Что такое вариатор (CVT) — как правильно ездить и обслуживать автомобили с такой коробкой передач
Коробка CVT установлена на многих моделях современных автомобилей. Этот вид трансмиссии приобретает все большую популярность.
Многие водители, не знакомые с устройством и принципом работы вариаторов, не доверяют подобным конструкциям, полагая их недостаточно надежными. Но насколько справедливо такое мнение, и какие есть особенности конструкции вариаторной трансмиссии?
Что такое вариатор
Вариатор CVT (расшифровка аббревиатуры – Continuously Variable Transmission) – это механизм, позволяющий изменять передаточное отношение трансмиссии без переходов между ступенями. В результате автомобиль плавно реагирует на изменение дорожной обстановки и сигналы водителя.
Изначально подобное устройство изобрел еще Леонардо да Винчи в последних годах XV века. Но выдача официального патента на механизм зарегистрирована много позже, что отрицательно повлияло на внедрение указанного принципа в технике.
К середине прошлого века коробку передач с вариатором применяли на мотоциклах. К концу столетия изобретение стало востребованным в самолетостроении.
Первый автомобиль, оснащенный трансмиссией CVT, сошел с конвейера в 1958 году на заводе бренда DAF. Конструкция вариаторов тех времен не отличалась надежностью. Резиновые ремни быстро изнашивались, а коробка требовала ремонта.
Спустя время, голландским инженером Хуб Ван Дорном была применена стальная гибкая связь, что повысило надежность механизма. К полноценному производству машин с такой конструкцией трансмиссии приступили в 80-х годах прошлого столетия.
Современные технологии предусматривают использование новых износостойких материалов и специализированных смазочных средств. Устройство узлов доработано конструктивно, оптимизированы гидравлические компоненты, электроника, что повысило эксплуатационные характеристики оборудования.
Как считаете, может вариатор CVT со временем вытеснить автоматы и механику?
Проголосовало: 149
Напишите в комментариях!
Разновидности вариаторов
Есть несколько видов коробок с вариаторами CVT. Трансмиссию выполняют в следующих конструктивных вариантах:
- клиновидном ременном – включает пару шкивов, соединенных ремнем трапециевидного сечения. Каждый из шкивов составлен из 2 дисков, рабочие плоскости которых наклонены в противоположные стороны под углом в 20°. Гидравлика регулирует расстояние между дисками. При проседании ремня изменяется передаточное число, обеспечивая плавность работы. В современных моделях вариаторов CVT ремень набран из стальных пластин большой прочности, что гарантирует надежность эксплуатации;
- клиновидном цепном – с цепью, связывающей отдельные валы механизма и собранной из нескольких элементов. Гибкую связь захватывают диски конусной формы, что позволяет передавать вращающий момент и изменять передаточное отношение. Работа устройства сопровождается нагревом от соприкосновения цепи со звездочками дисков, которые нивелирует система охлаждения. У данных механизмов высокий КПД, но отсутствует реверс, что требует применения дополнительных узлов;
- тороидном – в конструкции не применяется гибкая связь. Механизм представляет собой пару валов с установленными между ними роликовыми узлами. Изменение скорости происходит за счет смены позиции роликов, а момент передается соприкосновением рабочих поверхностей.
Последний тип вариаторной трансмиссии CVT из перечисленных применяют относительно редко, но специалисты считают подобный принцип конструкции наиболее перспективным.
Устройство и принцип работы CVT
Конструктивно вариатор CVT состоит из:
- вариаторной передачи;
- реверсного устройства для включения заднего хода;
- процессора, управляющего работой оборудования;
- сцепления, передающего вращающий момент и отсоединяющего коробку.
Варианты сцепляющего механизма в коробке CVT:
- центробежный;
- гидротрансформаторный;
- многодисковый мокрый;
- электромагнитный.
Чаще других применяют вариант с гидротрансформатором, обеспечивающий плавность и бесшумную работу.
Конструкция вариатора CVT предполагает принцип работы, основанный на изменении передаточного отношения путем раздвигания дисков, образующих входной и выходной шкивы.
Вот так это выглядит на схеме.
Механизм начинает работать после выбора водителем режима, переключением в соответствующую позицию ручки КПП.
Регулирует позицию шкивов управляющий процессор, в зависимости от скорости движения, положения педали акселератора.
Чем отличается вариатор от автомата и робота
Конструкция и принцип работы вариаторной коробки передач (CVT) отличается от автомата или робота. Все перечисленные механизмы предполагают изменение передаточного отношения между трансмиссией при минимуме участия водителя.
Коробка автомат конструктивно включает гидротрансформатор и планетарный редуктор. За счет этих узлов, хотя и сохраняется фиксированное передаточное число для определенных позиций, но сглаживается процесс перехода между скоростями.
Робот представляет собой механику, управляемую автоматикой при переключении передач.
Плюсы и минусы вариаторной коробки CVT
В пользу коробки передач CVT свидетельствуют ее сильные стороны, но несколько минусов тоже имеется.
плавное изменение скорости, ведь даже гидротрансформаторная автоматическая трансмиссия не исключает рывки при переходе с одной передачи на другую;
продление ресурса двигателя – правильная эксплуатация автомобиля с вариатором, своевременная замена трансмиссионной жидкости, проведение прочих предусмотренных регламентом работ снижают нагрузку на мотор, что увеличивает срок службы силового агрегата;
снижение потребления горючего вследствие возрастания эффективности работы механизма. Среднее значение КПД вариаторных трансмиссий превышает показатели классических автоматов на 7-10%;
экологическая безопасность – уровень выбросов в атмосферу вредных веществ у машин с вариаторами ниже, чем при других вариантах конструкции коробки;
быстрый набор скорости при разгоне – вследствие обеспечиваемой вариаторной трансмиссией непрерывной кинематической связи между двигателем и приводом, исключены потери времени на переключение режима. Поэтому автомобиль разгоняется быстрее;
легкость управления – водителю достаточно установить требуемый режим для начала движения.
