Как правильно прогревать вариатор зимой — советы бывалого

Как правильно прогревать вариатор зимой — советы бывалого

Зная, как прогревать вариатор зимой, удастся снизить нагрузки на коробку передач и тем самым продлить ее ресурс. Нагрев рекомендуется проводить сначала на стоянке, а потом в движении. Ошибки приводят к увеличению зазоров, повреждению резинок и иным неисправностям КПП.

Автовладельцы должны знать особенности нагрева коробки передач для ее защиты и увеличения срока службы.

Нужно ли прогревать вариатор в мороз и для чего

Конструктивно вариатор состоит из десятков пластиковых, резиновых и металлических деталей. Зимой при снижении температуры ниже 0 градусов Цельсия они «дубеют» и хуже справляются с задачей.

Если не прогреть АКПП машины перед поездкой и дать большую нагрузку, возможно повреждение внутренних элементов, нарушение зазоров металлических деталей и прочие неисправности. Во избежание проблем необходим правильный прогрев коробки передач зимой.

Устройство вариатора на Nissan Sentra Устройство вариатора Nissan Juke

Что происходит с вариатором при минусовой температуре

Зимой при снижении температуры ниже «нуля» в вариаторе происходят следующие процессы:

  1. Увеличение вязкости. На морозе смазка густеет, возрастает нагрузка на привод. Как результат, повышается давление, с которым не справляется даже редукционный клапан. Повреждаются уплотнители из резины и клапаны гидравлического блока. Параллельно ухудшается циркуляция смазывающей жидкости, которая не справляется с задачами.
  2. Уменьшение крутящего момента. Из-за густоты масла снижается момент, передаваемый от КПП к двигателю. Ухудшаются динамические характеристики, падает скорость, увеличивается «прожорливость» авто. Из-за неспособности передать крутящий момент, появляется проскальзывание и, как результат, задиры на ремне/конусах.
  3. Затвердевание резиновых элементов. Зимой при снижении температуры детали из резины на автомобиле, в том числе в вариаторе, «дубеют» и теряют свои свойства. Они не обеспечивают требуемой герметичности. При большом «минусе» высок риск выдавливания сальников.
  4. Сжатие металла. Под действием низких температур металлические элементы сужаются, а это ведет к увеличению зазоров между шестернями и подшипниками. Из-за этого появляются удары при их соприкосновении, что в условиях дефицита масла ведет к преждевременному износу.

Указанные последствия проявляются тем сильнее, чем ниже температура на улице зимой:

-10 °С — резкое повышение вязкости, снижение крутящего момента, повышение нагрузки на насос и гидравлический блок;

-20 °С — ухудшение эластичности элементов из резины/полимеров, отклонение зазоров от заводских параметров, риск появления задиров и иных проблем;

-30 °С — низкая эффективность нагрева, эксплуатация не рекомендуется.

Как правильно прогревать вариатор зимой — советы бывалого

Связаться со специалистами из «Центра по ремонту вариаторов №1» и получить бесплатную консультацию можно по телефонам: Москва – 8 (495) 161-49-01, Санкт-Петербург — 8 (812) 223-49-01. Принимаем звонки из всех регионов страны. Профессионалы не только проведут диагностику и все необходимые работы, но и расскажут о правилах обслуживания вариатора на авто любых моделей, особенностях прогрева зимой и прочее.

Неправильный прогрев вариатора зимой

При эксплуатации автовладельцы часто допускают ошибки при нагреве, которые негативно влияют на состояние КПП и снижают ее ресурс. К распространенным стоит отнести:

Резкий набор скорости.
Движение по снегу/гололедице.
Увеличение оборотов более 3000 в минуту.
Резкое торможение мотором.
Активная езда с изменением полосы движения и обгонами.

При поездках в зимний период вариатор важно беречь от чрезмерных нагрузок. Если нужно преодолеть заснеженный/обледенелый участок, это делается на минимальной скорости и без пробуксовки.

Если температура опустилась ниже -30 градусов Цельсия, прогревать КПП почти бесполезно, поэтому от поездки лучше отказаться.

В комментариях расскажите о своем опыте прогрева вариатора зимой, поделитесь лучшими способами. Сохраните статью в закладки, чтобы при необходимости вернуться к инструкции и сохранить дорогостоящий узел.

Читать статью  В тишине и быстро: как и зачем менять шестерни в механической коробке

Как прогревать вариатор машины правильно

Даже перед опытными эксплуатантами вариаторных коробок переключения передач возникает вопрос о правильном использовании этого вида зимой. Ведь с падением температуры изменяется и поведение жидкости внутри неё. Как же избежать неприятных последствий? Рассмотрим изменения детальнее и научим правильно прогревать вариатор.

Поведение вариатора в мороз

Устройство вариатора довольно сложно. Внутри достаточно много подвижных и не очень компонентов из разных материалов. Их структура меняется под воздействием метеорологических факторов. Между всеми элементами течёт специальная жидкость. Можно назвать русло вариатора подобием кровеносной системы человека – её объём равен ёмкости циркулирующей по нашему организму крови. А управляем всем этим микрокомпьютер, которое иногда называют сердцем.

