Как заменить масло в коробке-автомат своими руками

Содержание

Как заменить масло в коробке-автомат своими руками

замена масла в АКПП Машина с автоматикой Как заменить масло в АКПП: советы профессионалов Замена масла в акпп своими руками самостоятельная замена масла в акпп

Вмятинам – нет!

В отличие от смены рабочих жидкостей в двигателе, обслуживание автоматической коробки требует определенного умения, и при необходимости использования специального оборудования.

Большинство автовладельцев доверяют эту процедуру специализированным сервисам. Однако, при соблюдении всех требований изготовителя авто, замену можно выполнить своими руками.

Особенности замены масла в АКПП

Принцип замены масла в АКПП

В автоматических коробках передач при езде происходит сильный нагрев масла. Поэтому трансмиссия дополнительно комплектуется радиатором охлаждения. При помощи шлангов автомат соединяется с радиатором. Масло постоянно циркулирует, охлаждаясь в радиаторе и забирая тепло от коробки переключения передач.

Читайте также: Система охлаждения двигателя — основные узлы, неисправности

Замену масла в АКПП необходимо проводить через каждые 50-60 тыс. км пробега. Это связано с тем, что со временем масло теряет некоторые важные свойства. К тому же в процессе эксплуатации в нем появляются мелкие металлические частицы, ведущие к повышенному износу деталей коробки-автомат.

Заливать нужно только качественное трансмиссионное масло, которое рекомендуется автопроизводителем. При этом желательно произвести очистку поддона коробки-автомат и промывку или замену фильтра.

Даже при снятии поддона АКПП сливается далеко не все масло из трансмиссии. Часть его остается в патрубках и радиаторе. В этом и кроется главная сложность замены масла в автомате своими руками.

замена масла в коробке-автомат Как долить масло в акпп замена масла в акпп самостоятельно поддон в АКПП замена масла в автоматической коробке передач

Нужно ли менять

Раньше все поголовно с определённой периодичностью выполняли замену масла в АКПП первых образцов. Тогда производители советовали делать это в среднем через каждые 80 тысяч километров пробега.

Поддон для масла

Снятие масляного поддона

Но сейчас крайне актуальным становится вопрос о периодичности и вообще о необходимости замены. То, как часто придётся в своей коробке автомат менять масло, зависит от целого ряда факторов. Не стоит полагаться на информацию от автопроизводителей, которые активно указывают на то, что смазку в АКПП менять не нужно. Якобы коробка способна прожить весь эксплуатационный период на одном заводском объёме смазки.

Заглянув в руководство по эксплуатации к таким машинам, вы вообще не увидите там данных о том, через сколько в вашей коробке автомат следует менять масло. Такое возможно лишь при идеальных условиях эксплуатации в течение 4-5 лет, но не более. Именно столько в среднем служат машины в Европе, а потом их меняют на новые. Отсюда и такие утверждения об отсутствии необходимости сливать старую ATF.

Запомните, что в наших условиях менять смазочную жидкость нужно. При этом на интервал замены масла в составе АКПП влияет насколько факторов. А именно:

  • условия эксплуатации;
  • возраст автомобиля;
  • общее состояние коробки;
  • манера вождения;
  • перегрев АКПП;
  • качество смазки.

Масло является многофункциональным элементом любой автоматической коробки. Оно занимается не только смазкой и охлаждением.

Среди основных функций выделяют такие:

  • отбор температуры от трущихся поверхностей;
  • предотвращение преждевременного износа;
  • смазка деталей;
  • защита от оседания частичек грязи на элементах коробки;
  • функция передачи крутящего момента в гидравлической системе;
  • переключение скоростей.

Если машина используется активно, коробка постоянно находится в работе. Не выполняя замену смазки, она попросту начнёт терять свои свойства и качества, не сможет выполнять возложенные обязательства, а потому состояние АКПП резко ухудшится. Это приведёт к поломкам и дорогостоящему ремонту.

Причины потери свойств ATF

Да, смазка в АКПП изнашивается не так интенсивно, как в двигателе. Но всё же жидкость также находится под влиянием некоторых факторов, способствующих потере её свойств.

  • В основном это касается высокой температуры, что наиболее актуально для тех, кто основную часть времени проводит на городских дорогах;
  • Параллельно начинает постепенно загрязняться радиатор, использующийся для охлаждения ATF в составе коробки автомат;
  • Частично изнашиваются фрикционные пластины и гидротрансформатор. С течением времени этих частиц от износа становится всё больше.

Из этого следует логичный ответ на вопрос о том, нужно ли вообще менять масло в АКПП. Да, делать это необходимо. Причём следует вовремя определять износ жидкости, чтобы разрушительные процессы не успели затронуть главные узлы и привести к серьёзным поломкам трансмиссии.

Трансмиссия коробка передач

Коробка передач в сборе

Ходят активные споры относительно того, при каком пробеге наиболее правильно осуществлять такую процедуру. На практике старое масло, залитое в АКПП, может износиться быстрее рекомендуемого срока. Порой в несколько раз.

Читайте также: Зачем нужно мыть двигатель автомобиля. Полезные советы

То, когда именно нужно будет менять в коробке автомат старое трансмиссионное масло, должен определять и контролировать автовладелец. Некоторые отталкиваются от среднестатистических показателей пройденного количества километров. Обычно такие автомобилисты меняют смазку при пробеге 60-80 тысяч километров. Но при подобных условиях масло в АКПП меняется лишь тогда, когда условия эксплуатации нормальные.

