Инструкция по оформлению замены двигателя
Замена двигателя в автомобиле – крайне серьезный и сложный ремонт, который требуется в исключительных случаях. Автовладельцы стараются максимально продлить срок службы силовой установки за счет регулярного техобслуживания машины, своевременной замены вспомогательных узлов и расходных материалов. Но любой автомотор – это металл, который имеет свой ресурс (указывается автопроизводителем в паспорте транспортного средства), и, рано или поздно, наступает время замены мотора.
Это необходимо в случаях, когда:
- вы не хотите менять авто или не успели его продать вовремя, но полностью вышел из строя;
- дальнейший ремонт движка слишком дорог или нерентабелен;
- появилось желание тюнинговать авто или увеличить его характеристики.
Процедура замена двигателя сложна технически, но есть еще и юридическая сторона вопроса: силовая установка – номерная деталь с уникальным идентификатором (размещен на блоке цилиндров), является элементом системы защиты транспортных средств от угона и несанкционированных конструктивных изменений.
Поэтому номер движка указывается в документах на машину, сверяется сотрудниками ГИБДД при проведении любых регистрационных действий, и, следовательно, требует правильного оформления при замене для соблюдения законодательных требований. Однако переоформление данных на новый ДВС касается не всех автовладельцев – это требование применяется в зависимости от ситуации.
Законодательство: нужно ли переоформлять замененный двигатель?
С 2011 году МВД России отменило «номерной статус» двигателя авто. Номер перестали указывать в СТС транспортных средств, а требование обязательного оформления нового движка в МРЭО потеряло актуальность. Нововведение моментально создало проблемы для ГИБДД с розыском угнанных машин и усложнило регистрацию автомобилей с замененными из-за износа моторами.
Поэтому в 2017-2018 годах МВД частично пересмотрело свое решение: теперь, согласно ФЗ №283 и ПП №1764, номер ДВС обязательно сверяется при проведении регистрационных действий в ГИБДД. Если номер на движке и в ПТС не совпадут – в постановке авто на учет будет отказано.
Таким образом, двигатель автомобиля на сегодня:
- не считается номерным агрегатом, и может быть заменен по необходимости;
- при замене должен быть вписан в документы авто, так как проходит сверку при регистрационных действиях ГИБДД;
- внесение данных о новом ДВС в документы авто выполняется по упрощенной процедуре.
То есть, заменить мотор на машине вы можете без ограничений, но желательно затем обратиться в отдел ГИБДД, согласовать новые номера силовой установки и вписать их в ПТС. Если не внести новые данные в документы, вы рискуете получить отказ в перерегистрации транспортного средства.
Однако все просто и прозрачно только в теории. При замене старого движка на новый с теми же конструкционными и техническими характеристиками (полный аналог), сотрудники ГИБДД действительно просто изменят в документах номера агрегата (п.52, ПП №1764). Установка мотора с другими параметрами признается конструктивным изменением, требует более сложной процедуры переоформления и усложняет регистрацию транспортного средства.
Причем, сама процедура регистрации конструктивных изменений может еще и отличаться в разных регионах РФ, сокрытие факта установки нового движка с измененными характеристиками грозит штрафными санкциями и отменой сделки купли-продажи авто, если вы не предупредили покупателя о скрытых изменениях.
Оформление замены двигателя: пошаговая инструкция
Замена старого ДВС на аналогичный новый проста и состоит из нескольких несложных шагов:
- Покупка нового двигателя у проверенного продавца.
- Получение от продавца и проверка пакета документов на силовую установку.
- Замена мотора в сертифицированном сервисном центре (+официальные документы на ремонт).
На этом все. Изменения в документы (ПТС) потребуются позже – при необходимости проведения регистрационных действий (например, снятие машины с учета, продажа, обмен, дарение, наследование, раздел имущества при разводе и т.п.). Сотрудники ГИБДД сверят документы на новый двигатель с номерами на корпусе агрегата и внесут информацию в базу данных ГИБДД и ПТС. Стоимость такой услуги стандартно – 350 рублей.
Важно! Обязательно сохранит документы на покупку и замену ДВС (паспорта деталей, квитанции, чеки, договора и т.п.) – они понадобятся в ГИБДД. Новые номера вносятся только в ПТС (в СТС изменения не вносятся).
Новый идентичный двигатель
Наиболее простая процедура перерегистрации – именно под новый мотор, который куплен у производителя, дилера или сертифицированного продавца. Полный пакет документов, гарантия «чистоты», максимальное соответствие параметрам авто и оптимальная совместимость.
