Как правильно заряжать аккумулятор автомобиля.

Содержание

Как правильно заряжать аккумулятор автомобиля.

Скорее всего, каждый автовладелец со стажем не менее трёх лет сталкивался с ситуацией, когда он не смог завести свою машину по причине того, что аккумулятор полностью разрядился. Вы можете спросить, почему стаж не менее трёх лет? А потому, что средняя продолжительность жизни аккумулятора составляет 3 года. Хотя в отдельных случаях возможна более длительная эксплуатация аккумулятора, но это уже зависит от того, насколько качественно и вовремя он обслуживался.

Содержание страницы скрыть

Правила безопасности при зарядке автомобильного аккумулятора.

Не рекомендуется производить зарядку в жилом помещении по причине того, что из аккумулятора выделяются взрывоопасный газ. Это актуально для обслуживаемых АКБ с пробками.

По этой же причине запрещается курить или производить любые другие работы с открытым огнем или искрообразованием.

Сначала подключается зарядное устройство к клеммам батареи, а потом уже оно включается в сеть. Отключение производится в обратном порядке. Сначала отключаем зарядное устройство (ЗУ) от сети, затем отключаем клеммы. Такой порядок действий позволит избежать образования искры при подключении ЗУ.

В обслуживаемых аккумуляторах обязательно выкручиваем все пробки. Это удобно сделать с помощью обычной монеты номиналом 2 или 5 рублей. После выкручивания пробки нужно положить обратно в отверстия, но не закручивать. Такое положение пробок позволит свободно выходить газам и одновременно защитить батарею от возможного попадания во внутрь неё пыли и грязи. Также это уменьшит потерю электролита при его испарении.

Аккумулятор с выкрученными пробками.

Перед выкручиванием пробок обязательно стираем всю пыль и грязь с рабочей поверхности аккумулятора. Это также позволит избежать попадания грязи во внутрь батареи.

Если же зарядка производиться в квартире, то необходимо это делать на балконе с открытым окном или в помещении, где есть вытяжка, например, туалет.

Как определить заряжен или разряжен аккумулятор

Это можно определить по напряжению на контактах и по плотности электролита.

В полностью заряженном аккумуляторе (100% заряда) напряжение на клеммах должно быть 12.7В. В разряженном соответственно 11.7В (0% заряда). Следовательно, каждые 0.1В — это 10% заряда. Эти значения актуальны для температуры аккумулятора 20-25 градусов.

Например, напряжение на контактах равно 12.2В, следовательно, заряд составляет 50%.

Таблица - зависимость степени заряда АКБ от напряжения.

Второй более точный способ определить степень заряда — это определение по плотности электролита. Данный способ подойдет только для обслуживаемых аккумуляторов, в которых есть возможность выкрутить пробки и добраться до электролита.

В качестве электролита в батареях применяют раствор серной кислоты, плотность которого измеряется в г/см3. При разряде плотность электролита снижается. Зная это свойство можно определить степень разряда батареи. Плотность определяется с помощью специального прибора – ареометра.

Плотность полностью заряженной батареи (100%) при 25 °с равна 1.27-1.28 г/см3.

Плотность полностью разряженной батареи (0%) при 25 °с равна примерно 1.1 г/см3.

Зная эти данные, можно вычислить, что примерно каждая сотая единица плотности равна 6% заряда (0.01 г/см3 =6%заряда).

Для примера плотность равна 1,24 г/см3, следовательно, степень заряда составляет 76%.

График -зависимость плотности электролита от температуры.

Таблица -зависимость плотности электролита от температуры.

Перед проверкой плотности электролита обязательно отключаем зарядное устройство и ждем несколько минут. Плотность более точно определяется, когда из электролита не выделяется газ.

Каким током и напряжением следует заряжать аккумулятор

Напряжение заряда у АКБ, изготовленных по разным технологиям, отличается. Но есть общие требования, которые применимы к большинству аккумуляторов.

Самая оптимальная и безопасная зарядка — это выставить ограничение напряжения 14.7В, а силу тока 1/10 от ёмкости АКБ. Допустим ёмкость равна 70 (А*ч), тогда ток, выставляемый при заряде, должен быть 7 ампер.

Качество заряда АКБ и сила тока имеют обратную зависимость, то есть, чем меньше сила тока, тем качественнее будет заряжен аккумулятор и тем медленнее будет происходить его зарядка. Если есть время, то лучше выбрать силу тока еще меньше в размере 1/20 от емкости аккумулятора. Например, для батареи ёмкостью 70 (А*ч) это будет сила тока в 3.5А.

Для необслуживаемых батарей силу тока выбирают не более 1/20 от емкости аккумулятора. Другими словами, если ёмкость равна 60 Ампер*час, то сила тока должна быть 3А. Такая низкая сила тока обусловлена самой конструкцией АКБ. Так как АКБ необслуживаемый, то при кипении электролита выделяемому газу некуда будет выходить и батарею может разорвать давлением газа. Чтобы избежать кипения электролита и выбирают небольшие токи для зарядки.

По мере заряда напряжение будет расти до 14.7 В, а ток будет неизменен пока напряжение не достигнет этого значения. После того как напряжение достигнет значения 14.7В оно перестанет расти так как ограничено настройками ЗУ. При продолжении заряда теперь напряжение ограничено, при этом по мере продолжения заряда будет снижаться сила тока, пока не достигнет значения свидетельствующего об окончании заряда (примерно 1-0.5А). Если в течении двух трех часов сила тока не снижается, то можно считать, что аккумулятор заряжен полностью на данном режиме зарядки.

После окончания зарядки отключаем ЗУ и даем АКБ несколько минут постоять, чтобы электролит перестал выделять газ. Производим замеры плотности.

Если плотность электролита не достигла своих оптимальных значений 1.27-1.28 г/см3, то можно попробовать её поднять с помощью зарядки на более высоком напряжении. Для этого устанавливаем ограничение напряжения в 16.3В, а силу тока не более 1/20 от ёмкости аккумулятора. Силу тока можно выставить ещё меньше до уровня 0.5А. Так АКБ будет медленнее заряжаться, но таким образом снижаем вероятность кипения электролита, а значит риск разрушения пластин батареи. В таком режиме зарядки выдерживаем от одного до четырех часов. Время зависит от того, как быстро плотность электролита придёт в норму.

Если для зарядки используется автоматическое зарядное устройство, то оно само подбирает напряжение и силу тока.

Внимание!

Напряжение близкое к 16В подходит не для всех типов АКБ. Таким напряжением можно их “убить”. Гелевые и гибридные батареи могут максимум выдерживать напряжение до 14.4В! Лучше всего максимальное напряжение заряда посмотреть на корпусе или в паспорте АКБ. Обозначаться оно будет как cycle use , а максимальная сила тока как max initial current.

Аккумулятор с обозначением максимального напряжения заряда.

Сколько времени необходимо заряжать аккумулятор

Нет точного определения времени требуемого для полного заряда , так как есть несколько факторов, влияющих на это. Поэтому время заряда может быть от пары часов и до нескольких суток.

Существует 4 основных фактора влияющих на время зарядки АКБ.

  • Процент разряженности аккумулятора. Полностью разряженную АКБ по времени придется заряжать намного дольше, чем разряженную на 50%.
  • Степень износа батареи. Со временем пластины АКБ осыпаются и её емкость уменьшается. Возьмём для примера изношенную АКБ емкостью 60А*час. Но её ёмкость по факту не будет равна 60А*час, а будет меньше, например, 50-45 А*час. Следовательно, изношенный аккумулятор зарядится быстрее, чем аналогичный, но новый.
  • Сила тока и напряжение зарядки. Чем меньше сила тока, тем медленнее происходит зарядка.
  • Скорость приема заряда. Например, холодный аккумулятор хуже заряжается. Это связано с тем, что скорость химической реакции (электролиза) зависит от температуры. Поэтому перед зарядкой его необходимо отогреть при комнатной температуре, если он занесен зимой с улицы.

Если для зарядки используется автоматическое зарядное устройство, то оно само определит, когда АКБ заряжена, отключится и сообщит о полном заряде какой-либо индикацией. При зарядке по мере заряда уменьшается разница между ЭДС аккумулятора и зарядным напряжением, вследствие чего снижается ток. При достижении силы тока примерно в 0.5А зарядное устройство прекращает зарядку.

Если заряд производится не в автоматическом режиме, то нужно дождаться момента, когда сила тока опустится до своего минимального значения (примерно 1- 0.5А) и останется на этом уровне около трёх часов не изменяясь. После этого можно отключать ЗУ и замерять плотность электролита.

Понять, что аккумулятор заряжен полностью, можно по двум признакам. Это достижение электролитом плотности 1,27 г/см3 и напряжения на клеммах батареи 12.7В. Замеры плотности и напряжения следует производить после отключения ЗУ и прошествии некоторого времени после зарядки. Нужно, чтобы электролит устоялся и перестал выделять пузырьки газа.

Последствия глубоко разряда АКБ и как его правильно зарядить после этого

При глубоком разряде происходит сульфитация пластин. Крупные кристаллы сульфата свинца (PbSO4) откладываются на положительно заряженных пластинах АКБ, тем самым забивая их. При этом сильно уменьшается площадь поверхности пластин, свободной от кристаллов сульфата свинца. Вследствие чего уменьшается ёмкость аккумулятора. Три, четыре полных разряда и практически все пластины будут забиты, а аккумулятор можно будет выкинуть.

Пластины АКБ забитые кристаллами сульфата свинца.

При штатных режимах работы (заряд – разряд) — образуются кристаллы небольших размеров и при заряде они растворяются в электролите. Таким образом очищаются пластины и ёмкость АКБ восстанавливается. Этого не происходит если произошел глубокий разряд, так как при нормальной зарядке крупные кристаллы сульфата свинца практически не растворяются в электролите. В этом случае для их растворения нужно использовать другой режим зарядки.

