимальный клочок своей земли. Но технические новинки, как правило, требуют дополнительных вложений. Нестандартный погрузчик обойдется Вам дороже (а, порой, и существенно дороже).
Этап шестой: шины для погрузчика.
При покупке погрузчика, придирчиво выбирая тип двигателя, страну происхождения, расход топлива, многие покупатели часто забывают поинтересоваться, а во что, собственно, будет «обута» их техника.
Будет ли возможность быстро сменить пришедшую в негодность шину? Ведь нет ничего обидней, когда абсолютно исправный погрузчик не может работать из-за такого пустяка, как внезапно лопнувшая камера.
Сразу успокоим потенциальных покупателей. Если техника у Вас стандартная, то, скорей всего, сменную шину Вы сможете подобрать быстро, максимум за 2-3 дня. В самых критических случаях (старая или нестандартная спецтехника) можно воспользоваться восстановленной резиной. Но это рекомендуется только в том случае, когда достать подходящий размер действительно невозможно.
Шины погрузчиков при своих относительно небольших размерах, подвергаются весьма существенным механическим и термическим нагрузкам, и от правильного их подбора зависит не только расход топлива и проходимость машины. Камера, лопнувшая в неудачный момент, может способствовать тому, что погрузчик потеряет устойчивость и перевернется вместе с поднятым грузом. И тогда уж не избежать не только ремонта, но и существенных материальных потерь.
Какие шины лучше необходимы именно Вашему погрузчику? В чем плюсы и минусы использования определенного типа шин? Давайте разбираться в этом. Для начала нелишним будет вновь вспомнить об условиях эксплуатации погрузчика и специфике работы предприятия. Выбор шин напрямую зависит именно от этих факторов.
В основном, для погрузчиков и прочей не слишком крупной спецтехники используют два типа шин – пневматические и цельнолитые. Есть, правда, еще и бандажные шины, но их уже давно не используют для обычной техники – слишком дорого и неэффективно.
Пневматические шины (камерные и бескамерные) – самый распространенный тип «обуви» для погрузчика. Пневматику используют для работы на относительно качественных дорожных покрытиях. Обязательным условием является отсутствие металлической стружки, стекол, гвоздей (т.е. всего, что может повредить шину).
Скорее всего, Ваш новенький погрузчик будет как раз с диагональными пневматическими шинами. У большинства производителей именно они входят в стандартную комплектацию.
Но и в этом случае, возможен выбор, обусловленный особенностями эксплуатации. Диагональная покрышка толще в торце, а, следовательно, более устойчива к различным механическим воздействиям, она не повредиться от отскочившего камня, не притрется о бордюр, выдержит большую нагрузку. Но, во-первых, она имеет большое внутреннее теплообразование, в жарком климате или помещении с высокой температурой она будет скорее изнашиваться. Во-вторых, диагональная шина предназначена скорее для передвижения по неровному дорожному покрытию.
Если предполагается, что погрузчик будет совершать большие переезды по хорошей шоссейной дороге или работать на мягких, рыхлых почвах, целесообразней использовать радиальные шины. Они несколько дороже (на 30-40%), зато имеют повышенное сцепление с грунтом и относительно невысокое теплообразование.
Как выбрать мини-погрузчик. Советы эксперта.
Как выбрать мини-погрузчик Какую работу будет выполнять техника? Максимальная грузоподъемность техники Высота подъема груза Тип конструкции и особенности погрузчика Мощность двигателя Гусеничная техника или колесная? Дополнительные контуры и мощность гидравлической системы Органы управления
Применяемые на производстве и в коммунальном хозяйстве мини-погрузчики могут отличаться типом, специализацией, конструкцией, габаритами и навесным оборудованием. Например, модель может быть с фронтальным или бортовым поворотом, адаптированная на работу с конкретными типами грузов и так далее.
На выбор мини-погрузчика влияет множество факторов, которые стоит учитывать, чтобы добиться экономической целесообразности покупки или аренды.
