Что лучше — автомат или механика? Бородатые мифы и реальность

Содержание

Что лучше – автомат или механика

Что лучше: автомат или механика – извечный вопрос, в поисках ответа на который было сломано сотни виртуальных копий. Беспристрастная статистика говорит, что современный покупатель выбирает первый, более комфортный, вариант. Но и любителей механики в России по-прежнему остается много. Чтобы выбрать авто с тем или иным типом трансмиссии, необходимо понять, как будет эксплуатироваться машина. Для поездок в больших городах с вечными пробками, конечно же, автомат предпочтительней. А вот для сельской, пересеченной местности стоит отдать предпочтение механике. О том, что лучше и как сделать окончательный выбор, вы узнаете из нашего материала.

  • Статистика продаж автомобилей с автоматом и механикой
  • Преимущества и недостатки механической коробки передач
  • Преимущества и недостатки автоматической коробки передач
  • Лучшие российские и зарубежные автоматы
  • Лучшие российские и зарубежные авто на механике
  • Мнения автовладельцев что лучше – автомат или механика

Статистика продаж автомобилей с «автоматом» и «механикой»

Многие автомобилисты, предпочитающие ездить на машине с механической коробкой передач, ошибочно полагают, что большинство транспортных средств на дорогах нашей страны – именно с МКПП. Однако в реальности все обстоит несколько иначе. За последние 4 года доля продаваемых автомобилей с АКПП составила более 50 %. Это значит, что механическая коробка передач уходит в прошлое, теряя свою популярность.

Согласно статистическим данным, опубликованным «Автостатом», в начале 2021 г. из всего объема проданных машин 64,5 % были с автоматической коробкой передач.

Статистика продаж автомобилей с «автоматом» и «механикой»

Стоит отметить, что исследователи «Автостата» отнесли к данной категории также и машины с коробкой-роботом, вариаторы.

Специалисты исследовательского центра отметили, что за последнюю пятилетку в Российской Федерации было продано более 50 % авто с АКПП, при этом за последние два года этот показатель составил 60 %.

Сравнение цен актуально на 05.06.2023
Получите скидку на летние шины до 15% от средней рыночной цены 2023 года!
Мы сравнили цены в ряде магазинов шин и дисков и предлагаем вам лучшую цену

205/55R16 91V Arivo PREMIO ARZERO Автошина

Быстрый просмотр
Нешипованные
Средняя цена по рынку
Ваша выгода

235/50R18 97V Roadx RXQUEST SU01 Автошина

Быстрый просмотр
Нешипованные
Средняя цена по рынку
Ваша выгода
Быстрый просмотр
Нешипованные
Средняя цена по рынку
Ваша выгода
Выбирайте свой комплект шин и экономьте уже сегодня!

Поэтому ответ на вопрос, что лучше – автомат или механика, очевиден. Многие модели авто премиум-класса в полной комплектации с кожаным салоном не получится приобрести на механике, поскольку такие автомобили поставляются с завода только с автоматом. Большинство автоконцернов уверены, что нецелесообразно производить машины с МКПП, поскольку в этом случае при управлении авто водитель должен задействовать левую ногу, чтобы выжимать сцепление, а также постоянно отвлекаться для переключения передач вручную. Доля правды в таком подходе действительно есть.

Преимущества и недостатки механической коробки передач

  • Динамика. Многие автомобилисты предпочитают машины с механикой, поскольку они намного быстрее, чем с АКПП. Дело в том, что на таком авто водитель может раскрутить мотор до максимально возможного предела. В случае с автоматом переключение передач будет происходить при достижении определенных оборотов ДВС. Данное правило не касается ТС с АКПП с ручным режимом. Это значит, что автомобиль на механике будет разгоняться в разы быстрее, чем на автомате.
  • Экономия. Водители с большим стажем и отличными навыками управления транспортным средством не только быстро переключают передачи, но и могут пустить авто с МКПП накатом, сэкономив при этом горючее. Сделать подобное с АКПП не получится. Профессионалы рекомендуют на машинах с автоматом не включать положение «N», когда транспортное средство движется.
  • Масло. Для нормальной работы МКПП необходимо меньшее количество смазки. К примеру, в АКПП придется залить 6–10 л специального масла «Декстрон», в то время как для механики будет достаточно всего 3 л.
  • Пуск двигателя. В холодное время года запустить мотор на авто с механикой будет просто. Объясняется это тем, что объем смазки в КПП небольшой. Кроме того, вы сможете нажать на сцепление, отключив коробку переключения передач от мотора, это значит, что при запуске ДВС нагрузка на него снизится.
  • Ремонт. Восстановление МКПП обходится недорого, особенно если сравнивать с автоматом. Также выполнить ремонтные работы способны механики в любом автосервисе, с АКПП могут возникнуть сложности: придется искать специализированную станцию техобслуживания.
  • Вождение зимой. Когда на дорогах лежит толстый слой снега, на машине с МКПП вы сможете буксовать без вреда для коробки. Что касается АКПП, проводить такие эксперименты не стоит, поскольку смазка перегреется, подпалятся диски. Также вы сможете легко завести авто с МКПП на буксире, сделать то же самое с автоматом не получится.

Преимущества и недостатки механической коробки передач

Чтобы понять, что лучше выбрать – механику или автомат, рассмотрим минусы МКПП:

  • Удобство вождения. Действительно, к МКПП придется долго привыкать, прежде чем вы сможете нормально водить машину. Поэтому при ответе на вопрос, на чем лучше учиться – на механике или автомате, ответ будет однозначный: АКПП. Для новичка достаточно сложно трогаться с места на механике, а также подниматься в горку.
  • Сцепление. Если водитель неопытный, он может быстро спалить сцепление автомобиля, поскольку у него нет необходимых навыков. Чтобы отремонтировать машину, придется потратить крупную сумму. Такая проблема не возникнет, если у вас авто с АКПП, особенно если в коробке залито достаточно масла.
  • Моторесурс движка. Ресурс двигателя на МКПП меньше, чем на автомате. Дело в том, что вы не сможете перегружать мотор на автомате, так как коробка не даст раскрутить его до максимальных оборотов.

Чтобы вы могли понять, что лучше выбрать – автомат или механику, перейдем к рассмотрению особенностей АКПП, а затем сравним механическую и автоматическую коробки передач.

Преимущества и недостатки автоматической коробки передач

Нельзя однозначно ответить, чем коробка автомат лучше механики, поскольку автоматических коробок передач выпускается много разновидностей. Скорее всего, вы знаете про следующие виды: стандартная АКПП, вариатор и робот. При этом производители постоянно совершенствуют их.

Например, было увеличено количество передач с трех до шести. Однако на некоторых авто устанавливаются и семиступенчатые АКПП, а также коробки с восьмью передачами.

