Как за 5 минут избавиться от скрипа тормозных колодок — 3 малоизвестных способа
Одним из наиболее важных узлов автомобиля является механизм тормозов, обеспечивающий безопасность при движении и своевременном торможении по команде водителя.
Система находится в постоянной динамичной работе, подвергается сильным механическим нагрузкам и иногда начинает давать сбои.
Одним из видов такого «сбоя» — скрип тормозов. Откуда он берется? В чем причина появления посторонних шумов при работе тормозной системы, и как его устранить? Об этом пишет «Помощник автомобилиста».
Почему скрипят тормоза
При торможении диски вступают в контакт с колодками, их трение вызывает появления нехарактерных для исправной системы звуков. Обычно — это сигнал об износе тормозных колодок.
Иногда посторонние шумы появляются в тормозах после замены колодок. Они не притерты и цепляются за опорный щит механизма тормозов на колесе. В морозную погоду колодки примерзают и тоже скрипят.
Если же колодки новые или находятся в нормальном состоянии, то следует искать другие причины скрипа.
Специалисты называют несколько причин скрипения тормозов во время работы:
- несовместимость материала диска и колодок;
- износ колодок до металлического основания;
- неправильный выбор новых деталей при замене изношенных тормозов;
- неправильная установка противоскрипных пластин:
- искривление или неравномерный износ тормозного диска;
- наличие в зазорах между диском и колодками инородных тел.
Способы устранения скрипа тормозов
Чтобы избавиться от посторонних шумов в тормозах автомобиля, необходимо точно установить источник скрипа, выявить и заменить изношенные детали.
Специалисты рекомендуют начинать проверку состояния тормозной системы с передней подвески, так как чаще всего именно там появляются посторонние шумы. Изношенные колодки следует заменить, а если необходимо, проточить тормозной диск или барабан. Иногда скрип тормозов может быть вызван изношенным подшипником ступицы колеса.
Скрип при торможении
Это наиболее частая ситуация при эксплуатации автомобиля. Чтобы определить причину неисправности, следует:
- определить зону, откуда доносится скрип;
- снять колесо;
- оценить состояние тормозных колодок, диска или барабана;
- проверить геометрию тормозного диска (деформация может вызывать биение).
Деформация диска может возникнуть после сильного удара или перегрева, в результате чего возникает биение. Его можно проверить отверткой, которую подносят к поверхности диска, после чего проворачивают колесо. В процессе вращения необходимо внимательно следить за расстоянием между лезвием отвертки и диском. Если диск будет постукивать по отвертке, значит, есть деформация, и ее нужно устранить (проточить его на токарном станке). Если сделать это невозможно — замените диск.
Еще одной причиной посторонних шумов в тормозной системе может стать изношенный ступичный подшипник, который издает скрежет в первые секунды работы тормозов.
Кстати! На немецких машинах передние тормозные колодки снабжены индикатором износа. При достижении предельного износа, срабатывает сигнализатор на панели приборов.
В некоторых современных моделях автомобилей устанавливаются барабанные или дисковые задние тормоза. Они также могут начать скрипеть. Что делать в этом случае?
Алгоритм поиска и устранения неисправностей идентичен алгоритму для передних колес. Сначала выполняется осмотр тормозных колодок, барабанов и дисков на износ, деформацию и наличие в зазорах инородных тел. Затем проточкой выравнивается рабочая поверхность дисков, либо проводится их замена.
В некоторых случаях регулировка натяжения ручного тормоза позволяет избавиться от постороннего шума задних тормозных механизмов.
Стоит отметить, что шум в тормозах может быть вызван также продуктами износа тормозных колодок, которые прилипают к барабану.
Скрип при движении автомобиля без торможения
Здесь шум в тормозах может быть вызван появлением осевых колебаний переднего или заднего колеса, что вызывает вибрации и биение тормозного диска о колодки. Нельзя исключать также попадания в рабочую зону инородных частиц.
Скрип при нажатии на педаль тормоза
Тут может быть виновата и сама педаль, и тормозной механизм. Бывает, что для устранения проблемы достаточно просто очистить и смазать механизм педали. Но если он сильно изношен, то придется всю конструкцию заменить. Если же с педалью все в порядке — возвращайтесь к алгоритму поиска неисправностей в механизме тормозной системы.
Главное — найти источник скрипа и понять причину. После этого можно приниматься за ремонт. Но помните, что если тормозные колодки или диски изношены, то любой ремонт — это только временная мера, не устраняющая проблему, а только откладывающая ее решение: тормоза должны быть качественными, надежными и исправными.
Расточка дисков и барабанов, другие способы устранения деформаций — это трудоемко и дорого. Тут не обойтись без специалистов СТО и специального оборудования. Но все равно — рано или поздно придется заменить изношенный узел полностью.