При переходе температуры за ноль в сторону понижения жидкость густеет и начинает медленнее течь по вариатору. Подобно тому, как человек ощущает зябкость от снижения кровотока, узлы вариатора сталкиваются с усилением нагрузки на них за счёт уменьшения смазки.

Параллельно с этим дубеют и резиновые компоненты. Резина слабо противостоит растяжению-сжатию, что приводит к разрушению и преждевременному их износу. Уже при минус 15 вариатор начинает издавать толчки при запуске на холодных режимах. Возникают трудности при переходе в режим Drive. А в суровые годы он может не запуститься вообще. Исключение составляют автомобили из гаражей или с активацией прогрева по расписанию.

Как прогревать вариатор машины правильно

В любом случае прогрев вариаторной коробки передач – стратегическая необходимость. Однако методологические аспекты процесса до сих пор остаются предметом дискуссии между автолюбителями разных культур и поколений. Однозначно стоит отвергнуть классические методы прогрева иных видов коробок передач ввиду неприемлемости.

Методики прогрева

Прогрев в движении

Движение можно начинать сразу без разогрева. Но важно соблюдать определённые правила. Трогаться и тормозить нужно плавно, не разгоняясь на большие обороты. Тогда вариатор разогреется быстрее и более плавно. Подобную тактику можно применить при выезде со двора. За отрезок пути от гаража до свободной улицы вариатор успеет прогреться. Также плюс у жителей населённых пунктов с железнодорожными и авиационными переездами (есть и такие, но это редкость. Самый известный – Гибралтарский. Прим. авт.). Главное – вклиниться в поток на небольшой скорости непосредственно перед закрытием или сразу после открытия.

Как прогревать вариатор машины правильно

Прогрев на стоянке

Запуск двигателя от 5 до 20 минут до выезда – классическая схема разогрева мотора и вариатора. Данное время можно провести с пользой. Большинство машин с вариатором оснащено штатной бортовой системой и навигацией. Пока мотор прогревается, рекомендуем посмотреть пробки на маршруте или отсмотреть запись с регистратора при его наличии.

Отдельные источники указывают такой способ невозможным, ссылаясь на конструктивные особенности прибора. Главное — в любом случае не спорить с электроникой, чтобы избежать повышенного износа механизмов.

Типичная ошибка многих шоферов

Те, кто сталкивается с этим типом коробки передач впервые, переносят методологию прогрева с прежних поколений. Автоматчики в первую очередь перебирают все режимы от остановки до драйва. На АКПП эта тактика работает, разгоняя масло по всем каналам и цилиндрам.

Как прогревать вариатор машины правильно

Устройство вариатора кардинально отличается от автоматов, механики и даже роботизированных вариаций. Тактика АКПП не работает из-за отсутствия кардинальных изменений в распределительной структуре.

Рекомендации по правильному прогреву

Прогревать вариатор нужно на устойчивом минусе. При нуле нет такой необходимости, вариатор чувствует себя уверенно. Зато при минус одном градусе уже нужно переходить к прогреву коробки передач во время движения. А на стоянке прогрев начинают при минус пяти градусах. Примерное время прогрева стартует от 3 минут до часа в зависимости от температуры наружного или внутреннего воздуха. Гораздо быстрее прогрев произойдёт в отапливаемом гараже. Возможно, он даже и не понадобится. Но при сильных морозах желательна эксплуатация в щадящем режиме без резких толчков. Ездить при температуре ниже 35 градусов на вариаторе можно, однако это связано с очень высоким риском.

Читать статью  Дергается коробка автомат, основные причины и их устранения

Как прогреть вариатор зимой перед поездкой и сколько времени

Все виды автоматических трансмиссий требуют более деликатного обращения при эксплуатации, чем простая механика. Но особенно к этому чувствителен вариатор, где используется скользящий по конусным шкивам металлический наборной ремень.

Свойства масла тут играют наиважнейшую роль. Но они сильно зависят от температуры, становясь оптимально приемлемыми только в довольно узком диапазоне температур.

Опасен как перегрев, так и чрезмерное охлаждение, чего зимой избежать сложно. Остаётся лишь внимательно относиться к предварительному прогреву.

Как ведет себя вариатор на морозе

Масло в вариаторе выполняет несколько важных функций:

  • создание управляющего давления для работы конусов и прочих механизмов с гидравликой;
  • обеспечение строго определённых коэффициентов трения в ответственных парах, если смазка теоретически будет идеальной, сила трения обнулится, и автомобиль даже с места не сможет тронуться;
  • образование масляной плёнки для предотвращения износа деталей;
  • передача тепла от нагруженных элементов в окружающее пространство;
  • защита от коррозии и прочие многочисленные задачи.

Изменение температуры повлияет на выполнение каждой из этих ролей. Сложность химического состава продукта такова, что он уже и маслом не именуется, это специальная вариаторная жидкость типа CVT. В предельных условиях она перестаёт нормально работать.

