Что лучше: автомат или вариатор?
Хороший вопрос. А вы заметили, что многие производители уже так вопрос не ставят — либо «ручка», либо «автомат», под которым менеджеры салонов могут называть и роботизированную коробку, и вариатор. Давайте разберёмся.
Автоматическая коробка передач
Классической АКПП является гидромеханическая автоматическая трансмиссия, состоящая из гидротрансформатора (в его конструкцию входят насосное, турбинное и реакторное колеса, блокировочная муфта и муфта свободного хода), заменяющего собой сцепление, а также планетарного механизма (состоит из планетарных рядов, валов, барабанов с фрикционными муфтами, обгонной муфты и ленточного тормоза). Не вдаваясь в механические и гидродинамические подробности, скажем, что передача крутящего момента с двигателя на коробку осуществляется потоками рабочей жидкости. На практике такая конструкция обеспечивает плавный «натяг» при отпускании педали тормоза, а также плавное автоматическое ступенчатое переключение передач, которое зависит от скорости автомобиля.
Плюсы классической гидротрансформаторной АКПП:
- Обеспечение лучших динамических характеристик автомобиля за счёт контроля тяги на разгонах, обгонах и других манёврах автомобиля (при условии, что это современный многоступенчатый «автомат»).
- Автоматические коробки серийно устанавливаются уже более 70 лет – за это время они зарекомендовали себя, как надёжные механизмы, относительно простые и доступные в обслуживании (хотя, конечно, бывают исключения).
- Классическая АКПП прекрасно прижилась даже на серьёзных внедорожниках и без проблем переживает езду с пробуксовками, а «фирменный» натяг – здорово выручает зимой.
Минусы автомата:
- При движении по трассе даже самые современные автоматы имеют несколько худшую динамику перемены передач, а разрывы потока мощности в гидротрансформаторе при переходе на повышенную передачу всё ещё ощутимы (это справедливо скорее для относительно старых конструкций).
- Увеличенный расход топлива. Из-за все тех же потерь в гидротрансформаторе расход топлива на автомобилях с автоматом, как правило, всегда чуть выше, чем на машинах с другим типом трансмиссий.
- По тем же причинам КПД силовой установки с АКП несколько ниже, чем у двигателей с другими типами трансмиссий.
Коробка-вариатор
В вариаторе нет как такового фиксированного переключения передач. Крутящий момент передаётся через ремень, скользящий по специальным конусам и меняющий соотношение их оборотов. Такая конструкция обеспечивает исключительную плавность работы – никаких провалов и рывков при переключении передач ввиду их отсутствия.
Плюсы вариатора:
- Помимо уже упомянутой плавности хода, вариатор обеспечивает более высокий КПД и позволяет двигателю работать в наиболее благоприятном диапазоне оборотов (это положительно сказывается как на ресурсе ДВС, так и на его экономичности).
- Ключевым преимуществом, обеспечившим высокую популярность вариаторов у производителей, является снижение расхода топлива, а значит и выбросов в атмосферу за счёт большей эффективности такой трансмиссии, особенно в сочетании с турбированным мотором малого рабочего объёма.
- Ещё один плюс, объясняющий замену многими производителями АКП на вариаторы, является тот факт, что они дешевле по себестоимости.
Минусы вариатора:
- Ровная динамика авто при ускорении по прямой нивелируется некоторой монотонностью его работы (хотя современный конструктив и соответствующее ПО позволяют вариатору весьма неплохо имитировать переключение передач).
- Вариатор не любит резких ускорений и манёвров, и это стоит учитывать, определяя манеру езды. Агрессивная манера езды может заметно ускорить выход из строя вариатора.
- Низкий межсервисный интервал (жидкость в вариаторе рекомендуется менять хотя бы раз в 30-40 тыс. км) и дороговизна замены технической жидкости и ремонта.
Впрочем, последний пункт является минусом для владельца машины, а для авторизованных сервисов это плюс.
