Преимущества и недостатки дизельных и бензиновых двигателей

Преимущества и недостатки дизельных и бензиновых двигателей

Преимущества и недостатки дизельных и бензиновых двигателей

Дизельные двигатели считаются более экономичными, а бензиновые — мощными. Во многом это стереотип, который сформировался в 90-е годы. В разработку тогдашних дизелей вкладывали меньше денег, а топливо для них стоило дёшево. Но технологии продолжают развиваться, и ситуация меняется. Рассказываем о плюсах и минусах бензиновых и дизельных двигателей в 2021 году.

Экономичность

Начнём с характеристики, интересной всем автолюбителям без исключения. Здесь раскрываются преимущества дизельного двигателя, который расходует на 10–20% меньше топлива по сравнению с бензиновым агрегатом того же объёма и мощности. Но такая экономия представлена в абсолютном выражении, а нам нужно учитывать ещё и цены. У дизельного топлива (ДТ) и бензина А-95 они приблизительно одинаковы. А вот горючее марки А-92 стоит на 5% дешевле, поэтому и разница в стоимости заправки будет не такой существенной.

Плюс бензинового двигателя — в том, что его можно оснастить газобаллонным оборудованием (ГБО). Расход пропан-бутана чуть выше, но стоимость горючего ниже на 25–30%. Экономия в стоимости заправки — около 15–20%, что уравнивает стоимость эксплуатации моторов. Но этот вариант подходит скорее для подержанных машин — новые автомобили обычно лишаются гарантии после такой доработки. Кроме того, мощность двигателя с ГБО ниже, а ресурс меньше.

Надёжность

Средний ресурс легкового дизеля превышает 300–350 тысяч километров. Отдельные экземпляры проезжают и более 500 тыс. км. без нареканий от владельцев. У бензиновых эта цифра меньше — около 250–300 тысяч километров до капремонта. Но недостатки дизельного двигателя заметны во время обслуживания. Стоимость запчастей, расходных материалов и технических жидкостей выше. А ещё дизели более чувствительны к качеству топлива. Если бензин, способный вывести мотор из строя, стал исключением из правил, то низкое качество ДТ пока остаётся распространённой проблемой в России.

Тягово-мощностные характеристики

Прошли те времена, когда разница в отдаче моторов была двух-, а то и трёхкратной. Современные технологии уравняли их мощность. Преимущества дизельных и бензиновых двигателей теперь выражаются в других характеристиках.

При одинаковой мощности дизели развивают больший крутящий момент, который также называют тяговым усилием. Причём максимальной тяги удаётся достичь с низких оборотов. Такие автомобили быстрее стартуют с места, увереннее «выстреливают» при обгоне, легче выбираются из глубоких ям и почти не теряют своих ходовых качеств при максимальной нагрузке.

Крутящий момент бензинового двигателя ниже и достигается он на высоких оборотах — такой недостаток становится причиной медленного разгона и слабой тяги при полной загрузке. Но есть и преимущества — мотор быстрее набирает обороты, поэтому им удобнее управлять при скоростной езде. Турбированные бензиновые двигатели сочетают высокий крутящий момент с удобством управления тягой, но их минусы выражены в дорогостоящем обслуживании и повышенном расходе топлива.

Комфорт

Дизельный двигатель всегда работает громче, и этот недостаток заметен даже у премиальных автомобилей. В его звуке слышны характерные стуки и рокот. Даже при идеальной шумоизоляции они слышны в салоне. А на малых оборотах появляются вибрации, которые редко удаётся погасить балансирными валами, подушками и другими хитрыми приспособлениями. Кроме того, владельцы дизелей жалуются на характерный запах топлива и едкий выхлоп.

А ещё плюсы дизельного двигателя иногда превращаются в минусы. Коэффициент полезного действия у них выше, чем у бензиновых агрегатов. Из-за этого температура охлаждающей жидкости повышается намного медленнее. При коротких поездках зимой они не всегда успевают прогреть салон. Поэтому производителям приходится устанавливать автономные отопители, что отражается как на цене, так и на безопасности автомобиля.

Преимущество бензинового двигателя — в тихой и стабильной работе. У машин бизнес- и премиум-класса звук работающего мотора слышен в салоне только на предельных оборотах. Вибрации исправного агрегата минимальны, а пролитое топливо быстро испаряется, не оставляя запаха.

Читать статью  Как из газа получить бензин

Стоимость

Минус бензинового двигателя в виде повышенного расхода топлива легко перекрывается плюсом — доступной ценой. Даже с одинаковым оснащением такой автомобиль обойдётся на 5–10% дешевле дизельного. Некоторые производители предлагают дизели только в богатых комплектациях, что увеличивает разницу в стоимости. Сэкономить на покупке дизельной машины можно только в том случае, если вы планируете использовать её дольше гарантийного пробега — до 150–200 тысяч километров.

