Грязевой перевал. Можно ли буксовать по распутице на автомате?

Грязевой перевал. Можно ли буксовать по распутице на автомате?

Весна, как и любое бездорожье, сопряжена со слякотью и грязью на грунтовых дорогах. Колеса вязнут в раскисшей земле, припорошенной мокрым снегом, и машинам для того, чтобы выбраться, приходится активно буксовать. Если автомобиль оборудован обычной ручной коробкой, то водители могут использовать давно известные приемы против распутицы. Это раскачка и выключение дифференциала посредством педали тормоза. Однако механическая трансмиссия становится архаикой и сейчас больше половины новых автомобилей продается с автоматической коробкой передач. Как правило, это классическая трансмиссия с планетарными рядами шестерен и гидромуфтой на стыке валов. И эта коробка уже не может исполнить известный «танец» против грязи. Более того, эти алгоритмы действий опасны и противопоказаны ей. Как быть?

Не перегреть муфту

Автомат конструктивно отличается от механической коробки. Гидротрансформатор имеет передающую момент муфту, которая работает за счет вращения двух лопастных колес в масленном резервуаре. Прямой связи между ними нет. Выходной вал двигателя не прикреплен напрямую к входному валу автомата, соединяет их вязкое масло. Оно раскручивается лопастным колесом, проходит через промежуточный статер и по инерции давит на другое лопастное колесо коробки. Если удерживать его от вращения тормозом, то двигаться будет только вал мотора.

Статья по теме

Поэтому, когда колеса вязнут в трясине и тормозят вращение валов, энергия силового агрегата уходит в трансмиссию. Если стоять только на холостых оборотах, ничего страшного не произойдет. Однако при активном добавлении газа, да еще с закладыванием стрелки тахометра в красную зону, может произойти беда. Муфта разогревается, и технические системы, обеспечивающие ее работоспособность, испытывают нештатные нагрузки. В общем, гидротрансформатор не любит буксовать.

Еще хуже буксовать на автомобилях с вариатором. Этот тип автоматических трансмиссий имеет не только гидротрансформатор, но и недостаточно надежную конструкцию трансмиссии. Изменение передаточного отношения в ней реализуется за счет движения шкивов и перекинутого через них металлического ремня-цепи.

Во время пробуксовки колес возрастающие нагрузки заставляют проскальзывать цепь вариатора. Шкивы трутся и получают повреждения поверхностей, что снижает ресурс коробки.

Качаться не получится

Нельзя на машине с автоматической трансмиссией выполнять и так называемое раскачивание. К примеру, при попадании в грязевую ловушку автомобиль с механической коробкой передач приходилось подталкивать то вперед, то назад частыми переключениями на первую и заднюю ступени коробки. Эти покачивания в противоположных направлениях вводили кузов в резонанс, амплитуда колебаний нарастала, и машина могла выскочить из грязевой ямы.

На автомате сделать это невозможно. Переключение коробки из режима D в положение R занимает заметный промежуток времени. При переводе селектора автомат сначала размыкает фрикционы, переводит шестерни в нейтраль, а затем вновь смыкает их в таком порядке, чтобы обеспечить реверсивное движение. Вся процедура занимает пару секунд, однако этого недостаточно, чтобы успеть за колебаниями кузова. Коробка не успевает быстро менять D на R, как это происходит в механической трансмиссии, и автомат просто не может попасть в резонанс.

Электроника в помощь

В итоге из грязевой ловушки приходится выбираться только на первой скорости. На некоторых внедорожниках или старых седанах есть режимы коробки для поездок по зыбким грунтам. Они оставляют включенной только первую или вторую ступень, чтобы удерживать мотор на пике сил и момента.

Читать статью  ИНСТРУКЦИИ ДЛЯ РЕМОНТА И ЭКСПЛУАТАЦИИ ГРУЗОВОЙ СПЕЦТЕХНИКИ.

На автомобилях с автоматической коробкой, как и на машинах с механикой, запрещено долго буксовать, наращивая обороты мотора, так как это вредит муфте или сцеплению.

Благо в современных машинах все чаще встречаются системы электронной блокировки дифференциала. Электроника не дает колесам бесполезно вращаться и старается притормаживать их, чтобы момент не перебрасывался дифференциалом на незагруженное колесо. В этом случае автомобиль с автоматом лучше выбирается на свободу.