Рекомендуемые товары
Быстрый просмотр
Нешипованные
Достаточно
Средняя цена по рынку
Ваша выгода

235/50R18 97V Roadx RXQUEST SU01 Автошина

Быстрый просмотр
Нешипованные
Средняя цена по рынку
Ваша выгода
Быстрый просмотр
Нешипованные
Средняя цена по рынку
Ваша выгода

  • Машина со стандартной АКПП будет разгоняться не так быстро, как такой же автомобиль с МКПП.
  • Автоматическая трансмиссия имеет 4 передачи, а механическая коробка – пять скоростей.
  • Машина со стандартной АКПП потребляет больше горючего.
  • Необходимо заливать в систему большой объем смазки.
  • Машина с трудом заводится в зимние месяцы.
  • Стоимость автомобиля с АКПП выше на 35 000–40 000 рублей по сравнению с такой же машиной на механике.
  • Чтобы отремонтировать коробку-автомат в случае ее поломки, придется потратить крупную сумму.

Преимущества и недостатки автоматической коробки передач

Чтобы выбрать между механикой и автоматом, понять, что лучше для новичка, необходимо изучить достоинства автоматической трансмиссии:

  • Динамические характеристики. То, насколько быстро будет разгоняться автомобиль на АКПП, зависит от множества факторов. Если на машине установлена стандартная автоматическая трансмиссия с гидротрансформатором (4 передачи), авто будет набирать скорость достаточно медленно.

Однако на современные авто устанавливают шести-, семи-, восьми- и даже девятиступенчатые автоматы с двумя сцеплениями. Такие агрегаты способны конкурировать с механическими КПП, в ряде ситуаций динамика авто на АКПП будет даже выше. Например, вариатор, а также автомат типа DSG от «Фольксваген» превосходят по своим динамическим характеристикам механику.

  • Расход горючего. Конечно, если у вас установлена четырехступенчатая коробка-автомат, машина будет потреблять большое количество топлива. Но на современных машинах стоят усовершенствованные трансмиссии, вариаторы – шести- либо бесступенчатые. Такие машины расходуют минимальное количество топлива, особенно если сравнить с авто на механике.
  • Комфорт управления. Ездить на машине с АКПП намного приятнее, чем на механике. Особенно если вы недавно водите автомобиль, то с коробкой-автоматом сможете легко тронуться с места, подняться в горку, при этом сводится к нулю вероятность аварии из-за недостатка навыков переключения скоростей.
  • Ресурс ДВС. Мотор с коробкой-автоматом прослужит дольше, чем двигатель с механикой. Объясняется это тем, что функционирование ДВС, повышение его оборотов находится под контролем автоматической трансмиссии, а значит, перегрев мотора исключен.

Лучшие российские и зарубежные автоматы

Автоматические трансмиссии, сделанные за рубежом

На европейском рынке лидирующую позицию занимают коробки от производителя ZF. Эти автоматы обладают большим эксплуатационным ресурсом. Многие владельцы авто отмечают, что у коробки есть недостатки: быстро изнашивается фрикцион гидротрансформатора и мехатроник, но, несмотря на это, агрегат обладает повышенной надежностью и комфортом.

Главное правильно обслуживать коробку и делать это регулярно, при необходимости проводить капитальный ремонт. Тогда механизм прослужит более 1 миллиона километров.

Коробка-автомат 6HP26/6HP28/6HP32 встречается на машинах с объемом мотора до 6 литров:

  • «Ауди» A4-A6, Q7;
  • БМВ третьей, пятой, шестой, седьмой серии, а также Х3, Х5, Х6;
  • «Бентли»;
  • «Фольксваген-Фаэтон».

Лучшие российские и зарубежные автоматы

Еще одна надежная и популярная коробка-автомат от концерна «Ауди» — 01М, она производится с 1995 года. Эту АКПП легко отремонтировать, и, если регулярно обслуживать трансмиссию, она пойдет до 500 000 километров.

Усовершенствованная коробка DP2/DP8 устанавливается на следующие машины:

  • «Рено-Логан», «Лагун», «Клио»;
  • «Пежо» 206-207, 307-308 и 407-408;
  • «Cитроен» C3-C5, C8.

Данная коробка выходит из строя из-за перегрева, поэтому важно не допускать превышения температуры более чем 75–90 ᵒС. Если вы водите плавно и аккуратно, капитальный ремонт трансмиссии потребуется только после 200 000 километров.

Автоматические трансмиссии отечественного производства

Многие автомобилисты в Российской Федерации отмечают высокое качество и надежность модели JF414E от японского производителя Jatco, которые выпускаются для АвтоВАЗа.

Читайте также!

Данную коробку-автомат адаптировали к условиям эксплуатации в нашей стране. Конструктивно она достаточно простая, практически не ломается. В нее можно заливать как родную трансмиссионную смазку, так и бюджетные масла. В теории коробка без капитального ремонта может пройти 200 000–400 000 километров.

Данную коробку устанавливают на «Ладу-Калину». В «Приоре» с 16 клапанами и ДВС на 106 лошадиных сил монтируют автомат от ZF.

Если говорить про отечественных производителей трансмиссий, но наиболее надежной считается коробка от бренда «КАТЕ», которая устанавливается на «Аурус». Она представляет собой автомат с 9 передачами, без стандартного гидротрансформатора. В 2006 году модель FT703 устанавливалась на «Ладу-Калину», однако в серию такие коробки не пошли. Ресурс данного агрегата составляет 250 000 километров.

Коробки-роботы, сделанные в нашей стране, к примеру модель АМТ, производятся серийно и устанавливаются на «Ладу-Гранту», «Ладу-Весту», а также «Ладу-Икс-Рей». Раньше такие роботы стояли на «Ладе-Приоре», «Ладе-Калине».

Лучшие российские и зарубежные авто на механике

Популярная механическая коробка зарубежного производства

Чтобы понять, что лучше– автомат, робот или механика, необходимо обратиться к статистике. Согласно полученным данным, по всему миру каждый год на 7 % снижается спрос на авто с механической коробкой. При этом важно учитывать тот факт, что такие коробки усовершенствованы, они обладают высокой эффективностью и надежность по сравнению со старыми образцами.

Автоконцерны ориентируются прежде всего на покупательский спрос. Они учитывают интересы как тех, кто предпочитает автомат, так и пожелания любителей механики. Именно поэтому в XXI веке все еще производятся машины с механической коробкой переключения передач.

Ford Fiesta ST. Компактная и мощная машина, на которой установлена механика. Если бы на этом авто была АКПП, «Форд-Фиеста» перестал бы быть таким агрессивным. Данный автомобиль мгновенно набирает скорость с места, при этом переключения передач короткие и быстрые. Автомобилисты отмечают, что на этой машине легко совершать обгонные маневры, можно участвовать в дрифт-соревнованиях, а это возможно только на механике.

Ford Fiesta ST.

VWGolf, Jetta, GTI. Данные автомобили также имеют небольшие габариты, быстро разгоняются. Хэтчбек и седан потребляют минимальное количество топлива.

GTI имеет повышенную производительность. Данные машины оснащены МКПП с 6 ступенями. Также на авто может быть установлена семиступенчатая коробка-автомат с двойным сцеплением.

Toyota Corolla и Tacoma. На эти автомобили устанавливается МКПП, когда клиент покупает машину с мотором большого объема. Механическая коробка шестиступенчатая. На Tacoma устанавливаются механические КПП в следующих комплектациях: TRD Sport, Off-Road, Pro.