Глубоко разряженный аккумулятор следует заряжать напряжением 16,2 — 16.3В и малой силой тока — 1-0.5А. В таком режиме зарядки возможно частичное восстановление его ёмкости. За один цикл восстановить ёмкость и поднять плотность электролита до 1,27 г/см3 не получится. Поэтому, когда электролит на малых токах начал кипеть, то заряд необходимо прекратить и дать отстояться 2-3 часа. После этого опять повторяем зарядку. Этот процесс повторяем несколько раз. Таким образом возможно поднять плотность электролита до состояния полностью заряженного аккумулятора.

Но не следует забывать, что напряжение выше 14.5В подходит не для всех АКБ. К таким относятся гелиевые и гибридные.

Более подробно о растворении сульфата свинца можно прочитать в статье «Восстанавливаем АКБ в домашних условиях«.

Как часто нужно подзаряжать аккумулятор?

Его следует заряжать минимум 2 раза в год, с периодичностью полгода (до зимы, после зимы).

Также после длительных простоев автомобиля, когда он долго не подзаряжался от генератора. Во время простоя АКБ сама по себе медленно разряжается, а также этому способствует включенная сигнализация на авто.

После глубокого разряда, когда забыли выключить фары или магнитолу и т.п.

Как правильно зарядить аккумулятор автомобиля

С наступлением холодов аккумулятор, который еще недавно заводил двигатель, теперь едва проворачивает стартер. После морозной ночи щелкающее реле сообщит, что автомобиль никуда не поедет и на работу придется добираться общественным транспортом. Проблема устраняется покупкой свежей аккумуляторной батареи. Но это не всегда оправдано. Грамотная зарядка способна полностью восстановить потенциал АКБ и заметно продлить ее рабочий ресурс.

Как зарядить аккумулятор автомобиля

  • Как проверить уровень заряда аккумулятора
  • Как подготовить аккумулятор к зарядке
  • Чем заряжают аккумулятор
  • Каким током и сколько времени надо заряжать АКБ
  • Как узнать, что аккумулятор полностью зарядился?
  • Меры предосторожности

Индикатор уровня топлива HC 1-3,5 t R (в панели приборов)

Как проверить уровень заряда аккумулятора

Для проверки состояние аккумулятора используют:

  • комплектный индикатор заряда на приборной панели автомобиля;
  • отдельно установленный индикатор напряжения;
  • индикатор на аккумуляторе;
  • мультиметр;
  • зарядное устройство с амперметром и вольтметром;
  • нагрузочную вилку.

Индикатор напряжения аналоговый RGK AC-12

Контролировать состояние аккумулятора, можно не выходя из автомобиля. На панели управления специальный датчик покажет уровень заряда батареи. Датчик имеет аналоговое исполнение или цифровое. Оптимальные и критические уровни заряда в зависимости от конкретной модели автомобиля в аналоговом датчике обозначены графически или цветом, что упрощает визуальный контроль. Цифровая индикация показывает уровень заряда, напряжение в бортовой сети, силу тока.

Но не все авто имеют на своей панели встроенный вольтметр, что несколько усложняет контроль. Самостоятельная установка вольтметра успешно решит эту проблему. Подобная модернизация не вызовет заметных трудностей, особенно если вольтметр устанавливается в прикуриватель. А подобрать соответствующий гаджет достаточно просто. Электронные вольтметры имеют графическую, цветовую, цифровую или комбинированную индикацию. Также можно установить бортовой компьютер со встроенным индикатором напряжения.

Как зарядить аккумулятор автомобиля

Мультиметр цифровой ELITECH ММ 300

Автолюбители при выборе АКБ часто сталкиваются с батареями со встроенным индикатором заряда. Выглядит такой конструкционный элемент как прозрачный глазок способный изменять свой цвет. Расположен глазок на верхней панели аккумулятора, его зеленый цвет соответствует нормальному уровню заряда, черный показывает, что батарея разряжена. На самом деле встроенный индикатор напрямую показывает не уровень заряда, а состояние электролита. Индикация разноцветными поплавками, поднимающимися вверх под линзу, зависит от плотности рабочего раствора. Следует учитывать, что показывает такой индикатор плотность электролита только в одной банке. Поэтому существует вероятность, когда такая индикация покажет полный заряд параметры АКБ уже далеко не будут соответствовать оптимальным.

Использование мультиметра позволит максимально точно оценить состояние аккумулятора. Этот измерительный прибор переводится в режим замера напряжения с показателем измерения на 20 Вт. Красный щуп прикладывается к плюсовой клемме, черный – к минусовой. При проведении замеров зажигание машины должно быть выключенным.

  • больше 12,7 В – батарея заряжена;
  • 12,1 – 12,5 В – батарея заряжена наполовину;
  • менее 11,7 В – батарея разряжена.

Компактные размеры мультиметра упрощают проведение контрольных замеров. Текущее обслуживание, хранение и перевозка этого прибора не составит особых трудностей. Мультимер работает от автономных источников питания, что позволяет его использовать независимо от наличия стационарной электросети.

Зарядные устройства, оснащенные контрольными датчиками, в идеале амперметром и вольтметром, также позволят оценить уровень заряда авто акб. Достаточно подсоединить зарядку, соблюдая полярность, к аккумулятору и включить ее в сеть. Датчики, цифровые или аналоговые предельно точно покажут уровень заряда. Использование зарядок с индикаторами позволяет не только оценить состояние батареи, но и сразу приступить к восстановлению ее потенциала.

Нагрузочная вилка – устройство, позволяющее измерить уровень напряжения и степень заряженности АКБ, как без нагрузки, так и с нагрузкой. При подключении нагрузочной вилки к аккумулятору она способна создать нагрузку, имитирующую работу стартера. Такой рабочий режим позволяет оценить исправность батареи. Важно: время нагрузки должно быть не меньше 5 с, что примерно соответствует времени запуска двигателя. По степени просадки напряжения и уровню его восстановления судят об исправности батареи.

После 5 секундной нагрузки показатели вольтметра:

  • больше 10,2 В – батарея заряжена;
  • 9 В – батарея заряжена наполовину;
  • менее 7,8 В – батарея полностью разряжена.

Если нагрузочной вилки нет, процедуру замера под нагрузкой можно осуществить и мультиметром. Для этого понадобится помощник, который будет запускать двигатель. После созданной нагрузки производят контрольный замер напряжения.

Почему настолько важно максимально точно провести контрольные измерения рабочих параметров аккумулятора? Прежде всего, это позволит определить грамотный алгоритм последующих действий и с меньшими усилиями зарядить АКБ.

Зарядное устройство Вымпел 325 черный

Как подготовить аккумулятор к зарядке

Подготовка аккумуляторной батареи к зарядке определяется следующими факторами:

  • типом аккумулятора;
  • его возрастом;
  • степенью заряженности;
  • типом зарядного устройства.

Перед зарядкой аккумулятора необходимо очистить его клеммы от продуктов окисления. В ходе эксплуатации АКБ на отрицательной клемме могут возникнуть налеты характерного серо-белого цвета, это – сульфат или оксид свинца. На положительной клемме появляются налеты диоксида свинца коричневого цвета. При наличии указанных отложений контакты зачищают наждачной бумагой, потом протирают ветошью. Это позволит полностью удалить продукты окисления. Также для очистки контактов применяют специальные составы автохимии.

Следует учитывать, что наличие на поверхности батареи электролита, пыли, грязи, влаги приводит к ускоренному саморазряду. Поэтому, такие загрязнения должны быть полностью удалены. Для этого АКБ обрабатывают нашатырным спиртом или 10% раствором кальцинированной соды. Послу чего протирают мокрой тряпкой и вытирают насухо.

Читайте также: Как подобрать аккумулятор для авто? Топ-10 аккумуляторов

Важным является вопрос, стоит ли выкручивать пробки при заряжании или нет? Правильный ответ зависит от используемого зарядного устройства и типа АКБ. Импульсные зарядки заряжают батареи в мягком режиме, не вызывающем ее нагрев. Следовательно, пробки можно не выкручивать. При длительной зарядке или восстановлении обслуживаемого или малообслуживаемого аккумулятора трансформаторным зарядным устройством пробки должны быть выкручены. При зарядке АКБ активируются процессы газообразования. Визуально определяется, как наличие пузырьков в электролите. Также, при перегрузке электролит может просто закипеть.

Читать статью  Слесарь электрик по ремонту электрооборудования автомобилей еткс

Если пробки не будут выкручены, газообразные продукты создадут избыточное давление внутри корпуса, что может привести к нарушению его целостности. Пробки выкручивают не только для безопасности. Также их удаляют, чтобы определить уровень электролита и замерить его плотность. Помимо этого, пока аккумулятор заряжается, необходимо прочистить вентиляционные отверстия пробок, если они загрязнены. Новую батарею при незначительном разряде можно заряжать на протяжении нескольких часов, не выкручивая пробок. Остается добавить, что в необслуживаемых АКБ корпус полностью герметичный и пытаться его открыть не нужно.

Орион Нагрузочная вилка орион HB-05 2110

Чем заряжают аккумулятор

Выбор зарядного устройства (ЗУ) – мероприятие достаточно ответственное. От этого зависит насколько быстро, качественно и безопасно будет заряжена авто акб. Большое количество автоаксессуаров этой категории значительно упрощает предстоящий выбор. ЗУ обладают различными функциональными возможностями. Их ценник представлен в самом широком диапазоне.

При покупке автомобильной аккумуляторной зарядки рационально будет придерживаться принципа универсальности. Чем больше типов аккумуляторов способно зарядить ЗУ – тем лучше. В будущем не придется приобретать новое зарядное устройство при смене АКБ. Стоить универсальная зарядка будет дороже, но в конечном итоге – это себя оправдает.

Как зарядить аккумулятор автомобиля

Все зарядные устройства можно разделить на две большие категории:

  • трансформаторные;
  • импульсные.

