Динамика цен на рынке грузовиков в начале 2023 года
Авторынок
На чтение 3 мин Просмотров 734 Опубликовано 20.03.2023
Эксперты Авито Авто проанализировали цены на грузовики на платформе в январе-феврале 2023 года по сравнению с ноябрем-декабрем 2022 года. По данным платформы, средняя цена на грузовики с пробегом в России в первые месяцы 2023 года составила 1 631 000 рублей, увеличившись по сравнению с концом 2022 года на 21%. В то же время средняя стоимость новых грузовиков осталась стабильной и составила 8 991 000 рублей.
Руководитель категории «Грузовики и спецтехника» в Авито Авто Андрей Ковалев.
«Спрос на грузовые автомобили с пробегом на платформе в первые два месяца 2023 года увеличился на 4% по сравнению с ноябрем-декабрем 2022 года, а спрос на новые грузовики – на стабильном уровне относительно ноября-декабря прошлого года. Стабильность цен на рынке новых грузовиков делает текущий период оптимальным для приобретения нового грузового автомобиля. Также сейчас хороший момент и для покупки грузовиков с пробегом: если на рынке нового транспорта начнется рост цен, за ним скорее всего последует и дальнейшее повышение цен на транспорт с пробегом»
Чаще всего на Авито Авто в январе-феврале 2023 года интересовались покупкой грузовиков с пробегом брендов КамАЗ, ГАЗ, МАЗ, Hyundai и ЗИЛ. Среди новых самыми востребованными стали грузовые автомобили брендов КамАЗ, Shacman (Shaanxi), FAW, Howo и МАЗ.
Наиболее предлагаемые грузовики с пробегом: страны-производители и цены
Наиболее активно в феврале на Авито Авто предлагали грузовики с пробегом следующих брендов: КамАЗ (Россия), ГАЗ (Россия), МАЗ (Беларусь), Hyundai (Южная Корея), Isuzu (Япония), ЗИЛ (Россия), Mercedes-Benz (Германия), MAN (Германия), Shacman (Shaanxi) (Китай), Урал (Россия).
Средние цены на грузовики с пробегом бренда КамАЗ в период с января по февраль 2023 года выросла на 24% по сравнению с концом прошлого года и составила 2 100 000 рублей, на ГАЗ — 770 000 рублей (+10%), на МАЗ — 1 300 000 рублей (+18%), на Hyundai — 1 570 000 рублей (+12%), на Isuzu — 1 830 000 рублей (+2%).
Топ-5 брендов по доле предложения на рынке грузовиков с пробегом, январь-февраль 2023 г., Авито Авто
Бренд | Доля бренда в структуре предложения грузовиков с пробегом | Средняя цена в январе-феврале 2023 года (руб.) | Динамика средней цены по сравнению с ноябрем-декабрем 2022 года |
КамАЗ | 25,1% | 2 100 000 | +24% |
Isuzu | 14,3% | 1 830 000 | +2% |
Hyundai | 6,9% | 1 570 000 | +12% |
МАЗ | 4,5% | 1 300 000 | +18% |
ГАЗ | 4,1% | 770 000 | +10% |
Наиболее предлагаемые новые грузовики: страны-производители и цены
В сегменте новой техники по доле предложения на Авито Авто лидировали следующие бренды: Shacman (Shaanxi) (Китай), IVECO-Hongyan (Китай), КамАЗ (Россия), SITRAK (Китай), ГАЗ (Россия), FAW (Китай), JAC (Китай), МАЗ (Беларусь), Howo (Китай), Tonly (Китай).
Средняя цена новых грузовиков IVECO-Hongyan в начале 2023 года выросла на 3,9% — приобрести их можно за 7 900 000 рублей. Средняя цена новых Shacman (Shaanxi) выросла на 2% и составила 9 450 000 рублей.
Топ-5 брендов по доле предложения на рынке новых грузовиков, январь-февраль 2023 г., Авито Авто
Бренд | Доля бренда в структуре предложения новых грузовиков | Средняя цена в январе-феврале 2023 года (руб.) | Динамика средней цены по сравнению с ноябрем-декабрем 2022 года |
Shacman (Shaanxi) | 34% | 9 450 000 | +1,6% |
КамАЗ | 25,6% | 9 500 000 | -3,1% |
IVECO-Hongyan | 14,7% | 7 900 000 | +3,9% |
Howo | 5,9% | 8 010 000 | 0% |
МАЗ | 3,9% | 7 800 000 | +0,6% |
Топ регионов с наибольшим спросом на грузовики
Больше всего как новыми грузовиками, так и грузовиками с пробегом интересуются жители Москвы — на долю столицы приходится 6% от всероссийского спроса на грузовые автомобили. На втором месте – Санкт-Петербург с долей в 3% от всероссийского спроса. Казань, Набережные Челны и Краснодар также входят в топ-5, на каждый из этих городов приходится приблизительно по 2% от общефедерального спроса.
