Ходовая часть Урала: устройство тягово-сцепное и рама
Машина Урал имеет клепаную раму, которая собрана из пары лонжеронов штампованных переменного сечения. Элементы соединяются между собой передним буфером и шестью поперечинами.
Поперечины с первой по четвертую имеют трубчатое сечение, поперечны пятая и шестая на машине Урал-4320-01 выполнены штампованными, сечения швеллерного и двутаврового. На машинах Урал-43202-01 и Урал-5557 роль шестой поперечины играет поперечина буксирная.
Поперечина шестая и буфер передний сконструированы съемными. Автомобиль в передней части рамы оснащен парой буксирных крюков для буксирования машин. На версии Урал-4320-01 предусмотрена пара съемных буферов задних в задней части рамы. Там, где фиксируются балансирные подвески, кронштейны задние передней рессоры и кронштейны задние основной топливной емкости, предусмотрены лонжеронные усилители.
Рама тягача седельного Урал-44202-01 выполнена подобно раме модели Урал-4320-01, но длина свеса у нее уменьшена на 335 мм. Между поперечинами пятой и четвертой расположены приклепанные кронштейны фиксации надрамника устройства седельного.
Не раме предусмотрены площадки, которые обеспечивают удобство манипуляций с устройством седельным, а также они защищают устройство седельное и днище полуприцепа от загрязнения. Задние концы лонжеронов оснащены двумя жесткими крюками вместо устройства для буксировки.
Автомобильная рама Урал-5557 на 290 мм удлинена. В районе между поперечинами четвертой и второй в лонжероне предусмотрен внутренний усилитель. Рама оборудована кронштейнами для фиксации надрамника установки самосвальной.
Читайте также: Сколько весит алюминиевый блок цилиндров газ 3307
Передняя подвеска машины «Урал»: ремонт
Для демонтажа рессоры и амортизатора следует:
- стояночным тормозом затормозить машину, гайки нижнего и верхнего амортизаторных пальцев крепления
- расшплинтовать и отвернуть, палец верхний извлечь, амортизатор снять, гайку болта отвернуть, втулку распорную и болт снять;
- гайки стремянок отвернуть и снять накладку, хомут, буфер;
- переднюю часть рамы поднять до полной разгрузки рессоры, гайки отвернуть и клинья стопорные извлечь, палец снять, из него вывернуть масленку и рессору с автомобиля снять.
Разобрать рессору не представляется трудным. Амортизатор разбирать следует в условиях, которые исключают возможность повреждения деталей и загрязнения.
Разбирать амортизатор следует так:
- амортизатор закрепить в тисках за нижнюю головку, шток вытащить полностью,
- далее гайку корпуса отвернуть ключом, извлечь цилиндр вместе со штоком и поршнем, корпусом сальника и крышкой цилиндра,
- цилиндр снять с поршня, используя отвертку, достать кольцо уплотнительное;
- из полости корпуса слить масло, из трубы корпуса достать основание цилиндра в сборе с клапанами, зажать шток через мягкие прокладки в тисках и поршень разобрать;
- основание цилиндра зажать в тисках за головку штока клапана сжатия, разобрать.
Прибор буксирный
Фиксируется в специально сконструированной поперечине. В цилиндрический корпус 2, который имеет втулку направляющую 6, два нажимных кольца 3, резиновый упругий элемент 4, вставляется стержень крюка буксирного 5 (рис.).
Рис. Прибор буксирный: 1-гайка; 2-корпус; 3-кольца нажимные; 4-элемент упругий; 5-крюк буксирный; 6-втулка направляющая; 7,9-маслеики; 8-шплинт стопорный; 10-пластина стопорная; 11-болт
Стопорный шплинт 8 устанавливается при работе с прицепом.
Поперечина, которой оснащается прибор буксирный модели Урал-4320-01, по месту размещения, конструкции и креплению на раме машины отличается от поперечины версий Урал-5557 и Урал-43202-01. На машине Урал-4320-01 ниже лонжеронов рамы установлена поперечина с прибором буксирным, зафиксирована болтами с нижней полкой лонжеронов и поперечины шестой. На моделях Урал-5557 и Урал-43202-01 поперечина с прибором буксирным смонтирована между лонжеронами рамы и болтами прикреплена к вертикальным и нижним полкам лонжеронов.
Задняя подвеска «Урал»: техобслуживание
Под обслуживанием задней подвески машины «Урал» подразумевается периодический контроль состояния болтовых соединений, тщательное внимание уделяется фиксации стремянок рессор, пальцев штанг реактивных. Затягивают гайки стремянок рессор с моментом 50-55 кгс-м на груженой машине (рессоры при этом должны быть выпрямлены).
При сборке и использовании шарниры реактивных штанг не регулируются. Если концы первого листа рессоры истерты на 5-6 мм, элемент следует заменить вторым листом. Люфт осевой балансира, который ощущается от руки при снятой рессоре, убирают подтяжкой гайки, которую сначала закручивают до упора, а потом отворачивают назад на 1/6 оборота. При выявлении задиров на поверхности втулки, рекомендуется деталь повернуть на 180°. В шарнирах штанг реактивных люфт убирают заменой истертых деталей.
Перемещение с прицепом
Чтобы обеспечить работоспособность устройства тяговосцепного, нужно использовать петлю сцепную прицепного состава с размером сечения 42 мм и диаметром внутренним 90 мм, крюк прибора буксирного с шириной в районе зева 69 мм и диаметром зева 48 мм. Максимальные размеры, которые допускаются: зева крюка 52 мм, сечения петли 38 мм, ширины крюка 66 мм.