Трансформаторные зарядки, в сравнении с импульсными, обладают достаточно внушительным весом и более значительными габаритами. В большинстве своем трансформаторные ЗУ – это представители прошлого, которые не одно десятилетие отработали до этого и способны столько же отработать в будущем. У них простая и надежная конструкция, они легко ремонтируются. Главное достоинство трансформаторных ЗУ – они обеспечивают максимально полный заряд батареи.

Особенность трансформаторных зарядных устройств – ими необходимо научиться и уметь пользоваться. Процесс зарядки требует постоянного контроля и корректировки силы тока. Это не всегда удобно, т.к. на такие процедуры просто может не оказаться свободного времени.

При установке рабочих параметров трансформаторного зарядного устройства сила подаваемого тока должна составлять 10% емкости заряжаемой батареи. Например, на аккумулятор 60 ампер часов следует подавать ток зарядки величиной 6 ампер.

Большинство моделей трансформаторных зарядных устройств оснащались только стрелочным амперметром, что требовало для замера напряжения на клеммах АКБ дополнительно использовать вольтметр (мультиметр). В продвинутых самоделках на передней панели можно увидеть две шкалы: амперметра и вольтметра.

Импульсные ЗУ – автоаксессуары нового поколения, принцип действия которых основан на воздействии на АКБ токами высокой частоты. В их конструкции нет мощного и тяжелого трансформатора, благодаря этому они получились легкими и компактными. Функциональная особенность импульсных ЗУ – способность эффективно работать в нескольких режимах. Импульсные зарядные устройства осуществляют процесс зарядки постоянным током и переменным напряжением, переменным током и постоянным напряжением, комбинированным режимом, сочетающим первые два. Такая универсальность позволяет успешно использовать импульсные ЗУ для обслуживания различных типов аккумуляторов.

К достоинствам импульсных зарядных устройств относят полную автоматизацию процесса, что позволяет правильно заряжать аккумулятор автомобиля без необходимости постоянного контроля. ЗУ достаточно подсоединить к клеммам батареи и включить в стационарную сеть. Микропроцессор точно определит степень заряженности АКБ, ее вольтаж и установит оптимальный режим зарядки. После того как батарея будет заряжена ЗУ перейдет в режим поддержания ее рабочих параметров. Электронная система защиты сообщит о нарушении полярности, не допустит короткое замыкание и перегрузки, что исключит перезаряд аккумулятора, его перегрев и закипание электролита.

Дополнительные функции импульсных зарядных устройств:

  • режим восстановления (десуфальтации);
  • режим быстрого заряда;
  • зимний режим.

Наличие или отсутствие дополнительных функций зависит только от конкретной модели ЗУ. Существуют зарядки способные не только диагностировать и заряжать аккумулятор, но и определять рабочие параметры генератора и стартера машины. Значительно расширяет возможности зарядного устройства наличие ручного и автоматического режимов. Ручной режим будет необходим для восстановления АКБ, автоматической – для очередной подзарядки. В зависимости от конкретной модели импульсные ЗУ могут иметь светодиодную, стрелочную или LCD индикацию. Наиболее информативны зарядки с LCD экранами, но стоить они будут дороже.

Вниманию покупателя представлены импульсные зарядки двух категорий: собственно зарядные устройства и пуско-зарядные устройства. Последние бывают стационарными и автономными. Пуско-зарядное ЗУ позволяет не только зарядить аккумулятор, но произвести пуск двигателя при севшей аккумуляторной батарее. В конструкции автономных пуско-зарядных устройств есть собственный источник питания, что позволяет самостоятельно завести двигатель в дорожных условиях без посторонней помощи.

Пуско-зарядное устройство WIEKK TM43/Автостарт/Джамп стартер/Jump Starter/Пусковое устройство

Каким током и сколько времени надо заряжать АКБ

Вопрос, сколько необходимо заряжать аккумулятор автомобиля в домашних условиях, грамотно решается определением двух составляющих. Это состояние АКБ и тип используемого ЗУ.

Читайте также: Ошибка р0134: отсутствие сигнала датчика кислорода

Наличие пуско-зарядного устройства (трансформаторного или импульсного) поможет оперативно завести автомобиль без длительной зарядки аккумулятора. Следует учитывать, что генератор машины во время езды на небольшие расстояния (городской режим), не способен полностью восстановить уровень заряда. Поэтому, заглушив автомобиль с таким аккумулятором (особенно зимой), его уже не удастся завести самостоятельно от стартера.

Наличие специального режима скоростной зарядки «BOOST» выручит в ситуации, когда нужно срочно ехать, а аккумулятор сел. Используя этот режим, достаточно 5 –10 минут, чтобы восстановить рабочий потенциал батареи. Но частое применение режима скоростной зарядки приведет к быстрому износу АКБ. Рекомендуется после подобной процедуры в течение ближайшего времени поставить аккумулятор на полную зарядку.

Время зарядки импульсным ЗУ определяется емкостью и степенью разряженности батареи. Зарядное устройство автоматически определяет этот параметр и приступает к процессу зарядки. В устройствах со светодиодной индикацией о завершении работы будет сигнализировать загорание специального диода. В моделях со стрелочной индикацией или LCD экраном можно визуально прослеживать процесс зарядки.

В первом случае происходит постепенное отклонение стрелки по полю с графическим изображением аккумуляторов с различной степенью заряженности. Во втором – моргает изображение аккумулятора и наблюдается заполнение схематической батареи.

Когда АКБ полностью заряжена, моргание ее изображения прекращается, все деления батареи заполнены, а на экран выводится полученное рабочее напряжение. В этом отношении, процесс заряжания очень напоминает зарядку мобильных телефонов. В среднем заряжать автомобильную аккумуляторную батарею импульсными ЗУ придется на протяжении 12 –24 часов.

Если в импульсных зарядных устройствах силу тока, осуществляющего заряд, определяет автоматически электроника, то в трансформаторных это придется делать самостоятельно. С одной стороны, это усложняет процесс зарядки, с другой – делает его более качественным. Трансформаторная зарядка позволяет максимально полно восстановить параметры АКБ. Это объясняется особенностями физических процессов этих ЗУ.

В отличие от современных стиральных машин, зарядные устройства не показывают, когда завершат работу. Но в среднем ориентируются на 8 – 10 часов. Этого времени будет вполне достаточно, чтобы качественно зарядить АКБ.

Режим восстановления или десульфатации потребует большего времени. Его производят, как трансформаторными зарядками, так и импульсными с ручным режимом. Есть модели импульсных ЗУ осуществляющих восстановление аккумуляторных батарей в автоматическом режиме. Рекомендуется производить десульфатацию устройствами именно с ручной установкой силы тока. Восстановление аккумуляторов процедура достаточно сложная, требующая промывки банок, полной или частичной замены электролита, чередования режимов заряда и разряда.

Автомобильный аккумулятор YAKUDZA 6СТ-63.0 VL 242х175х190

Как узнать, что аккумулятор полностью зарядился?

О заряженности АКБ можно судить по показаниям контрольных индикаторов. В импульсных ЗУ это загорание светодиода на панели или отклонение стрелки и устойчивое нахождение ее в крайне правом положении на шкале. При наличии LCD экрана – прекращение мигания значка аккумулятора. В трансформаторных ЗУ индикация завершения процесса заряжания может быть реализована в виде загорающейся лампочки. Кроме этого о зарядке батареи можно судить, если напряжение на ее клеммах не меняется в течение получаса. В этом случае для контрольных замеров понадобиться мультиметр, с помощью которого можно определить, какое точно напряжение должен показывать заряженный аккумулятор автомобиля.

Если нет под рукой мультиметра, а комплектный вольтметр в силу причин не работает, судить о степени заряженности можно по времени, в течение которого происходила зарядка. Для импульсного ЗУ это 12 – 24 часов, для трансформаторного 8– 10 часов. Также завершение процесса зарядки покажет начало активного газообразование. Оно хорошо наблюдается при выкрученных из корпуса авто акб пробках.

Меры предосторожности

Аккумуляторные работы – работы повышенной опасности. Главный фактор опасности – электричество. Поэтому самое тщательное внимание необходимо уделить исправности электрооборудования и целостности изоляции электропроводов. Зарядное устройство нельзя разбирать во включенном в сеть состоянии. Оно должно находиться в сухом, а в случае использования трансформаторного ЗУ и в хорошо проветриваемом месте. Во время работы зарядка может сильно нагреться, что станет причиной пожара.

На сайте нашего партнера https://avtoblokrele.com/ всегда, актуальные описания предохранителей

Электролит, находящийся в АКБ, представляет собой раствор серной кислоты и дистиллированной воды. При его попадании на незащищенную кожу возможен химический ожог. При работе с обслуживаемым или малообслуживаемым аккумулятором рекомендуется использовать резиновые перчатки и иметь под рукой определенный объем раствора кальцинированной соды или просто чистой воды. Это поможет промыть пораженный участок кожи и нейтрализовать кислоту.

Во время зарядки аккумуляторной батареи выделяется водород. Значительная концентрация этого газа в замкнутом пространстве при контакте с открытым пламенем может привести к взрыву. Следует воздержаться от курения во время работы с АКБ. Выделяемые из электролита газы вредны для человека. Поэтому аккумуляторные работы нельзя проводить в жилых помещениях. По этой причине место, где заряжают аккумуляторную батарею, должно хорошо проветриваться.

Автомобильный аккумулятор BLACK ICE Pro 6СТ-60.1, BIC6011 242х175х190

Как вам?

Как правильно зарядить аккумулятор автомобиля зарядным устройством

З арядка аккумулятора — на первый взгляд, простая и доступная процедура. Достаточно подключить зарядное устройство, дождаться нужного момента и отключить оборудование.

На практике все не так просто, ведь при выполнении работы нужно учесть множество нюансов. Если не следовать приведенным в статье рекомендациям, высок риск повреждения и снижения ресурса АКБ.

