Как узаконить фаркоп
Забота о потребителе, иногда, сильно осложняет жизнь этому самому потребителю. Думается, недалёк тот день, когда перед каждым выездом надо будет проходить виртуальный техосмотр, согласовать маршрут и получать “добро” от диспетчера на взлёт, извините — выезд со стоянки. А пока вот дело дошло до фаркопов на легковую машину. Итак, всегда ли нужно в 2022 году регистрировать фаркоп в ГИБДД? В каких случаях можно обойтись без процедуры регистрации фаркопа на легковой автомобиль? Обо всём по порядку.
Немного теории
Каждая разрешительно-запретительная инновация должна иметь в своей основе элементы здравого смысла и быть прописана в каком-нибудь документе. В нашем случае, таким нормативно-правовым актом является Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств» II. Раздел — Определения. Цитируем: “Внесение изменений в конструкцию транспортного средства — исключение предусмотренных или установка не предусмотренных конструкцией конкретного транспортного средства составных частей и предметов оборудования, выполненные после выпуска транспортного средства в обращение и влияющие на безопасность дорожного движения”. Переводим на русский — если производитель предусмотрел штатное место для фаркопа и, что главное — отразил сей факт в документации на машину, то его установка не несёт в себе угрозы безопасности для окружающих. Теперь о здравом смысле. Действительно, что будет, если у “Оки”, буксирующей 7-ми метровый кемпер, на скорости 120 км/ч оторвётся прицеп? Ужас! А всё почему? А потому, что жёсткость и прочность элементов кузова легкового автомобиля должны предусматривать установку фаркопа и последующую буксировку. Разумно? Вполне.
Документы на фаркоп
Итак, производитель, чёрным по белому, указал в инструкции — установка фаркопа (тягово-сцепного устройства, или ТСУ на языке конструкторов) предусмотрена на данной модели. В этой ситуации, регистрация ТСУ в ГИБДД не обязательна. Сложно представить себе автовладельца, который пойдёт на подобный квест по желанию, но так следует из регламента -”не обязательна”. Остаётся мелочь — нужно иметь при себе скромный пакет документов.
- Руководство по эксплуатации автомобиля, с закладкой на той странице, где указана такая опция, как установка ТСУ.
- В паспорте автомобиля должна быть отметка о том, что фаркоп установлен не кем-нибудь, а авторизованным сервисным центром.
- Паспорт на фаркоп. Если таковой утерян, то можно скачать его из интернета (прогресс, однако).
- Заверенная продавцом копия сертификата соответствия фаркопа с приложением, где перечислены модели автомобилей с которыми можно его “поженить”.
- Ну и “вишенкой на торте” должны быть квитанция об оплате с чеком. Для полноты картины, что называется.
Пакет документов на столь же невелик, как и не обременительна процедура его узаконивания.
Регистрация фаркопа
Допустим, вы счастливый обладатель легкового автомобиля, производитель которого не удосужился указать, что фаркоп ему показан. Если вы владелец Daewoo Matiz или Bugatti Veyron, то может оно того и не стоит? Во всех остальных случаях, нужно выделить несколько дней на увлекательный процесс согласований по следующему алгоритму.
- Возьмите вышеуказанный пакет документов для предварительной экспертизы в ГИБДД. Только не надо заранее фаркоп покупать.
- Пройдите предварительную экспертизу в ГИБДД.
- Получите решение по результатам предварительной экспертизы.
- При положительном вердикте, купите и установите согласованный фаркоп в специализированном центре. Не забудьте сохранить все сопроводительные документы.
- Пройдите техосмотр в сертифицированном центре и получите диагностическую карту.
- Пройдите техническую экспертизу транспортного средства в ГИБДД.
- На её основании, получите протокол экспертизы ГИБДД.
С этим протоколом и узаконенным фаркопом на легковом автомобиле, вам открыты все дороги и направления — как с прицепом, так и без него.
Предустановленный фаркоп. Как быть?
Времена, когда бонусные “допы” радовали покупателя легкового автомобиля, канули в лету. Поэтому, не стоит сразу радоваться, если вы покупаете машину с ТСУ. Но тут алгоритм несколько проще.
- Новый автомобиль. Затребуйте все исходные документы (см. список выше) в автосалоне. Помните, что у продавцов и экспертов — инспекторов могут не совпадать представления о “прекрасном”. И угадайте — кто будет “крайний”.
