Литература по электрооборудованию автомобилей

Содержание

Учебное пособие по дисциплине «Электрооборудование автомобилей» для студентов, обучающихся по специальности 23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей»

Тюлькина Л.М. Учебное пособие по дисциплине «Электрооборудование автомобилей» для студентов КОГПОАУ КПиАС, обучающихся по специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта». Киров, КОГПОАУ КПиАС, 2016 г.

Краткая аннотация учебного пособия:

Учебное пособие по дисциплине «Электрооборудование автомобилей» составлено в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».

Учебное пособие включает в себя конспекты лекций, вопросы для самоконтроля, методические рекомендации по выполнению проверки технического состояния узлов генератора, список рекомендуемой литературы. Учебное пособие предназначено для использования обучающимися с целью самостоятельного изучения учебной дисциплины, коррекции знаний, при повторении и подготовке к зачету, а также для определения неисправностей и проверки технического состояния узлов генератора.

Глава 1 Устройство и принцип работы автомобильного генератора переменного тока

Глава 2 Характеристики генераторных установок. Электрические схемы

Глава 3 Неисправности генераторов и проверка технического состояния узлов генераторов

Список рекомендуемой литературы

Учебное пособие по дисциплине «Электрооборудование автомобилей» составлено в соответствии с учебным планом по специальности «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей», программой дисциплины.

Учебное пособие предназначено для самостоятельного изучения материала студентами очной и заочной формы обучения, подготовки и проведения теоретических и практических занятий по дисциплине со студентами профессиональных образовательных организаций.

В данном учебном пособии в сжатой и конкретной форме даются основные сведения по устройству и принципу работы автомобильных генераторов, а также практические рекомендации по выявлению и устранению неисправностей и проверке технического состояния узлов генераторов.

Учебное пособие содержит : краткие конспекты лекций, вопросы для самоконтроля, привязанные к каждой главе, словарь основных понятий и терминов, список рекомендуемой литературы.

Учебное пособие способствует закреплению теоретических знаний и приобретению практического опыта по разборке, дефектации узлов генератора, его сборке.

Учебное пособие можно использовать при планировании занятий по подгруппам с использованием индивидуальной и групповой форм организации деятельности обучающихся.

Литература по электрооборудованию автомобилей

Глава 1.Устройство и принцип работы автомобильного генератора переменного тока

1.Основные требования к автомобильным генераторам.

6.Принцип работы генераторов

1.Основные требования к автомобильным генераторам.

Электрооборудование любого автомобиля включает в себя генератор — основной источник электроэнергии. Вместе с регулятором напряжения он называется генераторной установкой. На современные автомобили устанавливаются генераторы переменного тока. Они в наибольшей степени отвечают предъявляемым требованиям:

1.обеспечивать бесперебойную подачу тока и обладать достаточной мощностью.

2.одновременно снабжать электроэнергией работающих потребителей и заряжать АКБ;

3.обеспечить заданные пределы напряжения в бортовой сети во всем диапазоне электрических нагрузок и частот вращения ротора.

4.иметь достаточную прочность, большой ресурс, небольшие массу и габариты, невысокий уровень шума и радиопомех.

2.Основные понятия.

Отечественные разработчики и производители электрооборудования используют следующие понятия:

Система электроснабжения автомобиля — предназначена для бесперебойного питания электроприборов, включенных в бортовую сеть автомобиля. Состоит из генераторной установки, аккумулятора и устройств, обеспечивающих контроль работоспособности и защиту системы от перегрузок.

Генератор — устройство, преобразующее механическую энергию, получаемую от двигателя, в электрическую.

Ротор — стальной вал с расположенными на нем двумя стальными втулками клювообразной формы. Между ними находится обмотка возбуждения, выводы которой соединены с контактными кольцами. Генераторы оборудованы преимущественно цилиндрическими медными контактными кольцами.

Статор — пакет, набранный из стальных листов, имеющий форму трубы. В его пазах расположена трехфазная обмотка.

Регулятор напряжения — устройство, поддерживающее напряжение бортовой сети автомобиля в заданных пределах при изменении электрической нагрузки, частоты вращения ротора генератора и температуры окружающей среды.

Аккумуляторная стартерная батарея — источник постоянного тока, предназначенный для пуска двигателя стартером, накапливает и хранит электрическую энергию для запуска двигателя и питания электроприборов в течение непродолжительного времени (при неработающем двигателе или недостаточной мощности, развиваемой генератором).

Шкив – служит для передачи механической энергии от двигателя к валу генератора посредством ремня.

Щеточный узел – съемная пластмассовая конструкция. В ней установлены подпружиненные щетки, контактирующие с кольцами ротора.

3.Устройство генераторов.

Генератор — основной источник электроэнергии автомобиля. В корпусе располагаются практически все конструктивные элементы агрегата. Он состоит из двух крышек, расположенных по двум сторонам. Одна из них находится возле приводного шкива, а вторая около контактных колец. Две крышки соединены между собой специальными болтами. Как правило, они производятся из алюминия. Он лёгкий и отлично рассеивает тепло. Щеточный узел обеспечивает передачу напряжения к контактным кольцам. Этот элемент включает в себя 2 графитные щётки, пару пружин и щёткодержатели.

Устройство автомобильного генератора

Рассмотрим подробно те элементы, которые находятся внутри корпуса.

Эта деталь, по сути, является электромагнитом, имеющим одну обмотку. Она расположена на валу. Подачу тока обеспечивают медные контактные кольца. Они находятся на валу и соединяются с обмоткой специальными щётками.

Ротор с обмоткой возбуждения и полюсной системой, валом и контактными кольцами образуют важнейшую вращающуюся часть генератора, которая является источником переменного магнитного поля.

ротор генератора

Рис.2 Ротор генератора: 1-вал ротора; 2-полюса ротора;

3-обмотка возбуждения; 4- контактные кольца.