Примечательно, что в Казани и Набережных Челнах зафиксирован заметный рост спроса на грузовики в январе-феврале 2023 года по сравнению с ноябрем-декабрем 2022 года — на 20% и 17% соответственно.
Обзор рынка грузовых авто
Впечатляющая карьера в консалтинге
Отраслевые эксперты уровня топ-менеджеров глобальных корпораций и предприятий
Пресс-центр
Новости компании, исследования и дайджесты
Пресса о нас
Впечатляющая карьера в консалтинге
Отраслевые эксперты уровня топ‑менеджеров глобальных корпораций и предприятий
121099, Москва, ул. Композиторская 17, БЦ Space 1
Смотреть на карте
Для запроса коммерческих предложений:
Для запросов СМИ:
Политика конфиденциальности и персональных данных
Горячая линия комплаенс:
Горячая линия безопасности:
Горячая линия кибербезопасности:
АО «СПГ» приглашает к сотрудничеству партнёров для развития агентской сети.
Условия предоставляются по запросу на:
Аналитический отчет «Тренды автомобильных грузоперевозок в РФ в 2023 г. Перспективы роста»
В автомобильных перевозках наступило время осознанных стратегий
Автомобильные перевозки — наиболее востребованный в мире вид грузоперевозок. К 2027 г. их доля на мировом логистическом рынке может достичь 39% от общего объема рынка, опережая остальные виды транспорта на 6–10% и более.
К 2027 году объем мирового рынка транспортно-логистических услуг автомобильных грузоперевозок может достигнуть 5 трлн долларов.
Основные тенденции на мировом рынке автомобильных грузоперевозок
- Рост ограничений отрасли в связи с пандемией COVID-19, геополитической ситуацией, а также усилением контроля отрасли со стороны государств
- Рост сделок по слиянию и поглощению , а также увеличение количества случаев банкротства и ухода перевозчиков с рынка
- Для повышения эффективности грузоперевозчики все больше внедряют новые технологии , среди которых продвинутая аналитика, интернет вещей, искусственный интеллект и другие инструменты повышения устойчивости компаний
- Благодаря развитию политики снижения выбросов, росту стоимости топлива и ряду других факторов растет спрос на гибридный и электротранспорт
- Рост регулирования в области безопасности, нехватка рабочей силы, рост стоимости топлива также формируют долгосрочный тренд на повышение востребованности беспилотных грузовиков
В России рынок автоперевозок ежегодно растет на 5–8% . Драйверами роста всех сегментов грузоперевозок выступают:
- обеление рынка,
- ежегодный рост оборота сетевой розничной торговли на уровне 13%
до 2030 г., - активный рост e-commerce с ежегодными темпами на уровне
33% до 2024 г., - экспансия торговых сетей в регионы,
- желание компаний передавать логистические услуги на аутсорсинг.
Наиболее крупным сегментом является FTL. В 2022 г. объем рынка
FTL-перевозок показал рост 5% и составил 1,9 трлн руб.
Согласно прогнозам экспертов Strategy Partners, в России рынок LTL будет расти быстрее FTL , однако FTL сохранит наибольшую долю.
3PL выглядит привлекательным сегментом в 10-летней перспективе, однако в 5-летней перспективе темп роста может стать более консервативным: рынок еще не вышел из стадии формирования.
В отчете проанализирована схожесть структуры (FTL и LTL перевозок) российского и американского рынков, которая обусловлена размерами стран и, как следствие, высокой концентрацией FTL-перевозок среди всех видов автомобильных грузоперевозок.
Но в отличие от России, лидеры США фокусируются на одном ключевом сегменте (в основном на FTL), хотя активно представлены в сегментах LTL, 3PL и мультимодальных перевозках.
В РФ прослеживается более четкая специализация, самые крупные игроки отрасли представлены в 1-2 сегментах. Российский рынок находится на более ранней стадии развития, чем рынок США, и самые крупные игроки — FTL. Игроки с существенным присутствием в 3PL — либо кэптивные, либо профильные.
Крупнейшие компании в России и США преимущественно работают со стандартным и рефрижераторным видами грузов. Они не уходят в диверсификацию своего бизнеса по следующим причинам:
- высокая стоимость решений,
- высокая стоимость нишевой техники и ее обслуживания,
- специфичная клиентская база,
- нестабильный спрос.
При этом сейчас рефрижераторные перевозки внедряются во всех крупных компаниях.
В отчете эксперты также проанализировали, как изменения в логистической инфраструктуре повлияют на рынок автомобильных перевозок.
В настоящее время мы наблюдаем трансформацию логистических путей , которая ведет к росту востребованности автомобильных перевозок:
- запуск паромных переправ через Новороссийск (в Турцию) и Астрахань (в Азербайджан);
- запуск трассы М12 и расширение трассы М7;
- расширение пропускной способности границ с Казахстаном и Китаем.
Начиная с апреля 2022 г. наблюдается падение тарифов на грузовые перевозки из Санкт-Петербурга и Москвы, которые перестали быть грузовыми хабами для импортной продукции с северо-западного направления.
- Наблюдается значительное снижение индекса ATI.SU по направленю «Запад-Восток» и «Север-Юг», что может отражать тезис о снижении грузоперевозок и входящего товарооборота из ЕС в РФ
- В частности, индекс ATI.SU на перевозки из Санкт-Петербурга упал сильнее всех, возможно из-за снижения входящего товарооборота через порт Санкт-Петербурга
- С другой стороны, наблюдается значительное увеличнеие индекса ATI.SU по направленю «Восток-Запад» и «Юг-Север», что может говорить об усилении грузооборота с КНР, Казахстаном и Турцией соответственно, которые стали играть важную роль при обходе санкционных ограничений
Максимальное падение ставок отмечается по маршрутам Санкт-Петербург — Москва: минус 25%, Москва — Казань: минус 24%, Нижний Новгород — Казань: минус 22%.
С восточного направления, наоборот, ставки возросли, особенно по маршрутам Казань — Нижний Новгород: плюс 44%, Казань — Москва: плюс 36%, Новокузнецк — Новосибирск: плюс 38%, Самара — Москва: плюс 43%.
Обзор рынка LCV и грузовых автомобилей РФ
Финансовая емкость рынка LCV и грузовых автомобилей на 2022 г. оценивается в 3,5 трлн рублей . В него включены следующие сегменты:
- LCV (с грузоподъемностью < 3,5 тонн),
- среднетоннажные грузовики (8–12 тонн, тяжелые грузовики (12–20 тонн),
- полуприцепы (> 4 тонн),
- легкие среднетоннажные грузовики (3,5–8 тонн).
С учетом падения численности нового парка сформируется дефицит тягачей.
Постепенный рост регистраций ожидается в следующие 2–3 года.
С началом СВО новые грузовые автомобили подорожали на 15% ,
пиковая стоимость была зафиксирована в II квартале 2022 г. —
8 635 266 рублей.
Цены на подержанные грузовые автомобили к II кварталу 2022 г. выросли более чем на 40% в сравнении с IV кварталом 2021 г., средняя стоимость на пике составляла 3 603 282 рубля.
Анатолий Грек, партнер Strategy Partners, руководитель практики «Транспорт и автомобильная промышленность», комментируя результаты проведенного исследования, отметил:
«Объем рынка грузовых автоперевозок России в 2030 г. может достигнуть 3,03 трлн руб., что почти на 40% больше, чем по итогам 2022-го (2,18 трлн руб.).
Основными драйверами роста отрасли станут:
- изменение логистических цепочек — ориентация на Восток, которая значительно увеличивает расстояния перевозок;
- ограниченность пропускной способности железных дорог;
- рост ставок по всем типам перевозок за счет дефицита парка техники и удорожания новых грузовых машин и с пробегом;
- инфляция.
В автомобильных перевозках наступило время осознанных стратегий.
Сегодня открываются новые ниши и новые возможности. Тот, кто это видит и найдет силы реализовать потенциал, сможет консолидировать вокруг себя рынок автомобильных перевозок в России».
Полный текст отчета предоставляется по персональному запросу через форму обратной связи, размещенную в начале страницы.
Рынок грузового транспорта и спецтехники: итоги 2022 года и ожидания на 2022 год
Эксперты «Авито Авто» зафиксировали рост спроса на подержанный транспорт для грузоперевозок по итогам 2022 г. Спрос в этой категории, по данным сервиса, вырос на 14,8% по сравнению с 2022 г. При этом объем рынка новых грузовых автомобилей в России, по данным «АВТОСТАТа», в 2022 г. сократился на 7,3%. Одна из основных причин переориентации на вторичный рынок – рост цен на рынке нового грузового транспорта и спецтехники.