- Автомобиль со вторичного рынка. По той же схеме, с продавцом. Словам не верим. Только бумажки.
- Вы были “в танке”, и только узнали, что фаркоп на машине, доставшейся в наследство — “криминальный”. Идём в начало статьи. Удачи.
Наказание за “нелегальный” фаркоп
Кому как, но как по мне, так “нелегальный фаркоп” — это как “дачная амнистия”. Но тут — кому как слышится. Кара, за это нарушение, вполне себе, гуманная.
- Если вы не злостный нарушитель ПДД, то инспектор может вам вынести предупреждение, а может, и не может.
- Но и сама сумма штрафа, не обременительна, по сегодняшним реалиям. Согласитесь, 500 (250 при оплате в течении месяца) рублей — дисциплинируют нарушителя и делают мир лучше и безопаснее.
Заключение
На самом деле, фаркоп можно установить хоть на “Porsche 911”, хоть на тот же Daewoo Matiz. Вопрос в целесообразности и здравом смысле. Одно дело, если джип тянет за собой моторную лодку, а другое дело, когда Ford Focus — прицеп с кирпичом. И здесь, над каждым из нас по инспектору не поставишь. Мы должны понимать, что соблюдая регламенты и проходя осмотры, мы платим пошлины, а не проходя — штрафы. В любом случае, наши деньги идут на добрые дела.
Здоровья вам и вашему автомобилю. И удачи на дорогах.
Штраф за фаркоп (прицепное устройство) (Статья 12.5 КоАП РФ) (видео&смарт ответ)
По новым правилам установка сцепного устройства на автомобиль считается изменением его конструкции. Закон требует регистрации прицепа в ГИБДД и сцепных устройств. В противном случае водителю грозит административная ответственность в виде штрафа.
Но нужно ли регистрировать фаркоп в каждом случае и как это проходит? Когда выписывают штраф за фаркоп на легковом автомобиле? Кроме этого, в статье также будет детально рассмотрена ответственность водителей и даны ответы на вопросы относительно самой процедуры регистрации, необходимых документов.
Когда водитель обязан зарегистрировать фаркоп, а когда нет
Фаркоп, он же ТСУ (тягово-сцепное устройство), выступает специальным элементом транспорта, с помощью которого к нему подсоединяется прицеп.
С 2015 стал действовать Техрегламент «О безопасности колесных транспортных средств». Им руководствуются, когда требуется изменить конструкцию ТС.
Читайте также: Как снять щиток приборов на приоре
С вопросом регистрации определяются исходя из оценки имеющихся документов и устройства.
Когда завод-изготовитель изначально продумал место крепления, конструкция транспорта не изменится при его установке и отдельная регистрация фаркопа не нужна.
При подтверждении этого факта и полном комплекте документов корректировать в ГИБДД свидетельство о регистрации не нужно.
Эксплуатация вмонтированного устройства проводится при наличии:
- Паспорта (руководства по эксплуатации) с отметкой о возможности проведения монтажа. Оформляется производителем.
- Копии сертификата на фаркоп, где определено его соответствие Техрегламенту. В нем указывается, что при соблюдении всех требований к установке все надежно, и устройство может использоваться.
- Акта установки + лицензии сервиса. Оформляется организацией-установщиком. Это документальное подтверждение правильности установки.
Даже если указанные документы на фаркоп есть, возить их в машине водителю нет необходимости.
Присутствие оригинального устройства на транспорте не требует дополнительных действий от владельцев. При претензиях со стороны представителей ГИБДД документы в любой момент затребуют у производителя авто.
Без документов и шанса их восстановления потребуется пройти в ГИБДД регистрацию изменений конструкции автомобиля.
Порядок установлен пунктом 7.18 ПДД и ФЗ № 196 от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения».
Документы на ТСУ
Чтобы использовать тягово-сцепное устройство необходимы:
- отметка о разрешении использования устройства в руководстве по эксплуатации ТС;
- официальные бумаги, подтверждающие совместимость с моделью и маркой авто;
- сертификат соответствия детали требованиям Технического регламента.
Бумаги можно не возить с собой, а хранить дома. В случае остановки, сообщить сотруднику, что они есть, показать фото. Если инспектор выпишет постановление, предъявив эти документы, штраф можно оспорить.
Какие документы необходимы для регистрации
Для регистрации несколько раз обращаются в ГИБДД. Пакеты документов будут различаться: до момента установки и после.