сложность в обслуживании – не во всех автосервисах есть специалисты, разбирающиеся в вариаторах, а ремонт или замена вариаторных узлов – удовольствие не из дешевых;
дороговизна трансмиссионной жидкости – такие механизмы требуют применения определенных марок масла, продаваемых по высокой цене;
необходимость регулярной замены ремня – гибкая связь служит в среднем от 100 до 150 тыс. км, а установка новой детали обходится дорого;
относительно небольшой ресурс агрегата, уступающий сроку службы механизмов другой конструкции;
повышенный риск в связи с неправильной эксплуатацией.
Что может спровоцировать появление неисправностей в коробке CVT?
Кроме проблем с ремнем, выход из строя вариаторной коробки CVT может быть обусловлен следующими неисправностями:
• износом рабочих поверхностей шкивов;
• отказом маслонасоса;
• выработкой подшипников на конусах;
• сбоями электроники и пр.
Выявление неисправности требует детальной диагностики коробки CVT и замены вышедших из строя деталей. Иногда приходится полностью менять вариатор, что обойдется в сумму от 75 000 руб. и дороже.
Данная мера потребуется при обрыве ремня, остатки которого способны разрушить узел без возможности восстановления, при других серьезных проблемах с трансмиссией.
Если вдруг с коробкой CVT возникнут проблемы, справиться помогут специалисты из «Центра по ремонту вариаторов №1». Получить бесплатную консультацию можно по телефонам: Москва – 8 (495) 161-49-01, Санкт-Петербург — 8 (812) 223-49-01. Принимаем звонки из всех регионов страны.
Предлагаем вам к просмотру видео-обзор на сравнение вариатора и автомата, а так же преимущества и недостатки вариаторной коробки CVT.
Как правильно ездить на машине с коробкой CVT
Чтобы продлить срок службы трансмиссии CVT, необходимо правильно пользоваться автомобилем с такой конструкцией коробки. Владельцу следует воздержаться от езды по бездорожью. Пробуксовка колес при езде по снегу или грязи сокращает ресурс механизма.
Не следует резко наезжать на препятствия, как можно реже переходить с режима D на R, чтобы снизить интенсивность износа узлов.
Нельзя буксировать машину с вариаторной коробкой CVT, поскольку принудительное передвижение выводит из строя трансмиссию. Если потребуется буксировка, необходимо вывешивать приводную пару колес.
Не стоит использовать автомобиль в качестве тягача или перевозить прицеп, массой превосходящий установленные нормативы. Детальнее с особенностями езды на машине с вариаторной конструкцией трансмиссии можно ознакомиться в отдельной статье.
Как правильно обслуживать авто с вариатором
Особенности вариаторной коробки передач предполагают следование определенным правилам со стороны владельца. Необходимо обеспечить:
- своевременную замену масла. Использовать марки смазки, предусмотренные изготовителем или аналоги с подтвержденными характеристиками;
- регулярную компьютерную диагностику – с целью выявления ошибок в работе механизма и электрооборудования;
- установку новых узлов взамен изношенных.
Владелец должен соблюдать регламент обслуживания, установленный изготовителем и указанный в руководстве по эксплуатации машины.
Рабочая температура вариатора должна удерживаться в диапазоне от 70 до 105 градусов. Превышение этого показателя свидетельствует о неудовлетворительном охлаждении оборудования.
Как ремонтируют вариатор
Ремонт вариатора требует обращения в специализированные СТО с опытными мастерами и необходимым оборудованием. Замена любых деталей в механизме невозможна без демонтажа и разборки агрегата.
Цена ремонта коробки CVT зависит от серьезности поломки. К примеру, минимальные расходы на промывку клапанов гидроблока и замену масла (а это обязательная процедура при техническом обслуживании) составят:
- от 6 тысяч рублей – на трансмиссионную жидкость;
- от 10 тысяч рублей – если потребуется замена клапанов;
- от 20 тысяч рубле – на смену гидроблока.
Если новый автомобиль находится на гарантийном обслуживании, возможен бесплатный ремонт коробки CVT в сервисном центре соответствующего бренда.
Замене подлежат ремни, подшипники и другие детали. Шкивы иногда можно восстановить. Но нередко приходится менять гибкую связь с дисками и подшипниковыми узлами. В результате стоимость такого ремонта сопоставима с полной заменой агрегата, что целесообразнее в плане надежности и долговечности трансмиссии.
Как продлить жизнь вариатору
Для продления жизни коробки CVT владельцу необходимо соблюдать предписанный производителем регламент обслуживания трансмиссии: регулярно менять масло, проводить ревизию оборудования.
Нужно выдерживать правила езды, сводящие к минимуму износ узлов в машине. При первом признаке неисправностей провести диагностику в автосервисе. Помогут в этом мастера из «Центра по ремонту вариаторов №1». Получить дополнительную информацию или бесплатную консультацию можно по телефонам: Москва – 8 (495) 161-49-01, Санкт-Петербург — 8 (812) 223-49-01. Принимаем звонки из всех регионов страны.