Полюсная система ротора имеет остаточный магнитный поток, который присутствует даже при отсутствии тока в обмотке возбуждения. Однако его значение невелико и способно обеспечить самовозбуждение генератора только на слишком высоких частотах вращения. Поэтому, для первоначального намагничивания ротора через его обмотку пропускают небольшой ток от аккумуляторной батареи, обычно через лампу контроля работоспособности генератора. Сила этого тока не должна быть слишком большой, чтобы не разряжать аккумуляторную батарею, но и не слишком малой, чтобы генератор мог возбудиться уже на холостых оборотах двигателя. Исходя из этих соображений, мощность контрольной лампы обычно составляет 2…3 Вт. После того, как напряжение на обмотках статора достигает рабочей величины, лампа гаснет, и питание обмотки возбуждения осуществляется от самого генератора. В этом случае генератор работает на самовозбуждении.

Обмотка статора.

Выходное напряжение снимается с обмоток статора. При вращении ротора напротив катушек обмотки статора появляются попеременно «северный» и «южный» полюсы ротора, т. е. направление магнитного потока, пронизывающего катушку статора, меняется, что и вызывает появление в ней переменного напряжения. Частота этого напряжения зависит от частоты вращения ротора генератора и числа его пар полюсов.

статор генератора

Рис.3 Статор генератора: 1. обмотка статора; 2. выводы обмоток;

Обмотка статора трехфазная. Она состоит из трех отдельных обмоток, называемых обмотками фаз или просто фазами, намотанных по определенной технологии на магнитопровод. Напряжение и токи в обмотках смещены друг относительно друга на треть периода, т.е. на 120 электрических градусов, как это показано на рисунке 4.

фазовые напряжения обмоток генератора

Осциллограммы фазовых напряжений обмоток

U1, U2, U3 – напряжения обмоток;
Т – период сигнала (360 градусов);
F – фаза смещения (120 градусов).

Рис.4 График фазовых напряжений обмоток статора

Фазовые обмотки могут соединяться в «звезду» или «треугольник».

Виды соединения обмоток генератора

Рис.5 Виды соединения обмоток: 1. «звездой»; 2. «треугольником».

При соединении в «треугольник» ток в каждой из обмоток в 1,7 раза меньше тока, отдаваемого генератором. Это значит, что при том же отдаваемом генератором токе, ток в обмотках при соединении в «треугольник» значительно меньше, чем у «звезды». Поэтому в генераторах большой мощности довольно часто применяют соединение в «треугольник», т. к. при меньших токах обмотки можно наматывать более тонким проводом, что технологичнее. Более тонкий провод можно применять и при соединении типа «звезда». В этом случае обмотку выполняют из двух параллельных обмоток, каждая из которых соединена в «звезду», т. е. получается «двойная звезда».
Для того, чтобы магнитный поток обмотки возбуждения подводился непосредственно к обмотке статора и не рассеивался в пространстве, катушки помещены в пазы стальной конструкции — магнитопровода. Так как переменное магнитное поле наводится не только в катушках, но и в магнитопроводе статора, то это приводит к возникновению паразитных вихревых токов, которые ведут к потере мощности и нагревают статор. Для уменьшения проявления этого эффекта магнитопровод изготавливают из набора стальных пластин (т.е. выполняют шихтованным).

Регулятор напряжения.

Он представляет собой электронную схему и имеет выход к графитным щёткам. Регулятор напряжения может быть установлен в корпусе генератора или отдельно от него. В первом случае он расположен рядом с графитными щётками, а во втором — щётки прикреплены к специальному щёткодержателю.

Напряжение генератора без регулятора сильно зависит от частоты вращения его ротора, магнитного потока, создаваемого обмоткой возбуждения, а, следовательно, от силы тока в этой обмотке и величины тока, отдаваемого генератором потребителям. Чем больше частота вращения и сила тока возбуждения, тем больше напряжение генератора, чем больше сила тока его нагрузки — тем меньше это напряжение. Функцией регулятора напряжения является стабилизация напряжения при изменении частоты вращения и нагрузки за счет воздействия на ток возбуждения. Ранее применялись вибрационные регуляторы, а затем контактно-транзисторные. Эти два типа регуляторов в настоящее время полностью вытеснены электронными. В современных моделях автомобилей чаще всего используются интегральные регуляторы. Все компоненты таких устройств (за исключением выходного каскада) изготовлены на основе тонкоплёночной микроэлектронной технологии.

Читать статью  21 лучших зарядных устройств для автомобильных аккумуляторов, рейтинг моделей 2023 года

Регуляторы напряжения

Рис.6 Внешний вид электронных регуляторов напряжения

Оформление электронных полупроводниковых регуляторов может быть различным, но принцип работы у всех регуляторов одинаков. Конечно, можно изменять ток в цепи возбуждения введением в эту цепь дополнительного резистора, как это делалось в прежних вибрационных регуляторах напряжения, но этот способ связан с потерей мощности в этом резисторе и в электронных регуляторах не применяется. Электронные регуляторы изменяют ток возбуждения путем включения и отключения обмотки возбуждения от питающей сети, при этом меняется относительная продолжительность времени включения обмотки возбуждения. Если для стабилизации напряжения требуется уменьшить силу тока возбуждения, время включения обмотки возбуждения уменьшается, если нужно увеличить — увеличивается.

Щеточный узел — это пластмассовая конструкция, в которой размещаются щетки т.е. скользящие контакты. В автомобильных генераторах применяются щетки двух типов — меднографитные и электрографитные. Последние имеют повышенное падение напряжения в контакте с кольцом по сравнению с меднографитными, что неблагоприятно сказывается на выходных характеристиках генератора, однако они обеспечивают значительно меньший износ контактных колец. Щетки прижимаются к кольцам усилием пружин. Часто щеткодержатель и регулятор напряжения

образуют неразборный единый узел.
Выпрямительный мост.