Вначале подготавливают такие документы:
- заявление (формат бланка установлен);
- копию паспорта на транспорт (предоставляется и в оригинале);
- удостоверяющие факт соответствия фаркопа гостребованиям (оцениваются характеристики и вопрос безопасности);
- свидетельство о регистрации транспорта.
Когда фаркоп уже установлен, идут снова в ГИБДД. Регистрируют обновленную модификацию. Инспекторы проверяют правильность установки и насколько она безопасна: создается ли опасность для других лиц, участвующих в дорожном движении.
Читайте также:
- диагностическую карту;
- договор, по которому приобретался прицеп (при наличии);
- сертификат (нужно подтверждение качества устройства);
- декларацию (выдается в сервисе, где проводили работы);
- заявление (в нем указывается просьба зарегистрировать модификацию);
- заключение проведенной экспертизы.
За первым и последним документом обращаются к официальному сервисному центру либо в мастерскую.
Нужна ли регистрация фаркопа в ГИБДД в 2019 году?
В данном случае все зависит от самого фаркопа и от имеющихся на него документов:
- Если документы на фаркоп есть, то водителю не нужно обращаться в ГИБДД для внесения изменений в свидетельство о регистрации. Можно просто установить фаркоп и спокойно эксплуатировать автомобиль с прицепом.
- Если документов нет либо их невозможно восстановить, то установка фаркопа является изменением конструкции, которое следует зарегистрировать в ГИБДД.
Примечание. Необходимые документы для фаркопа будут рассмотрены ниже.
Например, если оригинальный фаркоп установлен на автомобиль на заводе, то никаких дополнительных действий при обращении в ГИБДД для постановки машины на учет предпринимать не нужно. Если у ГИБДД возникнут какие-то вопросы по поводу ТСУ в будущем, можно будет в любой момент запросить документы у автопроизводителя и отстоять собственную правоту.
С другой стороны, если фаркоп изготовлен самостоятельно и просто приварен к кузову автомобиля, то это является изменением конструкции. Для его регистрации нужно обратиться в ГИБДД. Причем далеко не факт, что разрешение на установку в итоге удастся получить.
Напомню, что алгоритм внесения изменений в конструкцию транспортного средства рассмотрен в отдельной статье:
Он подразумевает, что автовладелец должен 7 раз обращаться в различные организации, т.е. довольно трудоемок.
В связи с этим на практике возможен и такой вариант. Если тягово-сцепное устройство на машине уже установлено, а документов на него нет и восстановить их невозможно, то может оказаться проще, быстрее и дешевле купить новый фаркоп с документами, чем пытаться оформить в ГИБДД изменение конструкции автомобиля.
Штрафы за незарегистрированный фаркоп
Не допускается использование устройства, если он не фигурирует в ОТТС как допоборудование для автомобиля.
Есть несколько вариантов, где возможно взять копию документа:
- В дилерском центре.
- На заводе, изготовившем машину.
Такой информацией располагают только производители и импортеры.
С фаркопом, но без прицепа водитель будет ездить, если конструкция автомобиля устанавливает прямой запрет добавления к нему прицепных ТС.
При наличии категории «В» у водителя все же будут действовать ограничения. Предельная масса прицепа не должна превышать максимальную массу ТС и в совокупности 3,5 т. Для более тяжелых прицепов понадобится категория «Е».
Штрафы возможны, когда ТСУ:
Читайте также: Покраска суппортов своими руками: простая технология, видео инструкция
- нестандартного образца или имеет поломки;
- перекрывает оптику, номерной знак;
- нарушены правила установки фаркопа (место или способ установки выбраны неверно).
Если представитель ГИБДД не допускает постановки автомобиля на учет из-за фаркопа, нужно потребовать письменное объяснение. Затем пишется жалоба, адресуемая начальнику сотрудника.
Ответственность предусмотрена по части 1 статьи 12.5 КоАП. Штраф здесь незначительный, всего 500 р. Воспользовавшись статьей 32.2 КоАП, водитель ограничится только половиной штрафа, если перечислит средства на протяжении 20 дней с момента его назначения.
Конструктивные изменения транспорта требуют получения разрешения и регистрации. Иначе водитель создаст опасность на дороге.