Как изменились спрос и предложение на вторичном рынке грузовой техники
Согласно данным «Авито Авто», рост спроса на подержанную спецтехнику для грузоперевозок по итогам 2022 г. составил 14,8%. В частности, покупательский интерес к грузовикам на вторичном рынке увеличился на 14,6%, к легкому коммерческому транспорту – на 25%. Спрос на погрузчики (всех типов – фронтальные, телескопические, вилочные и т.д.) и прицепы с пробегом в России вырос на 17,8 и 19,3% соответственно, на тягачи – на 5%.
Даже несмотря на спад деловой активности в период пандемии и во II квартале был заметен рост спроса на грузовую технику с пробегом по сравнению с аналогичным периодом 2022 г. К IV кварталу 2022 г. вторичный рынок грузового транспорта и спецтехники продемонстрировал значительный прирост год к году с точки зрения спроса: грузовики – на 8,4%, легкий коммерческий транспорт – на 22,7%, погрузчики – на 22,5%, прицепы и тягачи – на 17,2 и 16,2% соответственно.
Динамика спроса на грузовую технику с пробегом год к году, вся Россия, 2022 г.
Вид техники | I кв. 2022 г., % | II кв. 2022 г., % | III кв. 2022г., % | IV кв. 2022 г., % |
Все виды | +24,0 | +6,1 | +6,0 | +12,8 |
Грузовики | +27,3 | +8,2 | +4,6 | +8,4 |
Легкий коммерческий транспорт | +29,4 | +8,7 | +14,5 | +22,7 |
Погрузчики (всех типов) | +35,5 | +2,9 | +1,5 | +22,5 |
Прицепы | +15,1 | +14,1 | +12,6 | +17,2 |
Тягачи | +15,6 | -9,9 | +1,6 | +16,2 |
При этом предложение на вторичном рынке снизилось (–3,6%) почти по всем типам коммерческого транспорта и спецтехники, за исключением погрузчиков (+14,4%). По мнению экспертов «Авито Авто», это означает, что на одно объявление о продаже приходится больше заинтересованных покупателей. Следовательно, продавцы указанной подержанной техники могут сейчас продать ее быстрее и по более выгодной цене.
Читайте также: Карбюратор К-151д — самостоятельная регулировка ХХ, ПУ, ПК
Цены на новый транспорт растут быстрее темпов инфляции, поэтому покупатели сейчас чаще выбирают подержанную технику. «Цены на новую импортную технику растут в том числе из-за снижения курса рубля к иностранным валютам. Уже действующие с 1 января госпрограммы льготного автокредитования и лизинга смогут облегчить покупку новой техники», – отмечает Виктор Пушкарёв, заместитель начальника отдела аналитики «АВТОСТАТа».
По данным «АВТОСТАТа», в 2022 г. объем рынка новых грузовых автомобилей в России составил 74,8 тыс. единиц, что на 7,3% меньше, чем в 2022 г. Кроме того, производство грузовиков в 2022 г. снизилось на 9%.
Среди других причин переориентации на вторичный рынок транспорта – стремление бизнеса быстро решить задачу по наращиванию логистических мощностей в условиях бума электронной коммерции на фоне пандемии.
Российские производители в плюсе
Эксперты считают, что снижение продаж импортных грузовиков объясняется, как ситуацией, сложившейся в экономике РФ, так и финансовой господдержкой отечественных производителей. Как о, их уверенность в завтрашнем дне подкреплена еще и расширением модельного ряда. К примеру, не так давно на рынок была внедрена новая модель KAMAZ 5490 Neo. Это позволило отечественному гиганту не только сохранить уровень продаж 2022 года, но и прибавить в 2019 году, упрочив свои позиции на рынке.
Что касается другого лидера отечественного грузового машиностроения – ГАЗ, то сохранить свои позиции на рынке заводу помогли среднетоннажные грузовики. Увеличение продаж на Горьковском автозаводе объясняют ростом популярности GAZ Gazon Next и растущим спросом на GAZ Gazon Next 10. По мнению специалистов завода, в новом году не следует ожидать каких-либо резких изменений на рынке: стагнация или падение на 2-3%. В то же время российские производители грузового автотранспорта планируют укрепить свои позиции, благодаря обновлению модельных линеек.