Для активации этой системы необходимо при трогании в грязи ровно держать газ в течение примерно пяти секунд на 1500-2000 оборотов двигателя. Если машина даже стоит на месте, электроника сама постарается победить пробуксовку. Если ее усилия остаются безрезультатными, то лучше попробовать другие методы освобождения машины, к примеру, взяться за лопату и очистить зону около колес.

Смотрите также:

  • Коробки против льда. Особенности зимнего вождения на различных трансмиссиях →
  • Почему нельзя на «автомате» надолго включать ручной режим? →
  • Зачем автоматическим коробкам режимы L, 2 и 3? →

Как буксовать в снегу, грязи без вреда для АКПП

нужно ли менять масло в АКПП

Пробуксовка ведущих колес в снегу, грязи может губительно повлиять на ресурс автоматической коробки передач. Давайте разберемся, можно ли буксовать на автомате без вреда для трансмиссии. Обязательно рассмотрим особенности езды по бездорожью на авто с АКПП гидротрансформаторного типа, вариатором и роботизированной КПП (DSG, Power Shift).

АКПП и бездорожье

Для лучшего понимания негативных факторов, воздействующих на АКПП в снегу и грязи, рекомендуем ознакомиться со статьей «Коробка автомат: устройство и принцип работы».

Ввиду наибольшего распространения, вопрос: можно ли буксовать на автомате, чаще всего возникает у владельцев авто с АКПП гидротрансформаторного типа. Каких последствий можно ожидать, если буксовать в снегу, грязи и ездить по бездорожью без соблюдения рекомендаций?

степени износа масла АКПП

  • Износ пакетов фрикционов. При интенсивном проскальзывании фрикционных дисков происходит истирание фрикционного слоя. Из-за этого снижается коэффициент сцепления между фрикционными и стальными дисками, поэтому проскальзывания со временем только усиливаются. При включении передачи с поврежденным пакетом фрикционом возрастание оборотов не соответствует разгонной динамике. В таких случаях говорят, что автомат буксует, так как обороты растут, а автомобиль должным образом не разгоняется.
  • Ускоренный износ претенциозных пар в гидроблоке, возникающий вследствие большого количества продуктов износа в жидкости ATF. Фильтр АКПП не может справиться с большим количеством продуктов износа, вследствие чего фрикционная взвесь попадает в гидроблок, где засоряет каналы и выступает в качестве абразивного материала.
  • Закупоривание, засорение каналов циркуляции масла в гидроблоке. Возникает из-за упомянутой выше фрикционной пыли, клеевого слоя разрушившихся фрикционов и отложений перегретой жидкости ATF. Когда автомобиль буксует с поврежденной АКПП, длительное проскальзывание изношенных пакетов фрикционов значительно повышает температуру масла.
  • Износ тормозной ленты, с помощью которой на многих моделях коробки автомат происходит переключение с первой на вторую скорость.

Работа автоматической КПП в момент пробуксовки

фрикционы АКПП

В ситуациях, когда ведущие колеса буксуют в грязи или снегу, наибольшую опасность для коробки автомат представляют переключения. Электронный блок управления коробкой передач меняет передаточные числа исходя из скорости и нагрузки на двигатель. ЭБУ ориентируется исключительно на датчиковую аппаратуру (ДПДЗ, ДМРВ, датчик положения педали газа, датчик скорости). Поэтому, когда колеса пробуксовывают, ЭБУ «думает», что автомобиль разгоняется в штатном режиме и включает повышенную передачу.

Именно смена передач при пробуксовке ведет к повышенным нагрузкам на гидротрансформатор и пакеты фрикционов. Схожий вред АКПП наносит резкая смена коэффициента сцепления с дорогой в момент проскальзывания ведущей оси. К примеру, когда автомобиль буксует в снегу, а затем колеса резко попадают на асфальтированный участок с хорошим зацепом.