Несмотря на то, что вариатор известен очень давно, его путь в автоиндустрию был не прост. Первые легковые модели с этой трансмиссией появились в Европе, в середине прошлого века, но настоящий «вариаторный ренессанс» случился в начале 21 века и продолжается по сей день, несмотря на огромные проблемы с качеством в первом десятилетии. Сейчас все «болезни» вариаторов более-менее вылечены, и они стали достаточно надёжным агрегатом при условии соблюдения правил эксплуатации.
Что же выбрать – вариатор или автомат?
Любителям активного отдыха с выездом на бездорожье и относительно спортивной езды с резкими перестроениями (в рамках ПДД, конечно) – лучше остановить свой выбор на автомобиле с автоматической коробкой передач.
Вариатор категорически не любит пробуксовки, но является идеальным вариантом для любителей городской, размеренной езды с относительно предсказуемыми разгонами и торможениями.
Помним, что выбирать надо не только коробку, а автомобиль в конкретной комплектации. Нужно внимательно изучить отзывы и описания экспертов, так как встречаются откровенно неудачные сочетания моторов и трансмиссий, а на вторичном рынке можно нарваться на «те самые» проблемные вариаторы выпуска начала века.
Здоровья вам и вашему автомобилю, и удачи на дорогах.
Автомат, механика, робот или вариатор. Какая коробка передач лучше? Версия для печати
https://a-ekb.ru/
При выборе транспортного средства перед покупателем всегда встает важный вопрос: какая коробка передач лучше? Брать классическую механику? Или один из типов автоматической КПП (робот, вариатор или обычный автомат-гидротрансформатор)? недостатки.
У каждого из вариантов есть как свои преимущества, так и недостатки.
Механика
Механическая КПП – это настоящая классика, которой автомобили комплектуются уже более века. С тех пор агрегат не претерпел значительных изменений.
В автомобиле с МКПП водитель выбирает и переключает передачи вручную, выжимая педаль сцепления и используя специальный селектор. Иными словами, можно включить любую передачу, ориентируясь на условия движения. Это основной плюс механической коробки, особенно для опытного водителя.
Преимуществами механической коробки передач также можно назвать простоту и дешевизну в обслуживании. Многие водители считают МКПП самыми надежными из всех видов трансмиссий. Действительно, механика может безотказно проработать свыше миллиона километров, – это лучший показатель по сравнению с другими коробками.
Вместе с тем у механики есть и очевидные недостатки. Во-первых, сомнительный уровень комфорта. В условиях плотного трафика и частых светофоров правая рука водителя должна постоянно находиться на ручке КПП, а нога выжимать сцепление. Во-вторых, водители-новички могут неправильно работать МКПП. Это приведет к сожженному сцеплению, сломанной трансмиссии или перегретому двигателю.
Автомат или гидротрансформатор
АКПП, какими мы их знаем, начали ставить на автомобили в 40-х годах прошлого века. Ну а массово этот тип коробки используют с 60-х годов.
Классический автомат работает на основе гидротрансформатора. Данный узел переключает скорость, играя роль сцепления. Он заменяет необходимость выжимать данную педаль и переключать передачи вручную, как это происходит на механике.
Это довольно сложная система, которая, однако, обеспечивает для водителя значительный комфорт. Ему остается только нажимать газ и тормоз. Кроме того, электронная система переключает передачи в самый оптимальный момент, тем самым учитывая нагрузку на мотор и условия движения автомобиля. Благодаря автомату двигатель будет работать в самом эффективном диапазоне мощности.
Коробки автомат можно назвать лучшим вариантом езды в городе, особенно в условиях пробок. Для управления автомобилем, оснащенным АКПП, не требуется особых навыков по сравнению с механикой. Так что это хороший вариант для начинающих водителей.
Есть у автоматической коробки передач и свои недостатки. Например, высокий расход топлива и дорогостоящее обслуживание. При этом автомобили с двигателем небольшой мощности и на автомате будут разгоняться довольно медленно.
Что касается надежности, то современные АКПП служат довольно долго, но требуют внимания. Например, в агрегате через каждые несколько десятков тысяч километров обязательно должна производиться замена масла.
Робот
Автомобили с РКПП появились на рынке с середины пошлого века, но их массовое использование производителями началось в 1980-х.
