Бензин или газ? На чём выгоднее ездить зимой
Газомоторное топливо, по признаниям владельцев автомобилей с газобаллонным оборудованием, даёт двукратную экономию. Но есть ли смысл заправлять машину газом и что будет с двигателем на газу после суровой русской зимы?
Коллаж © LIFE. Фото © Shutterstock
С бензином всё проще, но газ может быть дешевле
Средние региональные цены на топливо продолжают расстраивать владельцев бензиновых авто и умеренно радовать тех, кто заправляет машины газом. Актуальные цены на ноябрь 2020 года на АИ-92 — 41 рубль за литр, а стоимость бензина АИ-95 приближается к 48 рублям за литр. Газ пропан при этом пока не дорожает, и цена за литр голубого топлива составляет 23–25 рублей.
Но такой подход будет выгоден не всем. Выбрать автомобиль на ГБО стоит лишь в том случае, когда соблюдаются два условия.
Ещё не водитель, уже не пешеход. Минтранс и МВД ужесточат требования к электросамокатам
- Условие первое. Среднесуточный пробег превышает 150–200 километров. Именно поэтому машины на ГБО популярны у водителей такси. Высокие цены на бензин, особенно в 2020 году, нередко бьют по доходам таксистов, поэтому в целях экономии водители жёлтых автомобилей с шашечками массово ставят газобаллонное оборудование. Реальная экономия в два раза достижима только на больших пробегах. Если ежедневный маршрут не выходит за пределы «работа — дом», то никакого смысла в установке ГБО нет.
- Условие второе. Обслуживание машины нередко проводится с задержкой или не проводится в предписанные заводом интервалы. Газомоторное топливо в этом случае заметно полезнее для двигателя: смесь сгорает в цилиндрах равномерно, не оставляя нагара. Даже самый плохой газ для двигателя может оказаться полезнее бензина, поэтому если мысль о замене масла раз в 10 тыс. километров заканчивается сердечным приступом, то газ — идеальное топливо. К тому же ряд производителей, в том числе и российских, делают легковые автомобили для заправки газом и успешно их продают.
Битва с морозом. Есть ли особенности обслуживания двигателя современного автомобиля зимой?
Мифы и правда про установку ГБО
Популярные водительские страшилки, связанные с ГБО, частично правдивы. Установка газобаллонного оборудования связана с определёнными рисками. Адепты ГБО, напротив, уверяют в полной безопасности технологии.
Битая и крашеная. Как автоподборщики обманывают водителей
- Миф № 1. ГБО не взрывается. Популярное заблуждение в головах тех, кто никогда не видел, как взрывается газ. При неправильной установке оборудования газ не только взрывается, но и разносит автомобили любителей сэкономить в щепки прямо на заправке.
- Миф № 2. «Установить ГБО недорого можно почти везде». Разумеется, это не так. Продвинутая система с газобаллонным оборудованием на среднеразмерный кроссовер стоит примерно 40 тыс. рублей. Если у компании, которая ставила ГБО, нет сертификата на такие работы, после визита в МРЭО придётся всё снимать и «приводить автомобиль в заводское состояние». Сертифицированная система и правильная установка обойдётся примерно в 50 тыс. рублей. Эти деньги вполне можно было потратить на бензин.
- Миф № 3. Мощность машины на газомоторном топливе падает в два раза. Разумеется, это тоже заблуждение. Руководители сервисных центров отмечают, что потеря мощности автомобилей с ГБО составляет менее пяти процентов. Это связано с химическим составом смеси. Газ «взрывается» в цилиндрах медленнее, чем бензин. Отсюда потеря тяги и повышенный по сравнению с бензином расход.
Кредит на кредит. Почему не стоит покупать залоговые автомобили у банков и приставов
- Миф № 4. Газ гораздо выгоднее бензина зимой. Это правда и неправда одновременно. За счёт того что газ дешевле бензина почти в два раза, каждая заправка газом будет дешевле, чем бензином. Однако зимой двигатель на газу не будет работать без бензина. Холодный пуск на АИ-95 и последующее переключение на ГБО — только так работает любой автомобиль на газомоторном топливе. Кроме того, в зиму расход газа серьёзно возрастает: сказываются и пробки, и отрицательные температуры.