Как правильно заряжать аккумулятор – простыми словами

Соблюдение правил заряда — путь к продлению срока службы аккумуляторной батареи.

Лучше всего проводить зарядку при температуре 20-25 градусов Цельсия, поэтому перед началом работы стоит занести источник питания в теплое помещение.

Второй момент — вентиляция, повышающая уровень безопасности для человека. Во время зарядки выделяются токсические пары, поэтому проводить работу в квартире не рекомендуется.

Если другого помещения нет, поставьте АКБ в отдельную комнату, на балкон, закройте двери, а остальную часть жилища проветрите.

Далее придерживайтесь следующих правил:

  1. Осмотрите батарею на факт течи и вздутия кожуха. При выявлении таких последствий или деформации после зарядки от эксплуатации аккумулятора лучше отказаться.
  2. Удалите с поверхности пыль и загрязнения. Для этого лучше использовать содовый раствор, позволяющий убрать с корпуса кислоту и иную грязь.
  3. Очистите клеммы от следов окислений, если они появились. Для этого используйте наждачную бумагу.
  4. Если АКБ занесен с мороза, оставьте его на некоторое время в тепле для нагрева до комнатной температуры.

Для зарядки аккумулятора используются зарядные устройства, состоящие из трансформатора и выпрямительного устройства.

В функцию ЗУ входит превращение переменного тока в постоянный. Для упрощения работы можно использовать программируемое ЗУ, позволяющий самостоятельно менять ток и напряжение, но лучше использовать зарядное устройство позволяющее в ручную выставить ток зарядки и напряжение.

Перед стартом процесса выберите один из вариантов зарядки:

  1. Постоянный ток. Более быстрый способ заряда, требующий контроля со стороны владельца.
  2. Постоянное напряжение. Такой вариант требует большего времени набора мощности, но считается более лояльным и не нуждается в постоянном контроле со стороны владельца.
  3. Автоматический режим. Для ЗУ, регулирующих ток заряда в автоматическом режиме в зависимости от заданной программы.

Вне зависимости от выбранного варианта важно изучить сведения об оптимальном токе и напряжении для АКБ, чтобы не отклонится от этих параметров. Необходимые данные доступны в инструкции или на кожухе аккумулятора.

Если аккумуляторная батарея относится к категории обслуживаемых, требуется выкрутить пробки из «банок». Не доставайте их полностью, ведь оставшиеся на поверхности заглушки будут выступать в виде защиты от грязи и могут использоваться для сброса лишнего давления.

В АКБ нового типа есть даже обратный клапан, предназначенный для спуска давления.

Ниже более подробно рассмотрим меры безопасности, рекомендации по зарядке аккумуляторной батареи и пошаговую инструкцию.

Читайте также:

Что такое полярность аккумулятора: прямая, обратная, как правильно определить

Меры безопасности при зарядке АКБ и полезные советы

При зарядке аккумуляторной батареи важно соблюдать ряд требований:

  1. В холодную погоду переносите батарею в нежилое помещение, дождитесь нагрева до комнатной температуры, а потом заряжайте.
  2. Зарядку лучше проводить в хорошо проветриваемом помещении.
  3. Чем меньше зарядный ток, тем лучше заряжается АКБ. Недостатком является большие временные затраты.
  4. Возле батареи запрещено курить, ведь любые источники искры могут привести к воспламенению паров.
  5. До и после завершения зарядки проверьте уровень электролита. В случае его дефицита сделайте доливку дистиллированной воды (касается только обслуживаемых АКБ).
  6. Подключайте ЗУ сначала к аккумулятору, а потом включите в сеть.
  7. Удалите потеки на поверхности с помощью содового раствора. Для его приготовления растворите 20 г соды в 200 мл воды. Также такими действиями будет убран саморазряд аккумулятора.
  8. В обслуживаемых АКБ выкручивайте пробки и кладите их на отверстия.
  9. Если решили проверить уровень электролита, делайте это в резиновых перчатках и защитных очках.

Когда нужно заряжать автомобильный аккумулятор

Каждый АКБ должен заряжаться до 100% хотя бы дважды в год — до начала зимы и после ее завершения.

На практике лучше делать зарядку каждый раз при снижении напряжения до 12.5 вольт. Если не следовать этому правилу, батарея будет не до конца заряжена, а это спровоцирует сульфатацию пластин.

Рекомендации по подзарядке АКБ осенью перед зимней эксплуатацией:

  1. Осенью с первыми заморозками занесите батарею в теплое помещение и подзарядите ее минимум до 12.7 В. К примеру, некоторые кальциевые аккумуляторы Bosch берут в себя 12.9 вольт.
  2. Разрядите аккумулятор до 12.5 В подключив к нему, к примеру, лампу от фары или другой не мощный потребитель. Разряд будет идти постепенно в щадящем режиме несколько часов.
  3. Снова подзарядите батарею до нормы и повторно разрядите до 12.5 Вольт.
  4. Таких цикла должно быть минимум 3. Называется это контрольно-тренировочный цикл аккумулятора (КТЦ), благодаря которому, за счет десуфальтации пластин (очищения пластин аккумулятора от сульфата свинца), повысится емкость батареи и ее пусковой ток.
  5. Можно проигнорировать КТЦ и просто подзарядить аккумулятор до нормы, но в первом случае результат будет лучше.

СПРАВКА: важно знать, что, если аккумулятор в зимний период эксплуатации заряжен на 100% электролит на морозе становиться более вязким, а это уменьшает способность проводить ток. Емкость батареи при этом может упасть в несколько раз. К примеру, при минус 20 0 С она снижается на 50% от номинальной. Также генератор менее эффективно заряжает АКБ на холоде, а при сильно больших морозах, от минус 35 и ниже, зарядка аккумулятора может вообще остановится.

Рекомендации по подзарядке аккумулятора весной.

Как правило, зимой аккумуляторная батарея постоянно не дозаряжена в связи с низкой окружающей температурой и большим расходом заряда на пуск холодного мотора. А недозаряд АКБ, по причине сульфатации пластин, приводит к потере емкости и пускового тока.

Поэтому весной, при среднесуточной температуре +8 0 С, в теплом помещении подзарядите батарею до 12.7 — 12.9 В, а лучше сделать полый КТЦ (смотрите выше).

Выделяется несколько признаков, свидетельствующих о необходимости зарядки батареи:

  1. Снижение напряжения. Перед выполнение работы необходимо измерить потенциал на выводах с помощью цифрового или стрелочного мультиметра. Напряжение полностью заряженной АКБ должно составлять не менее 12.7 В. Если потенциал падает до 12.2 В, это свидетельствует о наличии 50% заряда. Снижение напряжения до 11.6-11.7 В свидетельствует о почти полной разрядке (реанимировать такой аккумулятор будет сложно).
  2. Плотность. Метод подходит для обслуживаемых аккумуляторов, в которых можно выкрутить пробки и добраться до электролита. Для измерения плотности используется ареометр. Его параметр должен быть на уровне 1.27 г/куб. см. Если показатель меньше, значит, батарея требует подзарядки. В АКБ без возможности обслуживания есть окно, позволяющее контролировать ее состояние.
  3. Трудности пуска. При разряженном аккумуляторе завести двигатель не получится. Вместо прокручивания коленвала водитель слышит только щелчки втягивающего реле стартера. Также возникают трудности в работе оборудования, которое вообще не включается при недостаточном напряжении.

Совет: для постоянного мониторинга напряжения в бортовой сети в реальном времени используйте вольтметр в прикуриватель с цифровым табло.

Читайте также:

Степени разряженности аккумулятора про которые важно знать

В большинстве АКБ разрядка производится не до 0 В. Напряжение снижается до определенного параметра, при котором стартер не способен вращать двигатель. В таком случае некоторые потребители все еще могут работать, хоть и не на полную мощность.

Но бывают ситуации, когда батарея разряжается полностью, и тогда ни один прибор не функционирует.

Причиной может стать утечка тока на автомобиле возникшая по причине не выключенных на ночь габаритных огней или оставленного в прикуривателе потребителя.

Чтобы не допустить негативных последствий, важно контролировать степень разряженности по напряжению, плотности или иным параметрам. Рассмотрим каждый из вариантов подробнее.

По напряжению

Для наглядности приведем таблицу, как по напряжению понять степень разряда АКБ.

Степень заряда, процентов

20-25 градусов Цельсия

+5 до -5 градусов Цельсия

Читать статью  10 лучших зарядных устройств для автомобильных аккумуляторов

-10 до -15 градусов Цельсия

Замеры проводятся мультиметром, подробности ниже.

По плотности электролита

Более точным методом для определения заряда является измерение плотности. Как отмечалось, метод подходит для обслуживаемых АКБ, в которых можно добраться до электролита.

В качестве электролита применяется серная кислота, которая измеряется в г/куб. см. В случае разряда плотность уменьшается. С учетом этого фактора можно увидеть степень разряженности батареи. Для измерения используется ареометр.

Плотность АКБ, которая заряжена на 100%, составляет 1.27-1.28 г/куб. см при 25 градусах Цельсия. При разряде до 0% и при 25 градусах Цельсия плотность составит около 1.1 г/куб. см.

Для наглядности приведем показатели ареометра для разных температур.

Температура, градусов Цельсия

Показания ареометра, г/куб. см

Читайте также:

Также приведем более точную зависимость плотности от температуры.

Плотность электролита при разных температурах

+20-25 градусов Цельсия / В

От +5 до -5 градусов Цельсия / В

От -10 до -15 градусов Цельсия / В

Перед измерением плотности необходимо отключить ЗУ, выждать несколько минут, а уже потом проводить измерения.

Читайте также:

Не заряжается аккумулятор автомобиля, что делать, этапы диагностики

Как проверить состояние аккумулятора

Для контроля исправности АКБ и его состояния можно использовать один из следующих способов: измерение с помощью мультиметра, нагрузочной вилки, индикатора (для необслуживаемых аккумуляторов).