Отзывы о вариаторной коробке передач CVT
Лучше понять плюсы и минусы машины с вариаторной трансмиссией можно по отзывам, оставленным автовладельцами:
Владимир из Челябинска, Хонда Цивик – у автомобиля очень хорошая динамика при низком расходе топлива, но к вариатору нужно привыкнуть, особенно при езде зимой по скользкой трассе.
Сергей из Тюмени, Ниссан Теана – не испытывал проблем при буксовании; машина выбирается легко, враскачку.
Алексей из Воронежа, Ниссан Примера – доволен вариаторной трансмиссией CVT, особенно наличием опции имитации коробки на 6 скоростей.
Петр из Вологды, Митсубиси Аутлендер – пользуюсь машиной более трех лет; ни в летнее, ни в зимнее время проблем не возникало, если своевременно менять масло и проверять трансмиссию.
Как любые другие механизмы, вариаторы нуждаются в регулярном контроле и техническом обслуживании. Эта конструкция трансмиссии, по мнению некоторых специалистов, несколько уступает в надежности классическому автомату, что компенсируется комфортной ездой при плавном изменении скорости движения.
Как считаете, вариатор CVT лучше автомата и механики?
Определенно лучше
Не знаю, не уверен
Проголосовало: 54
Поделитесь мнением в комментариях. Сохраните полезную информацию в закладках, чтобы вернуться к ней в любое время.
Статья помогла 14
Оцените статью
Добавить комментарий Отменить ответ
Андрей 21.03.2022 в 01:43
Автомат — гидротрансформатор + планетарка.
CVT — гидротрансформатор + вариатор.
Если CVT с центробегом или ещё с чем, то есть где допускается проскальзывания эластичного ремня на щёках вариатора когда атомобиль стоит на месте на холостых, применяется только на слабых двигателях, иначе будет быстрый нарез борозд на щёках вариатора и грохот от металлического ремня. Металлический ремень должен иметь минимальный начальный натяг и надёжно зажат щёками вариатора, когда машина стоит на месте и работает на холостых, а это осуществимо только с сцеплением в виде гидротрансформатора. Даже на мопедах эластичный ремень в CVT живёт как правило не более 5ткм, а щёки не более 10ткм. И то если аккуратно ездить резко не разгоняясь.
CVT удел мопедов и тошнящих малолитражек, в которых мощность двигателя небольшая.
Лучше, чем гидротрансформатор + планетарка, пока ещё не придумано.
Гибриды не рассматриваем. Рассматриваем только механическую передачу момента. Хотя наличие гидрика — это хоть и локальная, но всё таки уже гидравлическая передача. Дизель CVT и DSG узлом завяжет! Автомат рулит!
Заметьте, что все мощные автомобили исключительно только с автоматом, то есть с гидропередачей, которая является демпфером от скачков перегрузки при передачи момента как от двигателя в сторону дорожного покрытия, так и в обратную сторону, что заметно повышает срок службы элементов автомобиля, хотя при этом страдает КПД автомобиля. Вот механика да, анахронизм для городской езды по пробкам и светофорам. Её удел загородная без светофорная и без пробочная трасса, как в принципе и для CVT c DSG с пенсионерской ездой. Ещё конечно механика и для бездорожья, хотя правильный автомат справляется не хуже.
Если на CVT или DSG ездить так, как это можно делать на механике или автомате, то автомобиль будете частым гостем в слесарке по ремонту коробки каждые 15-30ткм гарантировано.
Вариатор
Вариатор — бесступенчатая коробка передач, которая завоевывает все большую популярность. Главной отличительной чертой вариатора является очень плавное изменение передаточного отношения, равномерный разгон и торможение, большая экономичность. Вариаторы имеют достаточно простое устройство, но обладают не таким большим «запасом прочности», как механические коробки передач и классические «автоматы».
В статье рассмотрим схематичное строение вариатора, принцип работы, разберем плюсы и минусы вариаторных коробок и коснемся вопроса, как обслуживать вариатор, как правильно ездить на машине с вариатором, а что делать нельзя.
Что такое вариатор
Вариатор или CVT-коробка (continuously variable transmission) — это разновидность автоматической коробки передач, которая передает крутящий момент от двигателя к колесам при постоянных оборотах двигателя. Вариаторная коробка передач уникальна тем, что она является бесступенчатой: она позволяет переключать скорости не по ступеням, а очень плавно, постепенно увеличивая или уменьшая передаточное число по мере разгона или замедления автомобиля.
Вариаторная коробка позволяет переключать передачи разными способами:
- автоматически,
- вручную,
- по заданной программе.
Устройство вариатора
Рассмотрим схематичное устройство вариаторной коробки.
Вариаторная коробка передач состоит из:
- устройства для асинхронизации двигателя и коробки (используется в момент трогания с места);
- самго вариатора;
- устройства для обеспечения реверса (обычно это редуктор);
- электронного блока управления;
- гидронасоса.
Виды вариаторов
Есть несколько видов вариаторных коробок:
- клинноременная,
- тороидная,
- цепная.
Рассмотрим устройство первых двух, являющихся наиболее популярными.
Клинноременный вариатор
Это наиболее распространенный тип вариаторных коробок. Клинноременный вариатор состоит из двух шкивов (ведущего и ведомого), соединенных между собой клиновидным ремнем из металла.