Роботизированная коробка передач представляет собой обычную механику, которая дополнена специальным узлом переключения. Данный агрегат управляет сцеплением и выбирает передачи в автоматическом режиме.
Роботы обладают высокой топливной экономичностью, так как компьютер со специальной программой четко выбирает оптимальный момент переключения передач. Также такой агрегат недорог в производстве по сравнению с обычным автоматом.
Однако и у роботов есть свои недостатки. Такие коробки требуют существенных расходов на обслуживание и ремонт. Например, чтобы они не выходили из строя из-за износа диска сцепления, необходимо производить перекалибровку (перенастройку) коробки каждые 15 тысяч километров. Также нужно учитывать, что нормой для роботизированных КПП являются рывки и толчки при переключении передач, то есть максимального комфорта для водителя и пассажиров они обеспечить не могут.
Интересно, что роботизированными коробками зачастую комплектуются спортивные машины. РКПП предпочтительнее из-за быстрого переключения, что обеспечивает динамичный разгон. С другой стороны, если постоянно «давить в пол», коробка-робот быстро выходит из строя.
Вариатор
Интересно, что вариаторы начали использовать в промышленности еще в XIX веке. Этими механизмами оснащались швейные машинки и другое оборудование. С 1920-х годов их начали ставить на двухколесные транспортные средства – мотоциклы, мотороллеры, скутеры. С середины ХХ века вариаторы устанавливаются и на серийные автомобили.
Вариатор – это бесступенчатая коробка, в которой полностью отсутствует переключение передач. Электронная система самостоятельно подбирает оптимальное передаточное число.
Преимуществом этой КПП можно назвать плавность хода, благодаря чему водителю и пассажирам будет комфортно. Также вариатор лучше разгоняет автомобиль, при этом обеспечивает небольшой расход топлива. Робот или вариатор — это более современные и технологичные типы коробок передач по сравнению с классическими автоматами.
К недостаткам этих коробок можно отнести высокий уровень шума и меньший срок службы. Причем опытные автослесари даже советуют отказаться от приобретения авто с вариатором, которая уже была в употреблении. С другой стороны, сами разработчики отмечают, что ресурс работы таких коробок – до 400 тысяч километров. Но для этого машина должна правильно и своевременно обслуживаться
Кроме того, вариаторы не предназначены для моторов большой мощности. Машины, созданные для перевозки грузов, также такими коробками не оснащаются, — практика показала, что вариаторы не выдерживают больших нагрузок.
Распространенность в мире и специфика
Транспортные средства, оснащенные механикой, распространены в странах с низким уровнем доходов населения. Они довольно популярны на территории СНГ, в Южной Америке, Африке, Азии.
В США механическая коробка передач практически полностью вытеснена различными вариантами автоматов. Там АКПП, вариаторами и роботами оснащаются до 90% легковых и грузовых автомобилей.
При этом недорогие автомобили со спортивным уклоном довольно часто все еще оснащаются механической коробкой. МКПП обеспечивает быстрый разгон для таких машин. Кроме того, механическую коробку передач часто устанавливают на внедорожники.
Грузовые автомобили сегодня в большинстве случаев имеют механические коробки передач, в особенности это касается большегрузных тягачей. Впрочем, в настоящее время и для них выпускаются автоматические коробки. АКПП довольно надежны, но дороги, поэтому им еще не удается вытеснить классическую механику в сфере большегрузов.
Итак, необходимо подвести итог и ответить на вопрос: какую коробку передач выбрать? Каждый из вариантов имеет свои преимущества и недостатки. Как показывает практика, все существующие автоматические коробки передач не способны обеспечить такой же уровень долговечности, как механика. С другой стороны, МКПП существенно уступает по уровню комфорта роботам, вариаторам и классическим автоматам, тем самым вынуждая водителя много внимания уделять сцеплению и ручке КПП. Так что каждый водитель должен сделать свой выбор, ориентируясь на собственные потребности и приоритеты.