Порядок для установки фаркопа
Для правомерного монтажа фаркопа согласно правовым нормам учитывают определенный порядок действий:
- определяются с возможностью установки – легковой автомобиль должен быть рассчитан на буксировку прицепа, для тягово-сцепного устройства изготовителем подразумевается специальное место;
- выбирают агрегат у производителя, согласовывая выбор с моделью и маркой автомобиля;
- обращаются к автосервису для монтажа с дальнейшим оформлением бумаг;
- получают документы для установки фаркопа, проходят его регистрацию в ГИБДД.
Регистрировать устройство в ГИБДД не обязательно, если соблюдаются условия:
- установка предусмотрена изготовителем транспортного средства;
- на приспособление имеется паспорт и сертификат, доказывающий правомерность его монтажа;
- устройство монтировано согласно инструкции без внесения изменений в конструкцию автомобиля, то есть сверление, сварка и иные действия не проводились.
Регистрация фаркопа в ГИБДД подразумевается в ситуации, когда монтирование проводится самостоятельно или вносятся изменения в конструкцию машины. Стоимость регистрации варьируется в зависимости от типа автомобиля и стоимости самого устройства. Для оформления предоставляются документы:
- заявку на регистрацию, ее форма для заполнения предлагается на месте;
- двустороннюю копию ПТС;
- документы на фаркоп;
- свидетельство о регистрации легкового автомобиля.
Ознакомьтесь Статья 27 ФЗ 114 о порядке выезда из РФ и въезда в РФ
На основании заявки организуется экспертиза для установления возможности использования указанного устройства. Автовладелец должен по ее итогам собрать определенные документы:
- диагностическую карту, подтверждающую безопасность используемого автомобиля;
- договор о покупке фаркопа и иные бумаги, связанные с его использованием, включая сертификат;
- декларацию от автосервиса, где монтировалось устройство;
- решение экспертизы о возможности эксплуатации автомобиля.
На основании приведенного перечня водителю выдается свидетельство, подтверждающее правомерность использования фаркопа.
Можно ли избежать штрафа за фаркоп без регистрации
Есть несколько вариантов, когда можно уйти от наложения административного штрафа:
- Убедить инспектора, что указанное им упущение будет незамедлительно исправлено.
Иногда инспектор может ограничиться предупреждением, тем более статья 12.5 КоАП предусматривает подобную возможность. Больше шансов прийти к соглашению у вежливых водителей, долгое время не замеченных в нарушении ПДД.
- Фаркоп съемной конструкции. Когда он не так часто используется, это выход. Нет выступающих элементов — весомый аргумент.
- Заводское ТСУ или наличие креплений.
- Отсылка к пункту 77 Техрегламента. При выполнении требований этого документа — сертификации ТСУ и проведении оценки устройства — бояться проверок не нужно. Штраф исключен.
Если установка не предусмотрена заводом
Даже при таком раскладе есть выход из положения. Потребуется легализовать установку. С этой целью проводится экспертиза:
- Получите необходимые документы для подтверждения возможности монтажа на транспорт фаркопа.
- Пройдите экспертизу (через ГИБДД). Нужны документы, выданные автоцентром, и на транспорт.
- После завершения процедуры вносят коррективы в техталон и ПТС (модификация подтверждена и узаконена).
ГИБДД даст бланки и перенаправит для прохождения экспертизы ТС.
Как выбрать «правильный» фаркоп
Внимание прежде всего уделяется документации. Покупается только сертифицированное изделие. Дополнениями выступают техпаспорт и сертификат соответствия.
Учитывать нужно следующие моменты:
- Насколько фаркоп подойдет к конкретной марке автомобиля. У продавца сразу же нужно запросить документацию на устройство.
- Каким образом будет происходить закрепление устройства на транспорте (лучше посоветоваться со специализированными центрами, которые в дальнейшем займутся установкой фаркопа).
- Характеристики устройства (вес, размеры, конструкция). В некоторых случаях крюк соединения не подойдет под имеющийся прицеп — это важно учитывать.
- Будут ли характеристики соответствовать государственным требованиям.
Нельзя, чтобы крепеж загораживал номер или создавал препятствия движению транспорта.
Если купили фаркоп без документов
Бывает, что у собственника транспорта не остается при себе документов на фаркоп. Зачастую такое бывает, когда:
- Документы утеряны (обычно это вина одного из прежних владельцев при перепродаже транспорта).
- Незаконное интегрирование устройства в конструкцию транспорта (без оформления соответствующей документации).
- Приобретение изделия у продавца без квалификации.