Крюки буксирные и петли сцепные, размеры которых не совпадают с вышеуказанными, следует заменить новыми.
Во время маневрирования не рекомендуется допускать складывание прицепа до упора в торец лонжерона рамы прицепного дышла.
При не выполнении этих требований возможно заклинивание прицепной петли в зеве крюка буксирного, детали прибора буксирного могут быть повреждены.
Задняя подвеска «Урал»: ремонт
Рессору разбирают в таком порядке. Машину следует затормозить тормозом стояночным. Заднюю часть машины поднять, чтобы полностью разгрузить рессоры; открутить гайки и вытащить болты всех хомутов, открутить гайки стремянок, накладку снять, далее снимать поочередно по одному листу до разборки рессоры полностью.
Читайте также: Мотокультиваторы Viking (Викинг): обзор характеристик моделей
Чтобы снять ось подвески балансирной, нужно:
- рессоры разгрузить полностью, подняв за заднюю часть рамы машину;
- гайки расшплинтовать и открутить, болты кронштейна открутить, при помощи выколотки или съемника выпрессовать из кронштейнов пальцы шаровые, штанги отсоединить. В сборе с кронштейном снять верхние штанги.
- гайки стремянок отвернуть, рессору и накладку снять, болты открутить, ось подвески балансирной снять. Балансирную ось нужно разбирать в такой последовательности: болты открутить, колпак снять, стяжной болт и гайку открутить, балансир снять.
- втулки из балансира выпрессовать, болты отвернуть, корпус сальника снять в сборе;
- сальник выпрессовать из корпуса, кольца извлечь;
- вворачивая во втулку два болта в резьбовые отверстия, снять ее с балансирной оси.
Реактивные штанги машин, выпущенных до августа 1976 г., разбирают в такой последовательности:
- штангу зажать в тисках, при помощи съемника сальников воздухоподвода пружину сжать и освободить кольцо стопорное;
- стопорное кольцо снять, извлечь заглушку, обойму, пружину, вкладыш наружный и прокладку, вытащить палец шаровой, внутренний вкладыш выпрессовать, если необходимо, заменить его.
На машинах, выпускавшихся с августа 1976 г., крышки головки монтируются на три болта. Демонтаж штанг реактивных новой конструкции не представляет сложностей.
Техническое обслуживание
При использовании рекомендуется периодически контролировать состояние лонжеронов, кронштейнов, поперечин, а также соединений заклепочных и болтовых.
Буксирное устройство во время уходя за ним очищается от грязи и смазывается Направляющие стержня крюка буксирного смазываются при помощи масленки во время техобслуживании машины.
Свободно, от руки, должен вращаться крюк во втулке 6 и опоре корпуса 2. Перемещение крюка по оси в корпусе не должно перешагивать планку 0,5 мм. Если этот параметр больше, то для его исправления нужно гайку завернуть до появления зазора между нажимным кольцом 3 и корпусом 2 за счет деформации упругого элемента. Далее гайка отворачивается до исключения осевого смещения крюка и фиксируется пластиной стопорной с болтом. Пластина вместе с болтом, закрученным в отверстие пластины, и стержень крюка буксирного могут поворачиваться на расстояние зазоров в соединении.
Заявка
1. Передний буфер. 2. Буксирный крюк. 3. Первая поперечина. 4,5. Кронштейны передней опоры двигателя. 6,28.3адние кронштейны двигателя. 7,27. Кронштейны амортизатора. 8,11.Усилители лонжерона. 9. Задняя опора кабины. 10. Четвертая поперечина. 12. Пятая поперечина. 13,19. Лонжероны. 14. Нижний угольник платформы. 15. Шестая поперечина. 16. Поперечина буксирного прибора. 17. Кронштейн буфера заднего моста. 18. Левый кронштейн балансира. 20,23. Кронштейны основного топливного бака. 21. Кронштейн воздушных баллонов. 22. Третья поперечина. 24. Вторая поперечина. 25. Задний кронштейн передней рессоры. 26. Кронштейн дополнительного буфера. 29. Кронштейн буфера передней рессоры. 30. Передний кронштейн передней рессоры. 31. Кронштейн верхней реактивной штанги. 32. Верхние реактивные штанги. 33. Рама.
34. Правый кронштейн балансира. 35. Нижние реактивные штанги. 36. Рессора задней подвески. 37. Гайка стремянки. 38. Накладка стремянки. 39. Стремянка. 40. Пробка заливного отверстия. 41. Колпак балансира. 42. Балансир задней подвески- 43. Кронштейн оси задней подвески. 44. Обойма буфера. 45. Буфер. 46. Подкладка буфера. 47,60,64. Гайки. 48. Корпус. 49. Нажимное кольцо. 50. Упругий элемент. 51. Направляющая втулка. 52,53. Усилители поперечины. 54. Палец защелки. 55 . Собачка защелки. 56. Защелка крюка. 57. Буксирный крюк. 58. Корпус с манжетой. 59. Ось балансирной подвески. 61. Резинометаллический шарнир. 62. Крышка головки реактивной штанги. 63. Втулка балансира. 65. Стяжной болт.