Прочие авто, сделанные за границей, также выпускаются на механике:

  • «БМВ» 2-й серии, а также М2-М4;
  • «Киа-Форте», «Киа-Соул»;
  • «Мазда 3»;
  • «Хонда-Цивик»;
  • «Субару WRX»;
  • «Порше 911»;
  • «Ниссан 370Z».

На сегодняшний день нет точного ответа на вопрос, что лучше – механика или автомат – и почему. Именно поэтому зарубежные автоконцерны продолжают выпускать машины с МКПП. Однако все чаще с такой коробкой выпускаются спорт-кары, а также машины для офф-роуд, к которым не стоит относить кроссоверы.

Читать статью  Восток Авто

Машины с отечественными механическими коробками передач

Многие российские автомобилисты, покупая новую машину, выбирают вариант на МКПП. Примерами таких автомобилей могут служить УАЗ «Патриот» и «Нива».

Данные машины достаточно редко покупают с автоматической трансмиссией зарубежного производства. Кроме того, граждане нашей страны, желающие сэкономить, покупают «Ладу-Гранту» на механике, «Весту» и «Икс-Рей».

Машины с отечественными механическими коробками передач

Несмотря на это в нашей стране производится не так уж и много автоматических коробок. В большинстве случаев используются заграничные КПП, которые дорабатываются с учетом условий эксплуатации авто в нашей стране. Всем известно, что в России суровые зимы, а качество дорожного полотна оставляет желать лучшего. По этой причине многие считают, что механика лучше, чем вариатор или автомат. Дело в том, что, если на авто установлена зарубежная коробка, стоимость машины увеличится.

Мнения автовладельцев, что лучше – автомат или механика

«Механическая коробка – это только для тех, кто любит погонять. Для других ситуаций существует автомат: вам не придется постоянно отвлекаться от дороги, чтобы переключать передачи».

«Автоматы тоже разные бывают. Конечно, опытный водитель сможет разобраться, какой вариант ему подходит. Лично я считаю, что если цена на машину 20–25 тысяч евро, то стоит выбирать МКПП. Причина такого решения кроется в том, что качество АКПП на этих авто не самое лучшее. Коробка будет подтупливать.

Читайте также!

Конечно, я не автогонщик, но все же хочется полностью контролировать автомобиль. Сделать это не получится с автоматической трансмиссией. Кроме того, зимой с автоматом придется помучиться. Особенно если застрять в глубоком снегу. Я с комфортом езжу на машине с МКПП, даже если приходится передвигаться по пробкам. Главное не дергать ручку, включать передачу, а затем выжимать-отпускать сцепление, проехать несколько метров.

Также нужно помнить, что бюджетные АКПП быстро выходят из строя. Особенно если вы водите агрессивно, не обслуживаете коробку. Чтобы отремонтировать ее, потребуется крупная сумма. Если у вас нет проблем с механикой, то выбирайте авто «на ручке». В противном случае – только АКПП».

«Если вы новичок, лучше начать с механики. Если сразу привыкните к автомату, переучиваться потом будет сложно. Раньше я легко ездил на МКПП, потом купил авто с АКПП, конечно, ездить намного удобнее и проще. Теперь планирую поменять машину на SUV.

Такое авто с автоматической трансмиссией на 300 тысяч дороже, чем на механике. Но привыкать снова к АКПП мне будет сложно. Помните об этом, если в будущем собираетесь поменять машину, так как коробки-автоматы устанавливаются на ТС в полной комплектации, что увеличивает стоимость.

Через 150 тыс. км пробега, скорее всего, АКПП придется менять или ремонтировать, если мастера найдете. Кроме того, придется аккуратно передвигаться на авто в зимнее время года, потому что не сможете тормозить КПП. Каждый сам, конечно, выбирает, механика или автомат, но я бы предпочел первый вариант, чтобы сэкономить».

Чтобы понять, что лучше – автомат или механика лично для вас, нужно учитывать эксплуатационные условия. Для тех, кто проживает в черте города, передвигается по ровным дорогам, оптимальное решение – АКПП. Если же вы живете за городом, часто ездите по плохим дорогам, а до СТО достаточно далеко, стоит покупать машину на механике. Это же правило относится и к внедорожникам.

Что лучше — автомат или механика? Бородатые мифы и реальность

Искать какой-либо однозначный и объективный ответ на вопрос о том, что лучше – автомат или механика – это довольно-таки бесполезное занятие. Оно настолько же неблагодарное, как попытка доказать людям с разными предпочтениями, что кофе лучше чая. Несмотря на это, поиск ответа на извечный вопрос, все же, не лишен смысла. Ведь полученные в процессе поиска знания определенно должны помочь понять – что лучше конкретно для вас – МКПП или АКПП.

Именно по этим причинам поиск ответа на поставленный вопрос предлагается здесь выполнить немного нестандартным способом.

Что лучше - автомат или механика

Во-первых, не будем составлять аж целых четыре списка, в которых обычно сначала перечисляются якобы 100-процентные плюсы АКПП и МКПП, а потом еще два перечня с минусами, суть которых и так понятна из первых двух. Сократим это все дело ровно в четыре раза. Ведь согласитесь – то, что для автомата плюс, как правило, считается минусом механики, и наоборот. Посему, хватит и одного, общего списка, каждый пункт которого разберется уже по-отдельности.

Во-вторых, не будем принимать за неоспоримые факты то, что является чисто субъективным, надуманным или навязанным кем-то мнением.

На примере вышеупомянутых напитков это выглядит так. Многие уверенны, что кофе бодрит лучше, чем чай. Однако это не факт. В чае тоже есть кофеин, который бодрит. Те, кто его любит, подтверждают, что реально бодрит. А ученые даже вроде бы доказали, что в кружке чая этого самого кофеина больше, чем в чашечке кофе…

В-третьих, попробуем как можно более объективно рассмотреть каждый плюс с минусом автомата и механики с двух точек зрения. Одна точка зрения будет находиться на стороне ярых защитников АКПП. Вторая, соответственно, за поклонниками МКПП.

Забегая наперед, скажем, что после прочтения предложенного материала ваше личное мнение, скорее всего, не изменится сколь-либо существенно. То есть, если вы предпочитаете механику – переубедить вас в том, что автомат лучше – не сможет никто и никогда. И наоборот. Не изменится, вероятнее всего, ничего и для тех, кто одинаково относится к обеим технологиям.

Какой же смысл, спросят многие, читать этот материал? Как и было обещано выше – смысл в этом определенно есть. Он заключается в том, что еще не до конца определившиеся со своим мнением, может быть, смогут понять, что лучше для них – для тех или иных обстоятельств, места жительства, назначения автомобиля в их жизни, характера, возраста, социального положения и так далее. Остальные, возможно, лишний раз убедятся в своей правоте.

МКПП против АКПП по плюсам и минусам

Да не сочтут предвзятостью любители АКПП то, что формулировка получилась вот такая. Начинать с чего-то надо, а слепой выбор путем подбрасывания монетки выпал именно на такой вариант. Рассматривать будем все подряд, несмотря на то, что многие преимущества и недостатки не являются чем-то объективным, и не будут таковыми, наверное, никогда.