Если экономить на всём, то газ выгоднее
Несколько лет назад, когда по всей России рассекали маршрутки с ГБО, на установке газобаллонного оборудования можно было «озолотиться». Сейчас, в век экономичных турбодизелей, установка ГБО может быть оправданной лишь в редких случаях, и дело касается в основном грузовых малотоннажных автомобилей отечественного производства. «Колхозить» как грузовик, так и иномарку с бензиновым двигателем почти никто не готов. У такого отношения к ГБО есть вполне логичное объяснение: продать машину с газобаллонным оборудованием гораздо сложнее.
Личное авто против каршеринга. Есть ли смысл покупать машину или аренда выгоднее?
Эксперт по подбору автомобилей компании Fox-Auto Денис Адоньев пояснил, что люди часто вполне справедливо опасаются таких автомобилей.
ГБО — это всегда вмешательство в конструкцию автомобиля. Никто не знает, кем, где и как оборудование установлено, никто не может знать наверняка, сколько такая топливная система ещё проработает. Некоторые избавляют себя от рисков и просто отказываются покупать машины с газобаллонным оборудованием, делают выбор в пользу автомобилей на классических ДВС
Эксперт по подбору автомобилей компании Fox-Auto»
Что выбрать газ или бензин — плюсы и минусы ГБО
Все чаще водители задумываются, что же стоит поставить на машину: газ или бензин. И вопрос не только в выгодах заправки газом, его экологичности, но и затратность самой процедуры установки ГБО.
Мы рассмотрим все аспекты газобаллонного оборудования, его установки и решим, на чем же экономически выгоднее и лучше ездить россиянину — на сжиженном газе или на обычном бензине.
Мифы и правда про установку ГБО
Вокруг ГБО сложились мифы, за которыми обывателю не видно правды. Развенчаем наиболее популярные вымыслы.
Миф 1. Газовый баллон в автомобиле обязательно взорвется при аварии.
Баллон с газом является одним из самых устойчивых предметов к повреждению. Его делают из высококачественной стали толщиной 4 мм, в отличие от пластиковых баков для бензина, дизеля. Дополнительно на баллоне устанавливают запорные газовые клапаны, которые препятствуют быстрому высвобождению летучего топлива.
Миф 2. В салоне часто стоит запах газа
Правильно установленное оборудование не допускает протечек. При работе мотора несгоревший газ выходит через выхлопную трубу, а не в салон. Если же запах появляется при эксплуатации машины, клапаны нужно перекрыть и поехать на СТО.
Миф 3. Двигатель на сжиженном топливе теряет в динамической мощности до 10%.
Раньше на автомобили устанавливали смесительные установки, поэтому производительность падала на 10% и снижался крутящий момент. С помощью ГБО последовательного впрыска машина теряет лишь 2% мощности, что для водителя незаметно.
Одним из мифов считается то, что машина на газу не заводится в мороз. Здесь надо действовать по простой схеме: сначала запуститься на бензине, прогреть мотор и газовое оборудование до рабочих температур, а после — при начале движения, переключить инжектор на газ.
Преимущества газового топлива
У газа как топлива достаточно много преимуществ перед стандартными видами топлива. Преимущества автомобилей с ГБО:
- Экологичность. Пропан, как и метан, считается оптимальным вариантом «зеленой энергетики», ведь газовые выхлопы не содержат свинца, серы, а автомобиль отличается низким уровнем выброса углекислоты.
- Экономичность — газ на 10–15% ниже по стоимости, чем бензин или дизель.
- Чистота и сохранность двигателя, меньший износ свечей, клапанов и поршней. На последних не бывает нагара. А «движок» меньше страдает от детонации, поэтому работает мягче и дольше. Моторное масло дольше остается в лучшем состоянии, не загрязняется.
