почему у нового автомобиля скрипят тормоза
23 причины скрипа тормозов. О многих вы даже не догадывались!
Как избавится от шума и скрипов при работе тормозов? Вроде бы ответ лежит на поверхности: нужно исключить факторы, способствующие их возникновению. Но на самом деле не все так просто
Факторов, влияющих на возникновение шумов и скрипов тормозов больше двух десятков, и каждый из них может спровоцировать явление, из-за которого можно неоднократно, но безрезультатно, менять исправные колодки и диски. Однако важно помнить, что любая из нижеперечисленных причин вызывает изменения в разных сочетаниях всего четырех ключевых параметров сбалансированной системы колебаний: масса, геометрия, температура и коэффициент трения ее компонентов.
1 Загрязнение диска
Это касается и новых дисков, которые перед установкой были недостаточно хорошо очищены от защитной смазки, и дисков, которые уже были в употреблении, и на которых имеются отложения фрикционных материалов. Особенно внимательно нужно отнестись к «бэушнным» дискам, неудовлетворительное состояние которых может привести и к недостаточной эффективности торможения, и к вибрации и шуму. Решить эту проблему, в зависимости от ее «запущенности», можно как смоченной в растворителе ветошью и наждачной бумагой, так и проточкой дисков.
2 Недостаточно свободное перемещение тормозных скоб по направляющим
Это одна из наиболее распространенных причин. При замене деталей следует учитывать, что максимальное усилие, прилагаемое к скобам при их перемещении не должно превышать 4 кг. Если после отпускания педали тормоза тормозная скоба остается на месте, то это может спровоцировать целый букет «заболеваний» тормозной системы – от перегрева диска и наружной колодки, до возникновения паровых пробок в тормозной системе.
3 Задиры, риски и трещины на поверхности тормозных дисков
Здесь все понятно. «Лечится» только проточкой или заменой диска.
4 Износ тормозных дисков за пределами минимально допустимой толщины
Помимо высокого уровня вибрации и, как следствие, появления шума, изношенный тонкий диск гораздо хуже (из-за сниженной массы металла) рассеивает тепло, больше склонен к перегреву, подвержен повышенному износу, препятствует правильной приработке новых колодок…
5 Кристаллизация фрикционного материала
Происходит при продолжительном приложении давления сопровождаемого высокой температурой или в случае загрязнения от внешних факторов. Приводит к пониженному коэффициенту трения, перегреву тормозного диска и, с большой долей вероятности, появлению вибраций и шума. «Лечится» заменой дисков и колодок.
6 Состояние пружин и болтов
Наиболее распространенная ошибка на СТО – затяжка болтов без использования динамометрического ключа с моментом затяжки, рекомендованным производителем. Слишком усердно затянутые болты способствуют передаче вибрации, поскольку перетянутая резьба перестает выполнять роль демпфера. Кстати, большинство компонентов поставляются с большим количеством принадлежностей, необходимых для предотвращения вибраций и снижения шумов. Вот только при ремонте эти детали не всегда устанавливают…
7 Неправильная адаптация вновь установленных компонентов
Помните, что новые колодки нужно обязательно прикатывать, избегая резких торможений.
8 Абразивные материалы
Соль, песок, ржавчина (часто образуется на диске после длительной стоянки автомобиля) – все это в процессе торможения вызывает повышенную амплитуду колебаний, что нередко приводит к скрипу. Как правило, после нескольких торможений этот шум исчезает. Правда, соль при высокой температуре может вступить в химическую реакцию с материалами колодки и диска. При диагностике неплохо помнить, в каких условиях эксплуатировался автомобиль.
9 Грязь
Загрязнение рабочей поверхности тормозной колодки (а это пористый материал) смазочными материалами или техническими жидкостями. Влечет за собой снижение коэффициента трения и провоцирует появление поверхностной кристаллизации и упрощает появление вибрации и скрипа. Если прозевали и вовремя не очистили колодки от грязи, то придется их менять (хорошо, если без дисков).
10 Качественная несовместимость дисков и колодок
11 Колесные диски
Как правило, замена колесного диска никогда не наталкивает владельца автомобиля или механика СТО на мысль, что эта деталь может стать фактором появления скрипа. Но если рассматривать систему в целом, то в этом нет ничего удивительного – тип колесных дисков значительно влияет на уровень вибраций тормозного узла. Таким образом, материал и размер колесных дисков вполне могут способствовать появлению шума.
12 Загрязнение колодок металлом с тормозного диска
Бытует мнение, что после проезда с нагретыми тормозами по луже диск коробится, и начинается биение. Такое возможно в том случае, если перегрев запредельный, а охлаждению подверглась значительная часть диска. То есть, автомобиль остановился в луже. Согласитесь, ситуация крайне редкая. Но вышеописанная ситуация опасна тем, что возможно отслоение с диска отбеленных чешуек чугуна и внедрение их во фрикционный состав колодки. Достаточно небольших брызг на раскаленный металл, чтобы локальное охлаждение превратило поверхностный слой чугуна толщиной в несколько соток в тот самый цементит. Разная структура, твердость, сжатие из-за резкого охлаждения – все это способно вызвать отслоение и перенос металла на колодку. Так мы получим скрипы после проезда через лужу.
13 Процесс ремонта
Здесь особенно и говорить нечего. Нужно не просто заменить тормозные колодки, а произвести обслуживание системы тормозов, которая у большинства производителей по регламенту включает более 30 пунктов.
14 Выбор деталей
О подборе пары диск – колодки уже говорилось. Но стоит еще раз напомнить о том, что использование несоответствующего или некачественного продукта приведет к некорректной работе узла, с вероятным снижением эффективности тормозов и появлением шума.
15 Деформация элементов шасси
Шум «откуда-то из-под подвески» отнюдь не означает, что в этом виноваты тормоза. Стоит вспомнить, не побывал ли автомобиль в ДТП.
16 Ступичные подшипники
Неудовлетворительное состояние подшипников способствует передаче вибраций, происходящих при трении во время торможения и вероятному появлению скрипа тормозов. К тому же неисправный подшипник сам становится источником новых колебаний, которые могут послужить причиной резонанса.