Итак, начнем с обещанного единого общего списка, в котором соберем в кучу как можно больше обсуждаемых среди автолюбителей плюсов и минусов обеих технологий:

  1. Простота конструкции механики = сложность автомата.
  2. Сравнительная дешевизна ремонта МКПП = дороговизна в случае с АКПП.
  3. Большой ресурс механики = ненадежность автомата.
  4. МКПП сложна для новичков = АКПП проще для них же.
  5. Двигатель на механике можно запустить с толкача = на автомате сделать это невозможно.
  6. Машина с МКПП расходует меньше топлива = с АКПП расход, соответственно, больший.
  7. Автомобили на механике априори дешевле = на автомате дороже.
  8. Машиной с МКПП «управляет водитель» = машина с АКПП «управляет водителем».
  9. Механику можно без ограничений буксировать = для автомата есть ограничения.
  10. У автомобиля с МКПП лучше проходимость = с АКПП легче «сесть», застрять и т. д.
  11. МКПП меньше по весу и размерам = АКПП более громоздкие и тяжелые.
  12. У машин на механике лучше динамика = на автомате машина «тупее».
  13. На МКПП сложнее трогаться в горку без отката = на АКПП откат исключен.
  14. На механике более утомительно стоять в пробках = на автомате менее утомительно.
  15. Мотор с АКПП живет дольше = с МКПП его ресурс обречен.

Пожалуй, этого будет достаточно, чтобы решить поставленную вначале задачу. Хотя, конечно же, есть еще несколько аргументов в пользу как МКПП, так и АКПП. Оставим их для желающих высказаться в комментариях под статьей.

Подчеркнем, что далеко не все представленные в списке плюсы и минусы на самом деле являются таковыми безоговорочно. Многие из них – просто чье-то субъективное мнение, миф, преувеличение, ничем конкретным не обоснованное и не доказанное. А вот где что – сейчас и попробуем разобраться. По сути – перечисленные в списке пункты больше являются не плюсами и минусами, а просто критериями сравнения автомата с механикой.

Простота или сложность конструкции

Наверняка многие из читающих эту статью безоговорочно согласятся, что механика конструктивно проще, чем автомат. А зря. Даже на такой, казалось бы, простой вопрос, однозначный ответ дать не так-то просто. Чтобы понять, о чем речь, возьмем среднестатистического автовладельца. Что он знает об устройстве и конструктивных особенностях коробки переключения передач, какой бы она не была?

Верный ответ – как правило, ничего. Чтобы ездить на автомобиле, знать это все в тонкостях совсем необязательно. Сложная КПП или несложная – это важно для тех, кто занимается ремонтом данного узла. Для обычного же автовладельца этот вопрос далеко не самый главный. Более того, многие люди успешно ездят на машинах, как на автоматах, так и на механиках, даже не подозревая, что там, и как крутится-вертится внутри КПП.

А что сложнее по конструкции – АКПП машинки 25-летней давности, или МКПП современной модели? Ой не спешите с ответом… Не угадаете никогда. Если вы, конечно, не автомеханик в пятом поколении. А что сложнее конструктивно – современная АКПП или МКПП? Опять же, если показать внутренности обеих коробок обычному автовладельцу, у которого машина для передвижения из точки А в точку Б, он на этот вопрос ответит вполне однозначно – обе сложные и непонятные… Ухватываете, о чем речь?

Подведем итоги по этому пункту нашего списка. Преобладающее большинство автовладельцев разве что теоретически предполагают, что автомат конструктивно сложнее механики. Остальные либо разбираются в этом, либо даже не задумываются. В жизни же обычного владельца машины, если объективно, вопрос сложности конструкции не имеет абсолютно никакого значения.

Соответственно, если вы не собираетесь чинить КПП своими руками, а перед вами стоит выбор: что лучше – автомат или механика – брать этот критерий в расчет довольно бессмысленно. Планируете ремонтировать самостоятельно? Тогда вы наверняка согласитесь – если захотеть, то можно в какой угодно конструкции разобраться, независимо от ее якобы сложности.

Стоимость ремонта

Этот пункт, наверное, стоило бы рассмотреть после вопроса о надежности и ресурсе автомата и механики, потому как одно немного зависит от второго. Но, тем не менее… В общем и целом, принято считать (большинством), что стоимость ремонта автоматической коробки априори выше, чем в случае с механической. Так ли это на самом деле?

Опять же, начнем рассуждать с того, какие технологии сравниваются между собой – новые или устаревшие. Если в ремонт попадает современный автомобиль с отказавшей АКПП, то даже на интуитивном уровне понятно, что обойдется он в нехилую копеечку владельцу. Но насколько конкретно дороже, чем тех же годов выпуска механика? А вот на этот вопрос ответить невозможно. И вот почему.

Что именно сломалось? Что-то одно или несколько деталей? А автомобиль какой? Бюджетный или статусный? А если к этому сравнению приплести еще и повидавшие немало жизни машины с разными КПП, истина отдалится от нас еще сильнее. О какой же объективности тут можно говорить, если невозможно найти и сравнить два, хотя бы немного похожих друг на друга, случая из реальной, а не из воображаемой диванными экспертами жизни?

Да и вообще – кто сказал, что коробка передач в обязательном порядке должна сломаться у каждого первого? В жизни есть немало примеров автолюбителей, которые ни разу в жизни не сталкивались с требующей ремонта КПП. При этом, стаж вождения насчитывает не один десяток лет.

Итоги. Сколь-либо объективным этот критерий сравнения автомата и механики считать нельзя. Всегда найдутся примеры, когда АКПП либо ни разу не отказывала, либо ее ремонт был копеечным. Найдутся и такие, кто из-за отказавшей механической коробки пережил внеочередной финансовый кризис местного масштаба. Каким будет ваш случай – одному богу известно (или черту – кто во что верит).

Ресурс коробки переключения передач

Очередной критерий, который часто позиционируется, как неоспоримый плюс механики и минус автомата. В принципе, считать именно так – очень даже логично. Как не крути, а АКПП немного сложнее МКПП примерно того же года выпуска и технологичности. Однако на этом вся логика и заканчивается. Почему то, что имеет немного более сложную конструкцию, должно априори обладать меньшим ресурсом?

Объективных, не надуманных, и не преувеличенных причин для этого нет. А вот реальные примеры из жизни, которые можно смело принимать за факты – есть. На практике встречалось немало случаев, когда машины на автомате без каких-либо поломок в области КПП пробегали более 200 тысяч километров. Это хорошие или плохие показатели для якобы крайне ненадежной автоматики? А ведь есть и другие примеры, когда хваленая большинством механика требовала полной замены через каких-то жалких 50 тысяч километров.

Так и что же лучше – автомат или механика – в плане надежности или ресурса? Опять однозначного ответа нет, и быть не может. Многое ведь зависит и вовсе не от типа КПП. На ресурс гораздо сильнее влияют такие факторы, как марка машины, ее модель, стоимость, а также стиль езды конкретного водителя, условия эксплуатации, своевременность обслуживания и миллиард прочих мелочей, каждая из которых может сократить ресурс любой коробки буквально за один день.

Итог – так себе критерий, если вы стоите перед выбором между механикой и автоматом.