Вариатор: за и против
Коробка с постоянно изменяемыми передачами – это словосочетание гарантированно вызывает сегодня страх у многих автолюбителей, которые ранее считали, что лучше механической или классической автоматической трансмиссии не существует. Но мир меняется. Также меняется и автопромышленность. В результате в автомире получили распространение и другие виды трансмиссий, которые пугают многих автолюбителей. Наибольшее распространение сегодня получили бесступенчатые коробки передач – вариаторы. К сожалению, многие не хотят приобретать автомобили с подобными коробками, полагая, что они ненадежны и очень капризны. Но в большинстве случаев эти опасения основаны на мифах. Хотя, конечно, как и у любого вида трансмиссии, у вариаторов есть свои и плюсы, и минусы. Почему же тогда многие опасаются покупать автомобили с вариаторами? Что их пугает, и как такие коробки передач функционируют? На эти и другие вопросы читайте ответы в нашем обзоре.
Напомним, что устройство вариатора основано на принципе ременного привода (или цепного) передачи крутящего момента на привод. По сути, на вариаторе используется тот же принцип передачи крутящего момента, что и на велосипедах с несколькими скоростями.
Если на обычных коробках применяется планетарный механизм переключения передач, то вариатор не имеет физических передач вообще. Вместо этого вариатор использует ремень (или цепь) и конусные шкивы, между которыми и вращается ременный привод (цепной).
В результате вариатор обеспечивает автомобилю бесконечное количество коэффициентов передачи крутящего момента от двигателя на колеса.
К сожалению, ранние бесступенчатые коробки передач были крайне ненадежны. Именно поэтому за этими трансмиссиями закрепилась нехорошая репутация, которая и пугает сегодня многих автолюбителей. Чаще всего владельцы автомобилей, оснащенных первыми поколениями вариаторов, жаловались на неправильную работу коробки передач, на проскальзывание передач, а также на странный противный шум трансмиссии. В том числе многие были недовольны тем, что из-за того что вариатор настроен на оптимальную работу только на максимальных оборотах двигателя, даже на небольшой скорости двигатель автомобиля ревет из-за высоких оборотов.
Современные же вариаторы уже практически избавились от многих проблем, с которыми сталкивались автовладельцы автомобилей, оснащенных первыми бесступенчатыми коробками. В итоге новые автомобили с вариаторами стали тише, а работа коробок – более эффективна. Тем не менее все равно даже сегодня вариаторы не идеальны. Но есть и плюсы. Вот краткий обзор главных преимуществ и недостатков вариаторов в современных автомобилях.
Плюсы и минусы коробок CVT (вариаторов)
Преимущества вариаторов
Оптимальная передача крутящего момента и мощности. Если ваша машина оснащена вариатором, то этот тип коробки передач позволяет автомобилю более эффективно использовать топливо. Все дело в том, что машина, оснащенная вариатором, всегда движется на идеальной передаче (правильной) в отличие от машины с автоматической или механической трансмиссией. Знаете ли вы, что бесступенчатая коробка передач запрограммирована так, чтобы крутящий момент на колеса передавался в оптимальном диапазоне мощности, вместо того чтобы когда нужно ускорение поднимать обороты двигателя с нуля до красной линии? В результате использование вариатора не только помогает экономить топливо, но и обеспечивает автомобилю лучшую производительность в определенных ситуациях. Особенно при обгоне другого транспорта.
Экономия топлива. Так как коробка-вариатор позволяет более эффективно передавать мощность и крутящий момент на колеса, это экономит топливо во время движения. В итоге вариатор по сравнению с традиционными трансмиссиями более эффективен. Даже при движении на скорости по шоссе автомобили с бесступенчатой коробкой передач потребляют меньше топлива, чем с АКПП или МКПП.
Простая конструкция вариатора. Общее количество механических частей коробки CVT меньше по сравнению с коробками, оснащенными планетарными передачами. Ведь внутри вариатора используются обычные зубчатые шестеренки, конические шкивы, которые соединены друг с другом цепью или ремнем в зависимости от марки и модели автомобиля.