Каждый из шкивов состоит из двух дисков конусовидной формы, обращенных друг к другу острыми концами. Эти конусы могут двигаться навстречу друг другу и обратно. Во время движения конусов относительно друг друга плавно меняется диаметр шкива, что приводит к к увеличению или уменьшению силы трения при перемещении ремня и изменению радиуса огибания ремнем шкивов и тем самым — к плавному изменению передаточного числа.
Диаметр шкивов синхронно регулируется электронным модулем управления в зависимости от работы силового агрегата.
Ремень в клиноременной коробке вращается только в одну сторону, что обеспечивает движение автомобиля только вперед. Для езды задним ходом предусмотрено редукторное устройство, которое отвечает за изменение направления вращения выходного вала.
Ремень в клиноременном вариаторе имеет непростое строение и представляет собой наборную металлическую ленту, состоящую из стальных лент меньшего размера и имеющих сложное сечение. На этих лентах в большом количестве располагаются тончайшие поперечные металлические пластинки трапециевидной формы, которые своими краями обращены к шкиву. Такое строение позволяет сохранять жесткость ремня в любой момент времени и на всем протяжении его длины.
Для смазки ремня используется специальная жидкость, которая изменяет свое фазовое состояние под действием возрастающего давления в месте соприкосновения со шкивом. Это позволяет стальному ремню сохранять сцепление со шкивом без проскальзываний, несмотря на крайне малую площадь контакта.
Тороидный вариатор
Состоит из двух дисков клиновидной формы, направленных друг к дугу узкими концами. Диск, идущий от двигателя, является ведущим, диск, направленный к кардану — ведомым. Между этими дисками располагаются ролики, которые вращаются вокруг своих осей и двигаются от одного диска к другому.
Крутящий момент передается за счет силы трения, которая возникает между поверхностями дисков и роликов. Положение роликов определяет передаточное число в вариаторе. Сейчас тороидные коробки практически не применяются при сборке автомобилей из-за своей сложной технологии и низкой надежности, уступив более практичным клинноременным коробкам.
Достоинства и недостатки вариатора
Вариаторные коробки передач практически не устанавливаются на грузовые автомобили из-за повышенных нагрузок на двигатель.
Вариаторная коробка передач имеет свои плюсы и минусы, которые необходимо знать перед покупкой автомобиля с вариатором.
Достоинства вариатора
- Обеспечивает очень плавный разгон, езду и торможение.
- Отсутствует замедление скорости в затяжных подъемах.
- Обеспечивает более экономичный расход топлива, чем классическая коробка автомат.
- Вариатор обеспечивает очень низкий уровень шума и вибрации при работе двигателя.
- Обеспечивает быстрый отклик при подборе оптимального передаточного отношения.
- Исключает критическую нагрузку на двигатель.
- Вариатор исключает пробуксовку ведущих колес.
- Имеет более простую конструкцию, чем классическая коробка передач.
Недостатки вариатора
- Вариатор желательно не перегревать максимальными оборотами двигателя, увлекаясь ездой «педаль газа в пол», или или длительной буксовкой на одном месте. Это может привести к быстрому износу конусных дисков и ремня.
- Работа вариатора контролируется несколькими датчиками управления, выход любого из них их строя потребует дорогого ремонта.
- Вариаторная коробка передач требует периодической замены трансмиссионного масла, причем чаще, чем в классической коробке. И стоимость масла для вариатора выше, чем для «автомата».
- Каждые 100-120 тысяч пробега нужно менять ремень вариатора.
- Ремонт вариаторной коробки стоит очень дорого и часто дешевле заменить вариатор на новый, чем отремонтировать старый.
Чем вариатор отличается от «автомата»
Внешне машина с вариатором и классическим автоматом не имеют различий. Вариаторная коробка передач имеет такие же режимы работы, как и автомат. Различия начинают чувствоваться только во время движения.
При ускорении автомобиль не издает характерных звуков, идущих от нарастающих оборотов двигателя. Звук работающего мотора практически не меняется во время езды, несмотря на торможения и быстрый разгон. Водителя без опыта управления машины с вариатором это сильно сбивает с толку. При этом возникает чувство, что автомобиль как бы «тупит», плохо отзывается на нажатие педали газа, а во время быстрого разгона что-то сильно сдерживает автомобиль. Но эти чувства обманчивы. Автомобиль с вариатором разгоняется также, как и автомобиль с автоматом.
Такой непривычный отклик связан с тем, что у вариатора нет так называемых ступеней передач, по сути она только одна. Передаточное число увеличивается и уменьшается абсолютно плавно. При разгоне работа двигателя осуществляется максимально эффективно: обороты соответствуют скорости автомобиля в текущий момент. Это приводит к ощущению «зависания» двигателя.
При ступенчатой коробке передач при разгоне происходит нарастание оборотов двигателя с последующим переходом на более высокую ступень передачи. Машина с вариатором позволяет двигателю работать на одних и тех же оборотах плавно меняя передаточное отношение.
Чтобы сделать вариаторы более «привычными», некоторые производители применяют эффект нарастания шума двигателя соответственно увеличению скорости машины.
В время езды с постоянной скоростью вариатор выбирает максимально эффективное передаточное отношение, при котором расходуется минимум топлива. Поэтому автомобили с вариатором, являются очень экономичными.
Эффективность вариатора при разгоне сменяется неэффективностью при торможении, так как вариатор подбирает оптимальное передаточное отношение, но при этом выключается торможение двигателем, при котором желательно уменьшить передаточное отношение.
Стоит ли покупать автомобиль с вариатором
Для принятия решения нужно обязательно проехать на таком автомобиле и почувствовать как он набирает скорость, как замедляется, какой шум двигателя при этом.