Покупая б/у авто, следует быть особо внимательным к документации, в т. ч. и на фаркоп. Документы отсутствуют — нужно оформить или же демонтировать ТСУ, чтобы не нарваться на штраф за отсутствие разрешения на установку фаркопа. Проблемы появятся и с регистрацией транспорта.
Документы на фаркоп легкового автомобиля
В 2021 году в России действует технический регламент таможенного союза ТР ТС 018/2011 О безопасности колесных транспортных средств. Именно этому документу должны соответствовать транспортные средства и установленное на них оборудование.
Рассмотрим пункт 77 раздела 4 главы V технического регламента:
77. Транспортные средства не подлежат проверке в следующих случаях:
1) при установке на транспортное средство компонентов:
- предназначенных для этого транспортного средства и прошедших оценку соответствия в составе данного транспортного средства, что подтверждено документацией изготовителя компонентов;
- предусмотренных изготовителем транспортного средства в эксплуатационной документации;
Читать дальше: Комиссия за выдачу банковской гарантии налоговый учет
2) при серийном внесении изменений в конструкцию на основании разработанной и согласованной в установленном порядке конструкторской документации, если на ее основе была выполнена оценка соответствия внесенных изменений.
Читайте также: Как открыть замок капота Форд Фокус 2
Итак, существуют 2 случая, при которых фаркоп можно не регистрировать в ГИБДД:
- При серийном внесении изменений в конструкции. В данном случае речь идет об установке ТСУ на заводе.
- При установке фаркопа в качестве дополнительного оборудования, если одновременно выполняются 2 условия:
- Изготовитель предусмотрел установку фаркопа в эксплуатационной документации. В данном случае речь идет о руководстве по эксплуатации, которое выдается при покупке любого автомобиля. Откройте данный документ и найдите раздел, посвященный использованию прицепа. Если такой раздел есть, то все в порядке.
- Фаркоп должен иметь документацию изготовителя, подтверждающую, что он предназначен для использования именно на автомобиле Вашей модели и прошел оценку соответствия.
Таким образом, список необходимых документов для использования фаркопа:
- Руководство по эксплуатации автомобиля.
- Документы на фаркоп, подтверждающие, что он подходит для автомобиля нужной модели.
- Сертификат на фаркоп, подтверждающий, что он соответствует требованиям Технического регламента.
Обратите внимание, возить указанные документы с собой и предъявлять их сотрудникам ГИБДД Вы не обязаны. Их можно хранить и дома. Просто если у сотрудника ГИБДД возникнут вопросы по поводу фаркопа, сразу же скажите ему, что все необходимые документы у Вас есть и тягово-спцепное устройство установлено законно. Обычно этого бывает достаточно. Если полицейский все же решит оформить протокол, то Вы сможете оспорить его на основании имеющихся документов.
Что делать, если фаркоп уже установлен
Бывает, что оформление фаркопа не проводилось, при этом он есть на авто при отсутствии документов. Когда приобреталось устройство у официального производителя, проблем с восстановлением документации не возникает.
Нужно выйти на контакт с поставщиком:
- с помощью официального портала;
- через региональное отделение (при его наличии);
- написав письмо на установленный юридический адрес.
Обычно покупателям продукции не отказывают — по просьбе высылают все копии документов.
Другое дело, если ТСУ ручной сборки или же отправлять дубликаты документов по просьбе не захотели.
Тогда следует действовать так:
- При приобретении транспорта на вторичке нужно позвонить прежнему владельцу. Возможно, у него остался сертификат.
- Направить в ГИБДД сообщение о запланированной регистрации модификации ТС.
- Использовать транспорт до момента, как фаркоп успеют узаконить, нежелательно: будет админка.
- Проверки нужно пройти и оформить документацию, подтвердив, что характеристики учитывают требования.
Как осуществляется регистрация фаркопа на легковой автомобиль
Некоторые автолюбители хотят усовершенствовать свою машину, улучшить ее внешний вид, поменять фары, установить газобаллонное оборудование либо фаркоп.
Наличие фаркопа становится необходимостью для любителей экстремального вождения по бездорожью и дачников. Все трансформации, связанные с вмешательством в техническую систему автомашины и меняющие ее характеристики, подлежат регистрации.
Внесение изменений в конструкцию автомобиля
Монтаж либо демонтаж оборудования автотранспорта, влияющий на уровень его безопасности на дороге, является изменением конструкции машины.