Никакого разрешения на замену ДВС в этом случае от ГИБДД не нужно – можно сразу устанавливать его на машину и спокойно эксплуатировать ее до момента проведения регистрационных действий. Главное – иметь при себе все необходимые документы и получить комплект документов от СТО.
Контрактный ДВС
Это не оригинальные, но обычно совместимые силовые установки. Они дешевле, более доступны, но не идеальны и менее надежны. Обычно такие моторы завозятся из-за границы, и сотрудники ГИБДД могут потребовать не только всю техническую документацию на сам узел, но и таможенную декларацию.
Если вопросов к самой модели движка нет, то процедура регистрации будет идентичной процедуре регистрации при замене на новый мотор: установка и внесение новых данных в ПТС только при проведении последующих регистрационных действий. Если же выбранная модель – не идеальна , придется собирать документы и проводить дополнительные экспертизы.
Движок с другими характеристиками
Если движок имеет характеристики, отличные от старого мотора, то до замены необходимо получить в Госавтоинспекции разрешение на конструктивные изменения (Приказ МВД №950). Установка другого по параметрам ДВС – это изменение конструктива и уровня надежности транспортного средства.
Если от вас требуются дополнительные процедуры по переоформлению нового двигателя на автомобиле, необходимо будет подать заявление на замену в ГИБДД (бланк – на сайте МВД). В заявке следует указать личные данные, информацию об авто (+VIN), перечень конструктивных изменений. Затем сотрудник ГИБДД должен вписать в документ свою резолюцию.
Замена такого мотора разрешена только в условиях сертифицированного сервисного центра, где вам выдадут соответствующие документы и гарантии на выполненный ремонт (копии лицензии СТО, сертификаты, декларацию).
После замены агрегата следует провести техосмотр автомобиля с целью проверки работоспособности нового узла и получить диагностическую карту. Только после этого вы сможете передать пакет документов в ГИБДД для оформления выполненной конструктивной модификации и регистрации. Также провести сверку документов и зарегистрировать модификацию ТС могут специалисты Ростехнадзора (имеют право внести изменения в ПТС и СТС).
Специалисты авторынка рекомендуют предварительно проконсультироваться с экспертами о выборе оптимальной для вашего автомобиля модели ДВС и получить письменное экспертное заключение, чтобы доказать отсутствие конструктивных изменений, сократить сроки переоформления модификации или избежать отказа ГИБДД. Протоколы технической экспертизы и полный пакет документов на новых движок и его установку – обязательны для предоставления.
Сроки переоформления и стоимость услуг зависят от характеристик авто и нового ДВС. На внесение изменений конструктива и перерегистрации может потребоваться до 2 недель, плюс — дополнительно придется уплатить пошлину в размере 800 рублей за регистрацию нового мотора.
Имейте в виду! Любой отказ ГИБДД в регистрации авто с замененным ДВС должен быть в письменном виде с четкой аргументацией действий Госавтоинспекции. Этот документ может затем понадобиться вам при обращении в суд за обжалованием .
Нужны ли документы на новый двигатель
Документы на новый ДВС нужны обязательно! И не имеет значения, какой двигатель вы выбрали для замены – оригинальный, контрактный, идентичный или более мощный по характеристикам, новый или подержанный.
- Новый аналог – самое простое и рациональное решение, которое не требует сложных регистрационных процедур. Но паспорт детали, сертификаты, квитанции и чеки необходимы, чтобы сотрудники ГИБДД могли сверить установленную деталь с документами и ее совместимость с машиной.
- Подержанная силовая установка – вариант более проблемный. Он требует серьезного отношения к покупке: совпадение номеров, чистота узла, исправность, уровень износа. Желательны получить от продавца все необходимые документы (в том числе, копии контактов, таможенных деклараций, договоров и т.п.).
- Контактный движок – желательно приобретать с родным блоком управления и проводкой, а также с полным комплектом документов. Главное, чтобы такой ДВС оказался совместимым и не потребовал внесения изменений в конструкцию транспортного средства.
- С другими характеристиками – документы и подтверждение совместимости нужны обязательно. Обязательно нужно иметь одобрение сертификаторов и желательно — протокол независимой экспертизы с компетентных заключением о последствиях установки такого мотора.
Имейте в виду! Идентичный мотор для вашего авто должен совпадать по всему спектру технических характеристик! Достаточно незначительного отличия по рабочему объему или экологическому классу, чтобы сотрудники ГИБДД отправили вас на техэкспертизу и переоформление конструктивных изменений .