Почему скрипят тормоза? Пять главных причин
Скрипеть могут не только старые тормоза, но и новые. Колодки и диски порой раздражают водителя скрежетом или визгом в определенных режимах. Однако неприятные и тревожащие звуки, раздающиеся со стороны колес, могут предупредить водителя о возможных проблемах с техникой. В каких случаях стоит обращать на них внимание?
Износились колодки или диски
В современных колодках установлены специальные индикаторы износа, изготовленные из металлических усиков. Когда фрикционный слой колодки истирается и остаточный материал уже не в силах бороться с перегревом, встроенная металлическая пластинка соприкасается с металлической поверхностью диска и издает скрип, тем самым предупреждая о необходимости срочно отправляться в магазин запчастей за новым комплектом колодок. Если игнорировать предупреждения и ездить со скрипящими тормозами дальше, то фрикционный слой совсем изотрется, и тормоза резко потеряют эффективность.
Затягивать со сменой не стоит. Когда колодка близка к полной выработке, она чаще перегревается и износ материала резко увеличивается. Последние два миллиметра фрикционного слоя могут истереться буквально за месяц, в то время как предыдущие 5 мм выдерживали нагрузки несколько лет.
Вопрос-ответ
В систему попала грязь или камень
Скрип вызывают посторонние предметы, зажатые между колодкой и диском. Это может быть камень или ветка, а также кусок проволоки, подцепленной при движении по грунтовым дорогам в грязи. Обычно эти предметы диагностируются по звуку. Он может быть глухим или резко звенящим. Необходимо вывесить машину на домкрате, снять колесо и осмотреть тормозной механизм. Чаще всего подобные предметы удаляются простой отверткой.
Иногда скрипеть при торможении или даже во время движения может отвалившийся пыльник тормозного диска. Он призван защитить механизм от попадания пыли и воды, но с годами в местах креплений развиваются очаги коррозии, и металлический экран отваливается и задевает за колесный диск или за суппорт дисковых тормозов. При замедлении ослабший экран по инерции упирается в крутящееся колесо и издает неприятный дребезжащий визг. Как правило, деталь просто удаляют, однако лучше потратиться и сразу заказать новый экран, потому как без него суппорт и диск заливается водой при движении по мокрым дорогам.
Перегрев тормозов
Другая возможная причина скрежета — вода. Если после активного торможения автомобиль попадает в лужу, то высока вероятность повреждения тормозных дисков. От резкого перепада температур их может «повести», то есть возникнут температурные деформации из-за внутренних напряжений. В итоге такой диск будет неплотно прилегать к колодкам, и при легких нажатиях начнутся неприятные вибрации, сопровождающиеся чиркающими звуками.
Некоторые мастера предлагают «прокатать» диски, то есть снять часть поверхностного слоя для выравнивания поверхности. Однако помогает это не всегда, и превратившийся в «восьмерку» диск уже вряд ли будет как новый. Придется заказывать другую деталь. Поэтому в дождливую погоду лучше не перегревать тормоза.
Заклинило суппорт или цилиндр
Тревожные звуки могут доноситься из-под колес в случае заклинивания тормозного суппорта. Это достаточно неприятная ситуация, грозящая повреждением всего механизма. Чаще всего такие повреждения бывают в барабанных тормозах. Колодка, прижавшаяся к тормозному барабану, рискует оторваться и повредить поршни, что приводит к разгерметизации системы. Жидкость начнет выходить наружу, и давление в гидравлической системе резко упадет. Педаль начнет продавливаться без ожидаемого замедления транспортного средства. Правда, многоконтурная система тормозов позволит остановиться и избежать возможной аварии, но о дальнейшей эксплуатации машины не может уже быть и речи. Выдают закисший суппорт обычно неравномерно изношенные колодки.
Кроме того, скрипеть могут колодки в барабанных тормозах, у которых соскочила или заела возвращающая пружина или закис тросик «ручника».
Вопрос-ответ
Некачественные колодки
Иногда в составе фрикционного слоя колодок оказываются примеси, которые обладают иными характеристиками сцепления и портят диск. Такая ситуация опасна не только скрежетом, но и повышенным износом диска. При их выборе стоит опираться на рекомендации автопроизводителя и официальных сервисных центров.
Кроме того, сам диск может при длительном простое покрываться ржавчиной. При торможении шероховатая поверхность создает дополнительное трение, скрежетание, работает, как абразив, и быстро «убивает» любые колодки. Поэтому заржавевший диск всегда подлежит замене.
Почему скрипят тормоза: личный опыт
Я люблю быть в центре внимания. Поэтому меня не смутило, что люди оглядываются, когда я паркуюсь возле дома. Только оказалось это не то внимание, к которому я привык. Все смотрели не на красивую машину, а оборачивались на скрип тормозов.