Читать статью  Устройство автомобиля. Всё об автомобиле

Не менее опасным для коробки автомат является перегрев. К интенсивному нагреву рабочей жидкости ведет разница угловых скоростей турбинного и насосного колес гидротрансформатора. Если автомобиль до момента принудительной блокировки ГД буксует в грязи, снегу, увеличивается объем циркулирующего через гидротрансформатор масла, что и приводит к повышению температуры. При чрезмерном нагреве масло коксуется в каналах гидроблока и теряет свои рабочие характеристики. Поэтому частая эксплуатация авто на бездорожье требует сокращения интервалов замены жидкости ATF.

О других особенностях работы коробки автомат вы можете узнать из статьи «Как не повредить АКПП при буксировке».

блок управления АКППКак правильно ездить?

что такое типтроник

  1. Включайте режим фиксированной передачи. Если автомобиль буксует с селектором в положении 1L, L, или в ручном режиме, ЭБУ не будет переключать передачи. В определенных случаях допускается включение 2L. В таком режиме автомобиль будет двигаться только на первой и второй передачах.
  2. Если вам приходится подолгу буксовать на автомате в грязи, песку или снегу, делайте периодически остановки. При движении по бездорожью на небольшой скорости нет набегающего потока воздуха, который охлаждает радиатор и корпус АКПП. Поэтому многократно возрастает риск перегрева.
  3. Включайте понижающую передачу. При движении по пересеченной местности понижайка позволяет увеличить крутящий момент и снизить нагрузку на гидротрансформатор, пакеты фрикционов. К сожалению, современные кроссоверы и многие авто класса SUV уже не имеют такой функции.
  4. Следите за состоянием системы охлаждения АКПП. Многие авто оборудуются штатным радиатором охлаждения автомата, который необходимо периодически снимать и тщательно промывать. Если автомобиль часто эксплуатируется в условиях бездорожья, нелишним будет иногда мыть и сам корпус АКПП, так как плотный слой грязи ухудшает теплоотвод.
  5. Переключайте селектор только после полной остановки автомобиля. Раннее включение режима R либо D в надежде выехать из снега, грязи методом раскачки снизит ресурс коробки автомат.
  6. Правильный прогрев машины с АКПП значительно снижает риск поломки.

Автомобили с ДСГ и вариаторами

Как вы поняли, буксовать на автомате без вреда для трансмиссии можно. Возможно это благодаря принципу работы гидтротрансформатора. Пробуксовывая, ГД сглаживает ударные нагрузки. Если устройство вариатора предполагает наличие гидтротрансформатора, то автомобиль гораздо спокойней перенесет поездки по легкому бездорожью. Но при этом буксовать можно только до момента блокировки ГД. В целом работать с педалью газа нужно аккуратно, чтобы минимизировать повышенные нагрузки на ремень и конусы вариатора.

Недостаток устройства DSG как раз в отсутствии гидротрансформатора. Поэтому пакеты фрикционов, использующиеся в «мокрых» ДСГ, а также диски сцепления «сухих» роботизированных КПП на бездорожье переживают повышенные нагрузки.

УАЗ Патриот с АКПП на бездорожье

УАЗ Патриот с АКПП и внедорожный тест-драйв от Red Off-Road Expedition! На нашем Youtube канале ДОРОГИ ДОРОГИ новое видео.

Автомобиль УАЗ Патриот с автоматической коробкой передач был протестирован в условиях реального бездорожья, геометрического и грязевого, максимально приближенных к условиям наших экспедиций.
Крутые подъемы и спуски, заезды по поперечным грязевым колеям; прогон по трассе — АКПП превратил УАЗ в автомобиль, в котором комфортно путешествовать и по бездорожью, и по удалённым маршрутам.


6 сентября 2019 Метки: тест-драйв
Поделиться:

УАЗ Patriot 2016, двигатель бензиновый 2.7 л., 135 л. с., полный привод, механическая коробка передач — тест-драйв

Машины в продаже

УАЗ Патриот, 2012

УАЗ Патриот, 2020

УАЗ Патриот, 2021

УАЗ Патриот, 2014

Комментарии 24

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы писать комментарии, задавать вопросы и участвовать в обсуждении.

Судя по показанному, некогда прекрасная геометрическая проходимость, инженерами завода сведена до уровня рекстона/монтеро

Читать статью  Схема работы АКПП – Автоматической коробки передач

Ну Акпп сильно здоровее мкпп, по другому видимо никак

И остаётся жирнющий вопрос про живучесть АКПП в бродах.