Бортовая сеть автомобиля требует подведения к ней постоянного напряжения. Поэтому обмотка статора питает бортовую сеть автомобиля через выпрямитель, встроенный в генератор. Выпрямитель для трехфазной системы содержит шесть силовых полупроводниковых диодов, три из которых соединены с выводом «+» генератора, а другие три с выводом «—» («массой»). Полупроводниковые диоды, находящиеся в открытом состоянии, не оказывают существенного сопротивления прохождению тока при приложении к ним напряжения в прямом направлении и практически не пропускают ток при обратном напряжении.

Выпрямитель генератора

Рис.7 Сборка с выпрямительными диодами: 1. силовые диоды;

2. дополнительные диоды; 3. теплоотвод.

Как было отмечено выше, напряжения на обмотках изменяются по кривым, близким к синусоиде и в одни моменты времени они положительны, в другие отрицательны. Если положительное направление напряжения в фазе принять по стрелке, направленной к нулевой точке обмотки статора, а отрицательное от нее то, например, для момента времени t, когда напряжение второй фазы отсутствует, первой фазы — положительно, а третьей — отрицательно. Направление напряжений фаз соответствует стрелкам, показанным на рисунке 8.

направление движения тока в выпрямителе генератора

Рис.8 Направление токов в обмотках и выпрямителе генератора.

Ток через обмотки, диоды и нагрузку будет протекать в направлении этих стрелок. Рассмотрев любые другие моменты времени, легко убедиться, что в трехфазной системе напряжения, возникающего в обмотках фаз генератора, диоды силового выпрямителя переходят из открытого состояния в закрытое и обратно таким образом, что ток в нагрузке имеет только одно направление – от вывода «+» генераторной установки к ее выводу «—« («массе»), т. е. в нагрузке протекает постоянный (выпрямленный) ток.

У значительного количества типов генераторов обмотка возбуждения подключается к собственному выпрямителю, собранному на трех диодах. Такое подключение обмотки возбуждения препятствует протеканию через нее тока разряда аккумуляторной батареи при неработающем двигателе автомобиля. Диоды выпрямителя обмотки возбуждения работают аналогично, питая выпрямленным током эту обмотку. Причем в выпрямитель обмотки возбуждения тоже входят 6 диодов, три из них общие с силовым выпрямителем (отрицательные диоды). Ток возбуждения значительно меньше, чем ток, отдаваемый генератором в нагрузку. Поэтому в качестве диодов обмотки возбуждения применяются малогабаритные слаботочные диоды на ток не более 2 А (для сравнения, диоды силового выпрямителя допускают протекание токов силой до 25… 35 А).

Контрольная лампа .

Чтобы избежать проблем с регулятором, необходимо следить за контрольной лампой. Она располагается на приборной панели автомобиля. Если лампа горит, когда генератор работает, это свидетельствует о неисправности регулятора напряжения или самого агрегата.

4.Крепление автомобильного генератора .

Большинство конструктивных элементов генератора размещено в корпусе. Он представляет собой две крышки – переднюю и заднюю. Передняя расположена со стороны приводного шкива, задняя расположена со стороны контактных колец. Между собой крышки стягиваются болтами. Изготовление крышек практикуется чаще всего из сплава алюминия. Он немагнитный, лёгкий и способен легко рассеивать тепло. На поверхности крышек есть вентиляционные окна, и две либо одна крепёжные лапы. В зависимости от количества лап крепление генератора называется

однолапным или двухлапным.
Генератор автомобиля, как правило, крепится к передней части двигателя с помощью болтов и специальных кронштейнов. На крышках располагаются крепёжные лапы и проушина устройства. Если генератор крепится с помощью двух лап — они находятся на двух крышках двигателя. Если же используется только одна крепёжная лапа — её располагают только на одной крышке (передней). Задняя лапа обычно имеет отверстие, в котором установлена дистанционная втулка. Она устраняет зазор, образующийся между кронштейном двигателя и основанием лапы.

Крепежные лапы и натяжное ухо генератора отливаются заодно с крышками.

Отверстие в натяжном ухе может быть одно, с резьбой или без нее, но встречается и несколько отверстий, чем достигается возможность установки этого генератора на разные марки двигателей. Для этой же цели применяют два натяжных уха на одном генераторе.

Установленный автомобильный генератор

Рис.9 Крепление автомобильного генератора

5. Привод генератора.

Привод генераторов осуществляется от шкива коленчатого вала ременной передачей. Чем больше диаметр шкива на коленчатом валу и меньше диаметр шкива генератора (отношение диаметров называют передаточным отношением), тем выше обороты генератора, соответственно, он способен отдать потребителям больший ток.
Привод клиновым ремнем не применяется для передаточных отношений больше 1,7-3. Прежде всего это связано с тем, что при малых диаметpax шкивов клиновой ремень усиленно изнашивается.

На всех современных моделях, как правило, привод осуществляется поликлиновым ремнем. Благодаря большей гибкости он позволяет устанавливать на генераторе шкив малого диаметра и, следовательно, получать более высокие передаточные отношения, то есть использовать высокооборотные генераторы. Натяжение поликлинового ремня осуществляется, как правило, натяжными роликами при неподвижном генераторе.

http://carakoom.com/data/blogs/user/9fd128ded7c0060b321fa493b44b214f/12125/image/3.jpg

Рис. 10 Привод генератора

6.Принцип работы генератора.

Для того чтобы понять, как работает автомобильный генератор, необходимо разобраться с режимами его функционирования.