Область применения мини-погрузчиков
Очертив круг задач, которые будет решать мини-погрузчик, куда проще определиться с его конструкционными и функциональными особенностями. Техника применяется в следующих областях:
- погрузочно-разгрузочные работы в логистических центрах и на складах;
- строительство;
- прокладка коммуникаций (трубы, кабели и так далее);
- дорожно-строительная отрасль;
- ремонт дорог;
- поддержание чистоты.
Важно определиться будет ли техника решать одну задачу, несколько или нужен мультифункциональный мини-погрузчик, способный выполнять разнообразные задачи. В последнем случае необходимо докупить навесное оборудование нужного типа. Также стоит обратить внимание, что в данном случае придется остановить выбор на моделях с более мощной гидросистемой. Как правило, речь идет о погрузчиках с бортовым поворотом, однако, если львиная доля работ будет связана с поднятием грузов и погрузочно-разгрузочными операциями, предпочтение лучше отдать фронтальным моделям.
Имеет значение и производительность. Если планируется перемещение грузов на максимальное расстояние в 30 метров, с работой лучше справятся погрузчики с бортовым поворотом, если расстояние больше, выбор очевиден – фронтальные.
Грузоподъемность
В паспорте можно увидеть номинальную грузоподъемность техники, которая составляет 50% от массы груза, способного опрокинуть мини-погрузчик. Как она рассчитывается?
Мини погрузчик поднимает ковш на предельную высоту с максимальным вылетом. В ковш постепенно помещается груз до тех пор, пока задняя ось не начинает отрываться от грунта. В это время техника уже готова опрокинуться – достаточно незначительного импульса.
Для гусеничной техники расчёт происходит иначе. Номинальная грузоподъемность рассчитывается в пределах 35% от массы груза, способного опрокинуть мини-погрузчик.
Расчёт для погрузчиков со сложно сочленённой рамой происходит несколько сложнее. В некоторых случаях производители идут на хитрость и расчёт ведут при прямом положении рам, однако, такое положение в рабочем процессе встречается крайне редко. Как правило, для моделей, оснащенных ковшом номинальная грузоподъемность составляет до 20% от массы опрокидывания, в то время как для моделей, оснащенных вилами – до 40%.
Ни в коем случае не стоит полагаться на показатель максимальной массы. Если техника работает на пределе своих возможностей, скорость износа рабочих узлов значительно увеличивается. Вместо расчётных 2-3 месяцев между серозными ТО, будет проходить 2-3 недели. Нужно брать технику с запасов в 25-30%. Если планируете оперировать с грузами в тонну, купите модель, способную поднимать 1300 кг.
Также учитывайте, как часто и какой продолжительности будет рабочая смена. Если эксплуатация будет в интенсивном режиме, стоит рассматривать модели надежных производителей. Это может быть LiuGong, Bobcat, CAT даже несмотря на более высокую по сравнению с бюджетными решениями стоимость.
Выбрав качественные мини-погрузчики, своевременно обслуживая рабочие узлы и проходя ТО, можно быть уверенным в выполнении поставленной производственной задачи, несмотря на область применения техники.
Высота подъема груза
Чем выше вынос ковша, тем проще получается выполнять работу, однако, есть и условности. Так, высокий подъем налагает ограничения по массе груза, вплоть до 15% массы опрокидывания.
Тип конструкции и особенности погрузчика
Стоит учитывать, что в большинстве случаев универсальной техники нет. Можно добавить функциональности, приобрести всё дополнительное оборудование, однако, всегда придется идти на компромиссы, учитывая специфику дальнейшей работы мини-погрузчика. И здесь уже стоит учитывать следующие критерии выбора.
Гусеничная техника или колесная?
В зависимости от типа грунта и погодных условий применяется техника на различных шасси.