Измерение мультиметром

Предусматривает проверку напряжения путем подключения красного щупа к «плюсу», а черного — к «минусу». Электрические приборы могут быть включены.

Полученное напряжение должно соответствовать показаниям, которые указаны выше.

Если автомобиль заведен, U должно достигать 13.5-14.2 В. Если напряжение составляет 14.3 В и более, это свидетельствует о неисправности и риске закипания электролита, что категорически не допустимо.

Нагрузочная вилка

Второй способ проверки состояния АКБ — подключение устройства к электрической цепи, в которую входит сопротивление и проводник, контактная группа и вольтметр.

Устройство подключается с помощью проводов в той же последовательности, что и в случае с мультиметром.

Токовая нагрузка дается на 4-5 с. Ее показатель должен быть в пределах 100-200 А. Параметр 10.2 В и более — полный заряд, 9.6 В — разряд на 25%, 9 В — 50% заряда, 8.4 В — осталось 25% и до 7.8 В — полный разряд.

Индикатор

Узнать время зарядки можно по встроенному окну. Если оно меняет цвет на зеленый, это свидетельствует о полном заряде. Появление красного или черного оттенка говорит о разряде (цвет может зависеть от завода-изготовителя).

Но тут есть один важный момент. Полагаться на этот индикатор на 100% не стоит. Дело в том, что производители аккумуляторов настраивают его таким образом, что даже при зеленном цвете у батареи будет недозаряд, т.е., к примеру, не 13.0 В, а 12.7, что постепенно приводит к сульфатации и преждевременному выходу источника питания из строя. Это выгодно производителю, так как количество продаваемых АКБ возрастает.

Поэтому полагаться больше стоит на показания мультиметра, а не индикатора.

Читайте также:

Существующие виды аккумуляторов

Чтобы быть уверенным в правильности действий, важно понимать, какие виды аккумуляторах батарей существуют и какую из них планируется поставить на зарядку.

Рассмотрим особенности каждого из вариантов.

Обслуживаемые и необслуживаемые АКБ. В чем их отличие?

К категории обслуживаемых относятся аккумуляторные батареи, которые требуют периодической доливки дистиллированной воды.

В них имеются пробки, которые необходимо открывать для проверки уровня и добавления нужного количества жидкости.

Такие АКБ имеют меньшую цену, но и худшую защиту, что сказывается на работе.

Вторая группа — необслуживаемые аккумуляторы. У таких батарей нет пробок, которые нужно откручивать для доливки электролита. Считается, что они не выкипают и доставляют меньше хлопот клиенту.

Их особенность — наличие лабиринтной крышки, которая обеспечивает превращение испарений в конденсат и возврат его в банки. Но такие АКБ также разряжаются и требуют подзаряда и это важно понимать.

Есть также малообслуживаемые аккумуляторы. В таких изделиях есть пробки, но производители гарантируют отсутствие риска выкипания.

На практике это не так, ведь при теплой погоде и активной эксплуатации рабочая жидкость также испаряется. Так что пробки все равно придется снимать. Они могут иметь обычный вид, могут скрываться под пленкой или цельной крышкой.

Виды свинцовых аккумуляторов

На современных автомобилях в 99% случаев установлены свинцовые аккумуляторы, которые бывают следующих типов:

  1. Свинцовые с серной кислотой. Первые АКБ, способные выдавать большой ток для пуска двигателя. До сих пор пользуются спросом, но из-за мягкости свинца производители легируют его разными материалами.
  2. Свинцовые AGM и гелиевые. Отличаются тем, что электролит находится в густой форме и не вытекает. При изготовлении в состав добавляется соединение кремния, которое делает батарею более безопасной, устойчивой к вибрациями или саморазряду. Они не боятся глубокого разряда, а поэтому можно не переживать за их ресурс. Полностью восстанавливают емкость и имеют от 200 полный цикла заряда-разряда.
  3. Гибридные. Предусматривают применение сурьмы при «плюсовом» выводе и «кальция» при «минусовом». Такие АКБ имеют средние параметры и требуют периодической доливки воды. Дополнительным преимуществом является устойчивость к глубокому разряду.
  4. Кальциевые. При изготовлении предусматривается добавление кальция. В функции элемента входит уменьшение активности электролиза и защита от проблем с испарением воды. Производитель добавляет серебро, которое повышает КПД и способствует увеличению емкости. Главным недостатком считается потеря качества при сильном разряде. Если несколько раз допустить снижение напряжения до 10 В, емкость существенно упадет без возможности восстановления.
  5. Сурмянистые. Предусматривают добавление сурьмы, способствующей улучшению качества свинца. В составе таких АКБ должно быть не менее 5% сурьмы. Особенность добавки состоит в активизации электролиза, в процессе которого вода превращается в водород и кислород. При активном испарении пластины электроды оголяются и разрушаются. Вот почему аккумулятор нуждается в доливке воды, а сами изделия относят к категории обслуживаемых. В новых машинах сурьмянистые АКБ уже не применяются.
  6. Малосурьмянистые. В таких АКБ используется меньше 5% сурьмы. Такие батареи более удобные в обслуживании, ведь не требуют частой заливки воды. При этом часть рабочей жидкости со временем все равно испаряется, поэтому проверять уровень и пополнять баланс все равно необходимо.
  7. EFB аккумуляторы. Изготавливаются из хорошо очищенного свинца и имеют пластины в два раза тоще от обычных. Плюсовая пластина обернута в специальный материал способный впитывать и удерживать электролит. Является хорошей альтернативой дорогим AGM аккумуляторам.

Щелочные

В отдельную группу входят щелочные аккумуляторы, в которых используется щелочь. В автомобилях они используются редко, но про них стоит упомянуть.

Условно они делятся на два вида:

  1. Литий-ионные. Популярные АКБ, которые часто применяются в качестве дополнительных источников питания. В качестве «минуса» используется литийферрофосфатный или литиевый сплав. В роли «плюса» выступает оксид лития с марганцово-кобальтовым составом. Li-Ion батареи выделяются большей удельной емкостью и минимальным уровнем саморазряда. К минусам стоит отнести чувствительность к морозам и небольшое количество циклов заряда-разряда.
  2. Никель-кадмиевые. Имеют «плюсовой» электрод, который покрыт гидрооксидом, гидратом оксиникеля и метагидроксидом. Что касается «минуса», для него применяется кадмиевое железо. В роли рабочей жидкости применяется едкая калиевая смесь.

Тему зарядки щелочных аккумуляторов в статье мы обошли так как они редко применяются на автомобилях.

Читайте по теме: Лучшие аккумуляторы для автомобиля – рейтинг текущего года.

Существующие зарядные устройства

При зарядке АКБ важно понимать, что зарядные устройства также отличаются.

Они классифицируются по конструкции, способу зарядки, мощности, току заряда и иным параметрам. Рассмотрим не только их особенности, но и какое ЗУ лучше выбрать.

По конструктивным особенностям ЗУ бывают трех типов:

  • импульсные — подают ток в процессе заряда, предназначены для плавного увеличения емкости АКБ;
  • трансформаторные — более старые модели, которые уже не производятся, но отличаются стабильностью и большим сроком службы, встречаются еще аппараты выпущенные в 70-х годах прошлого столетия, которые еще вполне рабочие;
  • пуско-зарядные — помогают быстро завести мотор в случае разряда АКБ и отдают большой импульс тока.

По принципу работы ЗУ бывают:

  1. Ручные. Ток устанавливается самим владельцем. Такие устройства способны восстановить АКБ даже после глубокого разряда. Устройство сначала подает небольшие токи, а потом повышает этот параметр. Ручное ЗУ требует контроля владельца, чтобы исключить кипение рабочей жидкости.
  2. Автоматические. Работают самостоятельно и без участия владельца, но не способны восстанавливать глубоко посаженные АКБ. Причина в том, что они не воспринимают нагрузку на клеммах и не запускают процесс заряда. Такие устройства пользуются спросом, когда необходимо поддерживают максимальный заряд в течение длительного времени. Они контролируют ток и постепенно снижают нагрузку по мере заряда АКБ. При достижении полного заряда ЗУ выключается или работает в режиме подзарядки батареи малыми токами исключая ее разряд. Такие устройства можно включать на ночь и не бояться перезаряда.
  • 6-Вольтовые — используются для заряда батарей мотоциклов и скутеров;
  • 12-Вотьтовые — для АКБ легковых машин;
  • 24-Вольтовые — подходят для подзаряда аккумуляторов большегрузной, с/х и другой аналогичной техники.

При выборе ЗУ необходимо учесть еще два параметра:

  1. Ток заряда. Показатель не должен быть больше 10% от емкости аккумулятора. То есть при АКБ на 55 Ампер-часов наибольший ток заряда — 5,5 А. Максимальный ток, который выдает ЗУ, должен быть вдвое-втрое большим, чем номинальный.
  2. Мощность. Важно, чтобы мощность ЗУ была больше аналогичного параметра для батареи. Т.е. способность зарядить аккумулятор определенной емкости.

Выбор зарядного устройства для аккумулятора

При поиске подходящего ЗУ учтите следующие моменты:

  1. Уточните, какое напряжение имеет ваша аккумуляторная батарея. К наиболее низковольтным относятся АКБ для мотоциклов. Для легковых машин применяется батарея на 12 В. С учетом этого необходимо выбирать и ЗУ, которое должно работать с этим напряжением. Важно, чтобы устройство могло поднимать напряжение до 16-16.5 В. В ином случае оно может не зарядить аккумулятор до 100% емкости.
  2. Рассчитайте номинальный ток заряда. Тонкости вычислений рассмотрены выше, поэтому повторяться не будем.
  3. Способ зарядки. Для упрощения процесса лучше выбирать ЗУ, которые выполняют работу в автоматическом режиме. В таком случае напряжение регулируется самостоятельно с учетом состояния АКБ. Но для опытных автовладельцев лучшие выбирать зарядные устройства с ручным управлением так как они дают больше возможностей по восстановлению батареи после глубокого разряда.
  4. Тип аккумулятора. При поиске подходящего ЗУ необходимо учитывать вид АКБ. К примеру, для сурьмянистых и гибридных подходят обычные зарядники. Для гелиевых и AMG могут потребоваться индивидуальные устройства. При этом большая часть современных моделей являются универсальными.
  5. Поддерживаемая емкость. Обратите внимание на характеристики. В них прописано АКБ с какой максимальной емкостью они могут заряжать. К примеру, существуют ЗУ способные зарядить аккумулятор емкостью до 120 А*ч. Но встречаются простые модели, поддерживающие емкость не более 60 А*ч.