Если машина эксплуатируется в тяжёлых условиях, автомат работает под постоянной нагрузкой, авто движется на высоких скоростях, тогда указанный интервал лучше сократить. Тут самое главное следить за состоянием и поведением АКПП. Есть несколько характерных признаков, подсказывающих водителю, что старое масло со своими задачами уже не справляется. А именно:

  • автомат работает с перебоями;
  • передачи переключаются несвоевременно;
  • автомат выбирает неправильную передачу;
  • при разгоне и торможении появляются рывки, толчки;
  • АКПП работает с посторонними шумами.

Всё это наглядно говорит о том, что коробка активно изнашивается, появились первые признаки неисправностей. Продолжая игнорировать подобные симптомы, последствия окажутся крайне дорогостоящими.

Выбор интервала замены

Вопрос заключается не в том, нужно ли, а когда менять масло в своей коробке передач типа автомат.

Замена масла в двигателе

Производим доливку масла в двигатель

Для начала стоит забыть о так называемых необслуживаемых коробках, где менять масло, по уверению автопроизводителя, не нужно вообще. Все факты, приведённые выше, доказывают обратное.

Если в руководстве по эксплуатации указан срок замены, смело отнимайте от него около 20-30%. Это будет более справедливый пробег, при котором смазка успеет износиться и потерять свои изначальные характеристики.

Разные автопроизводители указывают различные интервалы замены. У некоторых в руководстве можно встретить значения от 60 до 80 тысяч километров пробега, у других это 100-130 тысяч км. Это объективно много, и даже при самых идеальных условиях коробка на одном масле столько не выдержит.

Самым правильным решением считается замена по мере износа. Для этого автовладельцу придётся проверять текущее состояние смазки, своевременно её меняя при изменении цвета и запаха.

Если вы купите автомобиль на вторичном рынке, и на машине стоит автомат, замену лучше сделать сразу. И не важно, что предыдущий владелец заменил смазку. Очень часто для предпродажной подготовки смазку в коробке меняют частично, и заливают наиболее дешёвые жидкости, дабы не тратить лишние деньги.

Предположим, что автопроизводитель рекомендует проводить замену через 80 тысяч км. При нормальных условиях более правдоподобной цифрой будет 60-70 тысяч километров. Добавьте к этом тяжёлые условия, и получите наиболее актуальный интервал в 40-50 тысяч км. К тяжёлым условиям относят:

  • частая езда по городу в условия пробок и светофоров;
  • транспортировка на машине тяжёлого груза;
  • постоянно езда при полном салоне людей;
  • эксплуатация в условиях плохой погоды (очень жаркой или холодно);
  • частый выезд на бездорожье.

Если хотя бы один пункт имеет непосредственное отношение к вашей ситуации, для безопасной, длительной и надёжной работы АКПП лучше меняйте в коробке масло через 30-50 тысяч километров пробега.

Проверка состояния

Как уже говорилось ранее, лучшим решением для автовладельца станет замена смазки в АКПП по мере её износа. А для этого необходимо контролировать состояние жидкости в коробке автомат.

Масляный щуп в двигателе

Уровень масла в двигателе на щупе

Даже если вы бывалый автомобилист с огромным опытом, определить износ масла исключительно по поведению машины или коробки не получится. Можно поступить куда проще, взяв из АКПП образец жидкости и проверив её состояние.

Читайте также: Двигатель 2101 – первый мотор в семействе ВАЗ

С помощью шприца или щупа, если такой предусмотрен, возьмите несколько капель жидкости из коробки, капните их на белую бумагу или ткань. Если образовалось тёмно-бурое или чёрное пятно с заметными следами примеси, нужна не просто замена, а полный слив старой смазки.

При проверке ATF отталкивайтесь от нескольких простых правил:

  • когда масло прозрачное и без посторонних примесей, пусть даже цвет поменялся по сравнению новым ATF, замена не нужна;
  • помутнение смазки указывает на необходимость частичной замены;
  • наличие следов металлической стружки в сочетании с горелым запахом сообщает о срочной замене.

Последний случай самый нежелательный, поскольку в коробке автомат уже начали развиваться неисправности, детали трутся и могут сильно износиться. Простая замена даже методом полного вытеснения старого масла не решит проблему. Желательно разобрать коробку и заменить изношенные компоненты.

Процесс замены масла в коробке-автомат на СТО

Процесс замены масла в коробке автомат

Полная замена масла в АКПП производится при помощи специального аппарата, путем выдавливания отработанной трансмиссионной жидкости. Последовательность действий на СТО выглядит следующим образом:

  • сначала отсоединяются патрубки, соединяющие автомат с радиатором,
  • к ним монтируются шланги аппарата для замены масла,
  • запускается двигатель автомобиля и включается аппарат,
  • старое масло постепенно вытесняется новым.

Наличие прозрачного технологического окошка позволяет определить, когда из АКПП начнет поступать светлое новое масло. Благодаря этому процесс завершается при минимальной потере свежей трансмиссионной жидкости.

Читать статью  Грязевой перевал. Можно ли буксовать по распутице на автомате?

Видео «Как выполняется замена смазки на СТО»

На ролике, снятом пользователем Михаилом Автоинструктором, показан процесс смены расходного материала на станции техобслуживания с применением специального оборудования.

У Вас остались вопросы? Специалисты и читатели сайта AUTODVIG помогут вам, задать вопрос

Была ли эта статья полезна?

Спасибо за Ваше мнение!

Статья была полезнаПожалуйста, поделитесь информацией с друзьями

Пожалуйста, напишите, что не так и оставьте рекомендации по статье

Оценить пользу статьи: (3 голос(ов), среднее: 5,00 из 5)

Частичная замена масла в коробке-автомат своими руками

Частичная замена масла в автоматической коробке передач

Самым простым и доступным способом замены масла в коробке-автомат является его поэтапное освежение. Для работы потребуется смотровая яма или подъемник.