Когда в замке зажигания поворачивается ключ, на обмотку возбуждения поступает ток через щёточный узел и контактные кольца. В обмотке наводится магнитное поле. Ротор генератора начинает вращаться с вращением коленчатого вала. Обмотки статора пронизываются магнитным полем ротора. На выводах обмоток статора возникает переменное напряжение. С достижением определённой частоты вращения, обмотка возбуждения запитывается непосредственно от генератора, то есть, генератор переходит в режим самовозбуждения.
Переменное напряжение преобразуется выпрямительным блоком в постоянное. В этом состоянии генератор занимается обеспечением требуемого тока для питания потребителей и зарядки аккумуляторной батареи.
Регулятор напряжения включается в работу при изменении нагрузки и частоты вращения коленчатого вала. Он занимается регулировкой времени включения обмотки возбуждения. Время включения обмотки возбуждения уменьшается при уменьшении внешней нагрузки и возрастании частоты вращения генератора. Время увеличивается при увеличении нагрузки и уменьшении частоты вращения. Когда же потребляемый ток превышает возможности генератора, включается в работу аккумуляторная батарея. На панели приборов имеется контрольная лампа, контролирующая работоспособное состояние генератора.

7. Контрольные вопросы.

1.Назовите основные части генератора и поясните их назначение.

2.Поясните, почему необходимо регулировать напряжение, вырабатываемое генератором?

3.Как устроен диодный мост и каким образом он обеспечивает постоянный ток в нагрузке?

4.Поясните принцип работы генератора на малых, средних и больших оборотах коленчатого вала двигателя.

5.В чем выражается действие вихревых токов, и какие конструктивные особенности позволяют снизить их влияние?

Литература по электрооборудованию автомобилей

Глава 2.Характеристики генераторных установок. Электрические схемы.

1.Характеристики генераторных установок.

2.Таблица параметров генераторов.

3.Электрические схемы генераторных установок.

1. Характеристики генераторных установок.

Основными параметрами генератора являются:

· номинальная частота возбуждения;

· КПД (коэффициент полезного действия).

Номинальное напряжение составляет 12 либо 24 В, величина напряжения зависит от конструкции электрической системы. Номинальным током считается максимальный ток отдачи при номинальной частоте вращения (она составляет 6 000 оборотов в минуту). Способность генераторной установки обеспечивать потребителей электроэнергией на различных режимах работы двигателя определяется его токоскоростной характеристикой (ТСХ) — зависимостью наибольшей силы тока, отдаваемого генератором, от частоты вращения ротора при постоянной величине напряжения на силовых выводах. На рисунке 11 представлена токоскоростная характеристика генератора.

На графике имеются следующие характерные точки:

n0 — начальная частота вращения ротора без нагрузки, при которой генератор начинает отдавать ток;

http://www.toyota-club.net/files/2003/pic/tsh.jpg

Iхд — ток отдачи генератора при частоте вращения, соответствующей минимальным устойчивым оборотам холостого хода двигателя. На современных генератоpax ток, отдаваемый в этом режиме, составляет 40-50% от номинального;
Idm — максимальный (номинальный) ток отдачи при частоте вращения ротора 5000 мин» (6000 мин» для современных

Рис. 11 Токоскоростная характеристика генератора

КПД генератора

Другой характеристикой, по которой можно представить энергетические способности генератора, т. е. определить величину мощности, забираемой генератором от двигателя, является величина его коэффициента полезного действия (КПД), определяемого в режимах соответствующих точкам токоскоростной характеристики, величина КПД приведена для ориентировки, т.к. она зависит от конструкции генератора — толщины пластин, из которых набран статор, диаметра контактных колец, подшипников, сопротивления обмоток и т. п., но, главным образом, от мощности генератора. Чем генератор мощнее, тем его КПД выше.

Читать статью  Должностная инструкция автоэлектрика по ремонту автомобилей

На рисунке 12 представлены выходные характеристики автомобильных генераторов:
1 — токоскоростная характеристика, 2 — КПД по точкам токоскоростной характеристики

Рис. 12 В ыходные характеристики автомобильных генераторов

литература по электрооборудованию автомобилей

sunset 5809870 1920

Подборка книг и тематической литературы по электрооборудованию автомобилей: генераторам, аккумуляторам, реле и осветительным приборам, лампам для фар, системам зажигания. Справочники и схемы электрооборудования моделей авто.

Книга рассчитана на инженерно-технический персонал совхозов и МТС, а также может быть рекомендована в качестве учебного пособия для студентов втузов по автомобильным специальностям. Издангие содержит сведения об электроаппаратуре, устанавливаемой на распространенные в СССР модели тракторов, грузовых и легковых автомобилей. Приводится перечень наиболее часто встречающихся дефектов электрооборудования и способы их устранения. Тираж 20 200 экз.

Второе издание книги, описывающей принципы устройства работы электроприборов, устанавливающихся в современные автомобили различного назначения. Также книга рекомендована в качестве пособия для шоферов, повышающих квалификацию до первого и второго классов. В приложениях приводятся принципиальные электрические схемы наиболее распространенных моделей автомобилей, производимых серийно автостроительными заводами Страны Советов.

Руководство для работников автомобильных хозяйств, механиков и водителей автомашин, ремонтно-технических станций. Книга содержит подробные сведения по выявления неисправностей систем электрооборудования тракторов, автомобилей и мототехники, а также алгоритмов их устранения. Кроме того, в приложениях приводятся электрические схемы для более пятидесяти моделей транспортных средств, которые серийно выпускались автостроительной промышленностью СССР. Тираж 85000 экз.

Пособие для механиков, электромонтеров, и водителей, обслуживающих трактора, комбайны и прочую сельскохозяйственную технику. Содержит принципиальные электрические схемы современных тракторов, методики выявления неисправностей в блоках электрооборудования автомобилей, перечень поломок, которые наиболее часто по статистике выходят из строя и способы оперативного их ремонта (как в автомастерских, так и в полевых условиях).

Краткий справочник автоэлектрика по определению и устранению неисправностей в системах электрооборудования тракторов, комбайнов и автомобилей. Содержит базовые сведения об электронных компонентах, применяемых на автотранспорте и общих принципах их работы. Приводится методика обнаружения неисправностей в цепях электрооборудования автомобиля с помощью контрольной лампы. Описаны способы обнаружения и починки систем зажигания, электростартера, генераторов и схем внутреннего и наружного освещения автомобилей. Тираж 60000 экз.