Вывод

Рыночная экономика сделала своё дело — стоимость эксплуатации моторов уравнялась. В 2021 году можно говорить о других преимуществах и недостатках бензиновых и дизельных двигателей. Автомобили с дизелями быстрее стартуют и лучше переносят нагрузку. А машины с бензиновыми агрегатами более комфортны благодаря меньшему уровню шума и вибраций. Какой вариант лучше — решать только вам.

Бензин или дизель. Что лучше?

Между бензиновыми и дизельными двигателями идет настоящая «война». Ведущие производители, дабы удовлетворить потребности рынка, выпускают модели с силовыми установками обоих типов. Утверждать наверняка, какой тип двигателя предпочтительнее, нельзя, но мы все же предлагаем вам разобраться во всех нюансах, чтобы сделать правильный выбор.

Принцип работы двигателей

Бензиновый . Смесь топлива с воздухом формируется не в цилиндре, а во впускном коллекторе, окончательно воздух перемешивается с парами бензина в конце такта сжатия. Формируется гомогенная топливная смесь в камере сгорания, а в результате сжатия (поршень движется из верхней мертвой точки в нижнюю) топливо нагревается до 500 градусов. В конце цикла свечи зажигания дают искру и воспламеняют топливо.

Дизельный. В цилиндре двигателя происходит сжатие только воздуха, давление составляет 30-50 бар. В результате высокого уровня сжатия воздух нагревается до 700-900 градусов. Давление впрыска современных двигателей составляет 1500-2000 бар. Начинается распыление солярки в камере сгорания, небольшие капли испаряются, образуется гетерогенная неоднородная топливовоздушная смесь. Она образуется быстрее, самовоспламеняется и хорошо сгорает. Свечи накаливания могут быть в комплектации, но они используются не для поджигания, а для разогревания воздуха.

Преимущества и недостатки бензиновых двигателей

  • Бензиновый двигатель мощнее на 30-35%, чем дизельные аналоги;
  • Низкий уровень шума и вибраций (на высоких оборотах двигатель работает в два раза тише);
  • Нормально переносит не самое качественное топливо;
  • Простота обслуживания, запчасти дешевле на 30-50%;
  • Морозостойкость, быстрый прогрев.
  • Прожорливость: внушительный расход топлива;
  • У бензинового двигателя в полтора раза меньше «срок жизни»;
  • На низких оборотах низкий крутящий момент.

Преимущества и недостатки дизельных двигателей

  • Экологичность: в атмосферу выделяется меньше углекислого газа, для прогрессивных стран Европы это весомый аргумент;
  • Цена топлива на 10-15% дешевле, чем бензин;
  • Экономичность – дизельный двигатель потребляет почти вдвое меньше топлива;
  • Более надежный, в 1,5 раза больший ресурс службы;
  • Не боится воды;
  • Солярка одновременно выполняет роль смазки.

Казалось бы, идеальный вариант, но и список недостатков у дизельных агрегатов внушительный, хотя все они весьма субъективны.

  • Дольше прогревается и издает больше шума;
  • Чувствителен к некачественному топливу;
  • Боится низких температур;
  • Дороже обслуживание (цена запчастей выше на 30-50%), не все СТО берутся за ремонт дизельных двигателей;
  • Большой вес;
  • Менее мощный, хуже динамика разгона.

Бензин или дизель?

Список преимуществ и недостатков выглядит внушительно, но давайте остановимся на каждом вопросе более подробно.

Ценовая политика . В плане экономичности однозначно выигрывает дизель. Если вы покупаете машину не просто для поездок на выходные с друзьями, транспорт с дизельной силовой установкой предпочтительнее. Правда, и разница в цене по сравнению с бензиновыми аналогами значительная: +15-30%. Эксперты прогнозируют, что до 2018 года доля дизельных автомобилей с 25% вырастет до 40%.

Зимнее обслуживание . Если с бензиновыми агрегатами особых проблем не возникает, то автомобиль с дизельным двигателем «ночевать под открытым небом», а также безропотно переносить морозы ох как не любит. Впрочем, запустить исправный дизельный мотор легко, если будут соблюдены условия: нормальной топливо, работоспособный стартер и аккумулятор, отлаженная система подачи топлива. Дизельное топливо бывает двух типов: летнее (стоит дешевле, но даже при минимальном понижении температуры парафинизируется) и зимнее (выдерживает до 35 градусов). Задача автомобилиста – найти АЗС с качественным, а, главное, подходящим по сезону топливу, иначе проблем не оберетесь. Бензиновые агрегаты к качеству смеси не так требовательны, да и перепад температур выдерживают легче. Некоторые автомобилисты используют так называемый «антигель», он понижает температуру застывания дизельного топлива на 10-15 градусов. Однако для новых машин такой способ запрещен автопроизводителем, иначе нарушаются условия гарантии.