Если вам нравится расслабленная езда в спокойном стиле по относительно хорошим дорогам, то вариатор вполне оправдает ваши ожидания.
Если вы планируете часто ездить по бездорожью, любите наслаждаться быстрым разгоном и высокой скоростью, скорее всего лучше остановить свой выбор на «механике» или «автомате».
В пользу вариатора будет говорить нулевой или совсем небольшой (до 50 000 км) пробег автомобиля. Если автомобиль с большим пробегом, то у него могут иметься проблемы с вариатором, что потребует дорогого ремонта.
Как продлить жизнь вариатору
Срок службы вариатора, как и любой другой коробки передач, будет зависеть от двух групп факторов:
- Стиль вождения.
- Своевременное качественное обслуживание вариаторной коробки — замена трансмиссионного масла и ремня.
Как правильно ездить на машине с вариатором
Управление машиной с вариатором в целом схоже с управлением автомобилем с классическим «автоматом». Но, машина с вариатором более чувствительна к перегревам и перегрузкам, поэтому, чтобы продлить вариатору жизнь, нужно строго соблюдать правила обращения с вариаторной коробкой.
- Трогаться с места нужно очень плавно, при попытке резкого старта возникает пробуксовка ремня в вариаторе, что при частом повторении вызовет поломку ремня.
- При трогании с места на режиме Drive нельзя нажимать одновременно педаль тормоза и газа, так как это ведет к быстрому нагреву трансмиссионного масла. Иногда так поступают в машинах с «автоматом», чтобы сделать старт более резким. В машине с вариатором такой принцип не работает и лишь ведет к износу коробки передач.
- На машине с вариатором лучше не допускать пробуксовки колес как во время трогания с места, так и во время движения. Такая пробуксовка может возникать в зимний период, когда поверхность дороги покрыта снегом и наледью. При излишнем нажатии на педаль газа пробуксовка может резко начаться и резко прекратиться, что приведет к ударным нагрузкам в коробке и значительной пробуксовке ремня. Лучше пускать машину медленно и внатяг. По той же причине лучше не давать машине буксовать длительное время на одном месте.
- На автомобиле с вариатором лучше избегать плохих грунтовых дорог, где придется буксовать. Любая подобная нагрузка ведет к перегрузке трансмиссии, так как излишний крутящий момент с двигателя сразу уходит в пробуксовку ремня вариатора.
- На машине с вариатором нельзя буксировать другую машину. Особенно плачевно может сказаться на вариаторе попытки вытащить другую машину, застрявшую в грязи.
- Во время езды лучше не ставить переключатель в положение N (нейтралка). Это не приведет к экономии топлива, но отрицательно сказывается на вариаторе.
- Во время кратковременной остановки (например, на светофоре) лучше включать положение N (нейтралка) или P (Parking). Вариатор имеет достаточно простое строение по сравнению с «автоматом» и «роботом», поэтому во время недолгих остановок лучше отключать механическое напряжение от двигателя к вариатору. В «автомате» и «роботе» так лучше не делать, чтобы лишний раз не переключать их сложные механизмы.
Как правильно обслуживать вариатор
Работа вариатора при правильной эксплуатации автомобиля рассчитана на очень длительное время, поскольку ломаться в клинноременном вариаторе практически нечему. Для поддержания нормальной работы вариаторной коробки нужно проводить ее периодическое техобслуживание.
- Трансмиссионное масло в вариаторе желательно менять каждые 40-50 тысяч пробега. Если промежутки между заменой масла много больше, то в результате контакта ремня с дисками будет накапливаться мельчайшая металлическая стружка, которая ведет к ускорению износа внутренних деталей вариатора.
- Масло для вариатора следует приобретать только оригинально и у официальных дилеров, которые дают гарантию качества приобретаемого товара. Масло разных производителей в вариаторной коробке лучше не смешивать. Также следует заливать масло одной и той же вязкости.
- Масло в вариаторе лучше менять традиционным способом. Экспресс-замена под давлением не удаляет металлическую стружку и продукты износа, и они только еще хуже распределяются по всему вариатору.
- Во время замены масла нужно снять поддон и почистить магниты, которые улавливают продукты износа, а также клапаны гидросистемы.
- Также нужно заменить фильтры грубой и тонкой очистки, старые прокладки, чтобы исключить утечки масла из вариатора. Недостаток масла в коробке приведет к поломке вариатора.
- Периодически нужно проверять систему охлаждения вариатора, чтобы не допускать перегрева коробки.
- В клиноременных коробках рекомендовано менять ремень каждые 100-120 тысяч пробега даже если нет видимых дефектов ремня.
Основные советы владельцам автомобиля с вариатором
- Стиль вождения машины с вариатором должен быть плавным и спокойным, исключающим экстремальные нагрузки.
- Точно следуйте инструкции управления вариаторной коробкой, не нажимайте две педали одновременно.
- Проводите техобслуживание вариатора согласно рекомендациям производителя. Многие опытные водители рекомендуют делать это в два раза чаще.
- Покупайте только оригинальные расходники у официальных дилеров.
- Трансмиссионное масло, заливаемое в вариатор, должно иметь уровень вязкости, соответствующий климату, где вы живете.
- Не смешивайте разные трансмиссионные масла, особенно с разным уровнем вязкости.
- При замене масла очистите магниты от продуктов износа, проверьте исправность системы охлаждения коробки.
- Обслуживание, диагностику и ремонт вариаторов лучше доверить сертифицированным центрам, имеющим хорошую репутацию.