Читать статью  Как зимой прогреть вариатор

Сложности для начинающих водителей

Конкретно этот пункт содержит в себе, по меньшей мере, с десяток маленьких подпунктов, которыми обычно перечень с плюсами автомата раздувается до небес. Речь идет о следующем:

  • МКПП = больше педалей;
  • на механике сложнее научиться трогаться с места;
  • сложно запомнить где какая передача;
  • сложно подбирать нужную передачу;
  • во время движения переключать передачи тоже сложно;
  • потом еще надо научиться переключаться так, чтобы машина не дергалась;
  • еще после остановки на механике новички, забывая выключить передачу, отпускают педаль сцепления;
  • запуск двигателя на механике с забытой включенной передачей тоже ни к чему хорошему не приводит;
  • и так далее и тому подобное…

Все эти сложности действительно есть в реальной жизни. Но означает ли это, что у механики сразу столько много минусов добавляется, а у автомата, соответственно, автоматически плюсов больше становится? Вот хороший вопрос.

Любители механики, простите, конечно… Но какое отношение имеют сложности начинающих к объективному сравнению АКПП с МКПП? Сколько по времени начинающий водитель продолжает быть таковым? Кто-то и в течение года не может освоить базовые навыки, продолжая путать передачи и педали. У кого-то уже через месяц практики все получается вполне сносно. Есть и такие, которые настолько чувствуют автомобиль с самого начала, что еще в автошколе не допускают ошибок новичков.

А еще ж учтем, что на автомате тоже ведь надо учиться ездить. Педалей там меньше на 30%, но имеющиеся две – не менее смертоносные. А режимы АКПП? Тоже ведь надо понимать и уметь их использовать по обстоятельствам – иначе прямая дорога к тем, кто кричит о малом ресурсе и дороговизне ремонта автоматов. В общем и целом, да – на автомате научиться ездить легче. Но ненамного, если разобраться.

В итоге – можно ли считать все вышеперечисленное 100-процентными плюсами автомата или непреодолимыми минусами механики? Конечно же, нет. Можно даже больше сказать. Если у человека настолько нарушена, или не поддается тренировке координация, что он не может освоить хотя бы основные приемы управления машиной на механике – на дорогах общего пользования делать ему вообще нечего. Автоматика тут не спасет. Лучше уж на такси… Грубовато немного вышло, но зато объективно.

Последнее, кстати, можно считать достойным ответом на популярный вопрос: что лучше для новичка – автомат или механика.

Запуск мотора «с толкача»

Это один из немногих рассмотренных здесь критериев, который чаще других приписывают в плюсы механике при сравнении ее с автоматом. Но является ли возможность запуска двигателя при севшем аккумуляторе с толкача или с буксира 100-процентным достоинством МКПП? Опять однозначного ответа нет, и быть не может.

А все потому, что не только «автоматы», но и далеко не все автомобили с механической коробкой переключения передач можно оживить таким способом. Доказывать это, приводя какие-либо факты – нет особого смысла. Такие машины, отнюдь, не новинка. Появились на наших дорогах они примерно тогда, когда из-за бугра нам завезли первые модели с полноценным инжектором.

Итог. Этот якобы плюс МКПП и минус АКПП – тоже нельзя назвать объективным критерием при поиске ответа на вопрос – что лучше: автомат или механика. Но. Если вы выбираете автомобиль, и для вас возможность запуска мотора с толкача является неотъемлемым условием, тогда конечно, ваш выбор – механика. Причем, в возрасте 20-30 лет. Хотя согласитесь, гораздо лучше заранее узнать, что и как надо делать с аккумулятором, чтобы он не садился вдали от розетки. Но это уже такое… к теме не относящееся.

Расход топлива

Еще один «кандидат» на почетное место в списке якобы неоспоримых плюсов механики. Почему только кандидат? Потому что, даже особо не задумываясь, можно накинуть, как минимум, пяток вполне доказуемых фактов, из-за которых этот пункт так и останется в статусе кандидатов.

Интересует? Тогда быстренько пробежимся:

  1. Далеко не всех автовладельцев парит какой-то там расход топлива.
  2. Машина на автомате с двигателем небольшого объема будет расходовать меньше топлива, чем мотор побольше на механике.
  3. Расход топлива больше зависит от стиля езды, нежели от типа КПП.
  4. Он также больше зависит от технического состояния машины.
  5. Чтобы автомобиль на механике расходовал меньше топлива, чем аналог на автомате, этой самой механикой надо еще уметь пользоваться.

Но и это же еще не все. Кто-нибудь задавался вопросом, о каком именно увеличении расхода топлива идет речь? Кто из вас сравнивал этот показатель на двух идентичных автомобилях, отличающихся только коробкой передач? Уверены ли вы, что на показатели не повлияла ваша манера езды, навыки, погода, качество топлива и другие факторы?

Допустим, такие идеальные условия созданы, и сравнение осуществлено. На сколько большим может оказаться расход топлива у машины на автомате? В три раза? Может быть в два раза? Нет, конечно. Разница в расходе окажется настолько незначительной, что отказываться из-за этого от удобств, которые дает автомат, вряд ли адекватный человек будет.

Итог. Очередной такой себе по значимости критерий. Ориентироваться на него или нет – дело индивидуальное. Напомним – статья затеяна не для того, чтобы кого-то в чем-то переубеждать. Да и невозможно это…

Стоимость автомобиля

Сразу с порога рассмотрим конкретный пример для наглядности. Возьмем достаточно современный и сравнительно недорогой автомобиль, который предлагается и с автоматом, и с механикой, а остальные параметры имеет почти одинаковые. Марку и модель называть не будем. Нам важна только тенденция.

Так вот. В стране, в которой написана эта статья, эта машина с механической коробкой передач предлагается за 570 000 денег. А с абсолютно таким же мотором и прочих плюшках, но на автомате – просят 620 000 денег…

Кстати, при одинаковых по объему двигателях (оба дизельные) заявленный расход топлива для комплектации с АКПП указан меньший на 100 мл (4,3 литра на сотку у механики против 4,2 у автомата). Неожиданный поворот для тех, кто боготворит МКПП. Не правда-ли? Ну да ладно.

Так вот, разница в цене для этой конкретной модели составляет 50 000 денег. То есть, вариант с автоматом примерно на 10% дороже полного аналога на механике. Это много или нет? Объективно – это немного, если только на покупку машины у вас денег не в притык. Если же бюджет ограничен, то тогда да – можете идти в комментарии, и писать, что автомат никуда не годится, ибо машина с ним гораздо дороже.

Итог. Ориентироваться на рассмотренный якобы плюс механики и минус автомата при выборе автомобиля – такое себе. Если вы по совокупности тех или иных причин изначально предпочитаете МКПП, то вряд ли среди них основной является на 10% большая стоимость автомобиля. А что прикажете делать тем, кто хочет определенную модель, которую с механикой найти не получается? Остановит ли их наличие автомата и чуть большая стоимость? Вот это точно уж вряд ли.

Ощущения от управления автомобилем

В этом вопросе субъективные мнения тоже довольно сильно разнятся. Ориентироваться ли вам на них, сейчас и попробуем вкратце разобраться. Во-первых, на механике у водителя есть возможность самому выбирать на какой скорости, при каких оборотах, и в каких ситуациях какую передачу включать. Это подразумевает более гибкое, что ли, управление автомобилем. На автомате же все это делает механизм или электроника.