Читать статью  Автомобили с маленьким расходом топлива: реальная экономия или миф

Эксплуатация . Дизели хуже прогреваются, на высоких оборотах работают в 2 раза громче, но в то же время отличаются высокой работоспособностью и износостойкостью. Нередко дизели устанавливают на внедорожники: крутящий момент на низких оборотах высокий, а вот бензиновые силовые установки этим похвастаться не могут. Хорош дизельный двигатель и своим «равнодушием» к воде: даже полностью погруженный в жидкость агрегат будет нормально работать, главное – чтобы влага не попала внутрь. У бензиновых из-за повышенной влажности может быстро выйти из строя электрика. При малых нагрузках дизель прогревается слабо, однако авто для этих целей оснащают специальными отопителями. Не все ли равно, откуда в салоне берется тепло? – главное, чтобы зимой в нем не мерзнуть.

Обслуживание . Даже при правильной эксплуатации после пробега 250-300 тысяч километров топливная система будет требовать капремонта. У бензинового двигателя больше уязвимых мест: нужна четкая отладка системы зажигания, впрыска, у дизельных аналогов привязки к сложной электронике нет, поэтому и причину неисправности определить легче. Есть и ложка дегтя: обойдется обслуживание дизеля существенно дороже, да и не каждое СТО берется за это: дефицит хороших специалистов по дизелю дает о себе знать.

Целесообразно покупать дизель если:

  • Годовой пробег автомобиля составляет не менее 30000 километров (уже после 20 тысяч будет заметна существенная экономия);
  • Есть надежные точки, где можно купить качественную солярку (в особенности зимой);
  • У вас есть гараж или рядом крытая автостоянка;
  • Вы часто совершаете дальние поездки.

Лучше обратить внимание на бензиновый аналог если:

  • У вас ограничен бюджет (базовая комплектация с дизельным двигателем обойдется на 2-5 тысяч долларов дороже);
  • Вы житель мегаполиса и часто простаиваете в пробках;
  • Вы совершаете частые, но короткие поездки;
  • Автомобиль «ночует» под подъездом или во дворе.

Идеальный вариант – симбиоз дизельного и бензинового двигателя, но пока он не изобретен, выбирайте силовую установку, которая будет соответствовать вашему стилю жизни!

Бензин или дизель: разбираемся, какой мотор выбрать

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Отписаться можно в любой момент.

При выборе новой машины перед покупателем стает вопрос: а какой силовой агрегат выбрать. И часто выбор этот происходит на основе стереотипов. Мол, дизель тяговитый и экономный, а бензиновый мотор — более скоростной. Но так ли все просто? Давайте разбираться!

Итак, начать, пожалуй, стоит с разъяснения основных конструктивных различий между бензиновым и дизельным мотором. В бензиновом моторе с распределенным впрыском топливо впрыскивается во впускной коллектор, оттуда вместе с воздухом засасывается в цилиндр и на такте сжатия топливовоздушная смесь от искры воспламеняется. На более современных двигателях с системой непосредственного впрыска топливо впрыскивается непосредственно в камеру сгорания и также воспламеняется от искры.

Основное отличие двух этих типов двигателей в процессе смесеобразования и воспламенения топливовоздушной смеси. | Фото: cool-answers.ru

Основное отличие двух этих типов двигателей в процессе смесеобразования и воспламенения топливовоздушной смеси. | Фото: cool-answers.ru

В дизельных моторах топливо также подается непосредственно в камеру сгорания, но воспламеняется не от электрической свечи, а от температуры воздуха, нагретого в результате такта сжатия. В этом и заключается основное отличие дизельных моторов от бензиновых. Разные виды топлива и типы воспламенения требуют применения различных конструктивных решений. Давайте посмотрим, как эти отличия влияют на характеристики двигателей.

Надежность

Система Common-Rail на сегодня является самой распространенной системой топливоподачи дизельных двигателей. | Фото:i.ytimg.com/

Система Common-Rail на сегодня является самой распространенной системой топливоподачи дизельных двигателей. | Фото:i.ytimg.com/

Системы топливоподачи у современных дизелей бывает двух основных типов: Common Rail и система с насос-форсунками. Обе эти системы питания требовательны к качеству «солярки» и дороги в обслуживании. В этом плане бензиновый мотор с распределенным впрыском предпочтительнее, так как имеет более простое устройство, из-за чего его проще и дешевле обслуживать. Однако бензиновые двигатели с непосредственным впрыском уже не имеют такого преимущества перед дизелями, так как тоже требовательны к качеству бензина и дороги в обслуживании.

Читать статью  Что такое тнвд в автомобиле бензин

При выборе машины на вторичном рынке нужно иметь ввиду, что авто с дизельным двигателем могут иметь проблемы с топливной аппаратурой, а ее ремонт может вылезти «в копеечку». Бензиновых же моторов с непосредственным впрыском на вторичном рынке пока мало, но таких систем также стоит опасаться.

В новом же авто, как правило, надежней себя проявляет та система, которая лучше обслуживается и заправляется более качественным топливом. Ну а абсолютный лидер по надежности – это, конечно, бензиновые моторы с распределенным впрыском.

Еще одним важным моментом является то, что большинство современных дизелей оснащены турбиной. Это сложная и дорогая деталь. В современных бензиновых малообъемниках также частенько прибегают к ее помощи. И если дизели по своей характеристике могут быть довольно тяговитыми с низов, то бензиновые турбомоторчики нужно крутить. Из-за чего они все время работают с повышенной нагрузкой и уже их надежность оставляет желать лучшего. И опять-таки старомодные бензиновые атмосферники по своей надежности вне конкуренции.

Шум

Так сегодня может выглядеть дизельная машина. | Фото: quattrodaily.com

Так сегодня может выглядеть дизельная машина. | Фото: quattrodaily.com

Дизельный двигатель всегда будет более шумный, чем бензиновый. Однако стоит отметить, что современные дизели даже на бюджетных машинах по этому показателю вплотную приблизились к своим «бензиновым собратьям». Если во время стоянки дизель еще может выдать себя легкой вибрацией, то вот на ходу поди отличи. Обновленные заряженные версии Audi S5 2019 года и вовсе пока доступны только с дизельными моторами. И там эти агрегаты звучат как надо. Машина-то быстрая, надо соответствовать.

Езда

Так выглядят полки крутящего момента дизеля (красная), старомодного бензинового атмосферника (фиолетовая) и современного литрового мотора ЭкоБуст. |Фото: lab-37.com

Так выглядят полки крутящего момента дизеля (красная), старомодного бензинового атмосферника (фиолетовая) и современного литрового мотора ЭкоБуст. |Фото: lab-37.com

В вопросе ездовых характеристик стереотипы уже давно пора разрушить. Возвращаясь к Audi S5 — ведь в Ингольштадте далеко не дураки работают. И они оснастили заряженную версию своего купе дизельным мотором ведь не в ущерб самим себе. И кстати, что там за мотор. V6 объемом 3 литра мощностью 347 л.с. Главное его преимущество — традиционный для дизелей паровозный крутящий момент в 700 Н.м, который доступен уже с 2500 тысяч об/мин. Это все к чему. Сейчас мотористы научились настраивать дизели так, что они могут органично смотреться даже в спортивных авто. Однако это работает и в другую сторону. Современные бензиновые моторы могут иметь даже более широкую «полку» крутящего момента, чем солярочные агрегаты. В общем, в плане ездовых ощущений сегодня выбор между этими типами двигателей ни в коем случае нельзя сводить к стереотипам. Сегодня все зависит от того насколько удачен конкретный мотор. Хороший легковой дизель может везти так, что и некоторые бензиновые моторы позавидуют, а хорошо настроенный бензиновый агрегат вполне может порадовать «дизельной» тягой с самых низких оборотов.

Об экономичности: Еще один «ездовой момент» — расход топлива. Дизельные двигатели в среднем более эффективно расходуют топливо. Однако современные бензиновые моторы тоже научились быть экономными. Правда для этого их приходится делать очень маленькими и применять турбину, из-за чего такой агрегат выходит более нагруженным, что сказывается на сроке его службы. Поэтому скажем так: бензиновые моторы в вопросе экономии пока проигрывают дизелям. А те, которые не проигрывают в экономии, проигрывают в надежности. Так что в этом вопросе дизели все еще впереди, но разрыв стремительно сокращается.

Выводы

Так какой мотор лучше: дизель или бензин? Пожалуй, некорректно ставить вопрос таким образом. Сегодня моторостроение находится на таком уровне, что может выдать удивительно хороший мотор, вне зависимости от топлива, на котором он работает. Поэтому при выборе нужно опираться не на то, какой тип мотора под капотом, а на то, как он себя проявляет во время езды и эксплуатации. Что приводит нас к одному из главных правил выбора машины: не слушай никого, попробуй сам!

Источник https://www.rolf.ru/blog/benzinovyi_i_dizelnyi_dvigateli__plusy_i_minusy/

Источник https://bycars.ru/journal/benzin-ili-dizel_1872

Источник https://novate.ru/blogs/271019/52194/