Поэтому, независимо от выбранного вами варианта замены ДВС, обязательно соберите на него все важные документы. Это упростит процедуру регистрации изменений в ПТС, сократит время на переоформление модификаций (или подтвердит их отсутствие), а заодно сбережет ваши нервы и деньги.
Кроме того, важно, чтобы новый силовой агрегат:
- Был максимально близок по техническим параметрам к старому (или полностью идентичным). Это исключит факт внесения конструктивных изменений и упростит регистрационные процедуры (можно сразу ехать на СТО и менять).
- Имел максимально четко читаемый номер на корпусе. Этот избавит вас от отказа в перерегистрации и необходимости проведения дополнительных экспертиз.
- Оказался гарантированно «чистым. Если при проверке в ГИБДД обнаружится, что он снят с угнанного авто, вы можете оказаться в центре расследования, а движок конфискуют.
Кроме того, важно, чтобы замена ДВС была произведена в сертифицированном сервисном центре. Документы, которые затем предоставят его сотрудники (в том числе, сертификаты и лицензии), существенно упростят проверку качества ремонта и исключат дополнительные технические экспертизы.
Как проверяют замену двигателя сотрудники ГИБДД
Согласно п.52 Приказа №1764, автоинспекторы должны осмотреть автомобиль и внести данные нового движка в реестр МВД и паспорт машины. Такая простая процедура действует в случаях, когда на авто установлен полностью новый или подержанный ДВС с полностью идентичными характеристиками по ПТС.
Никакие дополнительные документы и действия не требуются. Перерегистрация проводится по необходимости после ремонта (продажа, дарение, наследование) – без нее машина может свободно и законно эксплуатироваться владельцам неограниченное время. Переоформлять транспортное средство может и новый владелец: главное, иметь все документы на новую силовую установку.
Сотрудники Госавтоинспекции могут только дополнительно проверить «чистоту» мотора (владельцу желательно иметь договора и чеки от продавца). Измененные данные вносятся в ПТС, СТС выдается полностью новое.
Простая сверка номера ДВС представляет собой сверку кода (цифры означают модель, серию движков, объем и уникальный серийный номер детали). Код модели авто и номер мотора должны соответствовать указанному в ПТС или быть совместимыми по серии двигателей и модели.
Проблемы могут возникнуть если серия двигателей и модель авто несовместимы, либо свидетельствуют об установке нового оборудования, которое вносит конструктивные изменения в транспортное средство. Если эти изменения заранее согласованы, процедура будет типовая – внесение данных в базу МВД и ПТС. Если нет – авто может быть отправлено на штрафстоянку, а владелец оштрафован.
Важно! На контрактные движки (даже идентичные) госавтоинспекторы могут потребовать официальную декларацию на легальный ввоз детали в страну.
Экспертное мнение — советы редакции
Есть несколько дополнительных нюансов, которые следует знать каждому автовладельцу, который меняет ДВС на своей машине:
- Если мотор меняется на неаналогичный, и вы не хотите регистрировать внесение изменений в конструкцию транспортного средства, можно просто свериться с «Каталогом изделий», в котором перечислены все адаптивные узлы и детали, которые совместимы с моделью вашего авто, не вносят конструктивных изменений и не требуют получения дополнительных разрешений (п.77 Приказа №1764).
- На все приобретаемые двигатели (даже идентичные и новые) обязательно требуйте полный пакет документов.
- Обязательно проверяйте перед покупкой ДВС, не находится ли он в розыске. Проверить двигатель можно по номеру на сайте ГИБДД. Аналогичную проверку произведите перед перерегистрацией машины – данные могут попасть в базу МВД и после покупки силовой установки.
Еще один нюанс, который упускают автовладельцы – обязательность утилизации старого мотора после замены. Это необходимо сделать, если вы ввезли новый ДВС из-за границы. После того, как он будет установлен на машину, старую установку утилизируют специалисты СТО, а вам необходимо заплатить утилизационный сбор. Документ предоставляется в ГИБДД при переоформлении транспортного средства.
В заключении отметим, что замена двигателя на автомобиле разрешена без ограничений – можно установить новый или подержанный движок с аналогичными или более продвинутыми характеристиками, а также купить контрактный мотор. Закон разрешает замену и не требует его обязательной регистрации (неномерная деталь).
Однако характеристики и номер силовой установки имеют значение при проведении регистрационных действий в ГИБДД. Сотрудники Госавтоинспекции должны сверить номер и характеристики узла, чтобы внести их в базу данных и ПТС.