  1. Сначала следует проверить уровень отработанной жидкости с помощью щупа.
  2. Под картер АКПП устанавливается емкость для сбора «отработки». В поддоне откручивается сливная пробка.
  3. Когда масло полностью сольется, следует снять поддон и фильтр.
  4. При очистке внутренней полости поддона, важно не потерять магниты. Они также отмываются и протираются насухо. Фильтр меняется или тщательно промывается.
  5. Установив новую прокладку, поддон вместе с фильтром монтируются на место.
  6. Используя воронку, заливается новое масло. Его объем должен быть таким же, как и у «отработки». Проверка производится по щупу.

Так как часть старого масла в результате частичной замены осталась в радиаторе, то после запуска двигателя произойдет смешивание старой и новой трансмиссионной жидкости. Через 300-500 км пробега процедуру следует повторить.

Из положительных моментов поэтапной замены можно отметить:

  • экономия на обслуживании в автосервисе,
  • небольшой расход масла при разовой замене,
  • возможность оценить состояние деталей АКПП по состоянию магнитов.

К существенным недостаткам нужно отнести:

  • невозможность полной замены масла,
  • большой суммарный расход масла при 3-4 этапной замене.

Полная самостоятельная замена

Если вы решили произвести полную замену масла АКПП без посещения профильного сервиса, рекомендуется следующая методика:

чистим поддон во время замены масла

  1. Проехать на малых оборотах порядка 5 км, для прогрева коробки.
  2. Установить автомобиль на смотровую яму гаража, заглушить двигатель.
  3. Слить жидкость через пробку или откачать из отверстия смотрового щупа.
    Важно! Необходимо по возможности точно измерить объем сливаемой отработки.
  4. Ослабить крепление поддона (предварительно подставив под него плоскую емкость для улавливания остатков отработки).
  5. Демонтировать поддон.
  6. Промыть поддон и магниты.

Читайте также: Какой двигатель от иномарки можно поставить на ваз калина

заливаем ATF для АКПП

  • Заменить или промыть фильтр (предпочтительнее замена).
  • Установить поддон на место, при необходимости заменить прокладку.
  • Залить в АКПП столько же ATF, сколько было слито.
  • Отсоединить маслопроводы от радиатора охлаждения, опустить их в подходящую емкость.
  • Запустить двигатель, контролируя вытекающее из трубок масло (потребуется помощник).
  • При появлении свежей трансмиссионки (определяется по цвету) двигатель глушится, в коробку доливается недостающий объем.
  • Производится сборка радиатора охлаждения, и долив ATF до холодной отметки на щупе.
  • Совершается пробная поездка без повышения оборотов, затем, спустя 10-15 минут, проверяется уровень жидкости. При необходимости доливаем масло.
  • Разумеется, полная замена масла АКПП производится только на специальном оборудовании. Система образует замкнутый контур, через герметичные соединения вытесняется старая ATF, под давлением закачивается новая.

    полная замена масла в АКПП

    При этом, если выполнить все пункты методики, вам удастся самому поменять масло в АКПП примерно на 70%-80%.

    В большинстве случаев, после подобной операции работоспособность узла восстанавливается. Таким же образом можно проводить и плановую замену трансмиссионной жидкости, если вы не привязаны к сервисному центру гарантийными обязательствами.

    Полная замена масла в коробке-автомат своими руками

    Насос для замены масла

    Для полной замены масла в АКПП существует несколько приемов. Среди «гаражных» специалистов распространены насосы для замены масла (например, как на фото выше). Но потому как такой насос тоже стоит денег некоторые автомобилисты пытаются обойтись подручными средствами. Одни используют компрессор для подкачки шин, другие вообще ухищряются выполнить работу с помощью плотного полиэтиленового пакета.

    В большинстве случаев порядок замены масла в коробке-автомат выглядит следующим образом:

    1. Для начала нужно выполнить снятие поддона АКПП и фильтра с последующей его очисткой. Когда эти элементы коробки будут установлены на место, наступает время проявить находчивость и смекалку.
    2. Маслоотводящие трубки отсоединяются от радиатора или коробки передач.
    3. К ним следует прикрепить удлинительные шланги. По одному из них чистое масло пойдет к автомату, а по другому будет вытесняться «отработка».

    Чтобы заставить чистое масло поступать в коробку-автомат, существуют такие «народные» способы:

    Использование компрессора

    Сперва нужно выполнить небольшую доработку любой пластиковой канистры или другой ёмкости объемом 10 л. Для этого в её верхней части делается два отверстия, в которые герметично вставляются трубки:

    • одна для подачи сжатого воздуха;
    • вторая для выхода «свежего» масла (опускается на дно канистры).

    Для герметизации отверстий можно использовать уплотнительные резинки.

    Смысл доработки заключается в том, чтобы можно было подать по одному патрубку внутрь ёмкости сжатый воздух, а по второму, под воздействием давления (0,5-1 атм.), новое масло будет «уходить» в трансмиссию.

    Патрубок, опущенный на дно канистры, соединяется со шлангом радиатора, а другой патрубок от канистры подключается к компрессору. Слив «отработки» будет происходить через второй шланг радиатора.

    После того, как вся система будет собрана, нужно запустить компрессор и завести автомобиль. Чистое масло будет поступать в коробку, а отработанная жидкость начнет выдавливаться в емкость для слива. Когда со сливного шланга потечет чистое масло, работа прекращается.