- Гусеничный. Применяется в условиях слабых грунтов и влажной среде. Например, на строительной площадке без дорог, не разработанном участке под ИЖС, площади с большим количеством неровностей. Гусеничная лента обеспечивает лучшее сцепление с большинством типов поверхностей, обеспечивая устойчивость мини-погрузчика в любых условиях. Но и без недостатков не обошлось. Техника на гусеничном ходу отличается медлительностью повышенным расходом топлива и высокими расходами на эксплуатацию ходовой части.
- Колесная. Универсальный вариант, способный работать экономично и максимально эффективно практически в любых условиях, но уступает гусеничной по устойчивости и проходимости.
Что выбрать?
Достаточно ответить для себя на следующие вопросы:
1. Сможет ли оператор колесного погрузчика справиться с работой, запланированной на данном участке или нет?
2. При использовании гусеничного погрузчика будут ли компенсированы затраты на эксплуатацию более высокой производительностью.
3. Справится ли гусеничный погрузчик с запланированными работами или придется делегировать часть задач.
Мощность двигателя
В зависимости от типа конструкции погрузчика мощность двигателя может отличаться на 30-50% при одной и той же грузоподъемности. В чем причина?
Погрузчикам с бортовым поворотом имеют более сложную гидросистему, обеспечивающую не только подъем и опускание ковша с грузом, но и движение ходовой части относительно центральной оси. Запас мощности двигателя должен быть не менее 30 процентов от максимальной нагрузки при выполнении ваших проектов.
Отдельное внимание необходимо уделить выбору топлива.
- Газ. Экологичнее и экономичнее, но имеет свою специфику. Погрузчик на газовом оборудовании хуже заводится при отрицательных температурах, особенно в сильные морозы. Поэтому предпочтительно во время простоя заводить технику в отапливаемое помещение, да и часть рабочего времени должно проходить в помещении, чтобы избежать неполадок с ГБО.
- Бензин. Распространенное топливо. Легко заправить, легко эксплуатировать. Двигатели и другие агрегаты максимально проверены временем. Надежные агрегаты, но и расход топлива тоже немаленький. Исключена эксплуатация в помещениях без серьезной вентиляции.
- Дизельное топливо. Аналогично бензину, только экономичность выше, хотя эксплуатационные расходы тоже выше.
- Электричество. Чаще модели с АКБ применяются для складской работы внутри отапливаемых помещений, так как работа в условиях холода резко снижает ресурс батареи.
Мощность гидравлики
Мощность гидравлического блока должна соответствовать выполняемым работам. Работа на пределе мощности или с превышением рабочих показателей – верный путь в ремонтную мастерскую. Внимание нужно уделить технике, которую планируется использовать с навесным гидравлическим оборудованием. В данном случае необходим запас по мощности.
Если мощность гидравлики ниже, чем номинальная у навесного оборудования может произойти две вещи:
- оборудование откажется работать корректно;
- рабочая мощность будет недостаточной для выполнения работ.
Органы управления
Эргономика рабочего пространства оказывает влияние на продуктивность работы оператора. Значение имеют следующие факторы:
- удобно ли оператору размещение за органами управления;
- наличие или отсутствие шумоизоляции, вынуждающее применять дополнительные средства защиты;
- наличие обогрева рабочего места и кондиционирования;
- наличие вентиляции для обеспечения циркуляции воздуха в кабине;
- доступность органов управления в рабочем положении;
- легкость управления рычагами и манипуляторами;
- отсутствие или наличие слепых зон при маневрировании.
Источник https://sitmag.ru/article/17289-nominalnaya-i-ostatochnaya-gruzopodemnost-protivovesnyh-pogruzchikov-i-skladskoy-tehniki-gruzopodemnost-pogruzchika-osnovnye-ponyatiya
Источник https://tcm-russia.ru/about/information/kak-pravilno-vybrat-pogruzchik-i-sekonomit
Источник https://ostrovmashin.ru/articles/vybrat-mini-pogruzchik/