Что такое вариатор (коробка CVT), устройство, принцип работы
Сейчас все чаще можно встретить авто, на крышке багажника или передних крыльях, которых размещена аббревиатура CVT.
Она указывает, что на машине вместо привычных уже коробок передач (механической или автоматической) используется вариатор.
Что такое вариатор?
Прежде чем мы разберемся в принципе работы вариатора, необходимо дать ему правильное определение.
Это трансмиссия благодаря которой изменение передаточного числа крутящего момента от двигателя на колеса происходит плавно в автоматическом режиме в зависимости от оборотов коленвала и возникающей внешней нагрузки в конкретный момент времени.
Примеров использования коробок CVT можно приводить много, наиболее понятным будет пример, когда с помощью данного устройства происходит согласование скорости вращения лестницы на эскалаторе в метрополитене с ее поручнями.
Технология не новая
Идея передачи крутящего момента с возможностью бесступенчатого его изменения – это далеко не новь. Прототип механизма с такими эксплуатационными параметрами был придуман еще Леонардо да Винчи.
Первый же патент на бесступенчатую трансмиссию был выдан в 1885 году, то есть она появилась практически одновременно с автомобилями, оснащенными двигателями внутреннего сгорания, вот только к ним вариатор еще долго не имел никакого отношения.
Достаточно длительное время такая трансмиссия применялась на различных станках и механизмах, а также двухколесном транспорте – мопедах и мотоциклах. И только в 1958 году коробка CVT появилась на автомобиле.
Первой машиной, у которой вместо ступенчатой коробки передач установили вариатор, была микролитражка DAF 600.
Во второй половине 70-х годов подразделение по выпуску легковых авто (вместе со всеми наработками) компании DAF выкупила Volvo».
После этого был налажен выпуск городского автомобиля с CVT трансмиссией Volvo 66, являвшимся доработанной версией DAF 66.
Позже в модельном ряду появилась модель Volvo 340.
Но множество проблем и несовершенство этого типа трансмиссии в конечном итоге привело к тому, что Volvo в средине 80-х годов отказалась от применения на своих авто вариатора.
А все потому, что один из основных элементов – клиновидный ремень обладал очень ограниченным ресурсом, а механизм управление трансмиссией (в ту пору – механический) был конструктивно сложным.
В конце 80-х годов другие автопроизводители решились на установку коробки CVT. Сначала это были компании Fiat (модель Uno) и Ford (ставилась такая трансмиссия на Fiesta).
В то же время свой вариатор разработали и японцы. Первым японским авто с такой трансмиссией стал Subaru Justy GL.
Постоянное развитие технологий и работы, направленные на усовершенствование конструкции, в конечном результате дало свои плоды и сейчас вариатор является не редкостью, все больше автопроизводителей комплектуют им свои модели, тем самым поставив этот вид трансмиссии наряду со ступенчатыми.
Читайте также:
Вариатор или автомат что лучше и надежней, отзывы владельцев, плюсы и минусы
Основы работы коробки автомат для понимания работы вариатора
Принцип работы вариатора кардинально отличается от ступенчатых коробок передач.
Для большего понимания сначала следует рассмотреть, как функционирует классическая автоматическая коробка передач (не путать с преселективной роботизированной КПП, которую тоже часто обозначают как АКПП).
В основе работы любой ступенчатой коробки лежит взаимодействие между собой шестерен разных размеров.
По сути, коробка передач – это обычный многоступенчатый редуктор, которым можно управлять. Такой, к примеру, является обычная механическая коробка.
АКПП же значительно сложнее по конструкции. Если МКПП — это редуктор, то в АКПП он – лишь составной элемент, хоть один из основных.
В целом автоматическую коробку можно разделить на несколько составляющих:
- Механическая;
- Гидравлическая;
- Электронная.
Механическая составляющая – это и есть редуктор. В его основе лежит обычная планетарная передача.
В современных КПП, обладающих 4-мя и выше ступенями, таких передач несколько и образуют они так называемый планетарный ряд.
Несмотря на сложность конструкции, принцип работы такой КПП очень прост. Любая планетарная передача состоит из трех компонентов – солнечной шестерни, сателлитов, объединенных водилом, и зубчатого кольца.
Особенность такой передачи заключена в том, что ведущим, ведомым или зафиксированным (обездвиженным) элементом может выступать любой из составных компонентов, благодаря чему и удается менять передаточное соотношение. Этим и воспользовались конструкторы при создании АКПП.
Так, если сделать ведущей солнечную шестерню, а водило с сателлитами будут ведомыми, при этом кольцо — зафиксировано, то на выходе получим максимальное передаточное соотношение.
Если же зафиксировать солнечную шестерню, подавать вращение на водило, а снимать его с планетарного кольца, то соотношение будет равным, то есть на выходе получаем прямую передачу.
Для получения вращения в обратную сторону (задний ход) достаточно зафиксировать водило, а вращение подавать на солнечную шестерню.
Для обеспечения блокировки шестерен планетарных передач, в конструкции АКПП применяются фрикционные муфты сцепления и ленточные тормоза.
В действие эти узлы приводятся гидравлической составляющей, работа которой контролируется и регулируется электронным блоком.
В итоге все выглядит так: электронный блок управления при помощи датчиков следит за несколькими параметрами – скоростью движения, оборотами коленчатого вала и т. д.
При надобности, он подает сигнал на открытие клапанов или срабатывание поршней гидравлической системы.
Те в свою очередь воздействуют на муфты или тормоза, блокируя вращение требуемого компонента планетарной передачи.