- Длительность работы двигателя на газовом топливе без капремонта в 1,5–2 раза дольше, чем на других видах, потому что в газе нет примесей, он ничем не разбавляется на АЗС, а сама газовоздушная смесь однородная и полностью сгорает в камере.
- Безопасность. При аварии и повреждении газовый баллон не взорвется, а вещество лишь улетучится, в отличие от бензина, который может вылиться из бака и загореться от искры.
Недостатки использования ГБО
Несмотря на многие преимущества установки газобаллонного оборудования, оно не лишено недостатков.
Основные недостатки ГБО:
- Дорогая установка. Стоимость установки и работ могут доходить до 60 тыс. рублей. Если не планируете продавать машину в течение 2–3 лет, то ГБО за это время окупится.
- Высокий расход газа. По сравнению с бензином транспорт потребляет газового топлива на 10–15% больше.
- Необходимость частой замены воздушных фильтров. Из-за большой загрязненности воздушного фильтра машина больше потребляет газа, поэтому для оптимизации расхода топлива нужно следить за их чистотой.
- На некоторые закрытые парковки не пускают транспорт с газобаллонным оборудованием.
- Обслуживание установки обходится дороже. Раз в полгода надо делать техосмотр двигателя и газобаллонного оборудования, чтобы «не просмотреть проблему» и поддерживать ГБО в порядке. Это отчасти хорошо, ведь дисциплинирует автовладельца.
- Меньше места в багажнике из-за установленного там газового баллона. Хотя баллон можно устанавливать в салоне, в отсеке двигателя, самым популярным местом считается багажник.
- Необходима регистрация в ГИБДД.
Если устанавливать качественное, сертифицированное оборудование у специалистов, то проблем с последующей регистрацией в ГИБДД не возникает, а сама установка долго прослужит.
Сравнительная характеристика цен на топливо и расходники ГБО/бензин
Самой популярной причиной перехода на ГБО считается низкая стоимость газа в сравнении с другими видами топлива. Посчитаем, во сколько выливается установка газобаллонного оборудования и прочие расходники.
Стоимость установки ГБО от 30 до 60 тыс. рублей. Многое в цене зависит от подачи топлива: распределенным (от 40 тыс. рублей) или непосредственным (от 60 тыс. рублей) впрыском.
Цена на газ в конце апреля 2022 года варьируется от 25 до 30 рублей за литр голубого топлива в Москве. Стоимость бензина в России на конец апреля примерно 52 рубля, дизеля — 54 рубля.
При расчете используем несколько вводных:
- стоимость установки ГБО;
- фактическое потребление топлива;
- среднегодовой пробег автомобиля по статистике 17 500 км;
- расход пропана в 1,15 раза больше, чем бензина.
Для примера взяли популярные у россиян Lada Vesta (1,6 л, 106 л. с.), Kia Rio (1,4 л, 100 л. с.), УАЗ Патриот (2,7 л, 150 л. с.) и просчитали окупаемость установки, сделав ее в форме таблицы.
Таблица 1. Окупаемость установки ГБО
Что выбрать газ или бензин — плюсы и минусы ГБО
Собственники транспортных средств все чаще задумываются о том, каким топливом заправлять бак: бензин или газ. Вопрос заключается не только в выгоде заправки газом и экологичности, но и в затратах на приобретение и монтаж газобаллонного оборудования. Разберемся в основах и особенностях установки, чтобы понять какое топливо более выгодно с точки зрения затрат денежных средств – обычный бензин или сжиженный газ.