    Применение полиэтиленового пакета

    Начинать работу следует с врезания в нижнюю часть канистры прозрачного патрубка. Он нужен для подачи чистого масла. В канистру с новым маслом через горловину вставляется плотный полиэтиленовый пакет. В него монтируется прозрачный шланг, через который будет выходить «отработка» из АКПП. В результате должна получиться герметичная система.

    Принцип замены масла в коробке-автомат с применением полиэтиленового пакета достаточно прост.

    • При запуске двигателя «отработка» начнет поступать в пакет, находящийся в канистре с чистым маслом.
    • Быстро заполнив емкость, чистая трансмиссионная жидкость под давлением начнет вытесняться по нижнему патрубку, направляясь в АКПП. Важно следить, чтобы не произошло нарушение герметичности, и не появилась утечка масла.
    • Когда в пакет по шлангу начнет поступать чистое масло, процесс замены следует прекратить.

    Замена масла в коробке-автомат своими руками позволит автолюбителю не только сэкономить некоторую сумму денег, отказавшись от посещения СТО. Эта работа заставит задействовать находчивость и смекалку на полную катушку. Возможно, найдутся и другие решения этой проблемы обслуживания автомата. А наградой за усердие и сообразительность будет чувство удовлетворения от проведенной работы.

    Когда следует менять масло

    Некоторые проблемы в работе АКПП могут служить признаками низкого уровня или некачественной жидкости. Вот самые распространенные из них:

    • низкое давление масла в коробке;
    • при переключении передач машина пробуксовывает;
    • на затяжном подъеме на последней скорости АКПП пробуксовывает и переключается на пониженную передачу;
    • машина не едет — ни назад, ни вперед;
    • коробка не переключается с режима P или N на любую скорость;
    • при включении любой скорости возникает толчок, передача включается, но автомобиль не едет.

    Виды масла для коробки автомата
    У каждой из описанных проблем могут быть другие причины. Например, низкое давление в коробке может быть не только из-за снижения уровня масла. На это также может повлиять вышедший из строя клапан сброса в масляном насосе. Стоит отметить, что при загрязнении гидроблока тоже понижается давление.

    Низкое давление в АКПП

    Способ первый или заменить масло не сливая

    Этим способом сейчас пользуются большое количество станций, дилерских, «кустарных – гаражных» не важно. Напомню что в рядовой АКПП, жидкости примерно 8 – 10 литров, опять же все зависит от производителя и особенностей.

    Суть проста – на дне автомата, почти никогда нет «отверстий – пробок» для слива масла, они располагаются либо сбоку, либо сверху. Полностью вы слить масло не можете! Если открутите боковое отверстие – сольется в лучшем случаи половина, и то не всегда. Поэтому масло выкачивают до середины (сбоку или сверху), то есть примерно 4 – 5 литров, оставляя половину старого.

    частично слить

    Далее добавляется столько же нового, все это дело перемешивают со старым. После вас либо отпускают кататься еще километров 500 – 1000, либо вы просто включаете передачу, перемешивая масло прямо на подъемнике. Затем опять сливают масло, эти же 4 – 5 литров и опять добавляют новое.

    Таким образом, меняется почти 80 – 90% жидкости, но часть все же остается растворенной.

    А ТЕПЕРЬ ПРАВДА – ну слили мы масло, залили новое, да сама жидкость тоже изнашивается, и пригорает (становится темной), но это только полдела! Ведь, по сути стружка осталась на дне (на магните) фильтра не поменялись (то есть могут быть забитыми), да и радиатор тоже не пойми в каком состоянии!

    Единственным плюсом можно отметить – что весь этот осадок со дна коробки не поднят, то есть мы сливаем масло, не тревожа его! Ну держит его магнит и хорошо, даже честь убираем со старой жидкостью. Но это НЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ПУТЬ!

    Как проверить уровень масла в трансмиссии

    Одной из гарантий продолжительного срока службы автоматической КПП является поддержание необходимого уровня ATF в ней.

    Для сохранения трансмиссии в рабочем состоянии требуется периодически контролировать уровень масла, и при его снижении – доливать.

    При падении уровня ATF в автоматической КПП ниже допустимого проявятся следующие признаки:

    • при изменении оборотов мотора у стоящего автомобиля появится шум в области трансмиссии;
    • при переходе на повышенные режимы будут заметны рывки.

    Принцип контроля уровня ATF в АКПП практически одинаков в автомобилях разных марок, отличия могут быть только в надписях на щупе. Информация о правильном проведении этой процедуры имеется практически в каждом руководстве по эксплуатированию.

    Про фильтра

    Некоторые заметили, что я выделил слово фильтра в абзаце сверху. Зачем? Хочу заострить ваше внимание, именно на них. Это еще один жизненно необходимый элементы (а точнее элементы) в системе коробки передач. Бывает как два, так и один, так называемые — грубой отчистки и тонкой отчистки.

    Тонкой отчистки – это обычный бумажный фильтр, чем то схожий с автомобильным для масла.

    тонкой отчистки

    Грубой отчистки – это металлический, обычно в плоско корпусе.

    грубой отчистки

    Ради справедливости хочу отметить еще раз – бывает и один в «металле», там все совмещено и «грубый» и «тонкий».

    Нужны они для того чтобы улавливать – стружку, грязь, пригар, и т.д. образующиеся во время работы, от этого никуда не уйти.

    Читать статью  Вся правда о коробках передач. Вариаторы⁠⁠

    То есть подводим итог – масло (жидкость) отчищается и охлаждается в процессе работы, это важно понимать.

    Способ второй или замена масла под давлением

    Якобы супер инновационный способ, автомат не разбирается, а раскручивается шланг от АКПП до радиатора, в этот разрыв вставляется специальный насос, который под давлением начинает выкачивать старое масло и подавать новое! То есть своего рода «промывочный» способ.

    замена под давлением

    Читайте также: Регламент ТО для двигателя ISB4.5, ISB6.7 (Евро-4)

    Но блин читаю в интернете, слушаю своих друзей и впадаю в ступор! После такой замены, автоматы начинают «пинаться» или даже вообще перестают работать через кроткий километраж! В чем же дело?

    РЕБЯТА ВКЛЮЧАЕМ ЛОГИКУ – ну подключили вы давление, ну прогнали масло по всем полостям, выдавили старое и залили новое. А осадок нижний куда дели? Он ведь не смывается так просто, а зачастую оседает на всем и вся, в первую очередь на фильтрах! А вот они то как раз и не меняются при замене масла.

    Еще один минус, что такая схема, достаточно дорогая – жидкости требуется огромное количество, как мне заверил мастер примерно 30 литров. И только 10 остается в автомате! А каждый литр может стоять от 500 до 800р, вот и умножьте. 30 Х 800 = 24000 рублей – не хило!

    Замена масла в АКПП: зачем, когда и в каких случаях уже поздно

    Вопрос «когда менять масло» для всех обладателей АКПП сродни шекспировскому «быть или не быть». Вопрос глобальный, всеобъемлющий, требующий немедленных действий и при этом совершенно бесполезный по сути. Ведь если вы задумались над этим, то, скорее всего, менять масло уже поздно.

    М асло в любой автоматической коробке передач выполняет сразу множество функций. Оно работает смазкой для подшипников, отводит тепло от нагревающихся деталей, служит рабочим телом для гидротрансформатора и для гидравлической системы управления. Для того, чтобы все части коробки работали как надо, масло должно сохранять свои свойства в довольно небольшом интервале значений. Небольшое отклонение параметров за допустимые рамки – и вот уже одна из частей АКПП работает не так. И это сказывается на поведении автомобиля: появляются рывки, потеря тяги, да, наконец, машина попросту перестает ехать. Что же происходит с маслом и коробкой?

    Как работает масло в АКПП

    Пожалуй, не помешает небольшое введение в конструкцию современных АКПП. И если вы последние 30-40 лет провели в летаргическом сне или на необитаемом острове, докладываю обстановку: почти все коробки эволюционировали из систем с чисто гидравлическим управлением в электронноуправляемые.

    Automatic transmission.

    Изначально гидродинамический трансформатор, он же ГДТ, работал совместно с планетарной коробкой передач, в которой переключения выполнялись подачей давления на ту или иную группу фрикционов или тормозную ленту с помощью пневмогидравлических дозаторов. Этот глобальный принцип остался.

    Иногда в коробках по-прежнему есть ГДТ, иногда его заменяет комплект сцеплений, иногда редукторы выполнены в виде классических планетарных, но встречаются и вальные конструкции (в основном у Хонды), а также цепные и ременные передачи вариаторов.

    Но за редкими исключениями все так же система управления подает давление на исполнительные узлы, давление создает маслонасос, а масло все так же смазывает, охлаждает и непосредственно управляет переключениями передач.

    Больше всего от «классической» схемы ушли простейшие «роботы» с одним сцеплением и коробки Getrag 6DCT250 – в этих АКПП масло используется только для смазки и охлаждения редукторов коробки, сцепления у них охлаждаются воздухом, а система управления стоит с электроприводом. Все остальные АКПП в той или иной степени страдают от необходимости совмещения маслом кучи разных функций.

    А эти функции масло способно выполнять только в том случае, если оно имеет строго определенную вязкость и смазывающие свойства. Тут-то вы, видимо, догадались, что вечно сохранять эти качества масло не может.

    Как изнашивается масло в коробке?

    Любая ATF ( automatic transmission fluid , т.е. жидкость автоматических трансмиссий) со временем начинает терять свои характеристики. Прежде всего – от перегрева из-за жесткой езды в сочетании с грязным радиатором, а также от попадания в масло микрочастиц с фрикционов и накладок блокировок ГДТ. Поэтому действия мастеров, которые берут пробу масла, чтобы оценить, не пахнет ли оно горелым и сохранило ли оно свою прозрачность, не лишены логики.

    Но даже если масло абсолютно чистое и не перегретое, оно все равно теряет свойства с возрастом. Вырабатываются противозадирные и задающие вязкость присадки, теряет свои свойства и основа. В реальной эксплуатации ко всем этим неприятностям добавляется еще и загрязнение масла продуктами его же разложения, а также продукты износа коробки. Помимо уже упомянутых фрикционов и накладок ГДТ, к ним относятся также частицы износившихся подшипников и редукторов.

    Auto mechanic checking engine oil level.

    Кстати, обратите внимание на материал фрикционов, не зря для него выбран сравнительно мягкий картон, а не более надежная керамика, ведь продукты износа картона не так сильно вредят АКПП. Впрочем, в запущенных случаях и без всякой керамики частички золы, металла и картона выгрызают целые каверны в алюминии гидроплит и клапанах коробок передач. Что произойдет, если фрикционы изготовить из карбона или керамики, можете представить себе сами.

    В общем, уже и так понятно, что масло стареет и теряет свойства, а потому нуждается в замене. Но почему-то очевидно это не всем.

    Откуда взялось мнение, что масло в АКПП менять не нужно?

    Для сохранения характеристик масла примерно на одном уровне буквально двадцать лет назад все автопроизводители рекомендовали менять масло в АКПП с интервалом в 30-60 тысяч километров. Но прогресс не стоял на месте, появились электронные системы управления коробками, многократно повысилась приспособляемость трансмиссии к условиям движения и к характеристикам рабочей жидкости.