Если вы устанавливаете новый или подержанный двигатель с аналогичными характеристиками – никаких процедур не требуется. Просто нужно иметь документы на ДВС, гарантировать его «чистоту» и получить документы от сертифицированного СТО. Переоформление понадобится только при перерегистрации автомобиля.
Если движок – контрактный и ввезен из-за границы, но идентичен старому мотору, дополнительно необходимо будет предоставить в ГИБДД таможенную декларацию. А вот если силовая установка (новая, подержанная или контрактная) имеет отличные характеристики, требуется либо подтвердить, что ее установка не изменяет конструктива машины, либо получить разрешение на внесение изменений в конструкцию транспортного средства. В этом случае придется доплатить не только за внесение изменений в ПТС, но и за разрешение на модификацию и технические экспертизы.
Автор: Киселев Я.Л.
Постановка на учет с другим двигателем в 2023 году: актуальные правила оформления замены двигателя авто в ГИБДД
Правила замены двигателя автомобиля в России регулируются Федеральным законом «Об автомобильном транспорте» от 08.11.2017 № 307-ФЗ и приказом МВД РФ от 25.12.2018 № 1086 «Об утверждении Правил учета и регистрации транспортных средств и оформления водительских удостоверений».
Согласно Правилам, замена двигателя автомобиля с другим двигателем, отличным от заводского, является реконструкцией транспортного средства и подлежит государственной регистрации в ГИБДД.
Для оформления замены двигателя автомобиля в ГИБДД в 2023 году необходимо предоставить следующие документы:
- Заявление на регистрацию реконструкции транспортного средства.
- Паспорт транспортного средства и копию свидетельства о регистрации.
- Документ, подтверждающий право собственности на транспортное средство или иной документ, подтверждающий право собственности на транспортное средство, если оно находится на государственной регистрации в России.
- Сертификат качества на новый двигатель и его технические характеристики.
- Документы, подтверждающие факт установки нового двигателя в автомобиль, включая акт выполненных работ и акт о принятии-передаче транспортного средства после реконструкции.
- Документы, подтверждающие соответствие конструкции и установки нового двигателя техническим требованиям и нормам безопасности, установленным законодательством Российской Федерации.
После предоставления всех необходимых документов и прохождения технического освидетельствования транспортного средства в ГИБДД будет выдан новый свидетельство о регистрации транспортного средства с указанием изменений, внесенных в конструкцию и технические характеристики автомобиля.
Автомобиль – источник повышенной опасности. В результате неправильного управления им другим участникам дорожного движения, их имуществу могут причиняться различные повреждения, заканчивающиеся даже смертью.
Государством ведётся строгий учёт автомобилей и их владельцев для обеспечения максимально возможной безопасности дорожного движения, идентификации автомобилей и их владельцев, а также предотвращения разных, связанных с транспортом преступлений.
Поле приобретения или другой сделки, вызывающей смену собственника или другой значимой информации на протяжении 10 дней ТС необходимо поставить на учёт или зарегистрировать. Невыполнение этого требования наказывается штрафом 1500 р. (для физ. лиц), по ст. 19.22 КоАП. От 500 до 800 р. дополнительно заплатит водитель за езду без регистрации (12.1 КоАП РФ).
Повторные нарушения взыскивают более строгую ответственность: для физ. лиц – до 2000 р., для юридических – до 10000. Оплата штрафа в первые 20 дней даёт право на 50%-ю скидку.
Необходимые документы для регистрации контактного двигателя
У каждого ТС есть свои индивидуализирующие признаки. Часть устанавливается заводом, другие появляются позже.
В ст. 15 ФЗ № 283 от 03.08.2018 г. представлен перечень документов, необходимых для регистрации автомобиля:
- паспорт, другое удостоверение личности собственника;
- заявление (можно заполнить на сайте «Госуслуг», в МФЦ, автоинспекции, в автосалоне специализированного дилера при покупке новой машины;
- паспорт технического средства (ПТС): вносят данные нового владельца. Техпаспорт оформляется на заводе, обязательно прилагается к машине. В нём — индивидуальный номер рамы, шасси, кузова (VIN). Номера должны соответствовать тем, которые выбиты на указанных деталях ТС. Последующая необходимая замена этих деталей выполняется только при наличии разрешения. Повторная регистрация, выдача нового ПТС сопровождается оплатой госпошлины 1300р. (за внесение изменений – 350 р., кроме электронных паспортов, действующих с 2020 г. на новые автомобили, при внесении изменений в которые госпошлину платить не нужно).