17 Состояние компонентов шасси
Шаровые опоры, рычаги, рулевые тяги, амортизаторы, пружины. Надлежащее состояние этих компонентов, правильная эксплуатация и их своевременное обслуживание значительно сократит вероятность появления шума при торможении.
18 Шины
В зависимости от размера, веса и давления они влияют на гашение вибраций, предупреждая таким образом возникновение шума тормозов. С изменением характеристики шин меняется частотная характеристика, а значит и риск возникновения резонанса выше.
19 Сайлентблоки
Они как раз и предназначены для гашения вибраций, возникающих при нормальной эксплуатации автомобиля. Поэтому очень важно, чтобы сайлентблоки всегда находились в идеальном состоянии.
20 Момент затяжки
Он должен быть правильным и для колесных дисков, и для тормозных скоб, и для тормозных дисков, и для амортизаторов… Перетянутый крепеж деталей является отличным проводником вибраций.
21 Состояние и эффективность тормозов задней оси
22 Дисбаланс между осями (состояние подвески и тормозов).
Любое нарушение баланса между этими двумя системами может привести к массе проблем. В том числе и к появлению вибраций и шума при торможении.
23 Очистители колесных дисков и чернители резины
Увлекая за собой частички грязи с колесных дисков, струя очистителя переносит их на диск тормозной, одновременно блокируя этот мелкий абразив пленкой состава, содержащего силикон. Таким образом, на некоторое время в паре трения появилась инородная прослойка с низким коэффициентом трения и абразивными включениями.
Благодарим технического тренера программы Garage Gurus, Ильдара Садыкова, за помощь в подготовке материала.
Как за 5 минут избавиться от скрипа тормозных колодок — 3 малоизвестных способа
Одним из наиболее важных узлов автомобиля является механизм тормозов, обеспечивающий безопасность при движении и своевременном торможении по команде водителя.
Система находится в постоянной динамичной работе, подвергается сильным механическим нагрузкам и иногда начинает давать сбои.
Одним из видов такого «сбоя» — скрип тормозов. Откуда он берется? В чем причина появления посторонних шумов при работе тормозной системы, и как его устранить? Об этом пишет «Помощник автомобилиста».
Почему скрипят тормоза
При торможении диски вступают в контакт с колодками, их трение вызывает появления нехарактерных для исправной системы звуков. Обычно — это сигнал об износе тормозных колодок.
Иногда посторонние шумы появляются в тормозах после замены колодок. Они не притерты и цепляются за опорный щит механизма тормозов на колесе. В морозную погоду колодки примерзают и тоже скрипят.
Если же колодки новые или находятся в нормальном состоянии, то следует искать другие причины скрипа.
Специалисты называют несколько причин скрипения тормозов во время работы:
Способы устранения скрипа тормозов
Чтобы избавиться от посторонних шумов в тормозах автомобиля, необходимо точно установить источник скрипа, выявить и заменить изношенные детали.
Специалисты рекомендуют начинать проверку состояния тормозной системы с передней подвески, так как чаще всего именно там появляются посторонние шумы. Изношенные колодки следует заменить, а если необходимо, проточить тормозной диск или барабан. Иногда скрип тормозов может быть вызван изношенным подшипником ступицы колеса.
Скрип при торможении
Это наиболее частая ситуация при эксплуатации автомобиля. Чтобы определить причину неисправности, следует:
Деформация диска может возникнуть после сильного удара или перегрева, в результате чего возникает биение. Его можно проверить отверткой, которую подносят к поверхности диска, после чего проворачивают колесо. В процессе вращения необходимо внимательно следить за расстоянием между лезвием отвертки и диском. Если диск будет постукивать по отвертке, значит, есть деформация, и ее нужно устранить (проточить его на токарном станке). Если сделать это невозможно — замените диск.
Еще одной причиной посторонних шумов в тормозной системе может стать изношенный ступичный подшипник, который издает скрежет в первые секунды работы тормозов.
Кстати! На немецких машинах передние тормозные колодки снабжены индикатором износа. При достижении предельного износа, срабатывает сигнализатор на панели приборов.
В некоторых современных моделях автомобилей устанавливаются барабанные или дисковые задние тормоза. Они также могут начать скрипеть. Что делать в этом случае?
Алгоритм поиска и устранения неисправностей идентичен алгоритму для передних колес. Сначала выполняется осмотр тормозных колодок, барабанов и дисков на износ, деформацию и наличие в зазорах инородных тел. Затем проточкой выравнивается рабочая поверхность дисков, либо проводится их замена.
В некоторых случаях регулировка натяжения ручного тормоза позволяет избавиться от постороннего шума задних тормозных механизмов.
Стоит отметить, что шум в тормозах может быть вызван также продуктами износа тормозных колодок, которые прилипают к барабану.
Скрип при движении автомобиля без торможения
Здесь шум в тормозах может быть вызван появлением осевых колебаний переднего или заднего колеса, что вызывает вибрации и биение тормозного диска о колодки. Нельзя исключать также попадания в рабочую зону инородных частиц.
Скрип при нажатии на педаль тормоза
Тут может быть виновата и сама педаль, и тормозной механизм. Бывает, что для устранения проблемы достаточно просто очистить и смазать механизм педали. Но если он сильно изношен, то придется всю конструкцию заменить. Если же с педалью все в порядке — возвращайтесь к алгоритму поиска неисправностей в механизме тормозной системы.
Главное — найти источник скрипа и понять причину. После этого можно приниматься за ремонт. Но помните, что если тормозные колодки или диски изношены, то любой ремонт — это только временная мера, не устраняющая проблему, а только откладывающая ее решение: тормоза должны быть качественными, надежными и исправными.
Расточка дисков и барабанов, другие способы устранения деформаций — это трудоемко и дорого. Тут не обойтись без специалистов СТО и специального оборудования. Но все равно — рано или поздно придется заменить изношенный узел полностью.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Почему скрипят новые тормоза? Ответ удивит
«Только что поставил новые тормозные колодки, а они опять скрипят. И ведь «оригинал» покупал…». Подобные сетования автолюбителей не редкость. Но скрипят ли сами колодки? А если скрипят, то почему? Попробуем разобраться.