    И тогда самые «передовые» производители впервые заявили, что масло отныне больше можно не менять. Я не побоюсь показать пальцем, это в первую очередь почтеннейший Mercedes — Benz и его конкуренты по «большой немецкой тройке», Audi и BMW . Причем Mercedes разрешил подобный интервал для своей революционной пятиступенчатой АКПП серии 722.6, а вот конкуренты своих трансмиссий не имели, и красивая надпись «масло залито на весь срок службы» появилась поначалу в техпаспортах только машин, оснащенных трансмиссиями производства ZF . Впрочем, и Mercedes, и BMW мелким шрифтом все же оговаривали замену масла при тяжелых условиях эксплуатации.

    Автомобильная индустрия ориентируется на лидеров, и столь экстравагантный шаг не остался без внимания: сроки замены трансмиссионных масел со временем сильно повысили почти все производители машин. К чему это привело, можно увидеть на примере сравнения надежности автоматических трансмиссий начала и конца девяностых годов XX века. Практика убедительно доказала, масло менять необходимо, причем по регламенту, заранее.

    И сейчас даже у большой немецкой тройки интервал замены масла прописан в паспорте автомобиля. Например, для MB последних пяти лет выпуска в тех же самых АКПП серий 722.6, с которых начиналось «вечное» масло, рекомендована однократная замена масла на 50 тысячах километров или через три года, а для более новой семиступенчатой 722.9 – каждые 125 тысяч пробега или каждые пять лет.

    Да и в целом дилеры большинства марок рекомендуют производить замену масла раз в 60-80 тысяч пробега, несмотря на остальные предписания.

    Проблем в том, что при столь большом интервале замены свойства свежего и старого масла очень сильно разнятся. Даже при условии относительной исправности коробки передач это порождает множество проблем. И в лучшем случае требует адаптации АКПП к новой рабочей жидкости, а в худшем – приводит к неработоспособности и быстрому выходу из строя.

    Не меняем

    При интервале обслуживания в 60-80 тысяч километров соблюдать его становится тяжело. Во-первых, машина может сменить владельца, и от какого пробега считать замены – непонятно. При продаже пробег часто сматывают, на слово полагаться вряд ли можно, а сервисные книги зачастую «потеряны» или просто ведутся не очень аккуратно после года-двух эксплуатации. Да что там – о замене банально забывают даже сами дилеры. Вот и получается, что покупая вроде бы исправную машину с «автоматом», нет никакой уверенности в том, сколько прошло масло в коробке передач.

    И еще раз повторю уже высказанный тезис:

    Для некоторых моделей АКПП штатный интервал замены в наших условиях движения и при нашем темпераменте откровенно великоват.

    Многие владельцы машин малодушно ищут аргументы в пользу решения не менять масло. Кое-какой смысл в этом есть. Изношенная коробка часто вполне прилично работает на масле с фрикционной крошкой и с неизвестно какой вязкостью, а при замене масла на свежее, более скользкое и с полным пакетом моющих и противозадирных присадок, уже не держат фрикционы, соленоиды перестают держать давление, а моющие присадки смывают весь шлам в тонкие каналы гидроблока. Параллельно с этим полное давление маслонасоса вышибает прокладки, и вот уже машина, которая приехала на замену масла своим ходом, перемещается на эвакуаторе в сторону «коробочного» сервиса.

    Дело за малым, обосновать свой страх достаточно легко: достаточно отыскать в какой-то из версий руководств пользователя заветное «на весь срок службы», и вот уже есть желание и повод не менять масло осознанно.

    И вот что удивительно: коробка может еще очень долго ездить, и ездить неплохо. А владелец машины тем временем подает это как пример своей ловкости и ума. Ведь он не платил за замену масла, адаптации, не тратил время, и все отлично, он молодец! Ну что ж, все проблемы он передаст вместе с авто следующему владельцу, который тоже встанет перед сложным выбором, но у него шансов на удачное развитие событий будет уже меньше.

    Если нормативный интервал замены масла уже давно пропущен, и коробка поработала на грязной ATF тысяч 50-60 тысяч километров, то дальнейшая ее судьба предрешена. Если поменять масло, она, скорее всего, выйдет из строя. Если не менять, то тоже выйдет.

    Многие выбирают второй вариант: тогда остается только молиться высшей божественной силе или, в варианте для атеистов, теории вероятности. Молиться, чтобы остаточного ресурса АКПП хватило как можно на подольше. Желательно – настолько подольше, чтобы успеть «слить» машину следующему владельцу.

    Читать статью  Устройство и принцип действия сцепления автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

    Меняем

    Прекрасно, когда история технического обслуживания машины известна и написана грамотными мастерами и владельцем. Масло меняется по регламенту или даже чаще. Ведь не секрет, что почти все современные АКПП очень сильно его загрязняют из-за активного использования накладок блокировки ГДТ. А «преселективы» с мокрыми сцеплениями (например, DSG DQ 250 и DQ 500) и вовсе работают сцеплением в масляной ванне. При этом в масло попадают продукты износа накладок в очень большом объеме, а в силу особенностей конструкции коробок и малого рабочего давления фильтры не могут полностью задержать все посторонние частицы.

    Поэтому давайте-ка обозначим еще раз:

    Масло в АКПП нужно менять, причем как можно чаще. Менять раньше регламентного срока – через 30-40 тысяч километров – отличная идея.