- свидетельство о регистрации (СТС) прежнего собственника, если оформляется другое на нового (госпошлина – 500 р.). Выдают в автоинспекции;
- полис ОСАГО (нужно получить до сдачи документов);
- договор купли-продажи;
- при получении новых номеров – 2000 р. (покупая автомобиль с рук, номер можно не менять, оставить прежний, не платить за него). Общая сумма — 2850 р. Через «Госуслуги» действует скидка 30%.
Процедура регистрации
Для регистрации нужно собрать необходимые документы:
- купить страховой полис ОСАГО;
- подать заявление;
- оплатить госпошлины за предстоящие операции;
- сделать техосмотр ТС, зафиксировав особенности, изменения конструкции, если они были. Во время техосмотра определяют возможности авто выполнять свои функции, исправность, проверяются номера кузова, двигателя, их соответствия техпаспорту. Оформляется диагностическая карта.
После проверки документов на машину оформляют регистрацию, выдают водителю свидетельство о регистрации, номера.
Имеет ли значение в 2023 отсутствие номера двигателя?
Ответить на этот вопрос, невзирая на некоторые новшества, можно только утвердительно: да, имеет. Факт отсутствия номера двигателя, замены двигателя по любой причине необходимо в любом случае тщательно задокументировать, чтобы избавить себя от возможных сложностей, которые могут возникать систематически при каждой новой проверке машины, а также при её продаже, дарении и т.д.
Если покупатель не проинформирован о том, что с номером мотора связаны какие-то особенности, регистрируя машину, он об этом узнает. Тогда может не только отказаться от совершения покупки, но и обвинить бывшего собственника в мошенничестве. Даже если выяснится, что мотор заменён в связи с необходимостью, промолчавший об этом продавец считается недобросовестным участником сделки со всеми вытекающими из этого последствиями.
Контрактный двигатель и мотор с другими характеристиками: оформление замены
Ещё в январе 2011 года Приказом МФД РФ мотор был признан безномерной деталью, для замены которой не нужны специальные разрешения. В результате возникло много сложностей с поиском угнанных машин, регистрацией новых и т.д. Появилась лазейка для безнаказанных махинаций со значимыми, дорогостоящими агрегатами автомобиля.
Согласно Приказу МВД России № 950, Госавтоинспекция может отказать в регистрации ТС, если есть подозрения в том, что автомобиль – предмет незаконных операций, из-за чего номер силового агрегата умышленно повреждён. Без наличия определённых доказательств подтвердить то, что, к примеру, мотор заменён в силу естественного износа или владельцу захотелось увеличить его мощность – невозможно. В связи с этим замена этих агрегатов продолжает оставаться важным действием, необходимость которого на практике обязательно подтверждать документами.
Мотор – дорогостоящая деталь. Она может быть приобретена в магазине, на рынке. Во втором случае не исключена возможность покупки детали с краденого авто. Важно, невзирая на некоторые теоретические смягчения закона помнить о том, что отсутствие номера на значимой детали с высокой ценой – предупреждение об опасности покупки.
Совершать её можно только после предварительной проверки сотрудниками Госавтоинспекции. Лучше пользоваться услугами компаний, предоставляющих агрегаты с номерами, объективную информацию об источниках этих деталей. Необходимые при покупке документы.
Установка тоже должна производиться в соответствующих мастерских, выдающих документы, в которых указано:
- дата и время поступления автомобиля в ремонт;
- информация о собственнике и водителе;
- характер поломки с последующим занесением (в процессе ремонта) дополнительной информации по мере её возникновения);
- перечень заменяемых деталей, их точное название, стоимость, источник получения;
- стоимость ремонта;
- время выполнения ремонтных работ;
- дата окончания ремонта, возврата авто собственнику.
На автомобиль может быть установлен двигатель, аналогичный тому, который был установлен раньше, соответствующий тем же техническим характеристикам, такой же модели. Такой мотор называют «контрактным».
Источники поступления контрактных силовых агрегатов:
- тестовые машины;
- автомобили после ДТП;
- автомобили, срок службы которых закончился;
- новый мотор, приобретённый в магазине, сертифицированной компании, выпускающей запчасти.
Конечно, бывают случаи, когда ремонт двигателя обходится значительно дороже его замены аналогичным. Для этого не требуется предварительное разрешение, можно постепенно выполнять действия, собирая необходимые документы при покупке, установке, чтобы потом внести изменения в бумажный ПТС, оплатив госпошлину и обратившись в ГИБДД для подтверждения этого факта, если:
- на ТС установлен мотор, марка и модель которого соответствуют заводским характеристикам;
- мощность агрегата такая же;
- не находится в розыске.