Примерно то же самое происходило и в случае со скобой: при торможении колодка трется о поверхность диска и этот процесс вызывает колебания, которые, в свою очередь, передаются на скобу. Как только генерируемые колодками колебания совпадут с собственными колебаниями скобы, последняя начнет «петь». Грузики изменили массу скобы, а с ней изменилась и частота собственных колебаний. Если скобу догрузить еще, то мы разведем по частоте источник колебаний и само тело (в данном случае скобу), что позволит избежать резонанса, а значит и скрипа.
«Солировать» в этом случае могут и грязезащитный щиток тормозов, и пружина подвески, и стальной нижний рычаг… Список «артистов» можно продолжать и дальше. На частоту собственных колебаний элементов всегда влияет их масса, коэффициент трения в системе диск – колодка (чем выше этот коэффициент, тем сильнее амплитуда колебаний, а значит и более мощной будет их передача на другие детали), форма тела и его температура, влажность и температура воздуха. Что касается зависимости колебаний от коэффициента трения, то достаточно вспомнить, какой скрип издают составы с высокими фрикционными свойствами, предназначенные для автоспорта.
Как уже говорилось выше, сами колодки при контакте с тормозным диском «не звучат», но они провоцируют те самые колебания. При нажатии на педаль тормоза из-за момента силы, возникающего при контакте колодки с диском, на передней кромке возникает эффект закусывания — колодка поворачивается на плече приложения силы, равному толщине колодки, передняя кромка становится самой загруженной и самой нагретой зоной колодки.
При этом задняя часть колодки приподнимается, а затем мгновенный локальный нагрев вызывает падение коэффициента трения на передней кромке, после чего колодка встает на место и цикл повторяется.
Перераспределить усилия и снизить колебания, вызываемые этим процессом, можно уменьшив нагрузку на переднюю кромку. Для этого на колодках снимаются фаски — сила воздействия на среднюю и заднюю часть колодки остается без изменения, а воздействие на переднюю кромку снижается. Площадь фрикционного состава незначительно уменьшается, но польза от снижения вибраций с помощью такого конструктивного решения гораздо выше. Для этой же цели на пластинах некоторых колодок делают вырезы в форме сегмента, в которые упирается часть поршня, первоначально загружая заднюю часть колодки. Также для снижения неприятного звукового эффекта применяются антискрипные пластины, которые накладываются поверх вибрирующей несущей пластины колодки, тем самым изменяя амплитуду колебаний, или на несущую пластину наносится композитное покрытие, что является более дешевым вариантом.
Тормозная система может издавать различные виды шумов. В диапазоне частот от 200 до 1000 Гц вибрации (это именно они провоцируют возникновение звуковой волны) тормозного диска инициируют гул или вой. Эту какофонию можно услышать при небольшой скорости и невысоком давлении в тормозной системе. Если толщина диска, из-за некорректной работы колодок, неравномерна, то при активном торможении с высокой скорости можно услышать скрип, звучащий в низкочастотном, или высокочастотном диапазонах (от 1000 до 20 000 Гц).
При торможении инициаторами колебаний является вибрация между колодкой и тормозным диском. Дальше, при пиковом значении амплитуды колебаний, то есть в режиме резонанса, вибрации передаются на элементы суппорта, затем на поворотный кулак, стойку подвески… В этом процессе ретрансляции может принимать участие даже балка. Еще раз стоит напомнить, что сами колодки звуковых эффектов не создают, но зато являются своеобразным звукоснимателем. А вот тормозной диск в этой системе выполняет функцию динамика. На характер звука влияет целый ряд условий, в числе которых не только температура компонентов тормозного узла, но и температура воздуха, и его влажность. Во влажных и прохладных условиях склонность тормозов к скрипу меньше.
Благодарим технического тренера программы Garage Gurus, Ильдара Садыкова, за помощь в подготовке материала.
Почему у нового автомобиля скрипят тормоза
Почему скрипят тормоза
Неприятные звуки, которые издает неисправная тормозная система, обобщенно называют скрипом. На самом деле у них есть, как минимум, две разновидности. Если научиться их различать, можно предположить причину еще до визита в автосервис. Чтобы стали понятны механизмы возникновения таких сигналов, нужно разобраться в устройстве дисковых тормозов.
Устройство тормозов
Основные детали, приводящие в действие тормозной механизм после того, как водитель нажал на педаль, это диск (или барабан), колодки и поршень. Диск крепится на ступицу колеса и поэтому вращается вместе с ним. По бокам от него расположены колодки, которые в момент торможения прижимает поршень, создавая сопротивление движению.
Схема дисковых тормозов
При этом в системе одного диска есть еще как минимум восемь деталей, которые могут заставить тормоза издавать скрип, свист или скрежет.
Скрипят тормоза: 5 основных причин
Естественные вибрации
Когда колодки прижимаются к тормозному диску, останавливая его, они вибрируют. За счет акустики, которую создают колесные арки, этот звук усиливается и становится настолько громким, что его можно услышать.
Он – и есть тот самый легкий скрип, который полностью исправная тормозная система может издавать постоянно.
Чтобы этого не происходило, некоторые производители колодок дополняют их специальными накладками, гасящими резонанс. Другой способ – одна или две прорези шириной от 2 до 4 мм на рабочей поверхности детали: так площадь, которая соприкасается с диском, уменьшается и снижается резонанс. Такая причина скрипа – не повод беспокоиться и назначать встречу с автомехаником.
Новые колодки
На заводе их покрывают специальным защитным слоем с примесями, который может вызывать свист и скрип, пока не сотрется полностью. Чтобы сократить время его износа, нужно несколько экстренных торможений, то есть необходимо развить скорость не меньше, чем 100 км/ч и резко остановиться. При этом обязательно соблюдать технику безопасности. Если стало ясно, что причина скрипа – именно трение об диски новых колодок, вмешательство специалистов сервисного центра не требуется.