Не будем забывать, что современные АКПП в этом вопросе не очень далеко «отстают» от МКПП. Они оснащены миллионом разных режимов, в частности, ручным управлением, что позволяет получить не менее гибкое управление ситуацией, нежели на механике…

Во-вторых, от вождения машины с механической КПП многие испытывают неподдельное удовольствие. Им нравится самим выбирать подходящую, по их мнению, передачу, мастерски орудовать педалью сцепления без рывков, как душе (или обстоятельствам) угодно раскручивать двигатель, и так далее.

Естественно, получить такие же ощущения от управления машиной на автомате не очень возможно. Но означает ли это, что АКПП – это хуже? Да нет же. Далеко не всем приносит удовольствие педаль сцепления и требующий постоянного внимания рычаг переключения передач. Многих это даже напрягает. Не говоря уже о трудностях, которые испытывают начинающие.

Итог. Если вы определенно больше удовольствия получаете от управления механикой, то что вы, в таком случае, вообще ищете в этой статье? Единственный момент – а точно ли больше удовольствия вы получаете от механики, нежели от автомата? Многие же, кто хвалит за это МКПП, за рулем машины с АКПП даже не сидели. Если же вы не ездили пока что ни на чем – не спешите с выводами. Попробуйте обе технологии (попросите у друга, знакомого – проехаться немного). Только так ваши ощущения от вождения приблизятся к объективным.

Буксирование автомобиля

Здесь коротко. Автомобили на механике можно буксировать практически без ограничений. Хотя и тут они иногда есть. Что же касается автоматов, то их буксировать в случае чего тоже можно, но ограничений здесь гораздо больше. И двигатель должен быть рабочим, и более 50 км лучше не буксировать, и спешить тоже нежелательно.

Итог. Если рассуждать глобально, то этот плюс или минус – вообще ни о чем на фоне остальных различий между механикой и автоматом.

Проходимость автомобиля

Очередной, довольно неоднозначный плюс, часто приписываемый в пользу механики. Обосновывается он, в основном, тем, что на автомате нельзя слишком долго выезжать из сугроба или болота, используя прием так называемой раскачки. Перегреется коробка. О том, что для механики, а также ее сцепления, это тоже далеко не очень полезная процедура – почему-то обычно умалчивают.

Также иногда автомату или механике приписывают плохую проходимость на обычном бездорожье или гололеде, где необходимо медленно, но без пробуксовок продвигаться вперед. Опять же, очень сильно это все смахивает на чисто субъективные предубеждения, связанные, скорее всего, с недостатком навыков вождения. На самом же деле, если нет соответствующего опыта, понимания происходящего, умения пользоваться доступными режимами трансмиссии или, наконец, болото реально непроходимое – нет разницы, на чем – на автомате или на механике – без трактора рано или поздно не обойдется.

Итог. Большинство тех, кто реально пробовал и то, и другое, придерживаются более или менее единого мнения, что механика для бездорожья – лучше, чем автомат. Может быть, это действительно так. Но в этом случае у вас будет проблемка, если вы захотите купить сравнительно новый реальный внедорожник (а не то, что только внешне его отдаленно напоминает), то приготовьтесь к тому, что комплектацию с механикой найти будет сложнее, если не невозможно.

Вес и размер коробки переключения передач

Этот якобы плюс механики, так как она из-за более простой конструкции меньше и легче, вообще двумя предложениями. Если вы планируете носить коробку передач в руках – то тогда да, ваш выбор неминуемо должен пасть на механику. Что же касается тех сложностей с ремонтом или возможным дополнительным расходом топлива, о которых поговаривают из-за размеров и веса КПП, то это вообще детский сад.

Динамика автомобиля

По мнению большинства – автомобили с механикой более динамичные, чем такие же на автомате. В принципе, так оно и есть. Но только при условии, что за рулем машины с МКПП сидит водитель, умеющий «извлекать лошадей из-под капота», а автомат настолько убогий, что в нем нет никаких режимов, кроме основного и для гололеда.

Хотите динамики? Ориентируйтесь, в первую очередь, не на КПП, а на такие показатели, как объем двигателя, мощность, вес машины, тип кузова, аэродинамику, шины, свои навыки и так далее. Именно эти факторы делают такими динамичными болиды из Формулы-1, а не автоматы, которыми они, кстати, оснащены.

Трогание с места в горку

Этот критерий был упущен при рассмотрении пункта про сложности начинающих водителей, потому он немного не на своем месте. Но суть от этого не меняется. Во-первых, да, на автомате откат предотвращается независимо от навыков водителя. Во-вторых, на механике трогаться в горку с места без отката довольно легко при желании научиться, если автомобиль в целом, и ручной тормоз, в частности, находятся в исправном состоянии. Ну и, в-третьих, на многих современных автомобилях, оснащенных механическими коробками передач, тоже уже есть такие «нанотехнологии», благодаря которым трогание на любую горку не является проблемой даже для самого-самого начинающего водителя.

Утомительность стояния в пробках и зависимость ресурса мотора от КПП

Ускоримся немножко, ибо гарантированно и до сюда дочитали не все. Чего уж – ленивый нынче автолюбитель пошел. Ни читать не хочет, ни передачи вручную переключать, ни сцепление выжимать, ни на машину с автоматом подкопить денег… Зато отмазки выдумывать, и выдавать их за истинные плюсы и минусы автоматов с механиками – всякий горазд.

Так вот. В пробках стоять действительно менее утомительно, если это машина с АКПП. Однако, с небольшой оговоркой. Ничего не делать в пробке на автомате тоже не получится – придется либо ногу на тормозе держать, либо селектором клацать туда-сюда, что тоже, в общем-то, утомительно. Да, конечно, если у вас машина с МКПП, у которой выжимание педали сцепления сродни нагрузкам в качалке, то тогда да – пробки не просто утомительны, они прямо-таки мучительные.

Что же касается зависимости ресурса двигателя от того, с какой коробкой передач он эксплуатируется, то это тоже ни что иное, как куча субъективных мнений и неподтвержденных мифов. Хотите и дальше думать, что с АКПП двигатель «живет» дольше – пожалуйста. Только это, к сожалению, не всегда оказывается правдой. При неумелой, небрежной или агрессивной эксплуатации – убаюкать мотор имеют одинаковые шансы владельцы что механики, что автомата. Это давно доказанный факт.

Читать статью  Как понять что пора менять сцепление, без разбора и обращения на СТО

В завершение – чисто субъективное мнение автора

Объективные выводы уж сделаете самостоятельно. Информации предостаточно. Что же касается автора статьи и его чисто субъективного мнения, то расклад такой. На момент подготовки этого материала во владении имеется не новая иномарка на механике. До нее было еще три, на автомате из которых была только одна.

Как думаете, по мнению автора, что лучше – автомат или механика? А ответ простой и вполне себе однозначный, а может даже, и объективный. При выборе всех этих автомобилей всегда хотелось конкретную марку и модель. А найти желаемое с автоматом попросту не получалось – попадалось либо неадекватно дорогое, либо убитое (чаще всего), либо в «голой» комплектации. И вот это, пожалуй, реально объективный недостаток АКПП и плюс МКПП – машин (по крайней мере, на вторичном рынке, где большинство и закупается) на механике попросту больше, и среди них проще найти желаемое.