Руководство дает основные рекомендации по техническому обслуживанию и ремонту электрооборудования автотранспорта СССР. В книге изложены основные положения по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту электрооборудования автомобилей, даны рекомендации по организации электроотделений в автотранспортных предприятиях и базах централизованного технического обслуживания автомобилей, их технологической планировке и выбору оборудования. Кроме того, приведены рекомендации по организации ремонта электрооборудования в специализированных мастерских. Тираж 50000 экз.

Издание предназначено в качестве учебника для учащихся сельских профессионально-технических училищ. В книге рассмотрены вопросы, связанные с применением электрической энергии на тракторах, комбайнах и автомобилях. Подробно рассказано об устройстве и работе аккумуляторных батарей, магнето высокого напряжения, генераторов постоянного и переменного тока, стартеров и пусковых подогревателей, Дано описание устройства и работы осветительных, контрольно-измерительных приборов, а также приборов световой и звуковой сигнализации. Тираж 40000 экз.

Издание предназначено для рабочих-аккумуляторщиков мастерских колхозов, совхозов и объединений «Сельхозтехники». В брошюре подробно освещена технология ремонта стартерных аккумуляторных батарей на ремонтных предприятиях сельского хозяйства. В ней описаны оборудование, приспособления и приборы, способы их использования при ремонте, приведены новые методы ремонта, даны практические рекомендации по восстановлению аккумуляторных батарей. Тираж 27000 экз.

Книга затрагивает вопросы совершенствования конструкций электрооборудования и электроприборов всего спектра автомобилей (по моделям, типам и назначению). Приоритетным акцентом в издании является внедрение электронных полупроводниковых схем для обеспечения бесперебойной работы всего комплекса электроприборов автомобиля в целом. Учебное пособие предназначено для студентов автомеханических и автодорожных техникумов и вузов по специальности «Автомобильный транспорт», также рекомендован для инженеров и механиков автопромышленности.

Книга содержит теоретические сведения о рабочих процессах, происходящих в регуляторах и генераторах переменного тока. Приводятся схемы реальных конструкций генераторов и их включения, устанавливаемых на серийные модели автотранспорта (включая автобусы, сельскохозяйственную технику и спецтранспорт). Даются рекомендации по техническому обслуживанию генераторных систем, методики обнаружения и устранения неисправностей их работы. Издание предназначено для инженеров, конструкторов и работников автомобильного транспорта. Тираж 25000 экз.

Пособие для техников и инженеров, занимающихся проектированием, эксплуатацией и ремонтом электрооборудования и электроприборов автомобилей. Приведена методика расчета электрических цепей автомобилей, токовые нагрузки проводов, системы освещения салонов транспортных средств (включая автобусы). Даны сведения по характеристикам и взаимозаменяемости основных электрических и электронных компонентах, применяющихся в отечественной автостроительной промышленности. Один из соавторов данного издания — К.М. Атоян, длительное время работал на заводе ЛАЗ, возглавляя конструкторское бюро, а после, ГСКБ по автобусам. Тираж 45000 экз.

Справочник инженера-механика, предназначенный для водителей и работников автотранспортных хозяйств, содержит краткие сведения по по расчету зарядного баланса, емкости аккумуляторной батареи и мощности стартера в зависимости от изменяющихся условий эксплуатации автомобиля. В сжатой форме содержит базовые понятия об обслуживании, настройке и регулировке приборов, задействованных в электрических цепях автомобилей разного типа. Приводятся конструкции испытательных стендов для проведения диагностики генераторов переменного тока, бесконтактных реле, транзисторной системы зажигания и т.д. Тираж 80000 экз.

Есть желание дополнить подборку тематической литературы по электрооборудования авто других лет или изданий? Укажите в комментариях ссылку на файл в сети, который, по вашему мнению, должен здесь присутствовать или отправьте его на один из наших e-mail.

Поделки своими руками для автолюбителей

Автолитература для автоэлектриков и автолюбителей.

Ходасевич А.Г., Ходасевич Т.И. Справочник по устройству и ремонту электронных приборов автомобилей в 5 томах

%D0%A1%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%BA2

Издательство: Антелком; ДМК-Пресс Год: 2003-2006 Формат: DjVu Размер: 25.4 mb СКАЧАТЬ...

%D0%A1%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%BA3

Справочник по современным автосигнализациям. (Том 1, Том 2) В том 1- вошли следующие бренды A.P.S., Alligator, Blac Bug, Cenmax, KGB, Lockus, Mongoose, Pandora, Pantera, Partisan, Reef, Scher-Khan, Sheriff, Star Line, Tomahawk.

В том 2- вошли следующие бренды A.P.S., Blac Bug, Cenmax, Centurion, Gorgon, Jaguar, KGB, Lockus, Mongoo Se, Pandor A, Pantera, Reef Net, Scher-Khan, Sheriff, StarLine, Tomahawk.

Справочник предназначен для установщиков автомобильных охранных систем и дополнительного оборудования. Он будет полезен и владельцам автомобилей при выборе средств защиты и их установке.
Формат: pdf Размер: 15,14 мб СКАЧАТЬ…

Музыка в твоем автомобиле в вопросах и ответах-2012г.

%D0%A1%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%BA4

Формат: PDF
Качество: Отличное
Язык: Русский
Размер: 14.1 Мб
СКАЧАТЬ…

Сергей Туманов — Автозвук Online. Книги 1-2.rar

%D0%A1%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%BA5

Страниц: 300, 132 цв. ил.
Язык: Русский
Формат: pdf
Размер: 10,25 Mb
СКАЧАТЬ…

Электроника современных автомобилей-2018г.

