В 2024 году ключевая ставка выросла с 16% до 21%, но в Центробанке не исключают ее дальнейшего повышения. Эксперты, опрошенные агентством «АВТОСТАТ», рассказали, как данный рост сказался на рентабельности дилерского бизнеса.
Как отмечает исполнительный директор РОАД Игорь Чикин, рост ключевой ставки повлиял на стоимость кредитов не только для покупателей, но и для самого бизнеса. В авторитейле высокая закредитованность, поэтому такие сложные периоды в экономике, в первую очередь, приведут к потере доходности, сокращению персонала и банкротству предприятий.
«Высокая ключевая ставка ухудшает рентабельность дилерского бизнеса до нулевых значений. Рентабельность на автомобилях из Китая и без высокой ставки крайне низкая. В ближайшие несколько месяцев, если ставка не снизится, мы увидим примеры банкротств на авторынке по группам с высокой степенью закредитованности. Причиной удержания бизнеса «на плаву» будет размер выручки, который тесно связан с объемом продаваемых машин. Эти объемы сегодня под угрозой», — комментирует директор департамента страхования и финансовых услуг АГ «Авилон» Андрей Игнатенко.
По мнению генерального директора ГК «Аларм-Моторс» Романа Слуцкого, с учетом высокой общей закредитованности дилерских сетей, а также объективно необходимых с точки зрения дилерских процессов затрат на персонал и маркетинг, можно с уверенностью говорить, что доходность автодилеров в ближайшие 4 – 6 месяцев будет находиться на максимально низком уровне за весь период наблюдений. Очевидно, это не создаст комфортных предпосылок для рефинансирования автодилеров в 2025 году, и, как следствие, к лету следующего года можно ожидать волны банкротств.
О том, как рост ключевой ставки в текущем году повлиял на кредитные продажи автомобилей у дилеров, – читайте в нашей рубрике «Вопрос эксперту».
Фото: АВТОСТАТ