Техническое обслуживание задней подвески
Гайки 37 стремянок задних рессор затягиваются только на груженом автомобиле при выпрямленной рессоре моментом 58-66 кгс.м. Необходимо следить за затяжкой всех болтовых соединений задней подвески, за креплением кронштейнов и пальцев реактивных штанг. Гайки 60 пальцев реактивных штанг затягивать моментом не менее 60 кгс.м. При несовпадении отверстия под шплинт на пальце с прорезями на гайке, гайку дотянуть. Резинометаллические шарниры реактивных штанг не требуют регулировки и обслуживания в эксплуатации. При установке балансира на оси следует резьбу оси 59 и гайки 64 смазать герметиком УГ-6.3атянуть гайку 69 моментом 8 кгс.м, а затем отвернуть ее на 1/6 оборота, затянуть стяжной болт 65 моментом 4,4-5,6 кгс.м. При каждом демонтаже рессоры, листы очистить от грязи и смазать графитной смазкой с одной из сторон листа.
Проверка элементов
Рессору следует проверить на стенде перед установкой на машину. В свободном положении выгиб рессоры должен составлять 98±10 мм, в обратную сторону под нагрузкой — 4480 кгс-13 мм. Если выгиб рессоры больше или меньше, такие детали выбраковывают. Рессорные листы должны быть без трещин. Если концы коренного листа истерты наполовину толщины, то его следует заменить. Когда меняются втулки упорные, их следует в сборе с балансиром обработать, оставив зазор 0,19-0,30 мм в соединении с втулкой.
Зазор 2-3 мм должен оставаться между торцами внутренними вкладышей шарнира реактивных штанг. Чтобы зазор восстановить, торец вкладыша наружного необходимо зашлифовать.
Процесс сборки подвески задней происходит в обратном порядке. Необходимо брать во внимание такие рекомендации. Прежде чем начать сборку, рессорные листы нужно смазать графитной смазкой. Во время установки на ось балансира пропитать в минеральном масле кольцо (масло должно быть нагрето до 60° С). До отказа затянуть гайку, потом ослабить ее до тех пор, чтобы балансир поворачивался от руки. Стяжной болт затягивается моментом 5 кгс*м.
Грузовой автомобиль Урал-4320, характеристика и особенности
Грузовой автомобиль Урал-4320 начался выпускаться уже более 40-ка лет назад. Он обладает прочной конструкцией и хорошей проходимостью, поэтому грузовики остаются востребованными на сегодняшний день.
Об огромном потенциале шасси свидетельствует тот факт, что в 2015 году появился Урал-Некст, который базируется на узлах ходовой части модели 4320. Обновлению подверглась кабина и силовая установка, а общая концепция трансмиссии осталась неизменной.
История появления автомобиля Урал-4320
Грузовики Урал-4320 начали серийно выпускать в 1977 году. Главным отличием нового грузовика от Урал-375Д стало наличие мощного дизельного двигателя, расход топлива которого был значительно меньше, чем у бензиновой модификации. Новая модель настолько понравилась военным и хозяйственникам, что к 1986 году завод выпустил более миллиона шасси Урал-4320, на которые были установлены различные кузова.
Первые модели, которые выпускались до 1993 года, были оборудованы камазовскими дизелями, но после пожара 1993 года завод на Каме прекратил поставлять свои моторы другим производителям. Пришлось переходить на дизели Ярославского моторного завода. Так как сразу не удалось договориться с Ярославским заводом о поставке двигателей, в 1993 и 1994 году завод «Урал» был вынужден вернуться к выпуску автомобилей с бензиновым двигателем ЗИЛ-375. По своей схеме это был тот же Урал-375Д только с кабиной от Урал-4320.
Когда удалось договориться о поставке ярославских дизелей, на все шасси Урал-4320 устанавливались моторы двух видов:
Все грузовики с двигателями ЯМЗ-236 остались внешне без изменений, а модификации с ЯМЗ-238 получили новую кабину с увеличенным размером моторного отсека. Кроме размера капота, данные модификации можно быстро отличить по внешнему виду, так как у грузовиков с ЯМЗ-236 воздушный фильтр просто не поместился под капот, и его пришлось разместить на правом крыле. Начиная с середины 2000-х годов, все шасси Урал-4320 получили одинаковые кабины с удлиненным моторным отсеком.
В 2014 году все семейство грузовых автомобилей на шасси Урал-4320 было модернизировано в серию Урал-М. При этом новая модификация сохранила кабину модели 4320.
В 2015 году вся серия Урал-М была модернизирована за счет установки кабины нового поколения «NEXT». Грузовик стал выглядеть более современно, хотя и утратил свой шарм и брутальность. Несмотря на это, кабина Урал-4320 по прежнему будет устанавливаться на шасси Урал-М, которые будут выпускаться на экспорт.
Описание конструкции Урал-4320
Основой вездехода является рама, составленная из двух лонжеронов, отштампованных из стали, поперечин и переднего буфера. Лонжероны имеют переменное сечение по длине, обеспечивающее равномерную прочность и жесткость конструкции.
Соединение элементов рамы выполнено при помощи заклепок. Последняя поперечина оснащена буксировочным прибором. На раме установлен топливный бак. Заправочный объем его составляет 300 л.
Передний мост установлен на продольных рессорах, дополненных гидравлическими амортизаторами. На полуосях и раме установлены резиновые ограничители хода подвески. Передний конец рессоры установлен на кронштейне через палец, задний конец – подвижно установлен в проушине.
Один из листов имеет ограничительный изгиб, предотвращающий выпадение рессоры из кронштейна. Задняя подвеска балансирная, рессора свободно ходит в проушинах, установленных на мостах.
Двигатели
На вездеходах Урал-4320 использовалось несколько типов дизельных двигателей. Тип двигателя отражается в индексе модификации, добавляемом к модели. «Чистый» вариант 4320 оснащен атмосферным дизельным двигателем типа КамАЗ-740.
Мотор имеет V-образную схему расположения восьми цилиндров и развивает мощность 210 л.с.