Все проводимые изменения касаются:
- внешнего вида автомобиля (замена составных частей машины или монтаж дополнительных деталей);
- проходимости транспорта;
- технических характеристик (изменение частей двигателя, подвески и иных элементов конструкции).
Определение фаркопа
Устройство, устанавливаемое для сцепления машины с прицепом либо с иным автотранспортом при буксировке, называется фаркоп.
Использование названого устройства позволяет равномерно распределить нагрузку от вытягиваемого автомобиля либо прицепа в целях обеспечения безопасности на дороге.
- складной (конструкция легко складывается благодаря шарнирам и убирается под бампер);
- сварной (использование на легковом транспорте запрещено);
- съемный (крепится с помощью замка).
Когда регистрация фаркопа необходима, а когда можно обойтись без нее
Регистрация ТСУ легковых автомобилей необходима при его самостоятельной установке, утрате документации на имеющееся сцепное устройство, производится в соответствии с Правилами госрегистрации автомоторных средств, утвержденных приказом МВД № 399 от 26.06.2018.
Монтаж ТСУ (тягово-сцепного устройства) следует зарегистрировать:
- при отсутствии указания в документации на транспорт возможности использования;
- при отсутствии сертификата соответствия;
- в случае запрета либо ограничения изготовителя на использование устройства;
- нестандартных размеров и формы устройства.
Во избежание всевозможных проблем при встрече с сотрудниками ГИБДД необходимо при себе иметь:
- паспорт устройства;
- сертификат соответствия;
- платежный документ в подтверждение приобретения устройства.
Регистрация не понадобится:
- если конструкцией транспорта предусмотрена возможность установки прицепа;
- если монтаж оборудования либо его частей происходит на заводе.
Регистрация не требуется при наличии паспорта, сертификата ТСУ, отсутствие названых документов может послужить поводом для наложения административного штрафа.
Информация о возможном монтаже ТСУ содержится в эксплуатационных бумагах и инструкциях по работе автомашины.
В таблице нагрузки указывается о разрешении буксировки (можно проверить по VIN либо посмотреть сведения на стойке автомобиля).
Пошаговая инструкция регистрации фаркопа
Регистрация фаркопа для легкового автомобиля предусматривается Техническим регламентом № 018/2011, принятым решением комиссии Таможенного союза № 877.
При установлении фаркопа желательно выбирать устройство, рекомендованное производителем. Любое устройство должно проверяться на соответствие ГОСТам и установленным требованиям по безопасности, быть сертифицированным и иметь паспорт.
Оформление экспертиз до и после установки дополнительных устройств производится в соответствии с Методическими рекомендациями, установленными письмом МВД № 13/5-8230 от 20.11.2015.
Предварительная экспертиза. Необходимые документы для ГИБДД
Когда на машину монтируется устройство, не предусмотренное изготовителем в качестве дополнительного оборудования, в ГИБДД обязательно следует оформить разрешение на его использование.
До подачи нужной документации в ГИБДД следует получить экспертное решение о возможности монтажа ТСУ на автотранспорт (предварительную экспертизу). Подробнее о том, как оформить доверенность на регистрацию автомобиля в ГИБДД.
В экспертном заключении указывают:
- данные о владельце машины;
- информацию об автотранспорте (регистрационный государственный номер, номер и объем двигателя, страна-изготовитель, год выпуска и т. д.);
- информацию об устанавливаемом оборудовании с полным описанием всех свойств;
- правомерность вносимых изменений;
- список и характер рекомендуемых работ;
- требования к вносимым трансформациям;
- рекомендации по выбору сертифицированных СТО;
- вывод.
Следующим шагом оформления регистрации станет получение разрешения инспекции ГИБДД на внесение изменений в устройство автотранспорта.
В МРЭО хозяин машины представляет:
- сертификат соответствия на фаркоп;
- СТС и ПТС;
- свидетельство о регистрации автомашины;
- заявление установленной формы;
- экспертное заключение о допустимости монтажа ТСУ;
- эксплуатационную документацию на автотранспорт.
Согласие инспектора на монтаж ТСУ проставляется в верхней части заявления и удостоверяется его подписью.
Монтаж фаркопа. Сертификат соответствия
Частью 4 статьи 16 Закона № 196-ФЗ от 10.12.1995 установлена обязательная повторная сертификация новых устройств, устанавливаемых в автотранспорт, меняющих его конструкцию.