Если с чем-то не согласны, либо у вас есть своя интересная история про то, что лучше – автомат или механика – добро пожаловать в комментарии ниже.

Когда «механика» лучше «автомата»?

На многих моделях премиум-сегмента ручные коробки исчезли уже много лет назад, но в среднем ценовом диапазоне и тем более среди недорогих автомобилей версии с тремя педалями по-прежнему пользуются высоким спросом. Давайте разберемся, какие аргументы заставляют покупателя выбирать «механику»?

Тонкости терминологии

Для начала несколько вводных по терминологии. Правильно, конечно, говорить не «механическая коробка», а «ручная коробка» — почему? Сегодня широко используются два критерия группировки коробок передач. Первый — по типу трансформации крутящего момента. По этому принципу трансмиссии легковых автомобилей делятся на механические и гидромеханические — по наличию или отсутствию гидротрансформатора. Второй критерий — участие водителя в выборе и переключении передачи. По этому признаку трансмиссии (точнее — по виду рычага КПП) и подразделяются на ручные и автоматические. Если водитель не выбирает передачу и не включает ее, значит, мы имеем дело с коробкой-«автоматом». У автомобиля с «автоматом» всегда две педали — газ и тормоз.

Читатель наверняка обратил внимание, что одна и та же коробка может быть и механической — по типу трансформации момента, и «автоматом», в том смысле, что водителю не придется дергать за рычаг и выжимать сцепление. Но есть ли примеры этого? Сколько угодно — любая коробка с двумя автоматическими сцеплениями, то есть типа Double Clutch Transmission (DCT). Или — любая трансмиссия на базе вариатора с пакетами фрикционов вместо гидротрансформатора. Как правило, лишь подкованные автомобилисты в курсе этих тонкостей, но чтобы убедиться в правдивости наших слов, не нужно погружаться в техническую литературу — достаточно открыть любое «Одобрение типа транспортного средства» на сайте Росстандарта, выданное на машину с коробкой типа DCT, например, на Haval F7. В строке «Трансмиссия» указано «механическая», в строке «сцепление» — «две многодисковые муфты, работающие в масляной ванне» и ниже как тип коробки идет: «автоматическая с возможностью ручного управления», хотя обычно эту третью строчку вообще не дают. Собственно, все ручные КП тоже могут делиться на свои группы, например, по типу кинематической схемы — двух- или трехвальные, то есть по количеству пар шестерен, которые трансформируют момент в пределах одной ступени, но сегодня мы не станем вдаваться во все эти подробности и будем считать, что «механика» — это когда на машине три педали, а «автомат» — когда их две. Обывателю этого вполне достаточно.

Три педали и «палка» — вариант для тех, кто умеет и, конечно, любит управлять автомобилем, а не просто ездить на нем

Итак, плюсы механической КПП:

1. Экономия при покупке

С одним из преимуществ ручной КПП покупатель сталкивается уже в автосалоне при покупке автомобиля. Есть случаи, когда «автомат» обходится относительно дешево, но это скорее исключение. На нашем рынке такое, пожалуй, одно — речь о доморощенной тольяттинской коробке АМТ, которую переделали из ручной, снабдив управляющей электроникой и исполнительными механизмами ZF. Несмотря на то, что соленоиды привозят из немецкого Швайнфурта, разница в цене между Granta АМТ в кузове седан и «ручной Грантой» всего 25 000 рублей. Вроде бы немного? А вот полноценный, хотя и устаревший 4-ступенчатый «автомат» японской фирмы Jatco, который поставляют из-за границы, добавляет к цене Гранты уже 60 000 рублей, или в данном случае больше десяти процентов от цены «ручной» версии. В эконом-сегменте такая надбавка весьма ощутима. Неудивительно, что на 15 проданных Lada Granta с «механикой» приходится только одна машина с таким «автоматом».

АКПП на Грантах слишком ощутимо для покупателей увеличивает стоимость автомобиля

Однако же чем в более высокий сегмент мы будем заглядывать, тем доля «автоматов» будет выше, и это логично: чем меньше покупатель думает о цене машины, тем с большей радостью потратится на комфорт, не говоря уже о том, что нынче многие автомобилисты просто не в состоянии управиться с рычагом и тремя педалями… Далеко ходить не нужно: среди покупателей Kia Rio «автоматы» предпочитают 78%, притом что здесь двухпедальная версия стоит всего лишь на 40 000 рублей дороже, хотя, в отличие от «Жигулей», речь идет уже о 6-ступенчатом «автомате», и в данном случае это уже менее пяти процентов от цены машины, причем не в самой дорогой версии.

2. Экономия на смазке

Конечно, ценовая выгода не ограничивается только покупкой. В ручной коробке масло залито на весь срок службы, и опытный водитель вспоминает об этом агрегате только проехав около 150 000 км, когда нужно менять сцепление. А вот в любом «автомате» — какой из типов ни возьми, масло обязательно нужно менять даже в том случае, если это не предусмотрено регламентом. Зачем? Возьмем для примера вариатор Jatco JF016E — весьма популярный в России, который устанавливают на нескольких моделях Nissan и Renault. Недавно он нашел свое место и под капотом рестайлингового Kaptur в паре с мотором 1.3 Turbo Н5Н. Так вот, в отличие от младшей модели CVT (JF015E), у него нет планетарного ряда, позволяющего сократить диапазон работы бесступенчатой передачи, и это значит, что фрикционной пылью масло будет засоряться меньше, однако из-за большей нагруженности наборного ремня ATF сильнее загрязняется металлической стружкой. В общем, если вы хотите ездить на этом вариаторе и не знать бед, не останавливая себя, когда хочется разогнаться с педалью в полу или форсировать небольшую лужу в поле, смена масла, причем полная, обязательна на пробегах в 40 000—50 000 км. И даже по меркам профильного, а не официального ремонтника, это выльется в 20 000 рублей.

Замена жидкости в АКПП — недешевое удовольствие. Однако замена самого «автомата» — много дороже

На сложных современных гидромеханических «автоматах» классической конструкции, то есть состоящих из набора планетарных рядов и гидротрансформатора, также придется задуматься о смене масла, все-таки на многих трансмиссиях включение передачи осуществляется сейчас двумя фрикционами. Другое дело, что на премиум-брендах не нужно делать это часто, скажем, на текущем поколении Range Rover Sport (L494) первую процедуру перенесли с 48 000 км на 130 000, однако кулуарно даже мастер официального сервиса порекомендует сливать старую ATF не реже, чем раз в 80 000 км, что со всеми расходниками и попутными работами тянет на 60 000 рублей.