Смотрите 30 лучших зарядных устройств для эффективной подзарядки автомобильных аккумуляторов.

Ток и напряжение для нормально зарядки АКБ автомобиля

Для безопасной зарядки максимальный ток составляет 10% от емкости аккумулятора, а напряжение — от 13.8 до 14.5 В. Во время процесса параметр тока постепенно снижается, а потенциал, наоборот, растет.

Скорость достижения максимальной емкости зависит от тока. Чем он больше, тем выше скорость заряда АКБ, но и разряд выше. Чтобы батарея дольше держала емкость, рекомендуется давать 30-50% номинального тока.

Сколько времени уйдет на зарядку аккумулятора

Ни один производитель не скажет точное время зарядки батареи, ведь параметр зависит от ряда факторов:

  • емкость;
  • уровень разряда;
  • возраст;
  • ступень сульфатации;
  • сила тока и напряжение ЗУ;
  • температура АКБ;
  • техническое состояние.

Важным моментом является и напряжение на выходе:

  • 3 В – 60%
  • 5 В — 80%;
  • 7 В — 100%.

Время зарядки рассчитывается следующим образом:

  • t — время заряда, ч;
  • С — емкость АКБ;
  • I — мощность зарядного устройства;
  • 10% — потери энергии на тепло.

Во многих руководствах сказано, что полностью севший АКБ необходимо заряжать 15 часов 10%-процентным током от емкости. К примеру, батарею на 60 Ампер-часов придется заряжать 6-амперным током в течение 15 часов. Если уменьшить ток вдвое, то время увеличится до 30 часов.

В случае, если источник питания уже имеет где-то 50% заряда, это нужно учесть при расчете. В таких обстоятельствах заряд будет идти вдвое быстрее. Чтобы избежать ошибок, лучше использовать автоматическое ЗУ. Оно самостоятельно определяет, когда необходимо остановить процесс.

Подготовка к зарядке

Перед подзарядкой АКБ сделайте следующие шаги:

  1. Наденьте спецодежду или вещи, которые закрывают все участки тела. На руках должны быть резиновые перчатки, а на лице — очки со стеклянной или пластиковой основной частью. Многие это игнорируют, но важно понимать, что в аккумуляторе находится кислота.
  2. Демонтируйте АКБ (при зарядке в помещении) или отключите его от сети путем снятия «минуса» и «плюса» при зарядке на авто.
  3. Очистите клеммы от загрязнений и следов окисления.
  4. Протрите поверхность батареи с помощью сухой или влажной тряпки. В последнем случае применяется содовый раствор, о котором упоминалось выше.
  5. Установите батарею в теплом помещении, которое хорошо проветривается. Причина — наличие опасных газов, которые появляются в процессе зарядки.
  6. Открутите пробки на каждой из банок аккумулятора или демонтируйте заглушки для выхода паров и защиты от появления чрезмерного давления.
  7. По необходимости для обслуживаемых аккумуляторных батарей долейте дистиллированной воды, чтобы электролит полностью покрывал пластины.

Во время работы избегайте близости с электрическими приборами и не курите рядом. При попадании электролита на кожу промойте ее проточной водой с мыльным раствором.

Выбор способа зарядки

Обеспечение максимальной емкости АКБ возможно двумя путями, каждый из которых предполагает контроль тока и напряжения. Точного ответа, какой из методов лучше, не существует. Автовладельцы сами принимают решение, какому из вариантов отдать предпочтение, поэтому рассмотрим каждый из них подробнее.

Зарядка аккумулятора постоянным током

При выборе этого метода автовладелец выбирает подходящую силу тока, после чего меняет ее в процессе выполнения работы (для ЗУ с ручным управлением).

Алгоритм действий, следующий:

  1. Установите на ЗУ требуемой силы тока. Она должна быть меньше емкости АКБ, которая поделена на 10. К примеру, для аккумулятора 65 Ампер-часов этот параметр не должен быть больше 6,5 А.
  2. Контролируйте процесс заряда батареи и увеличение напряжения. Как только оно доходит до 14.4 В, сила тока снижается вдвое.
  3. Дождитесь появления на приборе 15 В и еще раз уменьшите силу тока в два раза.

Аккумулятор считается полностью заряженным, если параметры тока и напряжения не меняются в течение одного-двух часов. Также происходит активное выделение газа, что особенно заметно на обслуживаемых аккумуляторах.

Скорость такой зарядки около 10 часов, но у нее есть минусы:

  • быстрый износ;
  • выделение большого количества газов;
  • необходимость контроля процесса.

Метод не рекомендуется применять постоянно. Он подходит для случаев, когда нет возможности использовать постоянное напряжение, но АКБ нуждается в постоянном заряде.

Для наглядности приведем поэтапный процесс зарядки постоянным током:

  1. Первый шаг. Установка тока заряда не более 10% от номинальной емкости. Это значит, что при емкости 75 Ампер-часов максимальный ток не должен превышать 7.5 А.
  2. Второй шаг. Доведение напряжения до 14.4 В.
  3. Третий шаг. Снижение силы тока вдвое и продолжение зарядки до 14.4 В.
  4. Четвертый шаг. Уменьшение силы тока вдвое и заряд до момента, когда Вольты и Амперы перестают изменяться.
  5. Пятый шаг. Постепенное снижение тока для защиты от закипания АКБ.

Зарядка постоянным напряжением

В отличие от прошлого метода необходимо установить напряжение и добиться ситуации, когда ток заряда меняется. Сначала он будет высоким, если аккумулятор имеет глубокий разряд. Нужно убедиться, что на ЗУ имеется ограничитель до 20 А.

По мере заряда ток постепенно снижается. Чем больше заряд АКБ, тем меньше необходимость подпитки.

Процесс зарядки проходит следующим образом:

  1. Установите напряжение на уровне 14.5 В.
  2. Включите ЗУ.
  3. Контролируйте напряжение, которое не меняется, а сила тока падает.
  4. Отключите ЗУ, если ток упал практически до нуля. Ориентируйтесь на параметр, который в 100 раз меньше емкости АКБ. К примеру, если показатель составляет 90 А*ч, нужно дождаться тока 0,9 А.

Для применения метода рекомендуется ЗУ с цифровым экраном, ведь на стрелочных устройствах сложней померять точный параметр тока.

В завершение стоит дать АКБ «отстояться» и проверить напряжение на выводах. Оно должно соответствовать норме.

Недостаток метода в том, что АКБ заряжается на 80-85%. Если заряжать батарею напряжением 15 В, а не 14.5 В, уровень заряда составит 90%. При выборе потенциала в 16 В можно добиться параметра 95-97% от максимальной емкости. Но износ аккумулятора при этом увеличивается.

Второй метод более продолжительный и предусматривает заряд в срок более суток.

Перед применением ЗУ батарею нужно нагреть до комнатной температуры, чтобы снизить сопротивление до нормального положения. Такой вариант считается более правильным и лояльным по отношению к АКБ.

Заряд постоянным напряжением проходит в несколько этапов:

  1. Проверьте, есть ли в зарядном устройстве ограничитель по току. Он должен быть на уровне до 25 А. Если производитель не предусмотрел такой опции, ее стоит установить самому.
  2. Поставьте на зарядном устройстве параметр подаваемого напряжения с учетом емкости АКБ (смотрите инструкцию к ЗУ).
  3. Дождитесь повышения тока и его постепенного снижения.
  4. Оставьте аккумулятор и наблюдайте, пока Амперы падают по мере заряда. Периодически проверяйте параметры.
  5. Как только ток доходит до 0.25-0.5 А, отключите ЗУ. Если рабочая жидкость начинает кипеть, отключите ЗУ и дождитесь остывания АКБ.
  6. Снова подключите зарядное устройство, дозарядите батарею и после отключите ЗУ от сети и снимите клеммы.
  7. Дождитесь остывания батареи и измерьте заряд или плотность электролита.
  8. Если аккумулятор зарядился меньше, чем на 90%, подключите зарядное, установите предельное напряжение и дождитесь снижения тока еще на 0.1-0.2 Ампер
Читать статью  Электроника для авто своими руками

Как заряжать аккумулятор зарядным устройством — пошаговая инструкция

Для лучшего понимания процесса зарядки даем пошаговую инструкцию.

  1. Подключите к контактам батареи клеммы ЗУ. Помните, что «красный» провод соединяется с «плюсом», а черный — с «минусом».
  2. Подключите зарядное устройство к 220 В.
  3. С помощью кнопок на ЗУ установите необходимые параметры: I (А) или U (В).
  4. Жмите на кнопку пуска зарядки. Если она отсутствует, процесс запускается в автоматическом режиме.
  5. Дождитесь окончания зарядки ориентируясь на показатели зарядного устройства, указанные выше.
  6. Отключите АКБ по обратному алгоритму. Сначала выключите зарядку на ЗУ, уберите шнур из розетки, а потом уберите клеммы с батареи.

При следовании приведенной выше инструкции трудностей быть не должно. Главное — избегать пламени и искр в помещении, где работает АКБ.