Версия Урал-4320-31 отличается применением 8-цилиндрового силового агрегата ЯМЗ-238М2. Мотор построен по V-образной схеме, развивает мощность 240 л.с. и соответствует нормативам Евро-0. Аналогичный дизель установлен на модификациях 4320-30. Технические характеристики Урал-4320-31 не отличаются от базового варианта.
Модификация Урал-4320-10 оснащается 180-сильным дизельным мотором ЯМЗ-236М2. Шестицилиндровый двигатель имеет V-образную компоновку, атмосферную систему питания воздухом. Первые выпуски машин с мотором ЯМЗ-236 имели моторный отсек как у вездеходов с двигателем КамАз-740. С середины 2000-х годов стал использоваться удлиненный отсек, ставший стандартным для всех вариантов вездеходов Урал-4320.
Версии 4320-41 и 4320-40 получили аналогичный по конструкции дизель, но оснащенный турбокомпрессором и промежуточным охладителем сжатого воздуха. За счет турбины мощность выросла до 230 л.с. Еще одним отличием является соответствие нормам выхлопа Евро-2 (против Евро-0 у атмосферного мотора). Расход топлива на Урал-4320 с турбодизельными силовыми установками несколько ниже.
Трансмиссия
Вездеходы с дизелем КамАЗ оснащались 5-скоростной коробкой ЯМЗ-141 и двухдисковой муфтой сцепления сухого типа. Машина Урал-43206 укомплектована 5-ступенчатой коробкой передач типа ЯМЗ-236У. Приводы сцепления на всех вариантах коробки передач оснащены усилителем пневматического типа.
В дополнение к основным коробкам передач на всех вездеходах Урал-4320 применяется двухскоростная раздаточная коробка.
Крутящий момент от коробки передается на редуктор при помощи короткого карданного вала. В состав коробки входит межосевой дифференциал, оснащенный механизмом блокировки. Дифференциал имеет несимметричную схему распределения момента.
Управление коробкой и раздаточным редуктором механическое, осуществляется с места водителя при помощи рычагов и системы тяг. На раздаточном редукторе устанавливается коробка отбора мощности, применяемая для привода лебедки самовытаскивания, установленной под грузовой платформой в задней части вездехода. Привод лебедки выполняется тремя карданными валами.
Мосты оснащены унифицированной главной парой, с двойным преобразованием крутящего момента. Первая ступень редуктора состоит из конических шестерен со спиральной формой зуба. Вторая ступень включает в себя две цилиндрические прямозубые шестерни. Вездеходы Ураз-4320 могут комплектоваться редукторами с передаточным числом 6,7…8,9 (всего четыре варианта передаточных чисел).
За главной парой установлен дифференциал конического типа, управляющий вращением полуосей.
Мосты имеют проходную схему, средний мост используется для привода редуктора заднего моста. Полуоси переднего моста оснащаются поворотными кулаками, оснащенными шарнирами равных угловых скоростей.
Рулевое управление и электросистема
Рулевое управление автомобиля Урал-4320 оснащено гидравлическим усилителем, действующим в две стороны. Рулевая колонка связана с редуктором при помощи карданного вала. Колонка не регулируется. На вездеходах Урал-4320 используется электрическая система с рабочим напряжением 24В. Отрицательные выводы подключены к кузову автомобиля.
Тормозная система
Тормоза имеют комбинированный гидропневматический привод. Гидравлика имеет две раздельные ветви. Первая управляет тормозами переднего и среднего моста, вторая – выполняет торможение колес заднего моста. На задней поперечине рамы установлен кран для подключения пневматических тормозов прицепа.
Стояночный тормоз автомобиля Урал-4320 установлен на выходном валу раздаточного редуктора. Тормоз подключен к тормозному крану прицепа механической тягой. Для улучшения тормозных характеристик установлен моторный компрессионный тормоз, отключающий подачу топлива к форсункам.
Тормозные механизмы барабанного типа, оснащены системой автоматического регулирования зазора между накладками и поверхностью трения барабана. Механизмы расположены непосредственно у колес вездехода.
Кузов и другое оборудование
Вездеход Урал-4320 оборудован полностью металлической кабиной, оснащенной распашными дверями. В кабине установлено регулируемое сидение водителя и жестко закрепленное двухместное сидение для пассажиров.
Салон оснащен системой вентиляции и подогрева воздуха.
Сзади кабины установлена металлическая грузовая платформа, укомплектованная съемным тентом. Для установки тента применены дуги, которые устанавливаются в направляющие пазы на боковых бортах. Платформа оснащена двумя откидными скамейками вдоль бортов и дополнительной съемной скамьей, устанавливаемой по центру.
Скамьи рассчитаны на размещение 27 человек. Платформа грузовика Урал-4320 имеет грузоподъемность 5000 кг при эксплуатации вездехода по дорогам с любым покрытием. Габаритные размеры платформы не изменились по сравнению с Урал-375Д.
Технические характеристики Урал-4320
Завод выпускает не менее сотни вариантов Урал-4320, в таблице приведены основные варианты.
Урал-4320 | Урал-4320-41 | Урал-4320-31 | |
Грузоподъемность, кг | 5000 | 6855 | |
Вес снаряженный, кг | 8440 | 8265 | 8050 |
Масса прицепа, кг | 7000 | 11500 | |
Длина, мм | 7366 | 7588 | |
Ширина, мм | 2500 | ||
Высота, мм | 3005 | 2805 | |
База, мм | 3525+1400 | ||
Расход топлива на 100 км, л | 26 | 40 | 35 |
Инструкция по эксплуатации
Нормативная документация, касающаяся эксплуатации, технического обслуживания (ТО) и ремонта грузовиков модели Урал 4320, отмечает многофункциональность этой машины (перевозка ею людей, грузов и буксирования прицепов), а также ее способность действовать на всех видах дорог в любой местности. Диапазон температур окружающего воздуха, на которые была рассчитана работа автомашин, был достаточно широк и составлял от плюс 50 до минус 50 градусов Цельсия.