    Но как ни странно, это довольно редкий случай. Но практика показывает, что когда авто находится в одних руках и обслуживается аккуратно, хотя бы по спецификациям положенным для «сложных дорожных или климатических условий», даже хрупкие современные агрегаты таких машин проявляют чудеса живучести. Увы, куда чаще в серии владельцев находится один экономный, чрезмерно хитрый или просто жадный и торопливый.

    Как менять масло в АКПП – вытеснением, частичной заменой и т.п.

    Электронное управление АКПП тем хорошо, что коробку реально продиагностировать без ее снятия. Не всегда, но с помощью дилерского сканера со специализированным софтом можно определить самочувствие коробки, просто подключившись к блоку управления. Итак, если АКПП чувствует себя хорошо, нет ни ошибок, ни рывков, ни пробуксовок, то можно попробовать вернуть ее к полноценному интервалу технического обслуживания.

    Самый лучший, но и самый рискованный способ – это полная замена масла прокачкой или вытеснением. В этом случае все старое масло с продуктами износа заменяется свежим и чистым, после чего адаптации сбрасываются с помощью все того же дилерского сканера.

    Вопреки распространенному мнению, способ с вытеснением масла почти всегда срабатывает отлично, если коробка работала хорошо до замены.

    Тогда после замены она будет работать не хуже. Исключения редки, и касаются в основном случаев, когда наличие проблем все же игнорировалось.

    Очень часто масло пытаются заменить, когда проблемы уже появились, и тут уже действовать «в лоб» не стоит. Если АКПП продемонстрировала какой-нибудь «первый звонок», методика действий меняется. Хороший мастер сам отговорит вас от полной замены и предложит частичную смену жидкости – в этом случае просто сливается лишь часть масла, без подключения насоса. Продукты износа «разбавляются», и через небольшой пробег операция повторяется.

    Такой способ позволяет избежать двух проблем. Во-первых, резкой смены характеристик масла, из-за которых сильно изменятся условия работы узлов коробки и поступления большого количества моющих присадок, что, как мы уже выяснили, может вызвать забивание гидравлики. Заодно можно обойтись без дилерского сканера и специального оборудования для замены масла, что делает такой способ предпочтительным для небольших сервисов. Кстати, если вы обратите внимание, то байку о недопустимости замены масла вытеснением «форсят» в первую очередь именно маленькие СТО и их адепты. Что позволяет без труда понять, что очередной «религиозный» взгляд на ремонт автомобиля имеет под собой вполне прочную экономическую основу.

    В интервале между заменами масла обычно оценивают влияние работ на поведение агрегата, и если налицо положительная динамика, то замены продолжают. Иногда в конце меняя масло уже вытеснением. Если изменения негативные, то нужно просто подождать.

    Способ, несомненно, более безопасен с точки зрения последствий замены, но слегка напоминает отрубание хвоста по частям, к тому же масло таким образом неизбежно сохраняет солидную часть загрязнений, несмотря на восстановление других характеристик.

    Способ частичной замены подойдет только для случаев «средней запущенности». Если сроки регламента соблюдены, меняйте масло вытеснением.

    В случаях, когда состояние старого масла в коробке говорит о серьезном износе конструкции, а ее поведение свидетельствует уже не о «первом», а, скорее, «десятом» звонке, то стоит применить другой способ. Если у владельца есть желание сменить масло и не вкладываться сразу в капремонт АКПП, обычно есть смысл в совмещении замены масла с чисткой и тестированием гидроблока, а также заменой прокладок.

    auto mechanic at work with wrench

    Фактически это уже не замена масла, а ремонт коробки, но основным фактором «выздоровления» в этом случае послужит именно замена рабочей жидкости, с устранением негативных факторов замены. Практикуется метод в основном на продольно-расположенных агрегатах с нижним расположением гидроблока, на которых легко снимается картер АКПП и сам гидроблок, что обеспечивает сравнительно небольшую цену такой операции. Иногда после таких действий по замене и чистке состояние «автомата» приходит в норму, но, если честно, то шансы невелики. Куда чаще итогом будет либо минимальное улучшение ситуации или… полный выход коробки из строя.

    Что в итоге?

    Масло менять нужно. Пока не придумают способ обойти старение технических жидкостей и износ механической части АКПП, эта операция неизбежна. Экологическое лобби и маркетологи не на вашей стороне, они мало заинтересованы в долгой эксплуатации автомобиля. Как, впрочем, и еще множество других людей.

    Не стоить верить в сказки про чудесные жидкости, которые сохраняют АКПП годами – волшебство пока недоступно, и срок старения зависит лишь от температуры работы, объема и рабочих условий.

    Меняйте масло без фанатизма, но чем активнее вы водите, чем чаще стоите в пробках и чем горячее ваш мотор, тем чаще. Необязательно целиком, можно частично, но с интервалом в половину или даже треть от рекомендованного заводом. Главное, делайте это не тогда, когда ваша автоматическая коробка передач уже наполовину мертва и замена масла превращается из профилактики в шаманство.

    Как правильно менять масло в коробке-автомат?

    Если вы заметили, что ваша АКПП начала дергаться и переключаться с запозданием, то это еще не повод для паники. Иногда достаточно просто ее промыть и заменить масло, только важно эту процедуру делать правильно. Сегодня на автосервисах есть немало механиков, которые вместо полной замены масла делают частичную замену, поэтому сейчас мы разберемся с тем, как правильно менять масло в коробке автомат.

    замена ATF в коробке-автомат

    Неважно, что пишут в инструкции, существует универсальное правило – менять трансмиссионное масло каждые 40000 км. Также важно помнить, что есть 2 варианта замены масла в коробке-автомат:

    • частичная замена масла;
    • полная замена масла в АКПП.