%D0%A1%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%BA302

Книга предназначена для специалистов, профессионально занимающихся ремонтом автомобилей, а также для обычных автолюбителей; интересующихся устройством электрооборудования своего автомобиля. Издательство: СОЛОН-Пресс

Серия: Ремонт, выпуск 143 Год издания: 2018
Страниц: 144 Формат: DjVu
Язык: русский
Качество: высокое
Размер: 51 МБ
СКАЧАТЬ…

Автомобильные сигнализации

Книга «Автомобильные сигнализации» предназначена для широкого круга читателей, содержит обработанную и систематизированную информацию о новейших и самых ходовых моделях сигнализаций на рынке СНГ.

%D0%A1%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%BA1 2

Название: Автомобильные сигнализации
Автор: Дворецкий М. Е.
Издательство: Наука и техника
Год издания: 2006
Страниц: 536
Формат: PDF, DjVu, DOC
Размер: 121 Мб

НЕМНОГО полезных программ

Sprint-Layout 6.0 — это простая программа для разработки как односторонних, так и двухсторонних печатных плат,обеспечиваются практически все необходимые функции для таких задач. Имеется экспорт файлов в профессиональные форматы Gerber и Excellon, служащие для изготовления плат промышленным способом, включая травление и сверловку. Для просмотра и печати можно использовать вьювер. Так же имеются макросы для Sprint-Layout.

sPlan7.0 — представляет собой программу, которой пользуются многие тысячи пользователей- энтузиастов для создания электрических, гидравлических и других схем. Неважно, вы хотите сделать только эскиз схемы или вам нужно разработать большой проект с несколькими страницами — эта программа поможет вам. Версия 7.0 является дальнейшим развитием надежного предшественника. Много новых и усовершенствованных возможностей помогут вам создавать свои схемы легко и чисто. Работа с sPlan на самом деле довольно проста.

С помощью Калькулятора можно:
-рассчитать трансформатор при различных исходных данных
-рассчитать однослойные и многослойные катушки индуктивности
-определить сопротивление резистора по цветным полоскам
-определить сопротивление SMD-резистора
-определить емкость конденсатора по цветным полоскам
-рассчитать пассивный LC и RC фильтры нижних и верхних частот
-провести электротехнические расчеты по формулам

JBL-SpeakerShop — Самая лучшая программа для расчета сабвуферов. Есть модуль для расчета фильтров. Также имеется база данных динамиков с их параметрами. Очень удобная программа.

PIC Simulator Studio — многофункциональное и высокопроизводительное программное обеспечение, предназначенное в первую очередь для симуляции в реальном времени цифровых и аналого-цифровых схем, ядром которых выступает микроконтроллер PIC micro.

transist.zip – программа для определения типа транзисторов по различным маркировкам, она же включает примеры транзисторов с нестандартными маркировками.

Серия книг «Электрооборудование автомобилей»

447596

Книга из серии многокрасочных иллюстрированных руководств по ремонту электрооборудования современных автомобилей. Руководство «Электрооборудование Chevrolet Niva» содержит подробные цветные схемы.

447611

Книга из серии многокрасочных иллюстрированных руководств по ремонту электрооборудования современных автомобилей. Руководство «Электрооборудование Lada Kalina» содержит подробные цветные схемы.

447610

Книга из серии многокрасочных иллюстрированных руководств по ремонту электрооборудования современных автомобилей. Руководство «Электрооборудование Hyundai Getz» содержит подробные цветные схемы.

447609

Книга из серии многокрасочных иллюстрированных руководств по ремонту электрооборудования современных автомобилей. Руководство «Электрооборудование Hyundai Accent» содержит подробные цветные схемы.

447606

Книга из серии многокрасочных иллюстрированных руководств по ремонту электрооборудования современных автомобилей. Руководство «Электрооборудование Ford Focus» содержит подробные цветные схемы.

447604

Книга из серии многокрасочных иллюстрированных руководств по ремонту электрооборудования современных автомобилей. Руководство «Электрооборудование Daewoo Matiz» содержит подробные цветные схемы.

Читать статью  Диагностика электрики автомобиля

447603

Книга из серии многокрасочных иллюстрированных руководств по ремонту электрооборудования современных автомобилей. Руководство «Электрооборудование Daewoo Nexia» содержит подробные цветные схемы.

447602

автомобилей. Руководство «Электрооборудование Chevrolet Lacetti» содержит подробные цветные схемы электрооборудования автомобиля с четырехцилиндровыми двигателями рабочим объемом 1,4; 1,6 и 1,8 л.

447601

Книга из серии многокрасочных иллюстрированных руководств по ремонту электрооборудования современных автомобилей. Руководство «Электрооборудование Chevrolet Lanos» содержит подробные цветные схемы.

447612

Книга из серии многокрасочных иллюстрированных руководств по ремонту электрооборудования современных автомобилей. Руководство «Электрооборудование Lada Priora» содержит подробные цветные схемы.

Литература по электрооборудованию автомобилей

eXOlnCDo80zDDRdjkateAq2vcekRoAT0M7jOBmTVaJzv NbdDktIV HQ0Rr7O69oRncWuMJT

f09f9398

Internal Combustion Engines: Applied Thermosciences [2015] Colin R. Ferguson & Allan T. Kirkpatrick

Since the publication of the Second Edition in 2001, there have been considerable advances and developments in the field of internal combustion engines. These include the increased importance of biofuels, new internal combustion processes, more stringent emissions requirements and characterization, and more detailed engine performance modeling, instrumentation, and control.

There have also been changes in the instructional methodologies used in the applied thermal sciences that require inclusion in a new edition. These methodologies suggest that an increased focus on applications, examples, problem-based learning, and computation will have a positive effect on learning of the material, both at the novice student, and practicing engineer level.