Динамика средних цен на вторичном рынке коммерческого транспорта и спецтехники с пробегом
По результатам 2022 г. средняя стоимость подержанных грузовиков выросла на 10% и составила, по данным «Авито Авто», 550 000 рублей. Наиболее заметный рост цен по итогам прошлого года показали погрузчики (всех типов), средняя цена на которые достигла уровня 900 000 рублей (+28,6%). Средняя цена в категории «легкий коммерческий транспорт» выросла на 5,7%, составив 370 000 рублей, а цены на тягачи увеличились в среднем на 3,2%.
Средняя стоимость подержанных коммерческих автомобилей и спецтехники по кварталам и динамика цен, вся Россия, 2022 г.
Цена, руб. | Цена, изменение за год, % | |||||||
I кв. 2022 г. | II кв. 2022 г. | III кв. 2022 г. | IV кв. 2022 г. | I кв. 2022 г. | II кв. 2022 г. | III кв. 2022 г. | IV кв. 2022 г. | |
Все типы | 500 000 | 500 000 | 510 000 | 550 000 | 0,2 | 4,2 | 5,2 | 10,0 |
Грузовики | 510 000 | 550 000 | 550 000 | 600 000 | 2,0 | 12,2 | 12,2 | 17,6 |
Легкий коммерческий транспорт | 360 000 | 370 000 | 375 000 | 380 000 | 2,9 | 7,2 | 7,1 | 5,6 |
Погрузчики | 790 000 | 900 000 | 910 000 | 980 000 | 12,9 | 28,6 | 21,3 | 24,1 |
Прицепы | 220 000 | 190 000 | 200 000 | 200 000 | –4,3 | –13,6 | –13,0 | –9,1 |
Тягачи | 1 300 000 | 1 350 000 | 1 250 000 | 1 250 000 | 0,0 | 6,3 | 4,2 | –3,8 |
Магистральный тягач экономику не вывезет
По мнению экспертов, падение в сегменте импортных грузовиков случилось в результате снижения спроса на магистральные тягачи. Это серьезный фактор, поскольку на долю этого транспорта приходится 80% всех грузоперевозок. А показатели рынка коммерческих автомобилей находятся в прямой зависимости от показателей рынка автомобильных грузоперевозок. Сегодня крупные торговые сети заметно снизили активность, следовательно, упали перевозки. Эксперты прогнозируют, что и в 2022 году снижение деловой активности, повлияет на уровень продаж в сегменте магистральных тягачей.
Еще одной причиной падения спроса на фуры специалисты называют отмену программы господдержки по лизингу авто, предусматривающей прямые скидки. Стоит напомнить, что с 2022 года ряд лизинговых компаний не получит возмещение скидок, что в свою очередь повлечет удорожание лизинговых ставок. Сложилась ситуация, когда бизнесу не доступно обновление собственного автопарка и для его сохранения предпринимателям приходится выполнять капремонты, приобретать б/у технику. Эти факторы могут стать причинами дальнейшего падения рынка грузовых машин.
Ожидания на 2022 год
По мнению Сергея Никольского, руководителя категорий «Авто в «Авито Авто», в 2022 г. ситуация на рынке коммерческого транспорта и спецтехники будет зависеть от дальнейшей динамики цен и общей экономической ситуации в стране.
«Есть основания ожидать, что в нынешнем году электронная коммерция сохранит темпы роста 2022 г., и это в свою очередь будет стимулировать спрос на транспорт для грузоперевозок. Поскольку цены на новую технику, как импортную, так и отечественную, скорее всего продолжат расти на фоне повышения утилизационных сборов и стоимости сырья, будет увеличиваться востребованность подержанной техники, более низкой в цене. Кроме того, будет увеличиваться возраст логистических автопарков, так как покупать новую технику дороже, чем поддерживать работоспособность действующего парка. В таких условиях предложение по продаже подержанной грузовой техники окажется недостаточным для удовлетворения растущего спроса, что создает предпосылки для развития альтернативных инструментов реализации техники: лизинга, аренды и кредитных продуктов».
Комментируя возможную ситуацию на рынке новых грузовиков, Виктор Пушкарёв, заместитель начальника отдела аналитики «АВТОСТАТа», отмечает, что в 2022 г. положительная динамика покупательского интереса возможна прежде всего за счет реального восстановления российской экономики после кризиса 2022 г. И предпосылки к этому уже появились. Главными из них, по мнению эксперта, являются более высокие мировые цены на нефть (выше 50 $/баррель) и запуски программ вакцинирования от коронавируса во многих странах мира. «И конечно, чем быстрее смогут восстановиться сферы российского бизнеса, наиболее пострадавшие от пандемии, тем скорее деловая активность приведет к росту спроса на коммерческую технику», – подчеркивает эксперт.