Эмоции от скрипа тормозов
Несовместимость материалов колодок и дисков
Такая ситуация может возникнуть по двум причинам:
Перегрев диска
Постоянная физическая нагрузка в дуэте с высокой температурой в некоторых случаях сказывается на геометрии диска даже без резкого охлаждения. И когда он теряет первоначальную выверенную форму, то неизбежно соприкасается с другими элементами системы при торможении. Чтобы избавиться от свиста, а то и скрежета в такой ситуации, требуется заменить тормозной диск. И здесь не обойтись без срочного визита в сервисный центр.
Пришло время смазать механизм
Кроме самой шайбы дискового механизма, которая крепится к двум, а то и ко всем четырем колесам, в тормозной системе достаточно механических узлов, которые требуют смазки.
Устройство тормозной системы с указанием ключевых механизмов
Поэтому если скрип и свист стали постоянными спутниками поездок на автомобиле – то есть, слышны не только во время торможения, – велика вероятность, что причина в недостаточно хорошо смазанных механизмах. В целом такая неполадка не влияет на работу узлов, но может сократить срок их работы, поэтому срочное вмешательство остается на усмотрение автовладельца. Обработать детали специальным техническим маслом можно самостоятельно, если есть яма или другая возможность подобраться к системе.
Скрежет тормозов: 5 основных причин
Износились колодки или диски
В современных колодках установлены специальные индикаторы износа, изготовленные из металлических сплавов. Когда фрикционный слой детали истирается, колодка соприкасается с диском такой пластиной и возникает скрежет. Этот сигнал говорит о том, что необходимо срочно заменить детали в сервисном центре – иначе автомобиль будет хуже реагировать на нажатие педали тормоза, а со временем и вовсе перестанет останавливаться.
Менее заметное последствие продолжительных поездок с отслужившими колодками – ускоренный износ диска. Для его производства используется чугунный сплав, который в сравнении с фрикционным слоем колодок выглядит особенно прочным, но при этом чувствителен к резким перепадам температур и тоже со временем изнашивается, снижая эффективность нажатия на педаль тормоза. И если по разогретому диску начнет скрести индикаторы износа, этот процесс пойдет быстрее.
Изношенная (слева) и новая (справа) колодки
В систему попала грязь, вода или камень
За счет особенности конструкции в направляющих, между колодками и диском или барабаном может оказаться камень или песок. И когда во время торможения детали сближаются, эти элементы соприкасаются с фрикционным слоем и чугунной поверхностью, вызывая скребущий звук или даже скрежет. В этом случае стоит провести диагностику тормозной системы, чтобы выявить поврежденные детали и, если необходимо, разобрать и прочистить механизм.
Другая возможная причина скрежета – вода. Несмотря на то, что она не может механически помешать деталям работать, она способна вызвать деформацию разогретого тормозного диска, а если машина регулярно проходит брод или попадает в глубокие лужи, то и вызвать коррозию недостаточно защищенной системы. Профилактика таких ситуаций в том, чтобы избегать воды на дороге в жаркие дни и долгие поездки и регулярно смазывать узлы тормозной системы. А если проблема уже есть, необходим визит в сервисный центр.
Заклинило суппорт или цилиндр
Движимые части системы со временем могут начать подклинивать из-за недостаточного количества смазки или, в худшем случае, деформации. При этом в целом механизм изнашивается неравномерно, а первым сигналом о такой неисправности становятся неравномерно изношенные парные колодки.
В этом случае необходимо провести диагностику тормозной системы в автосервисе, чтобы вовремя заменить поврежденные запчасти или смазать исправный механизм.
Диагностика тормозной системы
Некачественные колодки
Иногда в составе деталей оказываются примеси, которые портят диск при истирании фрикционного слоя. Такая ситуация опасна не только скрежетом, но и повышенным износом механизма, и решается срочной заменой колодок. При их выборе стоит опираться на рекомендации автопроизводителя и официальных сервисных центров – так больше шансов установить качественную запчасть, которая сэкономит нервы, время и деньги.
Нарушена геометрия пылезащитного экрана
Так же, как и тормозной диск, металлический пылезащитный экран может перегреться и деформироваться. Он также может пострадать от удара или непрофессионального ремонта. Если при этом его края оказываются вогнуты внутрь, то будут соприкасаться с диском, во время движения создавая скрежет. Ситуацию исправит замена пылезащитного экрана или его механический ремонт.
Заключение
В большинстве случаев скрип, свист или скрежет тормозов предупреждает о проблемах, требующих вмешательства специалистов. При этом срочное вмешательство требуется редко. Поэтому, чтобы обеспечить автомобилю сохранность, а себе – безопасность, достаточно вовремя обратить внимание на сигналы, которые подает механизм.
У нового автомобиля скрипят тормоза
Алексей Федоров
автомеханик со стажем
Скрип, скрежет или свист могут проявляться, когда машина трогается или тормозит.
Нередко эти звуки надоедают и становятся невыносимыми: водитель нервничает и быстро устает. В этой статье мы разберемся, почему так происходит и что с этим делать.
Если педаль тормоза становится ватной, машина плохо замедляется и есть явные признаки неисправности тормозов — необходимо срочно записаться на сервис.
- Как устроены тормоза современного автомобиля
- Тормозные колодки: зачем нужны, как правильно подбирать и когда менять
- Тормозные диски: как работают и какие бывают
Рассылка для автолюбителей и тех, кто подумывает ими стать
Главное о том, сколько стоит владеть машиной, к чему быть готовым и как отстаивать свои права, — в вашей почте дважды в месяц. Бесплатно
Почему тормоза шумят
При любом трении возникают колебания. Они вызывают звуковые волны разных частотных диапазонов. В зависимости от условий эти волны могут либо усиливаться, либо гаситься.
В тормозной системе колебания возникают, когда колодка прижимается к тормозному диску. Они могут гаситься или переходить в высокие частоты, недоступные для человеческого уха, — тогда водитель ничего не услышит. Но по ряду причин колебания могут передаваться на другие части тормозной системы. А еще все это может вступить в резонанс с деталями подвески, а неприятные звуки — усилиться.