Устанавливая фаркоп, необходимо воспользоваться услугами сертифицированного центра, имеющего право на установление устройства и выдающего необходимую документацию:
- договор на осуществление монтажных работ;
- сертификат на оказываемые услуги по ТО и ремонту;
- паспорт на установленное ТСУ с печатью центра, его установившего, и сертификат соответствия;
- заявление-декларацию о качестве и объеме монтажных работ по установлению ТСУ.
После осуществления монтажа фаркопа в сертификационном центре техобслуживания, на станции ТО, включенной в специальный перечень технических станций, проверяются работа механизма машины, ее технические характеристики. Итогом проверки в установлении безопасности и работы устройства становится выдача диагностической карты.
Техническая экспертиза ГИБДД после установки. Документы для регистрации
После установки фаркопа для его регистрации необходимо получить протокол экспертизы о внесенных изменениях.
Оценка соответствия изменений проводится в соответствии с требованиями ГОСТа 33995-2016.
Такой протокол может быть оформлен экспертным учреждением, прошедшим соответствующую аккредитацию.
Для получения протокола следует представить:
- заключение эксперта о возможности монтажа ТСУ (предварительную экспертизу);
- сертификат соответствия и паспорт на ТСУ;
- сертификат соответствия на работы по монтажу;
- заявление о внесении изменений с отметкой инспектора о разрешении;
- заявление-декларацию о произведенных работах по монтажу;
- свидетельство о госрегистрации;
- ПТС;
- заявление на составление протокола.
Следующим шагом оформления регистрации нового устройства станет получение свидетельства о соответствии машины требованиям безопасности.
Свидетельство оформляется в МРЭО после предъявления:
- всех сертификационных документов на устройство;
- заключения предварительной экспертизы;
- протокола технической экспертизы безопасности;
- заявления о внесении изменений в конструкцию автомобиля с отметкой о разрешении;
- квитанции об оплате госпошлины;
- диагностической карты;
- документации на машину (СТС и ПТС);
- паспорта автовладельца.
Ситуации, когда установка фаркопа запрещена
Монтаж фаркопа на легковой машине запрещен:
- если конструкцией транспорта не предусмотрена его установка;
- при установке в непредназначенном месте;
- если вес прицепа не превышает вес снаряженного автомобиля;
- если устройство выступает вперед относительно линии бампера;
- при отсутствии сертификата соответствия на устройство или проведения работ по его монтажу;
- на машине с автоматической коробкой передач при несоблюдении требований безопасности и с пробегом менее 2 000 км.
Инспектор ГИБДД может посчитать нарушением установку ТСУ:
- в неисправном состоянии и нестандартного размера;
- в случае закрытия устройством государственного номера машины.
Ответственность за незаконную установку фаркопа
Отсутствие регистрации на монтированное устройство либо сертификационной документации на него является административным правонарушением, предусмотренным ст. 12.5 КоАП РФ.
За нарушение требований ПДД в части внесения изменений в конструкцию автомашины без разрешения ГИБДД (п. 7.18 ПДД) автовладельцу может быть вынесено предупреждение либо наложено взыскание в виде штрафа 500 руб.
Судебная практика
Водитель П., управляя своим автомобилем, был остановлен инспектором ДПС. Установив факт монтажа фаркопа на задней части машины, инспектор пришел к выводу о нарушении автовладельцем пункта 7.18 Перечня неисправностей, при наличии которых запрещено эксплуатировать автомобиль.
В отношении водителя П. было возбуждено дело об административном правонарушении по части 1 статьи 12.5 КоАП РФ и вынесено постановление о наложении 500 руб. штрафных санкций.
Автовладелец обжаловал постановление в суде, в качестве довода указал, что монтированный фаркоп является фирменным сцепным устройством и его монтаж предусмотрен конструкцией автомашины, а возможность установки указана в документации по эксплуатации.
Суд требования удовлетворил и признал незаконным обжалуемый ненормативный акт.
При рассмотрении дела суд пришел к выводу о необоснованном привлечении водителя П. к административной ответственности, поскольку установка сцепного устройства предусмотрена конструкцией его автомашины.
Источник https://kuzov-media.ru/articles/avtolyubitelyam/kak-uzakonit-farkop/
Источник https://avtosotka.ru/to/farkop-zakon.html
Источник https://lawowner.ru/dvizhimoe-imushchestvo/avtomobil/registratsiya-farkopa