Зарядка автоматическим ЗУ:

  1. Изучите инструкцию к устройству.
  2. Подключите ЗУ по описанному выше алгоритму.
  3. Выставите нужной режим зарядки согласно инструкции в соответствии с типом аккумулятора.
  4. Нажмите кнопку старт если такая есть на устройстве, в ином случае процесс заряда начнется автоматически.
  5. Дождитесь окончания заряда. На цифровом табло будут отображена не меняющая цифра, к примеру, 13 В или ЗУ перейдет в режим поддержки емкости АКБ малыми токами.
  6. Отключите ЗУ в обратной последовательности.

Как заряжать необслуживаемый аккумулятор

Для зарядки такой батареи можно использовать постоянный ток или напряжение. Лучше задействовать автоматическое ЗУ со световой индикацией, которая сигнализирует о завершении зарядки.

При использовании устройства с ручным управлением важно контролировать время и напряжение. Наличие на клеммах 12.7 – 12.9 В свидетельствует о полном заряде, а 11.7 В, наоборот, о глубокой разрядке.

  • номинальный ток подзаряда — 10% от емкости АКБ;
  • запрещено допускать закипание электролита, ведь в таком случае его уровень уменьшается за счет испарения дистиллированной воды, как итог — снижается емкость и ресурс батареи по причине сульфатации пластин.

Как зарядить кальциевый аккумулятор

Такой АКБ легко распознать по обозначению Ca-Ca на корпусе. Он относится к категории необслуживаемых и имеет ряд плюсов: более высокая емкость и пусковой ток, отсутствие испарений электролита и т. д. Главный минус в том, что при неправильной зарядке в нем снижается емкость.

Генераторы на авто выдают не больше 15 В, поэтому кальциевый АКБ не зарядится до 100%. Чтобы избежать отказа устройства в холодное время года, нужно хотя бы раз в месяц проводить полную подзарядку на отдельном ЗУ.

Для работы рекомендуется применение ЗУ, которые способы выдавать до 16.1-16.5 В. Если использовать зарядное устройство, в котором при 14.8 В отключается внутренней защитой, батарея зарядится всего на 50%.

При установке 15.5 В можно получить емкость на уровне 80%.

Чтобы зарядиться до 100%, рекомендуется ЗУ под названием «Орион Вымпел 55». Оно отличается наличием программирования и выдает необходимое напряжение.

Зарядка кальциевой аккумуляторной батареи проводится по следующему алгоритму:

  1. Установка напряжения на уровне 16.1 В.
  2. Задание тока, который не должен быть больше 10% от емкости АКБ. К примеру, для устройства на 60 А*ч этот параметр составит 6 А.
  3. Зарядка батареи до момента, когда ток не опустится до 0.5 А. На это может уйти разное время в зависимости от состояния аккумулятора, глубины разряда и иных факторов.

При процессе подзаряда можно использовать следующие схемы:

  1. Установка верхнего и нижнего параметра. В первом случае ставится 16.1 В и 3 А, а во втором — 13.2 В и 0 А.
  2. Использование «качелей». Суть в том, что при 3-амперном токе напряжение повышается до 16.1 В. Как только это происходит, ток падает до «0», а напряжение увеличивается до 16.1 В.

В процессе зарядки временный промежутки при переходе между режимами снижаются. Сначала они составляют несколько десятков минут, а потом уменьшаются. К примеру, падение напряжения до 13.2 В занимает несколько минут, а повышение до 16.1 В — до 60 сек. Это свидетельствует о 100-процентном заряде АКБ.

Как зарядить гелевый аккумулятор

Еще один современный тип АКБ, который чаще всего применяется в 2-колесной технике и ИПБ для разного оборудования. Выделяется хорошей отдачей тока, большим количеством циклов заряда-разряда, минимальным током самозаряда и возможностью хранения в полностью разряженном состоянии.

Из минусов — высокая цена и страх к высокому напряжению.

При зарядке гелевых АКБ стоит учесть ряд правил:

  • используйте ЗУ с регулированием тока и напряжения;
  • ток заряда — 10% от емкости (к примеру, для 80 Ампер-часов — до 8 А);
  • максимальный ток подзаряда — 30% от емкости (используется для быстрого заряда);
  • запрещено превышать напряжение выше 14.5-15 В (максимальный параметр указывается на корпусе и маркируется как «Max Initial Current»;

Время зарядки таких АКБ зависит от многих факторов и рассчитывается следующим образом: емкость делится на ток. Если последний составляет 10% от емкости, то и время зарядки будет 10 часов. Соответственно, со снижением Ампер увеличивается и время. Для защиты от ошибок лучше пользоваться автоматическими ЗУ.

Превышение напряжения критично для гелевых АКБ из-за того, что гель начинает разрушаться и плавиться. Чем выше потенциал, тем быстрей происходит этот процесс и тем меньше прослужит батарея.

Если гелевая батарея является обслуживаемой, следуйте такой инструкции зарядки:

  1. Выкрутите пробки из банок для нормализации давления.
  2. Подключите клеммы ЗУ к соответствующим выводам АКБ с учетом полярности.
  3. Установите на зарядном требуемую силу тока и напряжение.

Следите за U, чтобы оно не превысило параметр Cycle Use.

  1. Уменьшите силу тока для снижения напряжения.
  2. Заряжайте устройство до 10-12 ч.

Обратите внимание на корпус АКБ, где может указываться напряжение Standby Use. Оно показывает, при каком U должна находиться батарея в обычном режиме. Для продления срока службы рекомендуется периодически подзаряжать устройство небольшим напряжением на уровне 13.5-13.8 В. Если не следовать этому правилу, возможно снижение срока службы и повреждение батареи.

Лучшее решение — применение автоматических ЗУ для зарядки гелевых АКБ. Они держат под контролем Амперы и Вольты, а при необходимости отключают устройство. Также такие зарядники сами выбирают параметры с учетом температуры и глубины разряда.

В отдельных моделях может быть опция управления стадиями зарядки и температурная компенсация.

При использовании гелевой АКБ на авто важно проверять исправность реле напряжения на генераторе. В случае его поломки аккумулятор может повредиться за несколько часов.

Для дополнительной безопасности можно купить клеммы с регулирующим реле, которые защитят от таких форс-мажорных ситуаций.

Как заряжать AGM-аккумулятор

Современные устройства создаются по технологии AGM, которая отличается от гелиевой. Это разные батареи, которые объединяют высокие пусковые токи.

К плюсам AGM относится более быстрый заряд, который занимает втрое меньше времени. Также он легко набирает емкость от автомобильного АКБ и служит на 3-5 лет больше обычного свинцово-кислотного устройства.

Заряжать AGM-аккумулятор можно тремя путями:

  1. Зарядка, накопление и хранение. Для достижения оптимальной емкости применяется генератор авто или ЗУ. Напряжение должно быть на уровне 14.2-14.8 В (до 15.2 В). Ток — до 10-30% от емкости). Оптимальные параметры для зарядки: U — 14.2-14.8 В, а ток — 10% от емкости. Если АКБ долго хранился в гараже или на складе, напряжение должно быть 13.2-13.8 В, а ток — до 5-10% от емкости.
  2. Зарядка и хранение. Наиболее распространенный вариант, который рекомендуется большинством заводов-изготовителей. В таком случае параметры заряда, следующие: U — 14.2-14.8 В, а I — 10-30% от емкости. Напряжение для хранения 13.2-13.8 В.
  3. Зарядка. Некоторые производители ничего не пишут об особенностях хранения, а указывают только напряжение 14.2-14.8 В. Сила тока при этом составляет 10-30% от емкости.

Для AGM-аккумуляторов важно контролировать ток и напряжение. Во избежание перезаряда и иных проблем лучше сразу купить ЗУ с двумя режимами. Это позволяет снизить участие владельца в зарядке и гарантирует эффективность процесса.

Как зарядить гибридный аккумулятор

Особенность гибридных АКБ состоит в применении двух технологий при изготовлении пластин: кальциевой и сурьмянистой. Такие источники питания относятся к категории малообслуживаемых, ведь в них предусмотрены пробки и периодически нужна доливка дистиллированной воды.

Они выделяются лучшим пусковым током, стойкостью к глубоким разрядам и меньшей ценой в сравнении с кальциевыми.

Зарядка стандартна и проводится с учетом следующих нюансов:

  • ток — 10-30% от емкости;
  • напряжение — 13.8-14.2 В.

О полном заряде свидетельствует достижение напряжения на уровне 14.2 В и тока 0.3-0.5 А. Запрещено устанавливать более высокие токи, ведь это опасно для пластин АКБ. Они нагревается, и высока вероятность осыпания активной массы.

При эксплуатации в жаркую погоду высок риск испарения электролита. Чтобы не допустить его снижения ниже критического уровня, важно периодически проводить проверку.

Если ничего не делать, высок риск закипания и концентрации кислоты на опасном уровне. Из-за этого пластины АКБ нагреваются, оголяются и могут повредиться.

Последствия глубокого разряда АКБ, и как его правильно заряжать после этого

При эксплуатации аккумуляторной батареи важно избегать глубокого разряда из-за сульфатации пластин. Процесс объясняется появлением больших кристаллов сульфата свинца, которые откладываются на «плюсовых» пластинах аккумулятора и забивают их.

Результатом становится снижение емкости АКБ. Как правило, через три-пять полных разрядов пластинки забиваются, и батарея теряет эффективность.

При работе в обычном режиме формируются небольшие по размерам кристаллы, которые растворяются в электролитической жидкости. В результате происходит очистка пластин и восстановление емкости батареи.

В случае глубокого разряда это исключено, ведь большие кристаллы сульфата свинца почти никуда не деваются. Для устранения проблемы нужен другой режим заряда.

Если АКБ глубоко разряжен, для его заряда необходимо использовать напряжение 16.2-16.3 В и ток в пределах 0.5-1 А. Такой вариант позволяет частично вернуть емкость.

Для полного восстановления и повышения плотности электролита до 1.27 г/см. куб потребуется несколько циклов.