При этом тормозные диски и колодки могут быть качественными, а тормоза и подвеска — абсолютно исправными.
Причина № 1
Особенности фрикционной накладки
Накладки тормозных колодок имеют сложный состав: это смесь из металлов, абразивов, а также из органических и неорганических волокон. Основой может быть стальная вата, медная или латунная стружка или полимерные материалы. Какой именно будет смесь, во многом зависит от характеристик конкретной модели автомобиля.
Колодки с твердой и устойчивой к истиранию фрикционной накладкой работают дольше, но могут шуметь. Например, в сырую погоду или в момент, когда они прогреются до определенной температуры. И наоборот: мягкие смеси меньше шумят, но колодки стираются быстрее. Задача производителя качественных колодок — найти оптимальный баланс между шумом и долговечностью.
На краях фрикционных накладок могут быть срезы разной формы: выпуклые округлые, j-образные и ровные. Через центр накладки могут проходить пазы: поперечные и диагональные. Нередко эти скосы и пазы асимметричны, поэтому важно, чтобы колодка стояла на правильной стороне и диск вращался в нужную сторону.
На первый взгляд может показаться, что производитель таким образом экономит материал, делает фрикционную накладку меньшей площади, чтобы владельцы чаще покупали запчасти. На деле это еще один способ снизить шум и повысить эффективность тормозов, особенно при обкатке новых колодок и во время легкого торможения.
Причина № 2
Тормозные колодки и диски несовместимы
Обычно в хорошем автосервисе стараются предложить тормозные диски и колодки одной фирмы. На практике это получается не всегда:
- Колодок может не быть, а если они есть — то подвезут их нескоро. Приходится брать что есть, потому что ехать нужно прямо сейчас.
- Непонятно, какой фирмы покупать колодки. Нередко нерабочая поверхность тормозных дисков покрыта ржавчиной, маркировку не прочитать, а значит, не выяснить, кто их произвел.
Поэтому есть вероятность, что тормоза будут шуметь.
Бывает, что производитель один, а серии продуктов разные. С этой проблемой столкнулся лично. Тормоза не только шумели, но и плохо работали. Расскажу, как все было.
Менял тормозные диски и передние колодки. И то и другое одного производителя, но диски обычные, а колодки — с улучшенными характеристиками. В описании обещали, что они дольше служат, а еще меньше пылят и не шумят.
Установил, обкатал и понял, что тормозов недостаточно. При резком торможении со 120 км/ч педаль становилась «ватной». Как бы сильно я на нее не давил, машина все равно катилась дальше. Тогда же я понял, что колодки начинают жутко скрипеть, когда разогреваются. Менять новые колодки было жалко, для повседневной размеренной езды их вполне хватало, поэтому я просто стал водить поспокойнее.
Потом увеличился износ колодок на задней оси: новый комплект стерся больше чем наполовину, осталось 3—4 мм. Тогда я поменял колодки на передней оси на обычные, и все прошло: сократился износ, тормоза заработали эффективно, шум пропал.
Проблема была в специфическом составе фрикционной накладки — низкий коэффициент трения вынуждал сильнее давить на педаль тормоза, повышая давление во всей тормозной системе. Передние колодки работали неэффективно, в то время как задние работали интенсивнее и останавливали машину.
Сами колодки купил у проверенного поставщика, на упаковке были все необходимые голограммы, и сами они выглядели идеально. Маловероятно, что это была подделка. Возможно, они отлично работают в паре с правильно подобранными тормозными дисками.
Причина № 3
Колодки установили неправильно или облили технической жидкостью
Немало водителей меняют колодки самостоятельно и ошибаются. К сожалению, ошибаются и слесари на СТО.
Колодки могут быть устроены по-разному , об этом мы писали в отдельной статье. Не будем повторять ее содержание, но напомним, что в комплекте с новыми колодками немало полезных вещей — новые болты, противоскрипные пластины, смазка и паста. Если в комплекте есть отдельная металлическая пластина и пакетик с пастой — пасту нужно нанести на металлическое основание и обязательно накрыть пластиной. Если в комплекте есть металлические скобы или винты, а на суппортах такие же , но старые — их нужно заменить. Даже если они выглядят хорошо.
Бывают модели колодок для множества моделей сразу, в комплекте есть все для каждой машины. И среди этого множества есть те, на которых не нужно ставить все, что есть в коробке.
В колодках для азиатского рынка можно столкнуться с ситуацией, когда комплект неполный: в нем нет противоскрипных пластин и пасты, но это необходимо докупить отдельно.
Здесь можно надеяться на опыт механика. Хороший специалист отлично знает, что нужно докупить, а что не подойдет — и точно сделает как нужно.
Также колодки, скорее всего, заскрипят, если их случайно обольют какой-нибудь технической жидкостью: трансмиссионной, тормозной или моторным маслом. Это может случиться и при замене колодок, и во время работ с другими узлами и агрегатами.
Причина № 4
Колодки абсолютно новые
То же самое, если помимо колодок новые в том числе и тормозные диски. В любом случае плоскость прилегания колодки к тормозному диску будет неполная, работать будет не вся рабочая поверхность фрикционных накладок. При этом новые колодки могут скрипеть и работать не так эффективно, как старые.
Причина № 5
Поверхностная коррозия на тормозных дисках
В сырую и влажную погоду или после мойки на тормозных дисках практически мгновенно образуется тонкий слой поверхностной ржавчины. Это вполне нормально, ведь рабочая часть диска ничем не обработана. Такая коррозия может вызвать скрип.
Причина № 6
Тормозные диски и колодки перегреваются
При износе тормозного диска или колодки уменьшается толщина и масса рабочей части. Более легкие детали больше подвержены вибрации — диск при этом все равно остается достаточно тяжелым, а вот колодки могут начать скрипеть. Также более изношенные детали хуже отводят тепло, при резких температурных перепадах или перегреве свойства материала могут измениться. От интенсивного торможения на поверхности колодки может образоваться гладкий, как стекло, нагар.