This Third Edition mirrors its predecessor with additional tables, illustrations, photographs, examples, and problems/solutions. All of the software is ‘open source’, so that readers can see how the computations are performed. In addition to additional java applets, there is companion Matlab code, which has become a default computational tool in most mechanical engineering programs.

f09f92be

Скачать книгу
https://t.me/physics_lib/8739

Электрооборудование автомобилей-учебник

%D0%90%D0%BA%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%B2 %D0%A7%D0%B8%D0%B6%D0%BA%D0%BE%D0%B2 %D0%AD%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5 %D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%BB%D0%B5%D0%B9

Учебник для ВУЗов.

Акимов С.В., Чижков Ю.П. «Электрооборудование автомобилей» За рулем, 2004 год, 384 стр. (5,42 мб. djvu)

Книга рекомендована в качестве учебного пособия по специальности «Электрооборудование автомобилей и тракторов» для студентов высших учебных заведений. Учащиеся ознакомятся с устройством, конструктивными особенностями, правилами технического обслуживания и ремонта электротехнического и электронного оборудования систем и узлов автомобиля.

Представлена классификация систем электрооборудования автомобиля: источники электроснабжения, электростартерный пуск двигателя внутреннего сгорания, освещения и сигнализации — световой и звуковой, защитных устройств, блоков контроля технического состояния автомобиля и агрегатов, электропривода и устройств подавления радиопомех, а так же линий коммутации и электропроводки.

В книге одиннадцать глав, каждая из которых, кроме вводной — первой, содержит информацию и техническое описание одного из функциональных компонентов электрооборудования автомобилей. Пояснительный текст сопровождается рисунками, фотографиями, схемами, графиками и таблицами, что делает его наглядным и информативным и помогает студентам лучше воспринимать учебный материал. Учебное пособие будет интересно не только для студентов, но и для автолюбителей и мастеров по ремонту автомобилей.
ISBN 5-85907-274-0(3)

Оглавление книги.

ГЛАВА 1. Общие требования к автомобильному электрооборудованию 4
1.1 Классификация электрооборудования автомобиля 4
1.2 Условия эксплуатации электрооборудования 5
1.3 Номинальные параметры 9
1.4 Условные обозначения изделий электрооборудования 9

ГЛАВА 2. Аккумуляторные батареи 12

%D0%90%D0%BA%D0%BA%D1%83%D0%BC%D1%83%D0%BB%D1%8F%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B5 %D0%B1%D0%B0%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B8

2.1 Назначение и условия эксплуатации 12
2.2 Требования к стартерным аккумуляторным батареям 13
2.3 Принцип работы свинцового аккумулятора 14
2.4 Устройство и конструктивные схемы батарей 15
2.5 Характеристики аккумуляторных батарей 32
2.6 Эксплуатация стартерных аккумуляторных батарей 49
2.7 Неисправности аккумуляторных батареи 77

ГЛАВА 3. Генераторные установки 81
3.1 Принцип действия вентильного генератора 82
3.2 Принцип действия регулятора напряжения 86
3.3 Электрические схемы генераторных установок 90

%D0%AD%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%85%D0%B5%D0%BC%D1%8B %D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BD%D1%8B%D1%85 %D1%83%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%BA

3.4 Характеристики генераторных установок 94
3.5 Конструкция генераторов 100
3.6 Бесщеточные генераторы 110
3.7 Схемное и конструктивное исполнение регуляторов напряжения 112
3.8 Техническое обслуживание генераторных установок 118
3.9 Характерные неисправности генераторных установок и методы их обнаружения 120
3.10 Замена типа генераторной установки на автомобиле 124

ГЛАВА 4. Электростартеры 127
4.1 Пусковые качества автомобильных двигателей 127
4.2 Системы электростартерного пуска 131
4.3 Особенности работы электростартеров и требования к электростартерам 134
4.4 Устройство электростартеров 137
4.5 Характеристики электростартеров 155
4.6. Схемы управления электростартерами 160
4.7. Система стоо-старта 163
4.6. Правила эксплуатации и техническое обслуживание электростартеров 165

ГЛАВА 5. Устройстве для облегчения пуска двигателей при низких температурах 175
5.1 Свечи накаливания и подогрева воздуха 175
5.2 Электрофакельные подогреватели воздуха 177
5.3 Техническое обслуживание злектрофакельных подогревателей 180
5.4. Устройства для подачи пусковой жидкости 183
5.5. Электрические подогреватели 184
5.6. Предпусковые подогреватели 185

ГЛАВА 6. Системы зажигания 188
6.1. Назначение и принцип действия 188
6.2. Контактная система зажигания 191
6.3. Контактно-транзисторная система зажигания 195
6.4. Электронные системы зажигания 196
6.5. Элементы систем зажигания 202
6.6. Применяемость элементов систем зажигания 210
6.7. Техническое обслуживание систем зажигания 212

ГЛАВА 7. Электронные системы управления двигателем 216
7.1 Основные принципы управления двигателем 216
7.2 Системы автоматического управления экономайзером принудительного холостого хода 218
7.3 Системы подачи топлива с электронным управлением 224
7.4 Комплексные системы управления двигателем 236
7.5 Датчики электронных систем управления двигателем 240
7.6 Исполнительные устройства систем впрыска 248
7.7 Электронные системы управления автомобильных дизелей 253
7.8 Эксплуатация систем управления двигателем 255

ГЛАВА 8. Системы освещения, световой и звуковой сигнализации 261
8.1 Назначение и классификация световых приборов 261
8.2 Международная система обозначений световых приборов 264
8.3 Лампы световых приборов 267

%D0%90%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5 %D0%BB%D0%B0%D0%BC%D0%BF%D1%8B %D0%BD%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F

8.4 Фары головного освещения. Блок-фары. Прожекторы 271
8.5 Противотуманные фары и фонари 286
8.6 Приборы световой сигнализации 291
8.7 Приборы внутреннего освещения и сигнализаторы 303
8.8 Техническое обслуживание системы освещения и световой сигнализации 305
8.9 Звуковые сигналы 316