Как работает вариатор, общее устройство
Как отмечено, принцип работы вариатора полностью отличается от ступенчатых коробок. В основе этой трансмиссии лежит ременная передача.
Обычная передача такого типа состоит из двух валов, с установленными на них шкивами.
Передача вращения и усилия осуществляется ремнем. В такой передаче передаточное число – фиксированное и зависит оно от диаметров шкивов.
В коробке CVT же существует возможность изменять передаточные числа. Делается это за счет меняющихся диаметров шкивов.
Конструкция достаточно проста: имеется два параллельно расположенных вала. На них установлены шкивы, каждый из которых состоит из двух половин (тарелок).
Эти половины имеют конусную форму и могут перемещаться по валу относительно друг друга.
А работает все так: между конусными поверхностями шкивов помещен клиновидный ремень. При сведении или разведении половин шкивов, меняется их диаметр в месте контакта ремня.
То есть, при полностью сведенных половинах ремень движется практически по внешнему диаметру шкива, но при расхождении он проваливается между этими дисками.
Но таких шкива в конструкции вариатора два, а ремень удлиняться не может.
Вот и получается, что если у одного из шкивов половины расходятся, то у другого должны сходится, то есть работать они должны синхронно.
Таким образом и осуществляется изменение передаточного соотношения.
Но это только принцип работы. Конструктивно все выглядит значительно сложнее, хотя основными рабочими элементами остаются все те же шкивы и ременной привод.
Но в конструкцию дополнительно добавлено сцепление, электронная система управления, а также планетарный редуктор.
Поэтому коробка CVT состоит из:
- Электронной системы управления;
- Самого вариатора;
- Узлов и деталей, которые передают крутящий момент и включают нейтральную передачу;
- Планетарного механизма, для движения задним ходом.
В коробку CVT, в зависимости от производителя и модели, могут быть внедрены различные конструктивные решения, которые в большинстве случаев касаются сцепления.
- Вариатор Transmatic – автоматическое центробежное сцепление;
- Multimatic, Multitronic – мокрое сцепление, многодисковое с электронным управлением;
- Hyper – сцепление электромагнитное с электронным управлением;
- Autotronic, Extroid, Ecotronic, Multidrive, Lineartronic, Xtronic – с гидротрансформаторами.
В качестве сцепления зачастую выступает гидротрансформатор, такой же, как и на АКПП.
Гидротрансформатор работает при трогании машины с места, затем блокируется. Он очень мягко, без рывков, передает крутящий момент за что и получил большую популярность среди владельцев автомобилей.
Перемещением дисков шкивов управляет электронный блок, который следит за рядом параметров работы двигателя и самой трансмиссии и на основе этого подает команды на исполнительные механизмы.
К примеру, при начале движения необходимо обеспечить максимальное тяговое усилие, для чего половины ведущего шкива нужно максимально развести, а ведомого – свести.
По мере набора скорости блок управления меняет диаметры шкивов, снижая передаточное соотношение.
Планетарный же редуктор в конструкции необходим для обеспечения движения задним ходом.
Читайте также:
Что лучше вариатор или робот и с какой трансмиссией выбрать автомобиль
Типы вариаторов
Во многих узлах и агрегатах нашли широкое применение различные конструкторские решения вариаторов, которые плавно изменяют передаточное число от двигателя к колесам, но в автомобилестроении ужились пока только два их типа:
- Клиноременной;
- Тороидный.
Клиноременной
В основу устройства клиноременного вариатора входят два шкива конической формы и одна или двух ременная передача.
Ремень имеет клиновидную форму и может быть изготовлен из резины, набора металлических пластин или цепи. Но это только влияет на надежность работы всей системы, но никак на принцип ее работы.
Конструктивно предусмотрено раздвигание и сдвигание шкивов, благодаря чему и происходит изменение их диаметров.
Благодаря клиновидной формы ремня, последний соприкасается со шкивом боковыми сторонами, что обеспечивает надежную передачу вращательного момента продолжительное время (для резиновых ремней 50 000 км, но это еще не предел).
Изменение передаточного числа происходит за счет сдвигания и раздвигания, ведущего и ведомого шкивов.
При малых оборотах двигателя диски ведущего шкива разжаты, соответственно имеют малый диаметр. Ведомые диски, наоборот, сжаты и имеют больший диаметр.
При увеличении оборотов двигателя под воздействием центробежных сил и различных приводов, диски ведущего шкива сжимаются, а ведомого, наоборот, разжимаются, при этом уменьшается передаточное число.
Чтобы диаметры шкивов изменялись синхронно с возникающими нагрузками на двигатель, в автомобиле с коробкой CVT предусмотрена электронная система управления, которая также совместно управляет и работой планетарного редуктора и сцепления.
Планетарный редуктор обеспечивает движение автомобиля задним ходом, так как конструктивно вариатор не может обеспечить такое движение.
Благодаря электронной системы управления, после выхода автомобиля на крейсерскую скорость, CVT трансмиссия поддерживает те обороты двигателя, которые наилучшим образом будут подходить для хорошей динамики движения автомобиля.
Во время различных экспериментов было установлено, что оптимальный угол наклона внутренних стен шкива должен быть 20 градусов.
В разных устройствах сдвигание и раздвиганье шкивов происходит за счет гидравлики, пружин или центробежных сил.
Резиновые передачи в клиноременных вариаторах зарекомендовали себя плохо, поэтому сейчас в основном устанавливают передачи из цепи или металлических пластин.