Причина № 7
На колодках есть скрипуны
Это механические датчики износа тормозной колодки, встречаются в основном на машинах для азиатского рынка. На вид — небольшая металлическая пластинка, согнутая пополам. Один конец закреплен на основании колодки, другой — чуть выступает на рабочую часть, обычно на 2—3 мм. Когда колодка изнашивается, скрипун начинает задевать тормозной диск. Достаточно звонкий скрип предупредит об износе колодок.
Обычно скрипуны ставят только на одну-две из четырех колодок на ось. При неравномерном износе можно упустить момент и испортить тормозной диск.
Причина № 8
Особенности конструкции тормозной системы
Тормозная система с керамическими тормозными дисками и керамическими колодками — сама по себе предмет роскоши и стоит на роскошных и очень быстрых автомобилях. Но вместо того, чтобы ездить по гоночному треку, они толкаются в городских пробках.
Керамика рассчитана на высокие температуры, поэтому работать такие тормоза начинают лишь после прогрева. А пока не прогреются — скрипят. Не очень громко, но достаточно, чтобы прохожий оглянулся и подумал: «Стоит как квартира в Москве, а скрипит как старая телега».
Как избавиться от скрипа при торможении
Притереть колодки, если они новые. Для этого важно избегать резких торможений первые 150—200 км. За это время колодка притрется к тормозному диску и площадь контакта будет полная. А еще есть риск, что колодки и тормозные диски перегреются, придут в негодность, и все это придется менять еще раз.
Изменить стиль вождения и пару недель тормозить интенсивнее. Может помочь тем, кто ездит на машине регулярно, но мало — в пределах микрорайона, не больше 10 км в день. Это как раз тот случай, когда тормозной диск покрывается ржавчиной, а непродолжительные поездки не позволяют колодке эту ржавчину снять. Мы подробно писали об этом в статье про проточку тормозных дисков.
Поменять колодки, возможно, вместе с тормозными дисками. Это на случай если колодки будут неравномерно изношены, если на фрикционной накладке найдутся участки, похожие на стекло, а на тормозных дисках — синие пятна. Такие тормоза не просто шумят, они небезопасны.
При замене важно разобраться, какие тормозные диски стоят на машине. Если пробег не превышает 50 000 км, они, скорее всего, оригинальные, и самый хороший вариант — оригинальные колодки. Шума не будет, если колодки не окажутся подделкой. Также можно подобрать тормозные колодки и диски одного производителя. Желательно, чтобы серии тоже совпадали: обычные колодки с обычными дисками, улучшенные колодки с особенными дисками.
На машине с серьезным пробегом будет сложно понять, что за тормозные диски на нее поставил кто-то из предыдущих владельцев. Есть риск выбрать неподходящие колодки, которые в паре с диском неизвестного происхождения будут шуметь. Выход прежний: новые тормозные колодки и диски.
Обслужить тормозную систему. Обычно эту процедуру делают каждую замену колодок, но скрип — весомая причина, чтобы сделать это внепланово.
Нужно обратиться на СТО, пожаловаться на скрип и попросить перебрать тормоза. Там снимут колесо, тормозной суппорт и колодки, а иногда скобу и тормозной диск. Сильные загрязнения уберут корщеткой, почистят направляющие и смажут все, что нужно смазать, а в некоторых случаях поменяют пыльники и резинки. Работы на одну ось — от 2500 Р плюс стоимость ремкомплекта. Бывает, что приходится перебрать суппорт — заменить резиновые пыльники, уплотнения или даже поршень тормозного цилиндра.
Запомнить
- Скрип далеко не всегда связан с неисправностями. Если машина хорошо тормозит, колеса не подклинивают — можно спокойно ездить дальше.
- Нет прямой связи между скрипом и качеством колодок. Плохие могут быть бесшумными, хорошие — шуметь. В основном если их плохо подобрали или грубо ошиблись при их установке.
- Иногда, чтобы избавиться от скрипа, достаточно ненадолго сменить стиль вождения на более динамичный.
- При выборе колодок посмотрите отзывы или посоветуйтесь с мастером в сервисе.
- Не забывайте про профилактику тормозов — это поможет избежать скрипа.
Обложка — Winai Tepsuttinun / Shutterstock
Алексей Федоров
Страдали от скрипа колодок? Расскажите, как вам удалось решить проблему:
Если тормоза скрипят, надо запомнить 2 вещи:
1. Смазывать их не надо!
2. А надо проверить на сервисе. Возможно, они полностью стерлись.
Редактор Т—Ж
Александр, педаль акселератора — в дилерском мануале и статье для слесарей. Наша аудитория — обычные автолюбители. Они педаль акселератора называют педалью газа
Был периодический скрип (типа свиста) на скоростях выше 60, т.е. в городе практически не проявлялся. Мастера смотрели, говорили все нормально. На трассе на скорости 100 кмч, то свистело неприрывно, то нормально. В итоге, при сезонной замене колес сделали развал-схождение, который не делали несколько лет. Оказалось, одна покрышка из-за тогда что не делали развал, стерта и восставлению не подлежит. Сейчас, на другой резине никаких посторонних шумов нет. Буду рад, если мой опыт кому-нибудь поможет.
Редактор Т—Ж
Алекс, укажите конкретные места с ошибками
Григорий, «Если педаль газа становится ватной, машина плохо замедляется и есть явные признаки неисправности тормозов» педаль газа. — тормоза.
Редактор Т—Ж
Sined, благодарю, справедливо. Поправили опечатку
Скрипуны говорят о том , что пора менять колодки !
В смысле «скрип очень редко связан с качеством колодок» .
Совсем там с дуба рухнули?
Редактор Т—Ж
Еще третьего числа поправили формулировку на более мягкую, но люди которые не читали статью продолжают ставить плюсы и писать вам в ответ «+100500». Сейчас она выглядит так:
Нет прямой связи между скрипом и качеством колодок. Плохие могут быть бесшумными, хорошие — шуметь. В основном если их плохо подобрали или грубо ошиблись при их установке.