Надо смотреть на какой высоте клапан на коробке, он пропускает на той же 722.6, как сальники держат, из опыта — на рекстоне акпп после стояния в луже по сиденье минут 15-20 умерла через несколько сотен км.

Печально.
Интересно как прототипы в соревнованиях по трофи Акпп от воды защищают. Или там просто неубиваемые коробки стоят

Несуществующий пользователь
Без машины

эээхх, сидения изменили, а эти крутилки нечеловеческие оставили. Даже видео в ускорении показывают…

Это не ускорение ))) Это скилл выработанный за многие экспедиции )))

Так в итоге угол рампы хуже стал или нет по сравнению с версией мкпп/ электроРК?

Прр той же высоте балки, но смещени ее к центру геометрия несомненно стала хуже. Для этого просто можно нарисовать картинку.

Так в итоге угол рампы хуже стал или нет по сравнению с версией мкпп/ электроРК?

У авто с ерк он зуже, чем у аато с мрк.
За счет того, что рк ниже и еще и ближе к центру

Это понятно, интересно с автоматом стали ли ещё хуже или нет

Так ответ же в видео))
Высота та же, но траверса ближе к центру и Евгений присел на нее))
Вывод не для обзора)

Ну там комплексно получается, спереди силовой агрегат, сзади бак. Те да стало хуже, но если нагородить лыжу, то норм.

Ну-ну.Есть у нас в клубе такой деятель.Весь обмазался защитами-лыжами и мост и баки с тяги. В итоге там где стоки на шосейке китайской проезжают он на 30 колесах присаживается своими защитами — там где твердо и прилипает — там где липко! Короче херню какую-то сотворил с тачкой))) Защита это костыль, а не решение вопроса!
Так же будет и тут.Чисто за счет геометрии угол рампы заметно снизился. Плюс то о чем тактично умолчал Евгений. Катализатор и в целом выхлоп висит очень низко.Сильно ниже чем с МКПП. Настолько сильно ниже что Евгений даже постеснялся показывать машину с этого ракурса. А я покажу!Выводы делайте сами.Какой защитой можно обмазать катализатор чтобы его не выкорчевало
бревном чуть-чуть поднятым с колеи я не знаю.

В потребительских свойствах автомобиль вероятно и приобрел что-то новое.В способности проехать там где волки срать боятся и не оторвать чего-нибудь полезного однозначно потерял. Отрицать это фразами типа тут 32 и там 32 и «по этому вопросу сомнения исключены.» как минимум глупо.

Печально, стабилизатор я гнул в дугу, поперечину на старой РК тоже. А здесь все это на одном уровне с катализатором
Но видимо по другому никак, АКПП сильно больше обычной МКПП

MatuMaturata

Ну-ну.Есть у нас в клубе такой деятель.Весь обмазался защитами-лыжами и мост и баки с тяги. В итоге там где стоки на шосейке китайской проезжают он на 30 колесах присаживается своими защитами — там где твердо и прилипает — там где липко! Короче херню какую-то сотворил с тачкой))) Защита это костыль, а не решение вопроса!
Так же будет и тут.Чисто за счет геометрии угол рампы заметно снизился. Плюс то о чем тактично умолчал Евгений. Катализатор и в целом выхлоп висит очень низко.Сильно ниже чем с МКПП. Настолько сильно ниже что Евгений даже постеснялся показывать машину с этого ракурса. А я покажу!Выводы делайте сами.Какой защитой можно обмазать катализатор чтобы его не выкорчевало
бревном чуть-чуть поднятым с колеи я не знаю.

В потребительских свойствах автомобиль вероятно и приобрел что-то новое.В способности проехать там где волки срать боятся и не оторвать чего-нибудь полезного однозначно потерял. Отрицать это фразами типа тут 32 и там 32 и «по этому вопросу сомнения исключены.» как минимум глупо.

да неудачно он там висит

Источник https://aif.ru/auto/practice/gryazevoy_pereval_mozhno_li_buksovat_po_rasputice_na_avtomate

Источник https://autolirika.ru/soveti/buksovat-na-avtomate.html

Источник https://www.drive2.ru/l/540080112637313165/