Во время движения автомобиля в зависимости от скорости транспортного средства шкивы перемещаются по отношению друг к другу. Таким образом, изменяется передаточное отношение. Эта механическая простота устройства вариатора позволила обеспечить автомобилям оптимальную динамику разгона. Ведь, по сути, нет переключений передач при разгоне, соответственно, нет потери скорости при переключении передач.
Более легкий вес коробки. Благодаря своей конструкции коробки CVT (вариатор) чаще легче и компактнее своих традиционных конкурентов (особое преимущество вариатора заметно при сравнении веса трансмиссии с классической автоматической коробкой).
Снижение веса трансмиссии имеет несколько преимуществ. Но главное преимущество – это, конечно, экономия топлива, достигаемая благодаря простой формуле: чем меньше вес автомобиля, тем меньше расход топлива.
Гладкое переключение передач и динамичный разгон. Любой, кто ездил за рулем автомобиля с механической коробкой передач, знает, что, когда вы выжимаете педаль сцепления для переключения передач, автомобиль ненадолго теряет динамику разгона, а также как бы приседает или даже дергается. В результате разгон авто с МКПП не кажется плавным и комфортным. Вариатор благодаря отсутствию передач легко разгоняет автомобиль без различных потерь, которые неизбежны при физическом переключении передач в обычных КПП.
Минусы вариаторов
Не очень хороший звук. Вариаторы с самого начала имеют один естественный недостаток. Это ужасный звук самой коробки из-за движущегося внутри ремня или цепи. В том числе коробка идеально работает на больших оборотах двигателя. Поэтому многие водители, слыша подобный звук, начинают считать, что их коробка неисправна. Но это не так. Это особенность работы любого вариатора. К этому просто нужно привыкнуть.
При ускорении двигатель работает на максимальных оборотах. Многие жалуются на зависание высоких оборотов двигателя даже при движении на небольшой скорости. Например, часто бывает так, что после разгона высокие обороты двигателя остаются даже при снижении скорости. Это также является особенностью работы всех вариаторов. Но это нормально и не является, как полагают многие водители, какой-то недоработкой и несовершенством конструкции.
Вариатор скучен. Многим водителям, несмотря на отсутствие передач, не нравятся вариаторы за их скучный характер. Все-таки больше вариатор подходит для тех, для кого важна экономия топлива, но не мощность, динамика разгона и скорость. Именно поэтому в спортивные автомобили автопроизводители стараются не ставить вариаторы. Многие водители сравнивают вариаторы с тостерами, которыми мы пользуемся, чтобы поджарить хлеб. Ведь этот процесс не вызывает у нас никаких эмоций. Также и автомобили с вариаторами чаще скучны по сравнению с теми машинами, которые оснащены другими видами трансмиссии.
Надежность. Вы заметили, что вариаторы, как правило, устанавливаются на небольшие современные автомобили? Зачастую это компактные легковые автомобили или компактные кроссоверы, которые созданы больше для практичности, чем для спортивности или для перевозки груза. И это не случайность. Дело в том, что вариаторы не способны обрабатывать большой крутящий момент без вреда конструкции трансмиссии.
Дорогое техническое обслуживание. Это один из самых главных минусов вариаторов. Ремонтные расходы для коробок CVT (вариаторов) огромны. Дело в том, что детали для вариатора стоят очень дорого. Кроме того для ремонта вариатора вам нужен будет узкий специалист, разбирающийся в этом виде трансмиссий. К сожалению, хороших специалистов по вариаторам немного. Как правило, несмотря на простоту конструкции вариатора, стоимость ремонта этой коробки может быть даже больше, чем стоимость восстановления автоматической и механической трансмиссии.
Это главная проблема вариаторов, которых боятся многие водители. И что самое плохое – вариатор проще не ремонтировать, а просто утилизировать, купив новую коробку, которая обойдется в очень большую сумму.
Источник https://kuzov-media.ru/articles/avtolyubitelyam/chto-nadezhnee-variator-ili-avtomat/
Источник https://zen.ati.su/article/2021/06/22/avtomat-mehanika-robot-ili-variator-kakaja-korobka-peredach-luchshe-531046/
Источник https://1gai.ru/baza-znaniy/520820-variator-za-i-protiv.html