Кроме того, эксплуатационные требования отражали весьма высокие параметры надежности Миасского грузовика. Если начальное ТО для новой машины стандартно требовало 1000 км пробега или 50 моточасов, то последующие ТО производились через 4 тысячи км пробега или 125 часах работы двигателя, а более углубленное — при вчетверо больших показателях. Причем большинство пунктов ТО сводилось к подтягиванию гаек, прочистке и т.п. операциям.
Модификации Урал-4320
Начиная с 1977 года, Уральский автомобильный завод выпустил множество модификаций своего популярного тяжелого грузовика. Устройство каждого из них чем-то отличалось, неизменными оставались только мощные мосты Урал 4320. Вот список основных модификаций уральского автомобиля:
- Урал-4320-01 был выпущен в 1986 году. От базовой версии эта модель отличалась новой, усовершенствованной кабиной (хотя внешне это практически незаметно), новой коробкой переключения передач и улучшенной грузовой платформой. Данная модификация еще оснащалась мотором от КАМАЗ;
- Урал-4320-10 – первая модификация, получившая двигатель от ЯМЗ. Это был шестицилиндровый ЯМЗ-236, развивающий 180 л.с. Машина предназначалась для перевозки людей и грузов в условиях бездорожья. Имелась лебедка, которая помогала при застревании машины в грязи. Правда вытащить тяжелый Урал было очень сложно. Нередко случалось так, что деревья, за которые закрепляли лебедку, просто вырывались с корнем;
- Урал-4320-31 – еще одна из первых моделей с двигателем ЯМЗ. На этот раз это восьмицилиндровый дизель, развивающий 240 л.с. Кроме того, его настройки сильно отличались от ЯМЗ-236;
- Урал-4320-30 получил увеличенную колесную базу и грузоподъемность. Эксплуатировать данную модель предполагалось в самых суровых условиях;
- В 2002 году появилась модификация Урал-4320-41. На него устанавливали дизель ЯМЗ-236НЕ2, который отвечал стандартам Евро-2. Вариант 4320-40 отличался удлиненной базой;
- Урал-4320-44, созданный в 2009 году, получил новую кабину. Модель 4320-45 имела удлиненный кузов;
- Самой мощной машиной в линейке стал Урал-4320-48, который получил двигатель ЯМЗ-7601, развивающий 300 л.с.
Все из вышеперечисленных модификаций производились в различных вариантах, начиная от бортовых автомобилей и самосвалов, заканчивая спецтехникой для военных и коммунальщиков.
Последние модификации Урал-4320 производились с учетом удобств водителя. Они получили новые, более комфортные кабины. Появилось стильное оперение из пластика и капоты из того же материала. Новые Уралы напоминают классические американские большегрузы, хотя для тяжелых условий эксплуатации пластиковые детали совершенно не предназначены.
Урал-4320 стал достойным преемником бензинового Урала-375Д. Создателям удалось снизить расход топлива на 30-40 процентов. Сегодня Урал продолжает вызывать восхищенные взгляды водителей. Огромная тяжелая машина способна провести тяжелый груз туда, где застревают даже подготовленные внедорожники.
Достоинства и недостатки Урал-4320
Все «плюсы» и «минусы» модели Урал-4320 вытекают из предназначения этой автомашины. К числу ее важнейших достоинств относят уверенную проходимость в условиях бездорожья, надежность и долговечность конструкции, солидную грузоподъемность, относительную простоту обслуживания и ремонта. Важным преимуществом машины может считаться ее приспособленность к работе в самых различных климатических поясах.
Недостатки грузовиков Урал-4320 являются, по сути, неизбежной стороной его же достоинств, определивших особенности функциональности машины. В этом ряду очевидны большой расход топлива, ограниченная скорость движения, отдельные «капризы» двигателей ЯМЗ, далеко не комфортабельные условия в кабине большинства версий автомобиля.
Применение в боевых условиях
Грузовики Урал-4320 получили опыт участия в реальных военных конфликтах в первые же годы после начала серийного производства. Во время боевых действий в Афганистане эти машины активно применялись в военно-транспортных перевозках, при этом иногда их оборудовали импровизированными системами локального бронирования.
Кроме того, в Афганистане и в ряде последующих локальных конфликтов в кузове грузовиков Урал-4320 монтировали зенитные пулеметы, легкие пушки и переносные ракетные комплексы. В качестве преемника семейства машин Урал-375 послужил новым шасси для знаменитых реактивных систем залпового огня (РСЗО) БМ-21 «Град».
В то же время на базе автомобиля Урал-4320 стали размещать модернизированные РСЗО и новые их поколения. Одновременно машина выступала средством доставки вооружения и заряжания этих и других, более мощных ракетных систем, в числе которых зенитно-ракетный комплекс «Тор», до сих пор состоящий на вооружении российской армии.
В целом в Вооруженных Силах СССР и России грузовик Урал-4320 фактически возглавил поколение армейских внедорожников, став базовой машиной. На ее основе оборудовались различные фургоны специализированного назначения (командно-штабные, радиотехнические и другие), полевые ремонтные мастерские, аэродромная спецтехника, заправочные, эвакуационные и инженерные машины.