Правда и легенды о монтаже ГБО
- запустить ДВС на бензине;
- прогреть автомобиль и ГБО до рабочей температуры;
Плюсы сжиженного газа
При использовании газа автомобиль получает массу плюсов, по сравнению с привычными видами автомобильного топлива. Среди них:
- экономичность – газ дешевле на 20-25%;
- экологичность – выхлоп метана и пропана не содержит в своем составе серу и свинец, а автомобиль в процессе эксплуатации выбрасывают в окружающую среду сниженным объемом выброса углекислоты;
- безопасность – при ДТП баллон с газом не взрывается, а жидкое вещество просто улетучивается в атмосферу, по сравнению с бензином, который может пролиться и воспламениться под воздействием искры;
- длительность эксплуатации увеличивается без проведения капитального ремонта, в сравнении с привычными видами топлива, потому что в газе нет посторонних примесей, и его не могут разбавить на АЗС, в связи с этим смесь однородна и целиком сгорает в камере;
- двигатель и его компоненты (клапана, свечи и поршни) меньше изнашиваются, не скапливается нагар, а масло медленнее загрязняется и дольше остается в чистом виде;
- двигатель меньше детонирует, поэтому функционирует намного мягче.
Одно из самых важных преимуществ – транспортное средство функционирует на двух видах топлива: бензин и природный газ. Если газ закончится, автомобиль можно в любое время переключить на бензин, путем нажатия кнопки, расположенной в салоне. Без дополнительной заправки машина сможет проехать намного больше.
Минусы ГБО
Несмотря на массу плюсов, есть и некоторые недостатки. Они включают в себя:
- повышенный расход газа – на 10-15% больше в сравнении с бензином;
- обязательная регистрация изменений в ГИБДД;
- уменьшается объем багажника, так как баллон устанавливается в багажном отделении либо вместо запасного колеса;
- есть закрытые парковки, где не принимаются на стоянки автомобили с ГБО;
При установке сертифицированного и качественного ГБО в специализированных установочных центрах, вопросов при регистрации в ГИБДД не возникнет. При этом оборудование будет служить намного дольше.
Сравнение цен на расходники и топливо
Одна из самых популярных причин перехода на ГБО – демократичная стоимость сжиженного газа. Рассмотрим примерную стоимость монтажа газобаллонного оборудования и расходных элементов для него. Она варьируется в диапазоне от 30 до 60 тысяч рублей. Она напрямую связана с вариантом подачи топлива: непосредственным впрыском – от 60 тысяч, распределенным – от 30 тысяч. Цена на пропан составляет от 15 до 18 рублей за 1 литр. Цена на бензин равна 52 рубля.
При выполнении расчетов нужно принимать во внимание следующие моменты:
- фактический уровень расхода топлива;
- стоимость монтажа оборудования;
- среднегодовой пробег транспортного средства составляет 17,5 тысяч км;
- расход газа (пропан) на 15% выше, по сравнению с бензином.
Для примера специалисты взяли три автомобиля, которые популярны в РФ:
- УАЗ Патриот — 2,7 литра и 150 л.с.
- Lada Vesta — 1,6 литра и 106 л.с.
- Kia Rio — 1,4 литра и 100 л.с.
На основании представленных расчетов, при среднем пробеге в год в 20 тысяч километров при установленном ГБО удастся сэкономить до 60 тыс рублей. Поэтому, чем больше и чаще транспортное средство передвигается, тем быстрее ГБО окупится.
Экономия с компанией «АвтоМастерГаз»
Для частных фирм с большим автопарком, ГБО уже не удивишь. Они устанавливают, как на легковые автомобили, так и на грузовые ТС. Это позволяет заметно сэкономить на заправке.
Вывод
Таким образом, легенды об опасности взрыва и порчи ДВС сжиженным газом на практике не подтверждаются. У газа есть ряд отрицательных моментов, по сравнению с бензином (снижение литража багажника, увеличение расхода топлива). Кроме того, сжиженный газ экологичен и положительно влияет на двигатель (поршни и цилиндры). Разобравшись в принципе работы ГБО и просчитав насколько газ экономичнее иных видов топлива, можно прийти к выводу, что использование сжиженного топлива выгоднее в плане финансовых расходов на заправку и обслуживание транспорта.
Источник https://life.ru/p/1355135
Источник https://www.petrolplus.ru/article/chto-vybrat-gaz-ili-benzin-plyusy-i-minusy-gbo/
Источник https://automastergas.ru/blog/propan/chto-vybrat-gaz-ili-benzin-plyusy-i-minusy-gbo/