Реквизиты нового и старого моторов (уникальный код) – разные, одинаковое — буквенно-цифровое обозначение модели.
Как можно поставить машину на учет с другим двигателем в 2023 году?
Нередко устанавливают газовое оборудование, меняют мотор, кузов, другие значимые агрегаты. Такие действия в обязательном порядке должны предварительно согласовываться с Госавтоинспекцией. Изменения конструкции влияют на функционирование и безопасность автомобиля. Самовольная установка или замена агрегатов на «не родные» (то есть обладающие совершенно другими техническими характеристиками, что опасно, наказывается штрафом 500 р.).
Для установки или замены конструкции, меняющей мощность, функции автомобиля (моторы, газовые установки и др.), необходимо проведение разноэтапных технических экспертиз:
- первоначальное обследование на возможность установки или замены;
- установка или замена в специализированной мастерской (с получением всех необходимых относительно новой установки или агрегата документов);
- безопасность и возможность эксплуатации устанавливает повторная экспертиза. Выдаётся специальное заключение.
Для установки мотора с другими характеристиками нужно:
- в автоинспекцию подают заявление установленной формы о желании изменить конфигурацию машины;
- обратиться в экспертную организацию, которая определит состояние самой детали и автомобиля, возможность установки. По результатам будет оформлено заключение о возможности или невозможности установки. Если установление детали допустимо, эксперты должны указать последовательность и особенности этой процедуры;
- по заявлению собственника машины и заключению экспертов автоинспекция выдаёт разрешение на переоборудование;
- работа выполняется в специализированной мастерской. Можно деталь заменить самостоятельно. Мастерская выдаёт копии лицензии, сертификата, заполненное заявление-декларацию. Если владелец самостоятельно заменил деталь, последний документ оформляет сам;
- выполняется проверка работоспособности, вносятся изменения в диагностическую карту;
- документы и автомобиль предоставляются в автоинспекцию для регистрации, внесения соответствующих изменений.
В результате собственник получает свидетельство с указанием новой конструкции машины, свидетельство о регистрации, ПТС с необходимыми данными. Сумма госпошлины за оформление замены двигателя – 800 р.
Своевременное и правильное оформление документов при замене двигателя упростит работу сотрудникам автоинспекции, а также избавит собственника автомобиля от проблем, которые могут возникнуть в разных ситуациях при несоответствии значимых деталей машины заводским характеристикам и документам.
Нужно ли и как регистрировать замену контрактного двигателя в ГИБДД? Сколько стоит и документы?
Проблема в 2023 году заключается в том, что двигатель является субъектом проверки при регдействиях в ГАИ (но не путать с номерным агрегатом – мотор таковым не является по закону). Это означает, что при его замене сотрудник на осмотре будет сверять номер с ПТС, и тот совпадать не будет. Ранее мы уже рассказывали, что будет грозить в этом случае в статье про замену мотора. Теперь выясним все тонкости в той ситуации, когда вы установили контрактный двигатель на машину. Нужно ли вообще оформлять замену, как происходит регистрация и постановка на учёт нового силового агрегата, сколько денег это стоит и какие будут требовать документы в ГИБДД. Давайте обо всём по порядку!
Можно ли ставить контрактный мотор в 2023 году?
Да, можно. По состоянию на сегодняшний день нет никаких ограничений – ни прямых, ни косвенных – для того, чтобы вы имели полное право заменить силовой агрегат своего автомобиля на другой. Однако, есть ограничения по тому, какой мотор вы будете ставить. Например, для того, если вы захотите на Киа Рио поменять двигатель, поставив агрегат с Камаза, тогда определённо будут проблемы. И дело здесь в изменении конструкции транспортного средства.
Однако, на сегодня есть целый ряд заблуждений относительно того, как законодательство регулирует замену основных компонентов автомобилей. Внесём немного ясности.
- Двигатель в 2023 году не является номерным агрегатом. Такого определения вы вообще не найдёте в современном законодательстве об учёте автомобилей.
- Многие автолюбители говорят о том, что это на сегодняшний день запчасть. Это уже верно. Однако, никакие нормативно-правовые акты в России также не оперируют таким термином. Поэтому с точки зрения ПДД, штрафов, отказа в переоформлении нас это также не интересует.
- Самое точное определение, чем является двигатель сейчас, даёт Технический регламент. Это компонент транспортного средства. Да, понятие несколько более обширное. Но имеем то, что имеем. Отметим также, что это компонент, на который наносится идентификационный номер – это нам пригодится при дальнейшем чтении статьи.