Характеристики и полный обзор деталей Урал-4320 и его основных модификаций
Грузовик Урал-4320 появился в производственной программе завода в конце 1977 года. Машина представляет собой дальнейшее развитие автомобиля модели 375, вместо бензиновой силовой установки стал использоваться дизель. В 2015 году была проведена глубокая модернизация, которая привела к появлению модели Урал Next.
Технические характеристики
Имеющиеся у грузовика Урал-4320 технические характеристики позволили ему оставаться в производстве более 40 лет. Свойства техники зависят от типа установленного двигателя и навесного оборудования.
Некоторые параметры вездехода:
- максимальная скорость — 72-85 км/ч;
- радиус поворота (для трехосного варианта) — 11,4 м;
- тормозной путь (при скорости 40 км/ч) — не более 15,0 м;
- глубина преодолеваемого брода — 1,5 м;
- преодолеваемый подъем — 28-58%;
- допустимый спуск (при удержании стояночными тормозами) — 25-30%.
Трансмиссия
В состав трансмиссии трехосных машин входит сухое сцепление и механическая коробка передач. Дальнейшее распределение потоков мощности осуществляется раздаточным редуктором и карданными валами. Отдельный вал имеется между раздаткой и коробкой. Средний мост имеет проходную схему, что позволило уменьшить число элементов в силовой передаче. Карданные валы оснащены обслуживаемыми шарнирами с игольчатыми подшипниками.
Мосты автомобиля представляют собой литой картер, в который впрессованы чулки полуосей. На концах передней оси установлены поворотные кулаки с шарнирами равных угловых скоростей. В состав двухступенчатых редукторов мостов входят коническая пара и цилиндрические шестерни. Передаточное число одинаковое для всех осей. Завод поставлял несколько вариантов редукторов, отличающихся числом зубьев на шестернях. В картере имеется симметричный дифференциальный механизм. Полуоси имеют на концах шлицы, которые служат для соединения с колесной ступицей.
Версия Урал-43206 имеет технические характеристики и конструкцию ходовой части, несколько отличающиеся от трехосной техники. Из-за отсутствия среднего моста упростилась схема трансмиссии, в которой имеются только 3 карданных вала.
Двигатель
На ранних сериях грузовика устанавливался атмосферный 8-цилиндровый дизельный мотор КамАЗ-740. Агрегат имеет 2 блока, расположенных под углом 90°, рабочий объем 10850 см³. Двигатель оснащен индивидуальными головками для каждого цилиндра, для подачи топлива используется механический насос. Мощность мотора 210 л.с. при 2600 об/мин, пик крутящего момента равнялся 65 кгс/м при 1500-1800 об/мин. Расход топлива на Урал-4320 составляет 26-28 л на 100 км пути.
После пожара на моторном заводе в Набережных Челнах, произошедшего в 1993 году, возник дефицит моторов. На грузовиках стали использоваться 6- и 8-цилиндровые моторы ЯМЗ моделей 236 и 238. Мощность агрегатов составляла 180 и 240 л.с. соответственно. Объем двигателей составляет 11150 и 14866 см³. Для установки дизеля модели 238 пришлось удлинить моторный отсек и капот, впоследствии такая конфигурация передней части кабины стала стандартной.
Кроме того, в те же годы выпускались малые партии машин, оснащенных бензиновым сильным мотором ЗиЛ-375. Мощность двигателя 180 л.с. при рабочем объеме 6962 см³. Норма расхода топлива (бензин АИ 93) составляет 48 л на 100 км пробега.
Впоследствии на грузовики устанавливался модернизированный 230-сильный ЯМЗ-236НЕ2. Силовая установка оснащалась турбокомпрессором без дополнительного охладителя сжатого воздуха. Встречаются машины с рядным 6-цилиндровым 275-сильным ЯМЗ-53623-10.
Рулевое управление
Органы управления и рулевой механизм Урал расположены слева. Колонка имеет фиксированное положение. В конструкции имеется ГУР (гидравлический усилитель) с двухсторонним режимом работы. Рулевое управление оснащено механическим редуктором со встроенным золотниковым распределителем потоков рабочей жидкости. Для работы усилителя имеется лопастный насос, установленный на блоке цилиндров двигателя.
Ходовая часть и подвеска
Шасси грузовика представляет собой клепаную раму, лонжероны отштампованы из низколегированной стали. Для повышения жесткости и монтажа агрегатов имеются поперечины. Передний мост установлен на двух листовых рессорах полуэллиптической конфигурации. Упругие элементы работают совместно с гидравлическими двухсторонними амортизаторами. Подобная схема подвески обеспечивает улучшенные внедорожные свойства шасси Урал.
Задняя подвеска зависит от типа автомобиля. На версии 6х6 на задней части рамы имеются усилители, к которым крепится балансирная тележка задних мостов. В состав конструкции входят 2 рессоры и 6 реактивных штанг, служащих для передачи толкающих нагрузок. Вариант 4х4 имеет зависимую подвеску на листовых рессорах с подрессорниками. Дополнительно установлены гидравлические амортизаторы.
Габаритные размеры и заправочные емкости
На грузовике устанавливаются 1 или 2 емкости для горючего. Объем топливного бака, смонтированного на боковой части лонжерона, составляет 210 л. На некоторых моделях применялся дополнительный резервуар на 60 л, находящийся внутри рамы. Объем бака на Урал заполняется горючим не полностью. Это связано с температурным расширением жидкости и особенностями конструкции. Заправочная емкость резервуаров составляет 204 или 57,6 л топлива.