В статье подробно рассказали почему. Осознаем, что видеть это непривычно, но это так. Плохие колодки могут стереться за 5000 км и не издать при этом ни одного звука. Машина на них вообще может улететь в канаву. Тормоза работать нормально не будут, зато будет тихо. Про обратный случай мы написали целую главу — Причина №2
Отзывы в интернете в духе «Эти колодки плохие, они скрипят» не стоят выеденного яйца
Григорий, если новые колодки при правильной установке скрипят- это почти 100% контрафакт. Повышенное содержание того, что вы назвали стальной ватой.
статья полный бред
Редактор Т—Ж
Виктор, укажите ошибки, буду рад обсудить публично
Причина 9 вы себе купили новый бмв . Там экологи постарались и тормоща скрипят с завода.
Отредактировано
Если есть скрип, то это тянет на пару тысяч или же при аварии на пару десятков тысяч) В любом случае это несоизмеримо с безопасностью, луучше поставить новое, а не экономить на жизни людей.
Редактор Т—Ж
Павел, предлагаю вместе разобраться где фигня. Постараюсь приложить ссылки на сторонние источники и подробно обосновать, почему им стоит доверять
Есть ещё такие автомобили, типа Хёндай Гранд Старекс Эйч Ви Икс (с противооткатом), колодки которых, при достаточно недолгом простое, начинают «отдавать» при трогании с места, с жутким скрипом. Ничего в этом страшного нет, стоит достаточно интенсивно поездить по городу, и всё придёт в норму. Но первое ощущение — страшное: «Ай! Колодки развалились. »
Скрип возникает не между колодкой и тормозным диском, а с обратной стороны между поршнем и тыльной стороной колодки. На некоторых машинах устанавливаются пластины с размером с колодку или чуть-чуть меньше. Они так и называются — пртивоскрипные. 9 лет отъездил на Лексусе, сочетал разные марки дисков и колодок, никогда ничего не скрипело. На машинах, где стоят такие пластины тормоза не скрепят. ИМХО.
Редактор Т—Ж
Отредактировано
>Скрип возникает не между колодкой и тормозным диском, а с обратной стороны между поршнем и тыльной стороной колодки.
Все сложнее. В этом случае производителям не было бы смысла колодки подпиливать, делать посреди накладки желоба. Наружная колодка была бы с другой стороны голой. Просто железка к скобе. Еще есть акустический резонанс и прочая физика.
>На некоторых машинах устанавливаются пластины с размером с колодку или чуть-чуть меньше. Они так и называются — пртивоскрипные.
Перечитайте «Причину №3», главу «Колодки установили неправильно или облили технической жидкостью». Там мы подробно пишем про противоскрипные пластины и про то, как с ними быть. А если не противоскрипные пластины, то многослойный «бутерброд» или каучуковая масса
>9 лет отъездил на Лексусе, сочетал разные марки дисков и колодок, никогда ничего не скрипело. На машинах, где стоят такие пластины тормоза не скрепят.
Отлично. Значит вы не экономите на запчастях и колодки вам ставят люди с прямыми руками — поэтому колодки и не скрипят. Приложу ссылку на пост на драйве и фотографию. Их там море.
https://www.drive2.ru/l/4062246863888656750/
У человека скрипят колодки и по фото видно почему: он просто выкинул противоскрипные пластины и пасту. Железка к скобе суппорта и, видимо, железка к поршню
Serg, Эта пластина нужна более для отвода тепла от тормозного поршня. На Лексусе-если что, вообще ничего скрипеть не должно. Если не рукожо. е ремонтники, а нормальные машину обслуживают. Ещё ты наверное забыл написать, что эти пластины нужно обязательно мазать смазкой лучше медной (это вообще край маразма). Хотя в некоторых мануалах имеет место быть такое указание.
на самом деле причины можно было поместить в три предложения , а автор накатал целый роман, а теперь напишите кому это нужно, просто водителю-профессионалу или любителю например , ученому философу. я хочу сказать на кого ориентирована ваша статья.
Опытный водитель даже читать не станет
Не получаются что то статьи про машины.
Редактор Т—Ж
Отредактировано
Андрей, это не первый такой комментарий. Мы все еще ждем конструктива.
Не поленился и почитал все ваши комментарии под автомобильными статьями, нашел много интересного:
— Сначала вам не понравилось, что свечи зажигания оказывается нужно затягивать динамоментрическим ключом. Это по-вашему реклама сервисов. При этом в сервис-мануалах и на коробках с нормальными свечами зажигания пишут момент, с которым их нужно затянуть. А соблюсти его можно только с динамометрическим ключом. Вот ссылка на ваш комментарий: https://journal.tinkoff.ru/guide/spark-plugs/#c502914
— Потом вы пишете, что если мы пишем «нижняя часть двери может чиркнуть об асфальт», то дальше можно не читать. Если вы постоянно ездите на рамных джипах или кроссоверах — поздравляю. Но у людей на машинах с клиренсом 7-15 см — особенно на старых, у которых пружины с амортизаторами не первой свежести, — двери об асфальт таки чиркают, металл контактирует с воздухом и водой, дверь по низу ржавеет. Есть еще причины, но это одна из. Вот ссылка: https://journal.tinkoff.ru/guide/antikor/#c580606
— Моторное масло. «Большинство разницы не заметит между самым дешевым и самым дорогим при эксплуатации. А основную функцию смазывать будет делать любое масло.». Ну тут я даже не знаю что сказать. Вот ссылка: https://journal.tinkoff.ru/guide/motor-oil/#c534462
— Новость про упрощенные машины. Автор работает с тем что написано в официальных документах, но вы пишете, что «Т—Ж не надо лезть в машины». Вот ссылка: https://journal.tinkoff.ru/news/simple-car/#c811085
— Статья про 10 самых продаваемых машин ушедшего года. Ваша претензия: мы неправильно пересчитали доллары в рубли, поэтому про машины нам писать не надо — у нас не получается. Потом выяснилось, что это были не доллары, а бразильские реалы и ошибки нет. Тут будет ссылка про то как у нас никогда не было годных статей, а уже ниже про бразильский реал: https://journal.tinkoff.ru/short/world-best-selling-autos/#c1236558
Когда вы пишете комментарий с замечанием или пытаетесь указать на ошибку — это здорово. Даже если в нем безграмотная претензия в духе «дешевое масло в принципе не отличается от дорогого» или «динамометрический ключ при замене свечей не нужен, это придумали хитрые сервисники чтоб больше денег драть». После него «Т—Ж не лезте в машины у вас не получается» выглядит даже как-то мило чтоли.