- Кроме того, номер двигателя является регистрационным данным, согласно части 1 статьи 11 закона О регистрации. Это значит, что он указывается в ПТС и свидетельстве о регистрации.
А на осмотре ГИБДД данный номер сверяется с фактически представленным на блоке мотора.
Таким образом, в общем и целом вы имеете полное право заменить двигатель на контрактный в 2023 году и законно переоформить такую установку. Есть, однако, определённые подводные камни в этом вопросе, о которых и поговорим ниже.
Вас также заинтересует:
Нужна ли регистрация контрактного двигателя в ГИБДД?
А вот это уже зависит от того, что вы ставите взамен стокового агрегата. И здесь играют роль два основополагающих фактора:
- вы производите замену контрактного двигателя, устанавливая взамен родного точь-в-точь такой мотор – с теми же параметрами и той же модели,
- вы решили поменять технические характеристики силового агрегата (ставите мотор большего объёма, мощности, с другими механизмами или даже с малейшими отличающимися деталями).
Всё дело здесь в вопросе – будет ли в процессе замены формально внесение изменений в конструкцию автомобиля или нет.
Определение такого изменения также есть в Техрегламенте:
исключение предусмотренных или установка не предусмотренных конструкцией конкретного транспортного средства составных частей и предметов оборудования, выполненные после выпуска транспортного средства в обращение и влияющие на безопасность дорожного движения.
Влияет ли замена двигателя на безопасность? Да, и не будем об этом рассуждать – просто укажем, что в судебной практике любой судья при попытке оспорить этот вопрос вами укажет, что будет влиять. Просто потому что вы, к примеру, не привели коробку передач, подвеску и тормозную систему в соответствие с изменёнными параметрами мотора.
То есть получаем два варианта:
- если вы ставите ровно такой же стоковый мотор, который был установлен заводом-изготовителем, то это не является изменением конструкции,
- если же этот двигатель хоть одной деталью отличается (например, он усовершенствован, и в нём установлен дополнительно всего один датчик, ни на что не влияющий), то это уже является внесением изменений в конструкцию.
Однако, это всё формальности. Забегая вперёд, отметим, что вряд ли в течение всей жизни вашего автомобиля хоть один власть имущий инспектор или иной орган узнают об отличиях, если модель двигателя одинакова с родным.
А теперь, понимая вышеописанные отличия, вернёмся к вопросу, нужно ли оформлять замену двигателя на контрактный, в зависимости от одного из двух вариантов.
Если отсутствует внесение изменений в конструкцию
В таком случае вам вообще не требуется никаких действий ни в ГИБДД, ни в иных ведомствах или органах. И не важно, что после замены на контрактный, номер двигателя отличается от указанных в документах – нарушением это не является, и штрафа за это не последует.
Так говорит пункт 52 Постановления Правительства №1764:
52. В случае если замена двигателя не связана с внесением изменений в конструкцию транспортного средства, внесение сведений в государственный реестр транспортных средств о его номере осуществляется регистрационным подразделением при производстве регистрационных действий на основании результатов осмотра.
Как оформить контрактный ДВС в ГАИ?
То есть сразу после замены контрактного двигателя вам регистрировать изменения и производить иные действия не нужно. А новый номер агрегата будет заменён в документах на автомобиль: ПТС и СТС при любых следующих регистрационных действиях. Но при таких действиях осмотр машины уже будет обязателен, даже если бы он не требовался при отсутствии замены мотора.
К таким регдействиям относятся:
- перерегистрация автомобиля новым собственником после продажи ему вами – тогда оформление заменённого контрактного двигателя произведут внесением нового номера мотора в документы сразу при переоформлении самой машины,
- замена госномеров по тем или иным причинам,
- при восстановлении утерянных документов
- и другие.
Например, если бы вы не меняли ДВС, и потеряли ПТС на машину, то вы бы просто обратились в ГИБДД, заплатили госпошлину, и вам бы прямо в кабинете выдали дубликат. Но если вы сообщите в ГАИ о замене мотора, то инспектор должен будет осмотреть двигатель, чтобы убедиться, что сменился только серийный номер, а не изменена конструкция.
Если конструкция изменяется
А вот если вы поставили мотор, у которого отличается один из критериев:
- модель (она выбита также на моторе в самом начале номера),
- технические характеристики (хотя бы один из параметров),
. тогда уже оформление в ГИБДД такого контрактного двигателя потребует проверки внесённых в конструкцию автомобиля изменений на предмет безопасности дорожного движения. А это настоящие «семь кругов ада»!