Габаритные размеры автомобиля зависят от числа установленных мостов. Так, длина машины трехосной модели составляет 7375 мм, а двухосного варианта — 7725 мм. Ширина Урал всех моделей составляет 2500 мм (без учета размеров зеркал). Вес грузовика в снаряженном состоянии 8000-8700 кг, полная масса бортового варианта достигает 15205 кг.
Заправочные объемы узлов автомобиля:
- система охлаждения — 30 л;
- картер двигателя — 21,5 л;
- усилитель руля — 4,5 л;
- картер коробки передач — 8,5 л;
- раздаточный редуктор — 3,5 л;
- мосты — 4,5 л.
Устройство
На автомобилях Урал используется цельнометаллическая кабина, рассчитанная на 3 человек. Силовой агрегат, закрытый капотом, расположен перед водителем. Подобная компоновка обеспечивает хорошую защиту экипажа машины при подрыве на минах, но ухудшает обзор для водителя. В устройство сцепления Урал включен пневмогидравлический усилитель, снижающий уровень физических нагрузок. За кабиной располагается платформа или иное оборудование.
Электрооборудование
Схема электрооборудования Урал-4320 однопроводная, с рабочим напряжением 24В. Отрицательный полюс батареи подключен к кузову и корпусным деталям. Жгуты проводки проложены в кабине грузовика и под платформой.
Электросхема автомобилей защищена предохранителями цилиндрической схемы, рассчитанными на ток 8-16А. Для защиты от короткого замыкания установлена биметаллическая вставка, срабатывающая при силе тока 30А. Узел является многоразовым. Электропроводка имеет цветную изоляцию, что упрощает ремонт и обслуживание.
Тормозная система
Тормозная система Урал имеет смешанный привод. При нажатии на педаль тормоза происходит включение пневматического усилителя, который передает давление в гидравлические магистрали. Рабочая жидкость поступает в исполнительные цилиндры и прижимает колодки к поверхности тормозных барабанов. Гидравлический привод разделен на 2 контура: первый обслуживает передний и средний мост, а второй — только задний. При поломке любого контура оставшийся обеспечивает полноценное торможение автомобиля.
На выходе вала раздаточного редуктора вездехода имеется отдельный барабанный механизм, являющийся стояночным тормозом. Включение выполняется при помощи рычага, расположенного в кабине водителя. В выпускном трубопроводе двигателя установлен вспомогательный тормоз с пневматическим управлением, называемый горным. При подаче управляющего сигнала происходит перекрытие канала выпуска газов и одновременное отключение подачи топлива.
Система охлаждения
Двигатели вездехода имеют закрытую охлаждающую систему принудительного типа, теплоносителем является специальная жидкость Тосол-А. Допускается кратковременное заполнение магистралей дистиллированной водой. В зимнее время воду на время стоянки требуется сливать, поскольку при замерзании есть риск разрыва рубашки.
Теплообменником является трубчато-пластинчатый радиатор, поток воздуха через соты создается при помощи вентилятора. В магистралях системы имеются 2 термостата, которые поддерживают температуру мотора в требуемых пределах. Циркуляция жидкости выполняется механическим насосом, имеющим ременной привод от коленчатого вала.
Для облегчения зимнего запуска мотора используется предпусковой подогреватель ПЖД 30, работающий на дизельном топливе. В конструкции аппарата имеется электрический насос, обеспечивающий циркуляцию жидкости и равномерный прогрев.
Воздушная система
На силовом агрегате расположен двухцилиндровый компрессор, являющийся источником сжатого воздуха. На вездеходе установлено несколько ресиверов для хранения запаса сжатого газа. В кабине имеется стрелочный манометр пневматической системы. На грузовиках установлена система централизованной подкачки шин, которая улучшает внедорожные параметры автомобиля Урал. К пневматическим магистралям подключены стеклоочистители и ПГУ, установленный в приводе сцепления.
Коробка передач
Модели КПП на Урал зависят от версии установленного двигателя. На ранних машинах использовалась пятиступенчатая механическая коробка передач КамАЗ 141. Сцепление сухого типа, оснащено 2 рабочими дисками. В случае применения моторов Ярославского завода устанавливается пятискоростная коробка ЯМЗ 236 и муфта сцепления однодисковой схемы. В приводе управления используется гидропривод и пневматический усилитель. В кабине имеется информационная табличка со схемой переключения передач Урал.
На картере коробки передач имеется штатное место для установки редуктора отбора мощности. Встречается несколько моделей, допускающих работу только на стоянке или во время движения вездехода.
В трансмиссии установлен двухскоростной раздаточный редуктор, пропорционально распределяющий потоки мощности между передним мостом и задней тележкой. В состав раздатки входит межосевой дифференциал, оснащенный блокиратором с пневматическим приводом. Обе передачи раздаточной коробки Урал пониженные, передаточные числа зависят от модели силового агрегата. Описание схемы управления редуктором имеется на табличке, закрепленной на панели приборов.
Модификации
На основе базовых вездеходов Уральский автозавод выпускал ряд модификаций, предназначенных для армейской или гражданской эксплуатации. Некоторые версии выпускаются сторонними предприятиями, которые получают от завода-изготовителя шасси. Отгружаются машины, оснащенные как стандартной подвеской, так и усиленными рессорами переднего моста. Такие автомобили обозначаются как Урал-43203.
Бортовой
Версия с бортовой платформой является наиболее распространенной. Встречаются грузовики, отличающиеся размером платформы и высотой бортов. Существует модель автомобиля, построенная на длиннобазовом шасси 4320-19. Удлинение платформы позволило размещать груз весом до 12 т.