Это в значительно мере повысило надежность и увеличило ресурс работы системы и уменьшило шумы во время движения авто.
Так же, как разновидность, существуют клиноцепные трансмиссии, передача крутящего момента в которых происходит с помощью металлической цепи в основе которой лежат специальные пластины, соединенные осями.
КПД взаимодействия со шкивами в таких устройствах в значительной мере выше, чем в обычных клиноременных вариаторов, а значит, потери вращательного момента в них минимальны.
Для управления используется специальный рычаг селектора.
Клиноременной вариатор устанавливается на многих зарубежных автомобилях, у каждого производителя он конструктивно может отличаться и иметь свое название, к примеру:
Тороидный вариатор
Как видно из рисунка тороидный вариатор состоит двух вращающихся в противоположные стороны соосных валов, имеющих тороидную (сферическую) форму.
Между валами зажаты ролики, их тоже видно на рисунке выше, которые изменяя свое положение меняют передаточное число от ведущего к ведомому валу, при этом крутящий момент передается от роликов к валам за счет сил трения.
Основной проблемой, влияющей на надёжность работы всей системы и на КПД передачи крутящего момента, является пятно контакта роликов со сферическими валами.
Усилие прижатия в пятне контакта может быть колоссальным, в некоторых вариаторах оно может достигать 10 т., поэтому, помимо того, что материал в них должен быть высокотехнологичным, система управления тоже должна быть очень надежной.
К примеру, на вариаторе Extroid, который применяется на некоторых моделях Nissan, установлен специальный гидравлический механизм, управляемый электроникой, перемещая ролики с диапазоном в микроны.
Читайте также:
IVT трансмиссия у Киа: что это такое, устройство, принцип работы, отзывы
Важно – поговорим про клиновидный ремень
Ранее вариатор не нашел широкого распространения на автотранспорте по одной простой причине – резиновый ремень из-за передачи значительных усилий очень быстро стирался.
Так, у упомянутого Volvo 340 приводной элемент отхаживал не более 30 тыс. км.
В современной клиноременной трансмиссии используется привод, который сложно назвать ремнем, поскольку он состоит из двух пакетов стальных лент, с помещенными между них фасонными пластинами, сделанными в виде бабочки.
Благодаря использованию составных элементов из высокопрочных материалов удалось решить одновременно несколько проблем – повысить ресурс работы трансмиссии, увеличить диапазон передаточных чисел (за счет большей гибкости привода), снизить шумность работы.
Также некоторые компании выпускают клиноцепные вариаторы, у которых в качестве приводного элемента выступает многозвеньевая пластинчатая цепь, обладающая еще большей гибкостью, но из-за малого пятна контакта с рабочими поверхностями шкивов, требует использования высокопрочных материалов при создании последних.
Преимущества и недостатки такого решения
Благодаря своему непохожему на ступенчатые коробки принципу работы, вариатор обладает рядом преимуществ перед ними.
Основными из них являются:
- Плавный, но при этом стремительный набор скорости;
- Высокие показатели КПД;
- Отсутствие разрывов в передаче крутящего момента (нет рывков и провалов);
- Отличное реагирование трансмиссии на изменение условий (подъемы, спуски);
- Сниженное потребление топлива;
- Легкость начала движения, отсутствие вероятности отката назад при старте (даже на подъем);
- Отличное согласование работы с двигателем;
- Бесшумность работы.
- Длительная передача высоких оборотов на максимальной мощности негативно сказывается на CVT коробке
- В качестве рабочих жидкостей используются специальные масла;
- Вариатор очень требователен к качеству масла, поэтому менять его и фильтра нужно своевременно;
- Требует строго соблюдения правил эксплуатации (экстремальные условия не для него);
- Такие коробки пока не могут работать с мощными моторами (предел – 220 л. с.);
- Сложность и дороговизна ремонта.
Ну, и некоторые отмечают «скучность» поведения авто, оснащенного CVT трансмиссией. То есть, работа двигателя и вариатора настолько сбалансирована, что добиться от этой пары «спортивного поведения» невозможно.
Частично эта проблема решена за счет имитации работы ступенчатой коробки (специальный режим, при котором существует возможность менять передаточные числа на фиксированные значения).
Что надежнее вариатор или автомат
Что касается вопроса, касающегося того, автомобилю с какой трансмиссией отдать предпочтение – АКПП или вариатору, то однозначного ответа нет.
Современная коробка CVT обладает уже неплохим ресурсом при тех же требованиях технического обслуживания, что и коробка-автомат, но его практически все эксплуатационные показатели выше.
Но все же АКПП пока является более надежной, хоть по конструкции и сложнее, да и экстремальные условия она выдерживает лучше.
В общем, вариатор является отличным вариантом, но в случае если авто за черту город выезжать не будет.
В заключение можно отметить, что за коробками CVT будущее, так как по сравнению с обычной АКПП, они проще в конструкции, а значит, дешевле, они мягче передают крутящий момент, а значит, поездка становится комфортней, они экономят топливо, а значит поездка становится дешевле.
И несмотря на все еще имеющие недостатки, они уже уверенно заняли свои позиции в автомобилестроении.
Мощности транспортных средств, на которые они устанавливаются, постоянно возрастают, а значит, в скором времени мы их увидим и на грузовых автомобилях.
Вариатор или бесступенчатая трансмиссия — видео.
Источник https://variator.expert/ustrojstvo/korobka-cvt
Источник https://autoexpertjournal.ru/variator/
Источник https://autotopik.ru/obuchenie/578-variator.html