Но сейчас вы просто пишете, что статьи про машины не получаются. Это вводит читателей в заблуждение. Давайте договоримся так:
Если вы пишете длинный комментарий с вопросом и указываете на ошибку — мы на него отвечаем. Если вы правы, говорим спасибо, поправили и т д. Если не правы — отвечаем почему.
Если же вы просто пишете, что «Т—Ж, вам не надо писать про машины у вас не получается» — я просто буду давать в ответ ссылку на этот комментарий. Договорились? Так читатели поймут контекст
Почему скрипят тормоза на новой машине?
Скрип при торможении. Иногда при замене тормозных колодок начинают скрипеть и свистеть тормоза. Звук довольно неприятный. Кто-то терпит, кто-то начинает принимать меры, но что точно, то никто к такому скрипу не равнодушен.
Попытаемся разобраться в чем причина и как поступить чтобы избавится от неприятных звуков.
Механизм торможения таков: нажимаем на тормоз, колодки под давлением тормозной жидкости сжимают тормозной диск. Скрип, как нам известно, это вибрации с определенной частотой и, следовательно этот звук происходит от вибрации колодок и еще усиливается колесными арками.
Материал фрикционной части
Теперь разберемся почему происходит скрип при торможении. Примем как неизменную данность материал диска – сталь, и исключим из числа причин свиста. Значит причина в материале фрикциона.
Производители оригинальных колодок по известной причине фрикционный материал засекречивают, тормоза у них не скрипят. Они нашли свой состав фрикционного материала, который по всем параметрам совместим с металлом тормозного диска.
Здесь ведь важно сказать, изготовить фрикционный материал не просто, нужно выдержать компромиссное соотношение твердости материала.
Сделаешь более мягким, не будет скрипа, но будет быстрый износ. Сделаешь материал излишне твердым, эффективность торможения будет высокая, величина износа будет низкой, но гарантия скрипа будет обеспечена.
Уже установлено, некоторые фрикционные материалы несовместимы с металлом тормозного диска и чтобы ты не делал, тормоза все равно будут свистеть. Только замена может помочь, и только другого производителя. Лучше оригинальные.
Бывает и такое, что после замены даже на оригинальные, все равно остается скрип при торможении. Не стоит волноваться, через пару дней свист уйдет. Это изготовитель делает специальный слой, который сточится через день-два и скрип исчезнет.
Особенности конструкций тормозных колодок
Как лекарство против скрипа иногда применяют металлические пластинки, устанавливаемые между основание колодок и поршнем тормозного цилиндра. Иногда это спасает от лишних вибраций.
Рассмотрим конструкцию колодки. Если есть скрип, значит есть вибрация, которую слышит наше ухо. Логично будет, если мы сможем изменить частоту колебаний вибрации в сторону не слышимого диапазона то, следовательно, избавимся от скрипа и свиста тормозов.
Изготовители идут на хитрость и делят фрикционную область на части. Они прорезают канавки и делают два и больше сегментов на фрикционе. Чем меньше сегмент, тем меньше его масса и выше частота колебаний. Главное вывести эту частоту в зону, близкую к ультразвуку, не слышимому человеческому уху.
Как правило глубина этих прорезей примерно 4 мм., ширина 2 мм. Можно поэкспериментировать и попробовать пропилить самому, на n-ное количество секторов.
Иногда применяют скругление колодок с краев. Скрип при торможении в таком случае гасится по причине постепенного нарастания давления колодок на диск.
Но причиной звуков могут быть и сами тормозные диски. Как правило, из-за их износа, а он как правило идет не равномерно. Изношенный диск, если вы видели, имеет не плоскую поверхности, а волнообразную.
Если измерить площадь поверхности волнообразного диска, то она будет больше, чем нового, а следовательно и частота вибраций будет уже другой.
Диск может быть деформирован, такое бывает, когда нагретый торможением диск попадает в холодную воду, например в глубокую лужу. Здесь нужна проточка диска, либо его замена.
На скрип тормозов может влиять и износившийся ступичный подшипник, но это в редких случаях. При появившемся скрипе в любом случае вам стоит посмотреть колодки и вспомнить когда вы их меняли. Может просто наступила пора их замены.
Во многих колодках делают индикаторы износа («скрипуны»). Они представляют собой пластинки из мягкого металла вплавленные во фрикционный слой. При критическом износе колодок, металл начинает тереться об металл, издавая невыносимый скрип тормозов. В этом случае поможет только замена.
Если скрипы из области тормозов нестандартные, будь то стуки и периодический скрежет без нажатия тормоза, то тут вам стоит обратить внимание на тормозные механизмы. Вполне возможно, что ваши тормозные механизмы износились и требуют замены.
Скрип при торможении: причина – грязь
Скрип нередко возникает при плохой погоде, в сочетании с плохими дорожными условиями.
Грязь, попадая на трущиеся поверхности колодок и диска, вступает во взаимодействие с тормозными действиями, внося свою «грязную» лепту с отрицательной стороны. Песок въедается в колодки, тем самым изменяя плотность фрикционной поверхности меняя чистоту колебаний колодок.
Плюс ко всему песок, работая как наждак, повышает износ диска, протачивая борозды и волны на тормозящей поверхности, вызывая скрип и свист.
Вывод
Теперь, разобравшись в причинах и подковавшись теоретически, можно смело выявлять причины появившегося скрипа тормозов. Засучив рукава, проверьте все возможные причины и если есть возможность, устраните их самостоятельно.
Источник https://wheelnews.ru/pochemu-u-novogo-avtomobilya-skripyat-tormoza/
Источник https://journal.tinkoff.ru/guide/brake-noise/
Источник https://kalina-2.ru/repair/pochemu-skripjat-tormoza-na-novoj-mashine