Характеристики Урал-4320 с бортовой платформой повышаются путем установки гидравлических манипуляторов. Раздвижная подъемная рукоять располагается за кабиной и оснащается индивидуальной гидравлической системой с золотниковым распределителем. Автомобиль бортовой с КМУ способен самостоятельно выполнять погрузку и разгрузку грузов весом до 6050 кг, а также может использоваться в качестве малогабаритного подъемного крана.
Самосвал
Самосвалы на базе Урал оснащены гидравлическим приводом для разгрузки платформы. Гидравлическая система работает от шестеренного насоса, расположенного на коробке отбора мощности. Примером такой техники может служить УСТ-5453, предназначенный для перевозки руды и угля. Машина имеет грузоподъемность 8200 кг, полная масса достигает 20470 кг.
Автоцистерна
На шасси Урал устанавливаются различные цистерны, предназначенные для перевозки воды или нефтепродуктов. Примером бензовоза является АТЗ-10, оборудованный стальной цистерной, вмещающей 10000 л жидкости. Для перекачки горючего используется насосная установка.
На базе вездехода сторонними предприятиями собираются пожарные автомобили. Автоцистерна Урал-43202-АЦ-40 оснащается двойной кабиной, предназначенной для размещения 6 человек боевого расчета. Сзади установлена цистерна, вмещающая 4000 л воды. Имеется дополнительный 200-литровый бак для пенообразователя. Для подачи тушащего состава применяется центробежный насос, расположенный в кормовой части машины. Установка весит 14850 кг и имеет скорость до 80 км/ч.
Армейские модели
Российский армейский грузовик Урал-4320 применяется для перевозки личного состава и буксировки различных видов вооружения. Существуют специальные военные версии, оснащенные кабинами из бронелистов и пуленепробиваемыми стеклами. Внутрь бортовой платформы устанавливается специальный защищенный модуль, предназначенный для перевозки 15-20 человек. При этом сохраняется штатный брезентовый тент.
Такую конструкцию имеет броневик Урал-4320-09-31. Из броневого листа изготовлены внутренние элементы кабины автомобиля, включая панели пола и заднюю стенку. На бронированной крыше имеется смотровой люк, который можно использовать для установки пулемета. Внутри кабины расположены 2 индивидуальных сидения. Для защиты радиатора устанавливается специальная маска, боковые части капота обеспечивают защиту силового агрегата.
Трубоплетевозный тягач
Для постройки техники используется шасси Урал-43204, имеющее повышенную грузоподъемность. Седельный тягач комплектуется роспуском модели 904702, позволяющим перевозить трубы длиной 12 м. При работе вдоль трассы техника перемещает плети длиной до 36 м, при этом диаметр труб составляет 530-1420 мм.
Другие модели
Владельцы самостоятельно монтируют на базе шасси Урал надстройки, представляющие собой комфортабельное помещение для проживания. Такие автомобили получили прозвище «Леший».
На шасси Урал-43203-10 монтируются различные фургоны, приспособленные для установки технологического оборудования. Встречаются буровые установки, автомобильные краны и другая техника.
Руководство по эксплуатации и ремонту
К каждому автомобилю прикладывается руководство по эксплуатации. Перед началом эксплуатации необходимо ознакомиться с рекомендациями завода-изготовителя, что позволит избежать поломок и дорогостоящего ремонта.
- После запуска холодного силового агрегата не допускать работы на повышенных оборотах. Движение разрешается начинать только после прогрева до +40°С.
- Если двигатель работал на высоких оборотах под нагрузкой, то перед остановкой он должен поработать на холостом ходу 2-3 минуты. Подобная манипуляция необходима для равномерного охлаждения элементов конструкции.
- Запрещается вырабатывать полностью топливо из баков, поскольку это приводит к попаданию воздуха в систему подачи топлива.
- При движении по твердому грунту не рекомендуется включение межосевого дифференциала. При блокировке начинается ускоренный износ элементов трансмиссии и покрышек.
- Запрещается движение по колее с вывернутым до упора рулевым колесом.
- Движение следует начинать только после достижения давления 4 кгс/см² в пневматической системе. При пониженном значении тормозная система автомобиля не обеспечивает эффективного замедления.
При эксплуатации техники различают несколько видов обслуживания:
- Ежедневное, которое производится при выезде автомобиля на маршрут и сразу после возвращения.
- Сезонное, производимое весной и осенью.
- Очередное, которое бывает категории ТО-1 или ТО-2 (через 4000 и 16000 км соответственно). Также возможно проведение работ по данным счетчиков моточасов — через 125 или 500 часов работы двигателя.
Необходимый перечень действий приведен в инструкции по обслуживанию. Там же указаны производители и типы технических жидкостей, которые необходимо использовать при замене. Не рекомендуется использовать материалы, отличающиеся по характеристикам от рекомендаций завода-изготовителя.
Цены и аналоги
Стоимость подержанных автомобилей серии 4320 начинается с 200 000 руб. Техника в хорошем состоянии оценивается в 500 000 руб. Новые машины, оснащенные кабинами серии Next, поставляются заводом по цене от 3 млн руб. Прямыми аналогами являются вездеходы КамАЗ-43118 или 6522. Еще одной похожей машиной является МАЗ-6432.
Источник https://avtospectransport.ru/perevozki/hodovaya-chast-ural-4320.html
Источник https://army-today.ru/tehnika/ural-4320
Источник https://specmahina.ru/ural/4320-tehnicheskie-harakteristiki.html