Подготовлено экспертами «Avito.ru»
Читайте также: Бензовоз на шасси ГАЗ-3309 — безопасная перевозка нефтепродуктов
Рост цен и дефицит продолжатся
Компаниям придется продвигать свои новинки на рынке в условиях продолжающейся лихорадки: роста цен, дефицита автокомпонентов, непредсказуемой ситуации со спросом на автоперевозки. «Прирост цен на коммерческие автомобили будет продолжаться в следующем году, — прогнозирует Александр Осин. — Однако важно отметить, что производители автомобилей переносят на потребителей свои повышающиеся издержки постепенно, поэтому в ближайшее время можно ожидать сдержанного роста цен на коммерческие авто в рамках 10–15 процентов».
По мнению аналитиков, рынок будет сдерживать и высокий уровень закредитованности как населения, так и корпоративного сектора. Близятся к потолку и продажи в лизинг, который, например, в сегменте грузовиков уже достиг 80% суммарного объема продаж грузовиков в РФ. Впрочем, есть и хорошие новости для рынка коммерческих авто: в некоторых сегментах, скорее всего, будет продолжать расти спрос на логистические .
Автобусы Белоруссии коронавирусу не поддались
Основное производство автобусов в СНГ сосредоточено в Белоруссии, где за 9 месяцев 2022 года (невзирая на пандемию и выборы президента) было произведено 978 машин (+0,9%), преимущественно марки МАЗ (775 ед., –4,7%), при этом выпуск автобусов большого класса подскочил на 30,9%, до 521 ед., а перронных – в 1,5 раза, до 18 ед. Выпуск самых сложных и дорогих автобусов особо большого класса тоже немного вырос – на 1,3%, до 161 ед., так что провал случился только в сегменте машин среднего класса (–69,3%), до 75 ед. Модели малого и особо малого классов, хотя и заявлены производителем, но в статистике не фигурируют.
Второй по величине белорусский автобусный из города Лида, входящее в структуру МЗКТ. Он произвёл 200 ед. (42,9%) малых автобусов на итальянских шасси IVECO Daily.
Третий в статистике производства традиционно отсутствует, равно как нет данных о выпуске в Белоруссии электробусов и троллейбусов, хотя таковые точно имеют место быть.
Производство автобусов в Казахстане выросло, а на Украине обвалилось
Производство украинских автобусов за 9 месяцев 2020-го соcтавило лишь 467 ед. (–25%). Лидирует здесь ПАО «Черкасский автобус» с 212 ед. (–36,9%) автобусами «Атаман», далее идет ЗАО «Черниговский автозавод» (автобусы модели БАЗ-2215 на базе российской «ГАЗели БИЗНЕС») со 133 ед. (–12,5%). ОАО «Часовоярский ремзавод» выпустил 46 автобусов малого класса (–25,8%) марки «РУТА» на шасси «Газель БИЗНЕС» и Тата LPT613. ПАО ЗАЗ произвёл 39 автобусов (–23,5%) серий А07 (малый класс) и А10 (средний класс), а замкнула рейтинг ПАО Корпорация «Богдан» с 37 автобусами малого класса (–45,6%). Прежний лидер автобусостроения Украины – «Бориспольский автомобильный завод», производивший автобусы БАЗ-А079 «Эталон» занимается только выпуском спецтранспорта, т. е. из числа автобусных заводов выбыл.
В Казахстане за 9 месяцев 2022 года произведено 1,4 тыс. автобусов (+65,2%). Лидером стал ООО «СарыАрка Автопром» (марка Ankai) с 879 ед. (рост в 2,1 раза), ТОО «Daewoo Bus Kazakhstan» с 424 ед. (+18,4%), «Hyundai Auto Trans» (Hyundai County) с 80 ед. (рост в 2,2 раза) и «КАМАЗ-Инжиниринг» (НефАЗ) с 12 ед. (+71,4%).
В Узбекистане произведено всего 519 автобусов (–61,2%).
Источник https://universeofcars.ru/d-strong-inamika-tsen-na-rynke-gruzovikov-v-nachale-2023-goda-strong/
Источник https://strategy.ru/research/research/36
Источник https://avtozvuk-rb.ru/perevozki/rynok-gruzovyh-avtomobilej-v-rossii.html