Интересно, что некоторые производители, которые не предусматривают регламентом замену масла, просто-напросто запрещают официальным дилерам проводить эту процедуру, если автомобиль находится еще на гарантийном обслуживании, да и самим дилерам выгодно, чтобы владелец дотянул до переборки агрегата — это несоизмеримо более выгодно. Не забудем, что дилеры в большей степени зарабатывают не с продаж автомобилей, а именно с сервиса. Наконец, АКП чаще выходят из строя в силу естественных причин: чем узел сложнее, тем вероятность его поломки выше. Не говоря уже о том, что бывают и просто неудачные трансмиссии вроде печально знаменитой DP0, стоявшей на французских машинах, в их конструкции дефекты оказались просто запроектированы. Более поздние механизмы тоже не подарок — вспомним, сколько хлебнули с коробками DSG владельцы Фольксвагенов…

Инженеры VAGа так долго проводили «работу над ошибками», что для многих покупателей аббревиатура DSG до сих пор является стоп-фактором при выборе автомобиля

Еще один момент, о котором многие забывают: ручные коробки не требуют прогрева, а вот все «автоматы», вне зависимости от типа, требуют — и отсутствие полноценного прогрева также ведет к преждевременным поломкам.

3. Экономия топлива

Главным аргументом «за механику» остается все же расход топлива, правда, речь идет лишь о городских режимах, где «ручка» действительно экономит 10–20% бензина, а вот на трассе эта разница сокращается почти до нуля.

4. Меньшее падение цены в процессе эксплуатации

Свое «ценовое» преимущество ручная коробка демонстрирует и при перепродаже автомобиля: за счет простоты и надежности она меньше влияет на остаточную стоимость, при том, что при покупке подержанной машины с двумя педалями нужно первым делом озаботиться диагностикой «автомата» и попросить у владельца документы, подтверждающие смену масла, наличие которых, конечно, не гарантирует отсутствие неисправностей, ведь «автоматы очень чувствительны к манере езды!

С какой коробкой подержанный автомобиль ценится больше? С надежной!

5. Экономия на тормозных колодках и дисках

При правильном обращении владелец машины с «механикой» меняет тормозные колодки по крайней мере в два раза реже. Разница тем выше, чем чаще при повседневной езде он разгоняется и тормозит. Дело в том, что даже не беря во внимание агрессивное торможение ступенями, чем владеет далеко не всякий владелец «ручной» версии, простой сброс газа при сохранении выбранной ступени уже дает ощутимое замедление. А теперь вспомним, что каждая вторая смена колодок сопровождается сменой тормозных дисков, после которой нужно заново выставлять сход-развал, а все «лишние» операции сильно увеличивают стоимость эксплуатации.

6. Экономия на эксплуатационных расходах

Само собой, «механика» сокращает эксплуатационные расходы на автомобиль только квалифицированному водителю, ведь если вы постоянно сбрасываете на нейтраль и подкатываете к светофору на тормозах, никакой экономии не ждите, в том числе и по топливу. А вот если вы включаете нейтраль только при остановке, тогда другое дело.

Неопытный водитель не получит всех плюсов «механики»

Конечно, при активном понижении может вылететь синхронизатор, однако если это не врожденный дефект конструкции, с этим вы, скорее всего, не столкнетесь. Кроме того, «автомат» будет требовать и внимания водителя. Скажем, если радиатор АКП вынесен наружу и размещается, например, перед радиатором двигателя в верхней части, нужно следить за его чистотой особо. Далее. Не следует парковать машину на большом уклоне, поскольку «автоматы» некоторых производителей в этом случае начинают страдать масляным голоданием при последующем начале движения.

7. Безопасность

Перенесемся в Европу. Доля ручных коробок здесь все еще велика, например, по последнему отчету Международного комитета экологичного транспорта (ICCT) в странах Евросоюза на конец 2018 года «автоматы» не завоевали и 40% рынка новых легковых машин. В связи с этим в Европе во множестве представлены углубленные курсы по вождению с «механикой». Они учат в первую очередь экономичной езде — после них среднестатический выпускник сокращает расход топлива как минимум на 10%, при этом средняя скорость движения, наоборот, растет. Еще одна задача таких курсов — раскрыть владельцу весь потенциал «механики», особенно в плане безопасности. Автомобилистов учат, как правильно «понижаться» и при этом не допустить перегрузок, ведущих к поломкам. Не менее важен и другой навык — спуск с горы на передаче. Понятно, что в Европе он востребован куда больше, потому что изрядная часть населения ежедневно ездит по горным дорогам, однако и для наших широт этот навык будет нелишним, ведь тормоза, особенно у моделей азиатских производителей, прямо скажем, нестойкие.

Умение тормозить двигателем не просто полезно: в ряде случаев оно позволит избежать аварии

К слову, многие водители «автоматов» не просто не понимают, зачем при спуске нужно ограничивать режим работы АКП первой ступенью, но даже не знают, как это делать! Наконец, далеко не все «автоматы» честно держат выбранную передачу. Представим себе, что девушка-водитель все же смогла переключить селектор в положение, соответствующее первой ступени, и начать спуск. Однако постепенно обороты двигателя начинают расти, и в какой-то момент электроника повышает ступень. А если это случается перед поворотом? Что будет делать неопытный водитель, видя, как «умный» автомат ускоряет его автомобиль при входе в вираж. «Механика» в этом смысле несоизмеримо надежнее, она будет держать ступень что бы ни случилось, хоть стрелка на тахометре в «красную зону» заползет, а то и совсем ляжет.

При съезде с асфальта в поля оказывается, что преимущества ручной коробки меркнут. С одной стороны, считается, что из «застрявшего» положения легче выбраться именно на «механике», скажем, враскачку. Да, верно, однако для этого опять же нужно обладать соответствующим навыком, уметь со скоростью иголки в швейной машинке чередовать первую ступень и реверс, не забывая при этом быстро, но аккуратно работать сцеплением. Однако есть и обратный аргумент: с «автоматом», по крайней мере оснащенным гидротрансформатором, труднее застрять — у водителя просто меньше возможностей сорвать колеса в пробуксовку.

Автоматическая трансмиссия облегчает езду по бездорожью. Однако если все же застрянете — выбраться будет сложнее

8. Преимущества при буксировке

Вернемся на асфальт и предположим, что забарахлил двигатель — машину нужно отбуксировать в сервис. Здесь у «механики» снова появляется преимущество, потому что достаточно включить нейтраль — и можно ехать «на галстуке» хоть вокруг экватора. А вот машину с АКП даже на нейтрали лучше буксировать медленно и недолго, поскольку насос в этом случае не работает, и при буксировке АКП может выйти из строя. Собственно, многие производители вообще не допускают этой процедуры.

9. Преимущества в комфорте — главный аргумент в пользу АКПП

Короче говоря, мы видим, что плюсов у «механики» как будто бы больше, однако почему даже в Европе ее доля постепенно падает, оставаясь устойчивой только в недорогих сегментах автомобилей А- и В-классов? Все дело в стремлении человека к комфорту. Так что высокая доля «механики» будет сохраняться в обозримом будущем только в России, Индии и других развивающихся странах, где население едва сводит концы с концами и, конечно, при случае с радостью сэкономит на «автомате».

Источник https://rad-star.ru/pressroom/articles/avtomat-ili-mehanika/

Источник https://avtotrio37.com/article-550-chto-luchshe—avtomat-ili-mehanika-borodatie-mifi-i-realnost.html

Источник https://www.drom.ru/info/misc/79253.html