Если батарея на небольших токах кипит, важно дать ей «отдохнуть» и спустя два-три часа снова подключить к ЗУ. При правильном подходе можно вернуть АКБ прежнюю емкость.

Ошибки при зарядке аккумулятора

Таких ошибок очень много, остановимся на самых распространенных.

Ошибка № 1 – старый АКБ

Если вашему аккумулятору больше 5 лет и после зарядки его емкости и пускового тока хватает завести машину только одни два раза, а после приборы при включенном зажигании гаснут, то скорее всего пластины батареи покрылись сульфатом свинца (сульфатация).

Можно попробовать провести десульфатацию, но это требует специального оборудования и квалификации, а поэтому проще купить новый аккумулятор, так как даже частично восстановленный прослужит не долго.

Ошибка №2 – генератор все сделаем сам

Зимой, особенно на коротких поездках генератор не сможет полностью дозарядить АКБ, так как у более плотного электролита уменьшается токопроводность, а при минус 35 зарядка вообще может остановиться.

Поэтому зимой важно делать профилактическую подзарядку АКБ в теплом помещении.

Ошибка №3 – использование термокейса

Дело в том, что при, казалось бы, явных преимуществах термокейса, он может существенно навредить аккумулятору.

Если термокейс отсутствует, то тепло от двигателя прогревает аккумулятор, который начинает лучше брать заряд. В ином случае тепло от двигателя до АКБ не доходит, а зимой это чревато последствиями.

Другое дело термокейс с подогревом, который можно сделать и своими руками. В таком случае АКБ будет постоянно в тепле даже при сильных морозах.

Такой подогрев можно даже интегрировать в эклектическую систему авто и включать его после запуска двигателя.

Ошибка №4 – время зарядки и используемый ток

Выше мы затрагивали эти темы, но хотелось бы рассмотреть ошибки.

Дело в том, что у времени и тока зарядки не существует золотого стандарта, тут все индивидуально для каждого случая.

К примеру, ток заряда выставляется 10% от емкости АКБ и многие используют эту норму и при полном заряде, и при подзарядке. Хотя во втором случае будет достаточным 1 – 2 Ампера, это уменьшит разогрев батареи и продлит срок ее службы.

Время заряда тоже предположить сложно, к примеру, если взять 12.7 В – 100% зарядка, а 11.7 В – полностью разряженный АКБ (пока еще не глубокий разряд), то 0.1 В – это 10% разряженности.

Т.е. если напряжение на клеммах аккумулятора 12.4 В, то нужно восполнить 30% ее емкости. Для примера, возьмем АКБ на 60 А*ч, то 30% это 18 А*ч от емкости и током в 2 А зарядка будет выполняться около 9 часов (2х9=18).

Но это все теория, а на практике, по мере набирания емкости начнет уменьшать так заряда, который может снизится до 0.1 или 0.2 А. Это косвенный признак, по которому можно понять, что зарядка закончена и длится она уже может не 9, а 15 часов.

Часто задаваемые вопросы

При зарядке аккумуляторных батарей их владельцы сталкиваются с многими вопросами, которые сложно найти в инструкции по эксплуатации или других источниках. Рассмотрим основные моменты подробнее.

Можно ли заряжать аккумулятор на машине

Бытуем мнение, использование ЗУ для подзаряда на авто возможно только в одном случае — при снятии обеих клемм с «плюса» и «минуса». Минимум необходимо убрать хотя бы «минус», но лучше это сделать и для «плюса».

Требование связано с тем, что даже при остановленном моторе ток с АКБ все равно идет в бортовую сеть и питает потребителей.

Последствия заряда АКБ на авто без снятия клемм могут быть следующими:

  • уход части электроэнергии в систему и повышение времени заряда;
  • риск резкого повышения напряжения и повреждения разных элементов авто.

Второй фактор особенно опасен для иностранных и современных машин, которые напичканы электроникой.

Но многие специалисты разрушают этот миф и уверенно говорят, что заряжать АКБ на автомобиле можно и с не отключенными клеммами только важно придерживаться основного правила: машина должна быть заглушена, а ключ вынут из замка зажигания.

Дело в том, что ЗУ подает на аккумулятор такое же напряжение, как и генератор, а это 14.2 – 14.4 В. U 15 – 16 В зарядное устройство может выдавать для определенных типов аккумуляторов (смотрите выше).

По международным стандартам любая автомобильная электроника должна выдерживать напряжение 18 – 20 В, а значит указанные выше U навредить стартеру, генератору и другим приборам не может.

Также, на многих луксовых, особенно немецкий автомобилях, аккумулятор может быть спрятан, к примеру, под сиденьем, а для его подзарядки применяются специальные пятаки или клеммы на кузове через которые поступает ток к батареи от ЗУ, при этом клеммы с АКБ не снимаются. Т.е. для немцев с их дорогостоящими автомобилями это не проблема.

Что касается ЭБУ, то вывести из строя его тоже не получится так как оно в большей мере выполняет пассивный мониторинг работы связки генератора и аккумулятора (пока другие функции во внимание не берем).

При отключенном зажигании контрольная функция ЭБУ отключается и напряжение от ЗУ если и дойдет до блока управления, что мало вероятно, но навредить не сможет.

Что касается старых карбюраторных машины, то там вообще спалить что-то проблематично.

Поэтому зарядка АКБ на машине без снятия клемм возможна без риска выхода из строя электроники, хотя для успокоения души все же можно их отключить, благо времени это много не займет.

Как зарядить от другой машины?

Если на авто разрядился АКБ, и тока не хватает для пуска стартера, зарядите его от генератора другого транспортного средства. Для этого потребуется еще одна машина и провода с «крокодилами».

Напряжение вашего и второго АКБ должно быть идентичным. «Прикуривание» 12-вольной батареи от 24 или 48 В запрещено.

Алгоритм подзаряда такой:

  1. Поставьте автомобили рядом с учетом длины имеющихся проводов.
  2. Отключите всех потребителей на исправном авто и выключите зажигание.
  3. Соедините красным проводом «плюс» АКБ на машине.
  4. Подключите один зажим к «минусу» донора, а второй — к кузову второго авто. Это необходимо, чтобы АКБ «помощника» не разрядилось.
  5. Убедитесь, чтобы провода не находились возле подвижных деталей.
  6. Запустите двигатель исправного авто и ожидайте в течение 5-10 минут. Чем ниже температура на улице, тем дольше нужно работать двигателю. Далее мотор нужно заглушить и выключить зажигание.
  7. Проверьте, заводится ли авто, на котором был разряженный АКБ.
  8. Осторожно отсоедините провода.
  9. Оставьте свою машину заведенной 10-15 минут, чтобы еще больше подзарядить аккумулятор.

Рассмотренный метод применятся в крайних случаях. После подзаряда машина заведется и будет работать, но АКБ все равно нуждается в повышении емкости до 100%. Лучшим решением будет снятие батареи и ее подключение к подходящему ЗУ.

Возможен ли заряд на морозе?

Чем ниже температура на улице, тем медленнее заряжается аккумулятор. Желательно, чтобы в процессе набора емкости воздух был нагрет от 20 до 25 градусов Цельсия.

При эксплуатации машины зимой важно учесть, что скорость восстановления АКБ зависит от продолжительности движения. Чем дольше генератор питает батарею, тем выше вероятность прогрева электролита.

Большое значение имеет и место нахождение источника питания: подкапотное пространство, багажник или улица. С этой позиции проигрывают грузовики, на которых АКБ находится снаружи и быстрее замерзает.

Что лучше заряжает — зарядное устройство или генератор?

В нормальных условиях в ЗУ нет необходимости, ведь аккумулятор заряжается от генератора. Для АКБ такой режим является оптимальным и обеспечивает больший срок службы. Задача ЗУ — восстановление батареи для того, чтобы генератор смог зарядить ее до 100%.

Подзаряд постоянным током с помощью ЗУ часто не позволяет добиться 100% емкости. Более эффективной считается зарядка постоянным напряжением, и именно она используется генератором.

Ток заряда на автомобиле может меняться в диапазоне 13.8-14.5 В Он определяется с учетом внутреннего сопротивления АКБ, характеризующего его состояние.

Простыми словами, ЗУ выдает определенный ток с учетом программы, а генератор — тот, который необходимо батарее в конкретный момент. По этой причине применение второго варианта является более предпочтительным и положительно влияет на срок службы батареи.

Однако, если авто эксплуатируется в режиме «старт-стоп» продолжительное время, к примеру, в городском трафике, тогда аккумулятор быстро разряжается и генератор не успевает его подзарядить.

Тут важно вовремя выяснить степень разряженности АКБ и поставить его на подзарядку от зарядного устройства.

Нужно ли заряжать новый аккумулятор автомобиля?

В зарядке только купленного АКБ нет ничего страшного, ведь в магазине вряд ли будет продаваться на 100% заряженный аккумулятор. Чаще всего при измерении напряжения на контактах мультиметр показывает около 12.5 В, что соответствует 80% заряда.

Для исключения преждевременного разряда и продления срока службы АКБ рекомендуется зарядить его сразу после покупки. Если же напряжение на новой батарее 12.4 В и ниже, зарядить ее нужно немедленно.

Зная, как заряжать аккумулятор с помощью зарядного устройства, можно избежать негативных последствий для здоровья, обеспечить 100% емкости и продлить срок службы батареи.

В свою очередь, ошибки в этом вопросе неизбежно приводят к снижению эффективности АКБ, а иногда и невозможности его дальнейшей эксплуатации.

Статья большая, много информации, нашли ошибку, пишите в комментариях.

Источник https://delairukami.ru/avto/zarjadka-akb/

Источник https://shosse.ru/remont/elektronika-i-oborudovanie/kak-pravilno-zaryadit-akkumulyator-avtomobilya/

Источник https://autotopik.ru/obuchenie/297-kak-zaryazhat-akkumulyator.html