Как зарегистрировать ДВС с другими параметрами или другой моделью?
Перечислим основные этапы такой проверки.
- Сначала вам необходимо обратиться в ГИБДД и получить разрешение на внесение изменений – это формальность, и разрешение дают почти всегда (кроме случаев, когда определённые компоненты менять запрещено законом – например, катализатор).
- Далее вы обращаетесь в сертифицированную лабораторию для прохождения предварительной экспертизы на возможность внесения изменений. Проще говоря, вам укажут, можете ли вы установить указанный вами контрактный двигатель на вашу модель автомобиля.
- По результатам предварительной экспертизы вы обращаетесь в сертифицированный сервисный центр для произведения замены. По окончании работ вам должны выдать определённый набор документов, который включает: декларацию о проведённых работах, акты и прочие.
- Затем вы снова едете в лабораторию и проходите ещё одну экспертизу для проверки соответствия внесённых изменений.
- Затем вам нужно пройти техосмотр.
- Оплатить госпошлины за внесение изменений в ГИБДД.
- И, наконец, вы обращаетесь в Госавтоинспекцию со свидетельством о соответствии контрактного мотора вашему автомобилю, выданным лабораторией, и вам вносят изменения в ПТС и выдают новое свидетельство о регистрации, где делают пометку о заменённом моторе.
Более подробно эту процедуру мы описали в нашей специальной статье об изменении конструкции.
Есть, однако, 2 ситуации, когда вы можете пройти упрощённую процедуру оформления (пункт 77 Техрегламента):
- если контрактный двигатель прошёл испытания в составе вашего автомобиля и имеет сертификат об этом (например, мотор устанавливался на вашу модель, но в другой модификации или комплектации),
- если мотор предусмотрен изготовителем в эксплуатационной документации (это маловероятно – в документации к машинам почти никогда не указывают, что можно поменять ДВС на какой-то другой).
Имеет ли значение, новый контрактный двигатель или б/у?
Нет. Никакого запрета с точки зрения законодательства на замену контрактного двигателя не существует – будь то купленный новым агрегат или приобретённый с рук.
Сколько стоит оформление в ГИБДД?
В зависимости от одного из вышеуказанных случаев стоимость будет разительно различаться.
- Если вы просто вносите новый номер двигателя в базу данных ГИБДД (нет изменения конструкции), то вы заплатите 850 рублей в общих случаях: 500 – за выдачу СТС и 350 за изменения в ПТС. Если у вас в паспорте ТС закончилось место, то вам выдадут дубликат за 800 (вместо 350) рублей.
- А вот внесение изменений в конструкцию стоит значительно дороже. Помимо указанных выше размеров госпошлин основные расходы пойдут на сертификацию изменений. Суммарная стоимость этого от 40 до 100 рублей в зависимости от условий самого автомобиля и процедуры экспертиз.
2 случая, когда ГАИ в переоформлении откажут законно
Между тем, есть ограничения, когда вы не сможете зарегистрировать замену контрактного мотора ни в каком случае – будь то такой же ДВС с теми же параметрами и моделью, будь то внесение изменений в конструкцию.
Если ДВС находится в розыске
В том случае, если двигатель объявлен в розыскные базы ГИБДД, то вам законно откажут в регистрационных действиях. Например, если это мотор с угнанного автомобиля.
Основание – подпункт 5 пункта 1 статьи 20 закона О регистрации транспортных средств.
Если маркировка нечитаема
Подпункт 1 той же нормы закона предписывает сотрудникам ГИБДД отказать в оформлении контрактного и любого другого двигателя, а также иных компонентов в том случае, если его номер не читабелен из-за изменений, коррозии, уничтожения и так далее.
В отдельных случаях, если номер читается плохо, назначается экспертиза в ГАИ для его идентификации.
Кроме того, существуют ещё частные случаи из той же статьи 20 закона, когда вы не сможете оформить изменения:
- если на вашу машину наложен запрет регдействий,
- если вы отказываетесь предоставить авто на осмотр или не оплатили госпошлину,
- если двигатель снят с автомобиля, который утилизирован (это вряд ли относится к контрактным ДВС, потому как они поставляются, как правило, с иностранных рынков).
Источник https://www.driver-helper.ru/text/sovetiy/instruk-iya-po-oformleniyu-zameny-dvigatelya
Источник https://voditelexpert.ru/postanovka-na-uchet-s-drugim-dvigatelem/
Источник https://autotonkosti.ru/q/nuzhno-li-i-kak-registrirovat-zamenu-kontraktnogo-dvigatelya-v-gibdd