Чтобы решить проблему я изучил много информации и потратил немалую сумму в сервисе. Поэтому разложил всё по полочкам и делюсь с вами. Надеюсь, статья будет полезна и поможет сохранить ваше время и деньги.
Откуда звук
Разберёмся в устройстве и работе тормозного механизма. Тормозной диск жёстко соединён с колесом и вращается вместе с ним. С двух сторон от диска находятся колодки. Они закреплены в суппорте, внутри и снаружи относительно колеса. Внутренняя часть суппорта неподвижна, а внешняя перемещается по направляющим.
При нажатии на педаль тормоза поршень прижимает внутреннюю колодку. Подвижная часть суппорта смещается по направляющим и прижимает внешнюю колодку. Таким образом, тормозной диск оказывается зажат с двух сторон. Вращение диска, а значит и колеса, замедляется и автомобиль останавливается.
Иногда на задней оси используются барабанные тормоза. Колодки находятся внутри барабана и под воздействием поршней расходятся и давят на барабан. Возникает сила трения, которая замедляет барабан вместе с колесом.
Трение колодок о диск или барабан сопровождается вибрацией. Она присутствует постоянно, но не всегда сопровождается неприятным звуком. Мы слышим скрип, когда частота колебаний попадает в диапазон, который воспринимает наше ухо. Итак, разберемся в причинах.
Колодки ещё не притёрлись
Для начала я решил подождать, пока новые колодки притрутся к диску. Это причина скрипа не только дисковых, но и барабанных тормозов. В моём случае 700 км пробега проблему не решили, значит причина в другом.
Недостаток смазки в механизме
Тогда я решил смазать направляющие суппортов и нанести специальную смазку между поршнем и колодкой. Проблему это не решило.
Кстати, поршень давит не на саму колодку, а на противоскрипную пластину. Она не только избавляет от шума, но и препятствует передаче тепла от колодки на суппорт. Будет нелишним убедиться в её наличии — мало ли, на сервисе забыли поставить.
Направляющие суппорта защищены пыльником. При осмотре обратите внимание на их целостность. Иначе на направляющих будет скапливаться песок и фрикционная пыль: в итоге может заклинить суппорт. Также, стоит проверить резиновое уплотнение вокруг поршня.
Если герметичность цилиндра нарушена, тормозная жидкость попадёт на колодки, и фрикционное покрытие начнёт крошиться.
Износ диска или барабана
Следующий шаг: обращение в сервис. Мастер объяснил, что новые колодки установлены на старый диск. На внешней стороне диска образовалась бороздка, потому что суппорт неравномерно прижимал колодки — последствие недостатка смазки на направляющих.
Диски проточили, но скрип остался. Вроде бы проблему не решили, но человеко-часы пришлось оплатить. Тогда я решил поискать ответы на форумах. Наверняка я не первый столкнулся со скрипом тормозов.
Как я решил проблему
Оказалось, что причина в несовместимости колодок и тормозных дисков. Разработчики тормозных систем проверяют продукцию только со своими комплектующими. Устанавливая колодки другого производителя на оригинальный диск, вы рискуете столкнуться с посторонними звуками. И это не зависит от бренда и стоимости колодок.
После проточки толщина дисков была близка к минимальной. Поэтому я оставил новые колодки и установил диски того же производителя. Скрип не исчез сразу, но после 100 км пробега и нескольких оттормаживаний с большой скорости колодки притёрлись.
На машину больше не оборачиваются соседи, но это я переживу. Зато теперь есть чем поделиться с вами.
Вместо заключения
Пока копался на форумах, нашёл ещё несколько причин посторонних звуков.
В мелкие бороздки на диске попадает пыль и вызывает скрип тормозов. Проблема решается очисткой дисков специальным средством.
Перегрев тормозов. Вибрация усиливается и появляется посторонний звук. Перегретые диски деформируются, особенно если на них попадает вода. Если скрип не проходит после остывания, попробуйте проточить диски. Если и это не поможет, остаётся только замена.
Звук издаёт индикатор износа. Стоит задуматься о замене колодок. Это не значит, что тормоза откажут в ближайшее время: в зависимости от стиля вождения колодка прослужит несколько сотен километров.
С уважением, Михаил Крупнов.
Источник https://knews.kg/2021/10/16/kak-za-5-minut-izbavitsya-ot-skripa-tormoznyh-kolodok-3-maloizvestnyh-sposoba/
Источник https://aif.ru/auto/practice/pochemu_skripyat_tormoza_pyat_glavnyh_prichin
Источник https://avtoexperts.ru/article/pochemu-skripyat-tormoza-lichny-j-opy-t/