При высоких температурах для приведения ситуации в норму используются масляные радиаторы и теплообменники, а при низких – предварительный прогрев.

Можно не сомневаться, что исправный вариатор позволит движение, даже если его не греть, но ничего хорошего в этом нет. Он быстро придёт в состояние не совсем исправного, после чего начнёт вести себя в разной степени неадекватно, а затем и окончательно разрушится.

Все поломки обусловлены долгой эксплуатацией, нарушениями её правил, как правило, в результате спешки. Как на дороге, так и при подготовке к поездке.

По отношению к режиму прогрева можно выделить несколько пунктов насилия над маслом и механизмами зимой:

  • сложности с регулировкой давления, вязкость масла растёт, особенно если его давно не меняли, и оно утеряло качество, не справляется даже специально на то предназначенный клапан;
  • сила трения между ремнём и коническими шкивами медленно возрастает, под нагрузкой происходит проскальзывание и усиленный износ;
  • все детали из резины и пластика твердеют, теряют прочность и сопротивляемость к перепадам масляного давления.

Очевидно, что такую работу холодного вариатора нельзя считать нормой в плане сбережения его ресурса. Ремонт обходится очень дорого, желательно максимально оттянуть его сроки.

Сколько надо времени для нормальной работы CVT

Длительность прогрева зависит от температуры воздуха и режима работы. Можно примерно разграничить ситуации:

  • до нуля градусов и даже чуть ниже специальных мер не требуется, масло и механизмы своим качеством обеспечат нормальную работу, разве что не стоит сразу развивать предельные нагрузки после старта;
  • от -5 до -15 градусов требуется предварительный прогрев около 10 минут, то есть параллельно с двигателем;
  • ниже -15 многое зависит от режима прогрева, особенностей конкретного автомобиля и наличия свободного времени, иногда гораздо дешевле отказаться от поездки.
Читать статью  Почему коробка автомат не едет ни вперед, ни назад

Даже после предварительного прогрева нельзя считать работу коробки полностью нормальной. Нагружать её надо постепенно, в режим она войдёт даже позже, чем двигатель.

Методика прогрева вариатора зимой

Различаются две стадии повышения температуры – на месте и на ходу. Греть до рабочей температуры без движения бесполезно и вредно как двигатель, так и трансмиссию.

Нагревать жидкость, а значит и все механизмы, на месте есть смысл до температуры примерно 10 градусов. То есть чуть выше, чем тот порог, за которым можно вообще сразу начинать движение.

На парковке

Вариатор прогреется и без проведения каких-либо манипуляций с его органами управления. Но это займёт примерно вдвое больше времени.

Поэтому есть смысл через минуту после пуска двигателя включить на несколько секунд задний ход, разумеется, удерживая машину тормозом, а затем перевести селектор в положение «D».

Далее всё зависит от конструкции конкретной трансмиссии. Большинство позволяет, удерживая тормоз, продолжать работу мотора на холостых в режиме Drive. До 10 минут и более, в зависимости от холодов.

Работает гидротрансформатор, интенсивно перемешивая и прогревая масло. Но если он отсутствует, то лучше поберечь коробку и греть её в парковочном положении селектора. Чуть дольше, но безопаснее.

В движении

Когда температура масла стала с небольшим запасом положительной, можно начинать движение. Прогрев сразу ускорится, что позволит не терять время и не загрязнять атмосферу ненужной работой на холостых оборотах.

Вариатору это никак не повредит, если не злоупотреблять нагрузками, скоростью и резкими разгонами. Двигатель и трансмиссия одновременно войдут в оптимальный тепловой режим. Хватит десятка километров.

Чего не стоит делать при прогреве CVT

Про резкие старты, разгоны, высокие скорости и полный дроссель уже было сказано. Но можно добавить, что не стоит циклически повторять перевод селектора в разные положения, это не имеет смысла, а только нагружает механотроник и гидравлику.

Важно именно зимой использовать свежую жидкость в коробке. Если срок её работы близок к предельному, а это для заботливого хозяина примерно 30 тысяч километров пробега, то масло в вариаторе обязательно надо заменить в ожидании холодов.

Не надо раскручивать двигатель до высоких оборотов, даже если коробка позволит это сделать. Это и с точки зрения дорожной ситуации добавляет безопасности.

Если выезд с парковки сопряжён с буксованием или пробиванием сугробов, лучше подождать до гарантированного прогрева. То есть примерно вдвое от рекомендованного.

Крутые подъёмы непрогретому вариатору категорически противопоказаны. Как и длительные спуски, где есть риск перегрева рабочих тормозов.

Если же температура ниже -25-30 градусов, то машину с вариатором лучше вообще не эксплуатировать. Вред ей будет нанесён даже при самом правильном прогреве. Или потребуется тёплое место для хранения автомобиля.

Источник https://variator.expert/ustrojstvo/kak-progrevat-variator-zimoj

Источник https://neauto.ru/kak-progrevat-variator-mashiny-pravilno/

Источник https://autovogdenie.ru/kak-progret-variator-zimoj.html