    Частичная замена трансмиссионного масла

    Первый вариант, рекомендованный при регулярном техническом обслуживании, называется частичной заменой. Суть такой замены в следующем: надо слить масло из коробки-автомат через сливную пробку, если такой пробки нет, то надо снять поддон коробки передач. Важно понимать, что все масло с АКПП не сливается, где-то половина масла остается. Старое масло остается в самом механизме коробки-автомат, особенно в бублике гидротрансформатора, каналах гидроблока и соленоидах. Поэтому если просто слить масло, то сольется лишь половина, именно поэтому данный метод называется частичной заменой трансмиссионного масла.

    замена ATF АКПП

    Получается частичная замена масла, оно лишь наполовину обновляется. В целом, частичная замена масла простая: поднять машину на подъемнике, открутить сливную пробку или снять поддон целиком, слить часть старого масла в специальную емкость.

    После того, как установка была подключена пришло время заливать промывочную жидкость Liqui Moly Automatik Getriebeoil Reiniger, которая удалит все возможные загрязнения коробки передач, гидротрансформатора, также она восстановит работу гидроблока и клапанов (соленоидов).

    Промывочную жидкость надо заливать в прогретое масло, потому что, при увеличенной температуре моющие присадки более активны. После того, как промывка была залита, надо поставить коробку в нейтральный и паркинг режим на 6 минут, в этих режимах клапана коробки очищаются лучше всего. Далее, в течение 5-ти минут необходимо переключать все режимы коробки, чтобы промывочная жидкость циркулировала по всем каналам. Машина, чтобы не уехала, ее надо держать на ручнике.

    система по замене ATF в АКПП

    Важно знать, что вся промывка делается на холостом ходу мотора, то есть, газовать, увеличивая обороты мотора нельзя, потому что это приведет к повреждению коробки.

    Примерно через 10 минут промывки установку надо переключить в режим замены масла. Установка сливает старое масло с жидкостью в отдельную канистру, а затем заливает свежее масло в АКПП. Далее важно по цвету отслеживать, когда пришло время останавливать работу установки: если цвет входящей и выходящей жидкости одинаковый, то есть все старое масло слилось, и в системе теперь циркулирует свежее масло.

    После этого можно считать, что замещение масла прошло успешно, но, чтобы получить максимально полезный эффект от замены масла надо поменять масляный фильтр. Чтобы его поменять, надо также, как и во время частичной замены – снять поддон, почистить его и поменять фильтр, после этого поставить прокладку и долить еще масла, которое обычно теряется при снятии поддона. Затем можно смело отсоединять установку, вернуть все соединения в начальное положение, запустить заново мотор, проверить уровень масла с помощью щупа, и если уровень в норме, то можно считать полную замену масла в коробке-автомат законченной.

    В целом, если все делать правильно, то полнопоточная замена масла займет около 1 часа работы. Полнопоточная замена масла подразумевает дополнительные расходы на масло, которого потребуется вдвое больше объема масла для коробки, чтобы промыть систему. Но эти расходы – ничто, если сравнивать с возможными расходами на ремонт коробки-автомат.

    Какие средства потребуются при замене масла в коробке-автомат

    LIQUI MOLY Automatik Getriebeoil Reiniger – промывочное средство для автоматических трансмиссий

    Описание

    Liqui Moly Automatik Getriebeoil Reiniger – средство для промывки автоматических коробок передач, которое является профессиональным и эффективным, также его можно использовать для профилактики. Предназначено для полнопоточной замены масла в коробке-автомат, качественно чистит узлы коробки от различных загрязнений, после такой очистки срок службы АКПП увеличивается.

    Кроме этого, если использовать Liqui Moly Automatik Getriebeoil Reiniger, то восстановятся первоначальные характеристики коробки, а также устранятся многие проблемы, которые возникли со временем.

    Производитель Liqui Moly предупреждает, что это средство можно использовать лишь на станциях техобслуживания, на которых есть специальное оборудование, обеспечивающее замену всего объема масла в коробке-автомат. В банке Liqui Moly Automatik Getriebeoil Reiniger — 300 мл жидкости, которой хватает для 6–9 литров трансмиссионного масла.

    LIQUI MOLY ATF Top Tec 1700 – синтетическое масло для автоматической коробки передач

    Описание

    Бренд «Ликви Моли» известен многим автомобилистам благодаря своей качественной автохимии и моторным маслам. Производство смазывающих материалов – это одно из главных направлений компании. Компания достаточно раскрученная, но она создает качественные продукты, которые пользуются высоким спросом у автомобилистов.

    Что касается трансмиссионного масла Liqui Moly ATF Top Tec 1700, то оно полностью синтетическое, и предназначено для современных автоматических коробок передач, в состав входят множество присадок, которые обеспечивают высокое смазывание узлов. Кроме этого, данное масло может использоваться достаточно долго, оно не стареет и не окисляется.

    Вязкость данного масла отличается высоким индексом, который гарантирует оптимальное переключение скоростей, а также хорошо защищает от износа даже при экстремальной езде.

    Как применять данное масло

    Данное масло можно применять во всех автоматических коробках передач, разных производителей. Используя это масло, следует не противоречить спецификациям производителя мотора и трансмиссии. Также для максимально эффективной смазки трансмиссии рекомендуется не смешивать это масло с другими маслами.

    Источник https://vmyatynnet.ru/na-zametku/samostoyatelnaya-zamena-masla-v-akpp.html

    Источник https://www.kolesa.ru/article/zamena-masla-v-akpp-zachem-kogda-i-v-kakih-sluchayah-uzhe-pozdno

    Источник https://avto-all.com/avtolyubitelyam-na-zametku/kak-pravilno-menyat-maslo-v-korobke-avtomat