ГЛАВА 9. Информационно-измерительная система 321
9.1 Датчики электрических приборов 323
9.2 Указатели автомобильных информационных измерительных систем 328
9.3 Термометры 332
9.4 Измерители давления 333
9.5 Измерители уровня топлива 336
9.6 Измерители зарядного режима аккумуляторной батареи 337
9.7 Спидометры и тахометры 338
9А. Эконометр 342
9.9 Тахографы 343
9.10 Электронные информационные системы 344
9.11 Техническое обслуживание информационно-измерительной системы 344

ГЛАВА 10. Электропривод вспомогательного оборудования автомобиля 347
10.1 Электродвигатели 347
10.2 Моторедукторы 351
10.3. Мотонасосы 353
10.4 Схемы управлении электроприводом 353
10.5 Техническое обслуживание электропривода 360

Большая Энциклопедия для Автоэлектриков и Диагностов

Большая Энциклопедия для Автоэлектриков и Диагностов

Оплатить Если у вас есть карта Сбербанка, вы можете оплатить заказ через систему «Сбербанк Онлайн» на карту сбербанка 4817 7602 9305 4809 (Диана Викторовна) Оплатить Мгновенный перевод денег между любыми картами любых банков. (Карта Tinkoff 5536 9140 2410 0137, Номер договора 5490622973) Оплатить Оплата через QIWI. Банковские карты, QIWI Кошелек, наличными в QIWI Терминале. Оплатить

Пополнение кошелька через СБП за 0%

Переводите деньги на QIWI кошелёк +79171086313 из других интернет-банков без комиссии Инструкция Оплата через Юmoney. Банковские карты, баланс телефона, яндекс-кошелек. Открыть форму оплаты Оплатить

Представляем вашему вниманию огромную Энциклопедию материалов которая будет полезна всем авто электрикам диагностам и просто любителям, которые только начинают или уже профессионально занимаются ремонтом тягачей, прицепов, спецтехники.

В эту энциклопедию было собрано все что нужно как для самостоятельного обучения обслуживающего персонала автосервисов, так и для собственного саморазвития и обучения.

В энциклопедии собран материал по ремонту следующей техники:
— DAF (всех моделей), MAN (TGA, TGX, TGS, TGL, TGM), NL, Mercedes Actros (mp2-mp3),Atego 1-2, трейлер, IVECO, RENAULT, VOLVO, SCANIA (грузовики и автобусы), ZF коробки передач, Узнаем неисправность инжектора Autocom_ом, МАЗ, KAMAZ, HD-OBD под микроскопом Autocom, оригинальные диски с информацией по запчастям DAF, добавили очень много китайской техники и Спец техники, Видео обучения по ремонту грузовых авто (сканером Autocom), с полными описаниями и очень много всего полезного, разного и интересного.
Обратите внимание, что 99% информации на русском языке!!
— с обновлением — уже свыше 107 000 страниц в высоком качестве!
— Улучшена начальная страница (с нее переход на полноценные книжные издания)
— Все электронные издания входящие в данную энциклопедию — оптимизированы, для уменьшения нагрузки на системные ресурсы вашего ПК
— Электронные издания — открываются в независимых окнах, что позволяет просматривать несколько книг, схем и других тех. данных одновременно, не закрывая предыдущие!
— Вес данного издания — с обновлениями около 9.4 гиг.
— В энциклопедии собрано столько информации (около 107 000 страниц ) — что если их распечатать на стандартные листы ФОРМАТА А4 , высота этого «толмута» — составила бы больше — ПЯТИ МЕТРОВ .

— Энциклопедия собрана из;
Находим неисправный инжектор системы Common Rail — Autocom_ом (невероятно — но факт)!
Мега огромная энциклопедия по грузовикам MAN (всех моделей) для автоэлектриков и диагностов на русском
Новое (улучшенное) издание электронной книги MAN TGX-TGS для автоэлектриков и диагностов.
Новое (улучшенное) издание электронной книги MAN TGL-TGM для автоэлектриков и диагностов.
Новое (улучшенное) издание электронной книги MAN NL 243 _283 для автоэлектриков и диагностов
Новое (улучшенное) издание электронной книги MAN TGA для автоэлектриков и диагностов
Руководство по ремонту Mercedes Actros MP2 — MP3 для автоэлектриков и диагностов.
Электронное издание по DAF (всех моделей) — для автоэлектриков и диагностов.
Добавлены — IVECO, ПРИЦЕП, RENAULT, VOLVO, HD — OBD, МАЗ, TATRA, Mercedes Actros,Atego,Axor, прицепы и полуприцепы SAF-BPW-ROR, MAN TGA_TGX_TGS, DAF XF95_XF105, видео и много много другого.

Видео курсы энциклопедии включают в себя:
— Удаление не удаляемых ошибок
— Регулировка датчиков тормозных колодок
— Давление наддува
— Сброс ТО
— Проверка катализатора
— Работа с датчиками АБС
— Отключаем цилиндры
— Проверка компрессии
— Проверка автономного отопителя
— Неисправности системы выхлопных газов
— Калибровка датчиков давления
— Поиск неисправностей АБС
— Поиск неисправностей EGR
— Проверка топливной системы, программирование форсунок и многое другое!!
Все работы выполняются с помощью Автоком. Видео курсы так же на русском языке и в свободном доступе их нет и никогда не было!

Купить Большая Энциклопедия для Автоэлектриков и Диагностов (после оплаты сообщите на chiptunecu@gmail.com)

Нет отзывов об этом товаре.

Написать отзыв

Ваш отзыв: Внимание: HTML не поддерживается! Используйте обычный текст.

Источник https://infourok.ru/uchebnoe-posobie-po-discipline-elektrooborudovanie-avtomobilej-dlya-studentov-obuchayushihsya-po-specialnosti-23-02-07-tehniches-4442451.html

Источник https://wheelnews.ru/literatura-po-elektrooborudovaniyu-avtomobiley/

Источник https://www.chiptunecu.ru/great-auto-encyclopedia.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *