где находится диск сцепления в автомобиле
Как работает сцепление, каковы его типичные неисправности, и как их избежать
Важным элементом механической трансмиссии является сцепление, которое служит для кратковременного отсоединения двигателя от трансмиссии. Кроме того, сцепление является своеобразным демпфером, защищающим двигатель от перегрузок. Как оно работает, и как продлить его жизнь?
Как работает сцепление?
В большинстве легковых автомобилей с механической коробкой передач используется сухое однодисковое сцепление. Его конструкция довольно проста: это два взаимно прилегающих диска – ведущий (корзина) и ведомый, выжимной подшипник и система привода. В однодисковом варианте первичный вал коробки передач входит в шлицевую муфту в центре ведомого диска, а поверхности маховика двигателя, накладок ведомого диска и нажимного диска корзины плотно прилегают друг к другу. За счет этого и обеспечивается передача потока мощности от двигателя к коробке передач, причем исправное сцепление спокойно «переваривает» всю мощность, развиваемую двигателем.
В обиходе ведущий диск сцепления, включающий в себя нажимной диск (с гладкой блестящей поверхностью), диафрагменную пружину (лепестки в центре) и кожух, называют корзиной
При нажатии на педаль сцепления выжимной подшипник воздействует на пластинчатые пружины корзины, из-за чего поверхности ведомого и ведущего дисков рассоединяются. Соответственно, происходит отключение первичного вала от маховика – то есть, физическое рассоединение двигателя и коробки передач, что позволяет переключить передачу или включить «нейтралку». При включении сцепления (отпускании педали) выжимной подшипник перестает давить на пластинчые пружины, и диски снова смыкаются, а демпферные пружины в центральной части ведомого диска гасят крутильные колебания, возникающие в движении.
Хорошо видны четыре демпферные пружины ведомого диска сцепления, а также изношенные фрикционные накладки
При нормальной работе сцепления оно не привлекает к себе внимания. Но при его неисправности водитель, к примеру, не сможет включить передачу или тронуться с места. Какие же возможны проблемы?
Какие неисправности могут возникнуть при работе сцепления?
Итак, с какими же проблемами в работе сцепления можно столкнуться на практике? Во-первых, это неполное выключение сцепления — как говорят опытные водители, оно «ведёт». При нажатии педали поверхности маховика и ведомого и ведущего дисков в таком случае не размыкаются полностью, и попытки переключить передачу сопровождаются хрустом и скрежетом кареток сихронизаторов, ведь полного разъединения коробки передач и мотора не происходит.
Обратная неприятность – пробуксовка сцепления: то есть, его неполное включение. При этом поверхности маховика, ведомого диска и ведущего диска, наоборот, неплотно прилегают друг к другу и проскальзывают, из-за чего может возникнуть характерный запах горелых фрикционных накладок ведомого диска, а попытка резко набрать скорость приводит лишь к увеличению оборотов коленчатого вала. От двигателя на колёса при этом передается лишь небольшая часть мощности – до тех пор, пока износ поверхностей не становится критическим.
Если сцепление «буксует», вместо автомобиля «разгоняется» только стрелка тахометра
Наконец, возможны и такие неисправности, как возникновение вибраций и посторонних призвуков при включении-выключении сцепления.
Из-за чего возникают неисправности сцепления?
Обычно каждая возникшая проблема со сцеплением имеет свою предысторию. К примеру, сцепление может начать буксовать из-за сильного износа на больших пробегах автомобиля, когда фрикционные накладки ведомого диска износились, а рабочие поверхности корзины и маховика имеют выработку.
Во-вторых, сцепление можно просто «сжечь» — например, по неопытности или после длительных перегрузок. Такое, к примеру, бывает у любителей длительных выездов «враскачку» на бездорожье или в глубоком снегу, а также у поклонников резких стартов с педалью газа в пол.
Всё о сцеплении автомобиля
Устройство и работа сцепления автомобиля сложный и обширный вопрос. Но при этом важно ознакомиться с принципами работы этой системы, чтобы понимать, как предотвратить её поломки. Попробуем разобраться в этом вместе.
Сцепление ― это механизм, который соединяет мотор и коробку передач в момент переключения скоростей. Он отвечает за то, чтобы оптимально передавать усилие с двигателя на ходовую.
Где находится сцепление в автомобиле
Сцепление — ключевая система привода МКПП, отвечающая за передачу силы вращения мотора. Механизм сцепления автомобиля расположен между двигателем и трансмиссией. В точке смыкания дисков специальные пружины гасят рывки двигателя.
Педаль сцепления — крайняя слева. Её функция — передавать вращающий момент от мотора к колёсам. Всегда выжимается при смене скоростей. В машинах с автоматической КПП такой педали нет.
Устройство сцепления автомобиля
Работу сцепления автомобиля обеспечивают такие детали:
Маховик отвечает за передачу вращающего момента на коробку передач. Его монтируют на коленчатый вал движка. Нажимной диск, или как его ещё называют «корзина», — жёстко зафиксированный на маховике элемент, к которому прикреплены пружины ведомого диска.
Нажимной и ведомый диски в соединении с маховиком отвечают за плавное распространение вращающего момента от двигателя на МКПП. Детали тесно соприкасаются между собой или отходят друг от друга в зависимости от нажатия педали в салоне авто.
Нажимная муфта выполняет главную функцию: плавно разъединяет при торможении и соединяет на запуске мотор и коробку передач. При этом она компенсирует нагрузки и минимизирует вибрационное воздействие от движка, тем самым частично разгружая элементы мотора, трансмиссии автомобиля и блока сцепления.
Выжимной подшипник защищает муфту от изнашивания. При нажатии на педаль вилка разъединяет нажимной и ведомый диски. Остальные составляющие привода сцепления — тросы, гидроцилиндры, трубки и сама педаль.
Что происходит при нажатии педали
Физически невозможно переключить скорость с постоянным давлением двигателя на коробку. Сцепление придумали для того, чтобы сглаживать колебания. Оно принимает удары на себя во время перехода с передачи на передачу, защищая автомобиль от перегрузок.
Процесс переключения таков:
Как понять, что ломается сцепление
Существуют «вредные привычки», которые приводят к быстрому изнашиванию механического сцепления автомобиля. Их нужно постараться избегать, чтобы продлить жизнь деталям. К скорому ремонту приведёт:
Чтобы не приходилось постоянно менять детали, нужно сразу же учится правильно переключать передачи, плавно нажимать и отпускать педали. Но через какое-то время нагруженная система всё равно износится. Если начали плохо переключаться скорости или машина начинает двигаться только при полном ослаблении нажатия на педаль сцепления, это повод записаться в автомастерскую.
Кроме того, о поломке может говорить:
Что значит включённое сцепление в автомобиле
Включённое сцепление — это отпущенная педаль. При этом ручка переключения должна быть передвинута на одну из доступных передач. Другими словами, сцепление считается включённым тогда, когда трансмиссия соединена с движком автомобиля.
Выжатая педаль сцепления означает, что двигатель и МКПП между собой не взаимодействуют.
Советы начинающим
Чтобы не сжечь сцепление при старте и переключении скоростей, воспользуйтесь базовыми рекомендациями от автошколы «Академика».
Алгоритм, как тронуться с места на МКПП:
Чтобы правильно переключить передачу, сначала выжмите сцепление до упора. Переключитесь на нужную скорость, переместив рычаг, и плавно отпускайте педаль, пока двигатель не изменит количество оборотов. Добавьте немного газа и полностью отпустите сцепление.
Главное, не бойтесь, делайте всё плавно и последовательно. Если не получилось и автомобиль заглох, включите аварийный сигнал. Успокойтесь и начните всё сначала. Важно научиться трогаться и переключать передачи правильно, чтобы потом закрепить эту привычку. В этом поможет только ежедневная практика и уверенность в своих силах!
Автомобильное сцепление — как правильно пользоваться
Как в автомобиле правильно сидеть за рулем и правильно управлять сцеплением
Как правильно пользоваться сцеплением — принцип работы, как выжимать сцепление и отпускать педаль
Как правильно управлять автомобилем и как правильно нажимать на педали управления, учат в автошколах, но бывает такое, что и долгие годы шоферского опыта не приучают бережно относиться к сцеплению в машине – оно просто быстро изнашивается и требует замены (а без сцепления, пока его не заменишь авто не сможет ездить)
Для того чтобы понять, как правильно пользоваться автомобильным сцеплением, нужно хорошо представить схему его работы и предназначение отдельных составляющих, например, нажимного диска, который автомобилисты давно окрестили «корзиной».
Что такое автомобильное сцепление
Конструктивно сцепление (фрикционная муфта) в автомобиле предназначено для соединения и разъединения вала двигателя с автоматической или механической коробкой передач.
Это позволяет трогаться с места без резких рывков и обеспечивает плавное переключение скоростей на ходу, предотвращая перегрузку составляющих трансмиссии из-за изменения числа оборотов коленчатого вала.
Существуют разные конструкции приводов для передачи усилия от педали на нажимные механизмы, такие как механический, гидравлический и электрический.
Где находится сцепление в автомобиле
Назначение сцепления заключается в передаче крутящего момента с коленчатого вала двигателя к коробке передач, то конструктивно оно находится между двумя этими агрегатами.
Конкретное расположение может зависеть от компоновки базовых узлов, переднего или заднего привода трансмиссии, но в любом случае это будет спереди автомобиля под капотом.
Устройство сцепления автомобиля
Являясь соединительным узлом для передачи вращения, конструкция фрикционной муфты в автомобиле не отличается особой сложностью.
Основными составляющими являются: Нажимной диск – имеет выжимные пружины в основании и предназначен для соединения с маховиком. Из-за лепестковой конструкции получил у звание «корзинка» за сходство во внешнем облике. Ведомый диск – имеет муфту, лучевое основание и накладки.
Специальные демпферные пружины способствуют уменьшению тряски при переключении. Выжимной подшипник – находится на первичном валу и приводит в действие вилку привода. Некоторые конструкции могут использовать стопорные пружины для более надежной фиксации.
Педаль сцепления – с помощью нее водитель из кабины управляет рабочим процессом, передавая указание соединить или разъединить ведущий вал двигателя и коробку передач. В автомобилях с автоматической коробкой передач (АКПП) педали нет, работа системы происходит с помощью специального сервопривода.
Современные производители автомобилей, предлагают покупателям разные конструктивные варианты фрикционных муфт. Различия могут касаться: количества дисков – одно- или многодисковые системы; среды работы – сухие или влажные варианты; привода в действие – механические, гидравлические, электрические способы; способа нажатия на прижимной диск – сцепление с центральной диафрагмой или пружинами по кругу.
Для чего необходимо сцепление в автомобиле
Разобраться, как работает устройство сцепления машины, очень просто – пока педаль не нажата, ведущий и ведомый диски соприкасаются, передавая крутящий момент с маховика двигателя на коробку передач, а затем, через карданный вал – на колеса. Нажатие на педаль разъединяет диски, вращение перестает передаваться, и водитель может переключить скорость. Затем нужно медленно опускать нажим, чтобы не сжечь фрикционную муфту при слишком резком контакте дисков, при этом важно, не удерживать педаль в нажатом состоянии слишком долго.
Принцип работы сцепления
На словах это объясняется просто – фрикционная муфта обеспечивает взаимодействие маховика двигателя и коробки передач, обеспечивая их разъединения для переключения скоростей.
Но сколько же времени уходит у начинающих водителей, чтобы на практике освоить, как правильно выжимать педаль, чтобы был плавный и мягкий старт с места без рывков и дерганий.
Не один час пройдет, пока автолюбитель станет ездить хорошо, но не следует забывать, что маневры на дороге могут испортить сцепление вашего автомобиля.
Автомобиль с автоматической коробкой передач
В автоматическом варианте сцепление происходит по «мокрому» типу с помощью трансмиссионного масла, заключенного в гидротрансформатор и двух крыльчаток. Лопасти маховика увлекают за собой поток масла, которое закручивает насосное колесо – вот по такой схеме передается вращение в автоматической коробке передач (АКПП)
У такого автомобиля с автоматикой отсутствует педаль сцепления, поэтому в целом сам процесс вождения будет проще и легче (особенно много поклонников автоматической коробки среди женщин).
Автомобиль с механической коробкой передач
Фото: педаль сцепления — с левой стороны
В автомобиле педаль сцепления расположена в самой левой позиции из трех педалей – педаль в центре — это тормоз, педаль с правой стороны это – газ, левая педаль – это сцепление, — и с её помощью водитель управляет подключением двигателя к коробке передач.
Ручной режим работы требует большего внимания по сравнению с «автоматом», но для многих пользователей это дело привычки и вопрос цены.
Автомобиль с автоматом (АКПП) будет гораздо дороже при покупке и обслуживании, по причине которой, многие водители выбирают автомобили, с ручным управлением где есть педаль сцепления.
Правильное использование педали сцепления
Новичку будет полезно узнать, как правильно пользуются автомобильным сцеплением опытные автомобилисты и как работает сцепление.
Применяя простые рекомендации в повседневных поездках, новичок гораздо быстрее достигнет мастерства, если научится правильно переключать передачи и включать нужную скорость, снижая нагрузку на резину и тормозные диски.
Это касается таких моментов вождения, как кратковременные остановки, например, на светофоре и на поворотах.
Как правильно выжимать сцепление
По сути, правильное использование фрикционной муфты подразумевает четкое выполнение двух взаимосвязанных операций – педаль нужно нажать, а затем отпустить.
Простые советы подскажут вам, как правильно выжимать сцепление:
Педаль нажимается до упора и без задержек. Так как главное – это опыт, лучше не жалеть времени на тренировки, найдя для этого подходящую площадку и взяв в компанию опытного водителя.
В самом начале обучения важное значение имеет обувь – чтобы ощущения были более выраженными, она должна быть на тонкой подошве и без каблуков.
Как правильно отпускать сцепление
Ослабляя нажатие на педаль, водитель начинает соединять маховик двигателя и ведомый диск для передачи вращения на коробку передач.
Делать это надо очень аккуратно и плавно – есть несколько рекомендаций для начинающих автолюбителей, как отпускать сцепление, чтобы езда была максимально комфортной:
Педаль не должна быть выжатой долгое время, педаль необходимо постепенно отпускать без резких бросков, слегка задержавшись, когда она будет вдавлена наполовину.
Движение автомобиля нужно начинать с первой передачи. Трогаться со второй передачи можно только зимой, когда дорога или некоторые участки дороги очень скользкие (если на первой передаче трогаться по скользкому, то колеса будут буксовать, и трудно будет вообще стронутся с места).
Видео: Как правильно пользоваться сцеплением в автомобиле
Видео: Как правильно отпускать сцепление и работать с педалями в автомобиле
Принцип работы сцепления
Сцепление является важным конструктивным элементом трансмиссии автомобиля. Сцепление предназначено для кратковременного отсоединения двигателя от трансмиссии и плавного их соединения при переключении передач, а также предохранения элементов трансмиссии от перегрузок и гашения колебаний. Сцепление автомобиля располагается между двигателем и коробкой передач.
В зависимости от конструкции различают следующие типы сцепления:
✔фрикционное сцепление;
✔гидравлическое сцепление;
✔электромагнитное сцепление.
Фрикционное сцепление передает крутящий момент за счет сил трения. В гидравлическом сцеплении связь обеспечивается за счет потока жидкости. Электромагнитное сцепление управляется магнитным полем.
Самым распространенным типом сцепления является фрикционное сцепление. Различает следующие виды фрикционного сцепления:
✔однодисковое сцепление;
✔двухдисковое сцепление;
✔многодисковое сцепление.
В зависимости от состояния поверхности трения сцепление может быть сухое и мокрое. В сухом сцеплении используется сухое трение между дисками. Мокрое сцепление предполагает работы дисков в жидкости.
На современных автомобилях устанавливается в основном сухое однодисковое сцепление. Однодисковое сцепление имеет следующее устройство:
✔маховик;
✔картер сцепления;
✔нажимной диск;
✔ведомый диск;
✔диафрагменная пружина;
✔подшипник выключения сцепления;
✔муфта выключения;
✔вилка сцепления.
Схема однодискового сцепления
Нажимной диск прижимает ведомый диск к маховику и при необходимости освобождает его от давления. Нажимной диск соединен с корпусом (кожухом) с помощью тангенциальных пластинчатых пружин. Тангенциальные пружины, при выключении сцепления, выполняют роль возвратных пружин.
На нажимной диск воздействует диафрагменная пружина, обеспечивающая необходимое усилие сжатия для передачи крутящего момента. Диафрагменная пружина наружным диаметром опирается на края нажимного диска. Внутренний диаметр пружины представлен упругими металлическими лепестками, на концы которых воздействует подшипник выключения сцепления. Диафрагменная пружина закреплена в корпусе. Для закрепления используются распорные болты или опорные кольца.
Нажимной диск, диафрагменная пружина и корпус образуют единый конструктивный блок, который носит устоявшееся название корзина сцепления. Корзина сцепления имеет жесткое болтовое соединение с маховиком. По характеру работы различают два типа корзин сцепления — нажимного и вытяжного действия. В распространенной корзине сцепления нажимного действия лепестки диафрагменной пружины при выключении сцепления перемещаются к маховику. В вытяжной корзине сцепления наоборот — лепестки диафрагменной пружины перемещаются от маховика. Данный тип корзины сцепления характеризуется минимальной толщиной, поэтому применяется в стесненных условиях.
Ведомый диск располагается между маховиком и нажимным диском. Ступица ведомого диска соединяется шлицами с первичным валом коробки передач и может перемещаться по ним. Для обеспечения плавности включения сцепления в ступице ведомого диска размещены демпферные пружины, выполняющие роль гасителя крутильных колебаний.
На ведомом диске с двух сторон установлены фрикционные накладки. Накладки изготавливаются из стеклянных волокон, медной и латунной проволоки, которые запрессованы в смесь из смолы и каучука. Такой состав может кратковременно выдерживать температуру до 400°С. Накладки ведомого диска могут иметь и более высокую тепловую характеристику. На спортивных автомобилях устанавливают т.н. керамическое сцепление, накладки ведомого диска которого состоят из керамики, кевлара и углеродного волокна. Еще более прочные металлокерамические накладки, выдерживающие температуру до 600°С.
Подшипник выключения сцепления (обиходное название — выжимной подшипник) является передаточным устройством между сцеплением и приводом. Он располагается на оси вращения сцепления и непосредственно воздействует на лепестки диафрагменной пружины. Подшипник располагается на муфте выключения. Перемещение муфты с подшипником обеспечивает вилка сцепления.
Схема двухдискового сцепления
На грузовых и легковых автомобилях с мощным двигателем применяется двухдисковое сцепление. Двухдисковое сцепление осуществляет передачу большего крутящего момента при неизменном размере, а также обеспечивает больший ресурс конструкции. Это достигнуто за счет применения двух ведомых дисков, между которыми установлена проставка. В результате получены четыре поверхности трения.
Принцип работы сцепления
Однодисковое сухое сцепление постоянно включено. Работу сцепления обеспечивает привод сцепления.
При нажатии на педаль сцепления привод сцепления перемещает вилку сцепления, которая воздействует на подшипник сцепления. Подшипник нажимает на лепестки диафрагменной пружины нажимного диска. Лепестки диафрагменной пружины прогибаются в сторону маховика, а наружный край пружина отходит от нажимного диска, освобождая его. При этом тангенциальные пружины отжимают нажимной диск. Передача крутящего момента от двигателя к коробке передач прекращается.
При отпускании педали сцепления диафрагменная пружина приводит нажимной диск в контакт с ведомым диском и через него в контакт с маховиком. Крутящий момент за счет сил трения передается от двигателя к коробке передач.
Как работает сцепление в автомобиле?
Сцепление — это механизм, соединяющий трансмиссию автомобиля с его двигателем. Принцип работы сцепления в механической коробке передач не сложен, но в автоматических коробках этот узел работает в автономном режиме, без участия водителя.
Зачем нужно сцепление?
Все виды двигателей внутреннего сгорания выдают крутящий момент в ограниченном диапазоне оборотов. Чтобы менять скорость вращения ведущих колес, ДВС должен дополнительно оборудоваться трансмиссией. Она позволяет двигателю работать в оптимальном диапазоне оборотов, изменяя при этом скорость вращения за счет переключения передач.
Но переключение передачи – технически сложный процесс, поскольку для этого требуется временное прекращения подачи крутящего момента с двигателя на трансмиссию. Но тогда, чтобы плавно переключить скорость, потребуется выключать двигатель. Назначение сцепления – прерывание сообщения между коробкой передач и двигателем при его работе. То есть, этот узел прекращает передачу крутящего момента с двигателя на коробку передач при непрерывно работающем моторе.
Конструкция и принцип работы сцепления
Основная часть сцепления — это диск, который с обеих сторон покрыт фрикционным материалом с повышенным коэффициентом трения. Его устанавливают на маховике, и когда на диск действует внешнее усилие, он вращается вместе с маховиком.
К диску сцепления подключается ведущий вал трансмиссии, через который на коробку передач передается крутящий момент. Привод сцепления, состоящий из корзины, нажимного диска и кожуха, и создает это прижимное внешнее усилие. При этом кожух, с которым монтируется корзина сцепления, должен быть прочно прикреплен к маховику, прижимая к диску сцепления нажимной диск. В этом положении крутящий момент от двигателя полностью передается на коробку передач.
Чтобы разомкнуть механизм сцепления или, как его еще называют муфту сцепления, и прекратить подачу крутящего момента на трансмиссию, применяется специальная диафрагменная пружина. Ее контур всегда остается неподвижным, а лепестки в середине подпуржинены. Она расположена между нажимным диском и кожухом. Если на внутреннюю часть пружины нажать, то она отведет ведомый диск сцепления от основного диска. Соответственно, подача крутящего момента приостановится. Этот процесс происходит при нажатии водителем педали сцепления. В момент, когда механическая схема сцепления разомкнута, можно переключать передачу. После того как переключение состоялось, педаль отпускается, работа сцепления возобновляется и крутящий момент снова передается на трансмиссию.
В диске сцепления расположено несколько демпферных пружин, предназначенных для выравнивания колебаний и порождаемых ими вибраций, источником которых является работающий двигатель. При этом устройство ведомого диска сцепления таково, что его ступица не жестко крепится на основном диске. То есть крутящий момент передается на диск сцепления, потом на пружины и только после этого на ступицу ведомого диска. Таким образом практически полностью гасятся крутящие колебания, создаваемые двигателем, обеспечивая большую плавность хода.
При нажатии на педаль сцепления усилие передается через главный и рабочий цилиндр, после чего специальная вилка рассоединяет диск и маховик. Главный и рабочий цилиндр сцепления состоят из корпуса, в котором размещаются толкатель и поршень, они заполнены жидкостью, которая по своим свойствам напоминает тормозную. При нажатии педали жидкость под давлением поступает в главный цилиндр, который передает давление в рабочий, где производится воздействие на вилку, разводящую муфту. После отпускания педали, жидкость через клапан опять возвращается в главный цилиндр, и диск соединяется с маховиком. Такая система позволяет уменьшить усилие, прикладываемое к педали за счет разности объема цилиндров.
Правильная работа со сцеплением
Подача команд на подведение и разведения диска сцепления и маховика подается водителем путем нажатия на соответствующую педаль, которая находится под левой ногой. Принцип работы педали сцепления состоит в том, что через систему механических приводов она отводит диск от маховика. При ее отпускании диск опять соприкасается с маховиком, передавая крутящий момент на трансмиссию.
К первичному валу трансмиссии присоединяется сложный механический агрегат – коробка передач. Она тоже не может работать без сцепления, поскольку делать переключения без ее временного отключения от двигателя очень сложно, а для новичков данная задача вообще неразрешима.
Крутящий момент передается на шестерни первичного вала, который при нажатии на педаль сцепления останавливается. В нейтральном положении коробки передач это не имеет значения, поскольку даже при двигающемся первичном валу он не входит в зацепление со вторичным валом.
Для передачи крутящего момента на вторичный вал водитель выжимает сцепление, чтобы первичный вал остановился. Затем он рычагом включает нужную передачу, соединяя шестерни валов, после отпускания педали крутящий момент передается с первичного вала на вторичный.
При управлении автомобилем требуется знать некоторые моменты, которые позволят избежать распространенных ошибок:
Педаль сцепления имеет три условных положения, в которых и происходят основные фазы работы системы:
Именно в среднем положении происходит соприкосновение диска с маховиком, во избежание излишнего износа деталей, соединять их нужно очень плавно. Главная ошибка новичков, знающих, что сцепление нужно отпускать постепенно: после достижения зацепления диска и маховика они резко бросают педаль, машина несколько раз дергается и глохнет.
Чтобы правильно тронуться, нужно выжать педаль сцепления, включить первую передачу, быстро отпустить педаль до среднего положения и в нем педаль задерживается приблизительно на три секунды. После того как машина проехала около одного метра, педаль полностью отпускается.
При переходе на повышенную передачу сцепление нужно отпускать быстро, причем, чем передача выше, тем быстрее отпускается педаль. Все эти навыки достигаются постепенно в результате многократных тренировок.
Видео:Как работает сцепление?
Начало движения автомобиля на подъеме
Многие водители-новички испытывают серьезные трудности при старте автомобиля на подъеме. Но, зная принцип работы сцепления механической коробки и последовательность действий, они будут делать это намного увереннее. Данную последовательность действий можно использовать, когда в машине плохо работает ручной тормоз:
Почему частично отпущенное сцепление заменяется собой педаль тормоза? Данный эффект – результат уловленного силового баланса между силой гравитационного притяжения и статической силы трения колес. Их неподвижность обеспечивается балансом силы двигателя, который толкает автомобили вперед и той же силой трения покоя. Но такая работа со сцеплением при остановках повышает износ фрикционного материала диска сцепления.
Заключение
Устройство муфты сцепления и системы переключения передач в любом автомобиле сложное, несмотря на простоту работы. Поэтому, чтобы избежать поломок, нужно знать принципы их правильной эксплуатации. В этом случае узел прослужит долго, позволяя избежать дорогостоящего ремонта, который потребует специальных навыков и оборудования.
Сцепление автомобиля. Диск сцепления
В любом автомобиле основным узлом является силовая установка – она обеспечивает преобразование энергию сгорания топлива в механическую энергию – вращение коленчатого вала. Вся работа силовой установки направлена только на получение этого вращения.
Но для движения автомобиля получение вращения недостаточно. Условий движения автомобиля очень много – ему нужно начать движение, где должно обеспечиваться максимальное тяговое усилие, после набрать скорость, где уже тяговое усилие не так важно, но требуется высокая скорость вращения, а также автомобиль должен менять скорость движения быстро меняя скорость вращения и тяговое усилие.
Двигатель автомобиля этого обеспечить не может, поскольку скорость вращения коленчатого вала находится в определенном диапазоне и силовой установкой менять скорость и тяговое усилие никак не получится.
Сцепление – зачем оно?
Поэтому в конструкцию автомобиля входит еще один немаловажный элемент – трансмиссия. Именно она обеспечивает передачу вращения от силового агрегата на ведущие колеса. При этом, входящая в состав трансмиссии коробка передач позволяет менять тяговое усилие и скорость вращения, подающиеся на ведущие колеса. Классическая механическая коробка передач состоит из валов и шестерен разных диаметров. Ввод в зацепление определенных шестерен позволяет изменять усилие и скорость.
Но вращение от двигателя подается на трансмиссию постоянно. Это вращение делает невозможным во время движения выводить из зацепления одни шестерни и вводить другие. Поэтому в конструкцию трансмиссии включен еще один элемент – сцепление.
Сцепление предназначено для кратковременного разъединения силовой установки и КПП. В результате работы сцепления коробка отсоединяется от мотора, то есть, вращение коленчатого вала перестает подаваться на коробку, что позволяет вводить без проблем нужные шестерни.
На легковых авто с механическими КПП распространение получило однодисковое сухое сцепление. Состоит такое сцепление из ведущего диска, помещенного в корзину, ведомого диска, выжимных рычагов или диафрагмы, выжимного подшипника и привода. Все это закрывает сверху картер сцепления.
Принцип работы
Принцип работы сцепления автомобиля
Принцип работы такого сцепления довольно прост: корзина вместе с ведущим диском жестко закреплена на маховике коленчатого вала. Сам диск может перемещаться относительно корзины, но он подпружинен. Между ведущим диском и маховиком помещен ведомый диск. На этот диск нанесены фрикционные накладки, значительно повышающие трение. По центру ведомого диска расположена ступица. В ней проделано отверстие со шлицами. В ступицу входит ведущий вал коробки передач, а шлицевое соединение обеспечивает надежное, но подвижное соединение – диск может перемещаться по валу, но при этом вращение будет передаваться постоянно.
Когда необходима передача вращения от мотора на КПП, сцепление отпущено. В таком положении ведущий диск за счет давления пружин поджимает ведомый диск к маховику. Наличие фрикционных накладок обеспечивает значительную силу трения, ведомый диск не проскальзывает относительно ведущего диска и маховика. А поскольку ведомый диск связан с валом КПП шлицевым соединением, то производится передача вращения.
Нажимной диск (в просторечии – корзина сцепления) справа, и ведомый диск, слева. Нажимной диск крепится болтами к маховику двигателя
Чтобы отсоединить КПП от мотора, водитель нажимает на педаль сцепления. При помощи привода он воздействует на выжимной подшипник. Тот, перемещаясь, начинает давить на выжимные рычаги или диафрагму, в результате чего ведущий диск отходит внутрь корзины, преодолевая усилие пружин. Он перестает поджимать ведомый диск к маховику, из-за чего передача вращения прекращается, что дает возможность переключить передачу на КПП.
Сцепление также помогает плавно начать движение. При постепенном отпускании педали, ведущий диск плавно увеличивает давление на ведомый диск. При малом усилии ведомый диск начинает принимать вращение, но из-за недостаточного поджатия, он проскальзывает. По мере отпускания педали и поджатия ведомого диска, он все больше принимает вращение, а проскальзывание уменьшается.
Видео: Принцип работы сцепления
Чтобы при выжиме педали и последующим переключением передач, при отпускании педали сцепления не было ударных нагрузок при резкой подаче вращения, ступица ведомого диска закреплена на нем не жестко. Она соединяется при помощи демпферных пружин, которые выравнивают возникающие крутильные колебания.
Классификация
Это было описана конструкция и принцип работы однодискового сухого сцепления. Однако их существует несколько видов, со своими определенными особенностями. Вообще даже введена целая классификация типов сцепления.
Эта классификация делит сцепления по типу привода, используемому трению, количеству ведомых дисков, механизму отжатия ведущего диска.
Существует несколько типов привода сцепления. Самый первый и простой привод – механический. В нем задействуется система рычагов и тяг, или же привод может быть тросовый.
Есть привод гидравлический. В таком приводе в качестве рабочего элемента используется жидкость. В конструкцию входят два цилиндра – главный связан с педалью сцепления, а рабочий – с вилкой, которая перемещает выжимной подшипник.
На некоторых грузовых авто применяется пневматический привод, в качестве рабочего элемента которого выступает сжатый воздух. У такого привода педаль сцепления связана с краном управления. При воздействии на педаль, водитель открывает кран, и воздух под давлением поступает в пневматическую камеру, связанную с вилкой.
Есть также и комбинированные приводы, которые совмещают в себе несколько типов описанных выше приводов (к примеру – гидромеханический привод).
Классификация по используемому трению делит сцепления на сухие и в масляной ванне. Сухие, такое как описано выше, работает в воздушной среде. На многих мотоциклах же применяется сцепление, которое помещено в масляную ванну.
Что касается классификации по количеству ведомых дисков, то встречаются однодисковые, двухдисковые и многодисковые. Однодисковое описано выше. В двухдисковом применяется два ведомых диска и два ведущих диска – промежуточный и ведущий. Принцип работы идентичен однодисковому, разница только в количестве дисков и механизме срабатывания. Существуют многодисковые сцепления, которые получили распространение на мотоциклах.
По механизму отжатия сцепления делятся на рычажные и диафрагменные. В рычажных сцеплениях отжим ведущего диска производится подпружиненными рычагами, на которые и воздействует выжимной подшипник. В диафрагменном сцеплении роль пружин и рычагов выполняет диафрагма, сделанная из пружинистого металла.
Основные неисправности
Конструкция сцепления не включает значительное количество составляющий, поэтому и ломается оно не так часто. И все же в сцеплении тоже бывают неисправности.
Видео: Как определить износ корзины и маховика
Поскольку самое большое распространение на легковых авто получило однодисковое сухое сцепление, то рассмотрим самые частые неисправности, которые случаются с ним:
- Пробуксовка сцепления. Обычно возникает такая неисправность из-за неправильной регулировки привода. Из-за поджатия выжимного подшипника, он не позволяет ведущему диску полностью прижать ведомый диск к маховику, в результате чего появляется проскальзывание. Сопровождается такая неисправность характерным запахом жженных фрикционов в салоне, затрудненностью переключения передач. Сильный износ фрикционов, или их повреждение тоже может сопровождаться такими симптомами;
- Сцепление «ведет». Данная проблема тоже возникает из-за неправильной регулировки. В данном случае выжимной подшипник не способен полностью отжать ведущий диск из-за увеличенного зазора между подшипником и вилкой. Верный признак того, что сцепление «ведет» — это продолжение движения авто после полной остановки и выжима сцепления при включенной 1-й передаче;
- Гул со стороны картера сцепления. Повышенный шум в данном узле может создавать только один элемент – выжимной подшипник. Шуметь он может либо в результате пробуксовки, либо же из-за чрезмерного износа;
Бывают и другие неисправности, но они встречаются гораздо реже, чем описанные выше. Так, проблемы со сцеплением могут возникнуть из-за разрушения диафрагмы или пружин выжимных рычагов, значительного износа демпферных пружин и т. д.
Напоследок хочется отметить, что особо сложного обслуживания сцепление не требует. Достаточно периодически регулировать свободный ход привода, а также соблюдать рекомендации по аккуратному вождению.
Расположение педали газа, тормоза и сцепления в машине с механической коробкой передач
При выборе автомобиля покупатели обращают особое внимание на эргономику и удобство управления транспортным средством. Средствами управления можно считать не только руль, но также коробку передач и используемые в авто педали. При расположении педалей в автомобиле все автопроизводители придерживаются общепринятых стандартов.
Интересно и то, что на одинаковых машинах их количество может отличаться. Это напрямую зависит от того, какая именно коробка переключения передач предусмотрена в конкретной комплектации. На механике рычагов управления больше, на машинах с автоматом их меньше, поскольку потребность в одной из педалей исчезает.
Первые автомобили оснащались исключительно механическими трансмиссиями, что позволяло контролировать поведение машины, её скорость. Привыкшие к МКПП водители отмечают, что механика позволяет полностью чувствовать автомобиль, тем самым ощущать себя главным.
Затем появились автоматические коробки. Работа с ними стала куда проще. Да, многие могут утверждать, что механика является основой, и только такая коробка даёт возможность выжать из машины максимум. В настоящее время необязательно уметь работать с МКПП, если вы покупаете авто с коробкой автомат.
Возможное количество педалей
Принято считать, что в автомобиле три педали. Это правильно, если говорить применительно к машинам с механическими коробками передач.
Читайте также: Замена глушителя на ВАЗ 2114 своими руками
Оказавшись на водительском месте такого авто, вы увидите под ногами три рычага управления:
- Первая педаль слева отвечает всегда за сцепление, вне зависимости от марки и модели автомобиля. С помощью неё передаётся крутящий момент от двигателя к колёсам. То есть она позволяет машине тронуться с места. Плюс сцепление требуется, чтобы переключаться с одной передачи на другую. Выжимают педаль всегда левой ногой.
- Посередине всегда автопроизводители устанавливают рычаг управления, отвечающий за тормоз. Все инструкторы и каждый опытный водитель скажут, что тормозом следует управлять исключительно правой ногой. В зависимости от интенсивности и силы нажатия, тормоз притормаживает или резко останавливает авто.
- Справа располагается педаль, которая обеспечивает набор скорости. Здесь, как вы понимаете, речь идёт о педали газа. Чем сильнее давишь, тем выше поднимаются обороты двигателя. А потому быстрее увеличивается скорость.
В случае с автоматическими коробками машина сразу же лишается одной педали. В отличие от механики, здесь отсутствует сцепление. И остаются только газ и тормоз. Газ располагается справа, а тормоз слева, как и на автомобилях с механическими трансмиссиями.
При этом АКПП имеет несколько режимов, которые компенсируют отсутствие рычага сцепления:
- как и на рычаге МКПП, в автомате это режим движения задним ходом;
- требуется во время парковки;
- на этом режиме можно переместиться на небольшое расстояние;
- основной режим;
- 2 и 3 передачи. Отвечают за 2 и 3 передачи, как в случае с МКПП;
- при таком положении рекомендуется проходить сложные дорожные участки, перемещаясь на малой скорости.
Хотя коробки-автоматы более подвержены поломкам, они чаще выходят из строя и требуют дорогостоящего ремонта, у АКПП есть ряд объективных преимуществ. Основное из них заключается в упрощённом управлении. Не нужно отвлекаться постоянно на рычаг коробки, выжимать всякий раз сцепление при переходе на другую скорость.
Будьте внимательными, переходя на автомобиль с иной коробкой передач. С механики на АКПП пересесть несложно, поскольку задача только упростится из-за отсутствия одной педали. А вот для владельца машины с АКПП переход на МКПП может стать проблемой, поскольку третья педаль потребует больше концентрации, реакции и скорости принятия решений.
Какую машину выбрать — «автомат» или «механику»?
Горячие споры ведутся среди водителей разного возраста, опыта вождения и пола: что же лучше — автомобиль с механической коробкой передач или с автоматической. И тут следует вспомнить один немаловажный факт: всех новичков во всех школах вождения учат именно на «механике». А всё из-за того, что перейти с «механики» на «автомат» всегда намного легче. Управление механической машиной, конечно же, сложнее, но при этом вы сами контролируете весь процесс, каждое движение автомобиля, более сосредоточены.
Машины на автоматике делают всё за вас, при этом износостойкость у них ниже, они гораздо чаще подвержены поломкам, а починить их самостоятельно практически невозможно, да и сам ремонт довольно трудоёмкий и дорогой. Чаще всего в аварии, связанные с неисправностью управления, попадают именно «автоматы», ведь вы не можете знать, в какой именно момент на дороге у вашей «помощницы» вздумает перегореть какой-либо электронный компонент, отвечающий за движение или тормоз.
Автомобили как на механике, так и на автоматике имеют свои плюсы и минусы. Главное в вождении любого автомобиля — внимательность, адекватность, уважительное поведение на дороге и, конечно же, грамотное управление. Нарабатывайте опыт, будьте внимательны, не путайте педали — и ваш верный «конь» не один год будет помогать вам преодолевать расстояния без всяких происшествий.
Функциональные особенности
Изучив особенности расположения педалей в машинах с механической коробкой, несложно будет окончательно запомнить, где какая находится. Каждый из вас понимает, что педали в машине играют определённую роль. У всех есть своя строго отведённая функция. И их нужно учитывать, садясь за руль.
Напомним, как идут педали в любой машине слева направо со стороны водителя:
В автомате всё идёт точно так же, но только с условием отсутствия в этой последовательности сцепления.
Чтобы лучше разобраться в функциональных особенностях, требуется все педали рассмотреть отдельно.
Сцепление
Несложно запомнить, где в машине находится рычаг сцепления. Важно учесть, что на всех авто они находятся всегда в одинаковом месте. Располагать сцепление справа или посередине автокомпании не могут.
Теперь конкретнее о том, для чего нужен такой рычаг управления в автомобиле как педаль сцепления. Отвечает за соединение между коробкой и двигателем, а также разъединение по мере необходимости. Если педаль не трогать, двигатель будет соединяться с коробкой, то есть в это время сцепление считается включённым.
Читайте также: Как сделать защитную сетку для решетки радиатора?
Когда рычаг управления выжат в пол, происходит разъединение, а потому сцепление отключается. Чтобы машина начала своё движение, водителю следует включить обратно сцепление. А для этого просто отпускается педаль.
Если учитывать конструкцию, всё происходит следующим образом:
- состоящий из пары дисков диск сцепления располагается на шлицах первичного вала коробки, используется жёсткое соединение;
- при этом диск зажимается между маховиком мотора и кольцами корзины;
- когда педаль нажимают, специальная пружина отпускает расположенное на корзине кольцо;
- кольцо отходит от маховика;
- происходит освобождение диска, и он начинает вращение независимо от этого маховика;
- теперь автомобилист переключает передачу, а затем отпускает педаль;
- при этом отпускается пружина выжимным подшипником, обратно сходятся кольца, и диск снова зажимается.
Это происходит быстро и циклично при каждом переключении скорости на механической трансмиссии.
При эксплуатации автомобиля с МКПП, то есть при наличии сцепления в виде педали, требуется придерживаться некоторых правил:
- Левую ногу всегда стоит держать около педали, чтобы иметь возможность в любой момент на неё нажать. Большинство машин оснащаются площадками слева от педали, которая предназначена для левой ноги и её отдыха между переключениями. Главное, занять удобное положение, чтобы нога не уставала.
- Не нужно постоянно держать ногу на самой педали. Иначе устаёт водитель и быстрее изнашивается само сцепление. Любое даже незначительное нажатие создаёт нагрузку, а потому и возникает износ.
- Всегда выжимайте рычаг управления полностью, осуществляя переход с одной скорости на другую.
- Левая нога используется только для работы с одной педалью. И это исключительно сцепление.
- Нажатия следует осуществлять полностью, быстро, но без рывков. Старайтесь всё делать одним движением. Вот тут и проявляется то, насколько удобно вы держите свою ногу.
- При плавном отпускании педали начинается тяга и машина движется. В этот момент следует задержаться именно в таком положении и проехать буквально 3 метра. Такая задержка ноги в среднем положении является оптимальным моментом старта. Если этот момент пропустить, резко убрать педаль или слишком быстро нажать на газ, в итоге получится пробуксовка, машина начнёт дёргаться и наверняка заглохнет. Тренировать старт рекомендуется как можно больше. К каждой конкретной машине нужно привыкнуть.
- Прежде чем запускать двигатель, обязательно отключите сцепление. Для этого педаль выжимается в пол. Уже потом включается стартер.
- Сцепление используется в трёх ситуациях. Это начало движения, переключение скоростей и полная остановка.
Именно сцепление делает управление машинами с МКПП более сложным, если сравнивать с АКПП. Но ко всему привыкаешь и всему можно научиться.
Владея навыками управления механикой с педалью сцепления, перейти на автомат не составит никакого труда. Но если вы учились ездить на АКПП, а затем пришлось пересесть на механику, можно почувствовать себя, словно впервые оказались за рулём.
Тормоз
Вы уже знаете, где в машине должна располагаться педаль тормоза. Если в авто с МКПП, то посередине, а если на АКПП, то слева.
Нажимая на этот рычаг управления, водитель тем самым передаёт нагрузку на усилитель. Он создаёт дополнительное усилие на установленный в машине главный тормозной цилиндр. Отпуская педаль, возвратная пружина позволяет вернуть элемент в исходное положение.
Ничего сложного в конструкции этого компонента нет. Это рычаг со специальной площадкой под ногу с нижней стороны. Также есть пара отверстий около верхнего конца. Через одно отверстие проходит штифт, с помощью которого педаль движется назад и вперёд по ограниченному пространству.
Второе отверстие нужно, чтобы соединить вакуумный усилитель с вилкой. Если усилителя нет, тогда происходит соединение с главным цилиндром тормозной системы. Чтобы создать надёжное и подвижное соединение, применяют металлические штифты.
Когда водитель нажимает на эту педаль, конструктивно в любой машине предусмотрена система автоматического включения стоп-сигналов, расположенных позади автомобиля.
Газ
Она же ускоритель или педаль акселератора. Тут также следует разобраться, что такое педаль акселератора в автомобиле и как она работает.
Элемент предназначен для придания машине ускорения. Достигается это путём открытия дроссельной заслонки и увеличения количества поступающего в камеру сгорания топлива. Чем сильнее водитель нажимает на рычаг управления, тем больше топливовоздушной смеси поступает в камеру сгорания. Только важно учитывать такой момент, что на автомобилях могут устанавливаться традиционные и электронные педали.
Если это механическая стандартная педаль, то в конструкции предусмотрен тросовый привод заслонки. Когда водитель выжимает элемент, трос открывает дроссельную заслонку. Открытие происходит ровно на тот угол, на который была нажата тросовая тяга.
Читайте также: Этапы замены катализатора на пламегаситель. Катализатор или пламегаситель: что лучше?
В электронной педали всё несколько иначе. При нажатии на рычаг управления для ускорения специальный датчик считывает информацию об угле нажатия и передаёт её на блок управления мотором. Уже сам блок определяет, на какой именно угол следует открыть дроссельную заслонку, после чего передаёт соответствующего команду исполнительному механизму, то есть приводу.
На механической коробке передач водителю приходится создавать оптимальное взаимодействие между сцеплением и газом. Эти две педали тесно связаны друг с другом. В машинах с автоматическими трансмиссиями всё куда проще. Из двух педалей остаётся только газ. А сцепление регулируется автоматически.
Рекомендуется заранее уточнить, какая именно педаль газа установлена в приобретаемой машине. Многие говорят о неоспоримых преимуществах развития технологий, то есть очевидным фаворитом считают электронную педаль акселератора.
Но в подобных конструкциях имеется слишком много промежуточных элементов между самой педалью и дроссельной заслонкой. Электроника берёт на себя определение того, насколько сильно открывать заслонку. А это не всегда нравится водителям, которые привыкли самостоятельно определять, насколько сильное ускорение ему требуется. Потому отдают предпочтение классическим и проверенным временем тросовым приводом механического типа.
Электронные педали разрабатываются с целью повышения экологичности транспортных средств. Они помогают снижать количество выбросов и вредных выхлопов. Но параллельно не дают водителю полностью держать ситуацию под своим контролем. Хорошо это или плохо, каждый решает для себя сам.
Управлять газом несложно. Но и тут есть свои особенности. Потому при подготовке к управлению своим новым транспортным средством рекомендуется немного потренироваться, чтобы привыкнуть к реакции акселератора. Для этого запустите двигатель и включите стояночный тормоз при нейтральной передаче на трансмиссии. В большинстве случаев эта педаль имеет минимальное сопротивление, из-за чего даже при слабом нажатии машину может резко дёргать вперед, создавая активное ускорение. Неудивительно, что раньше инструкторы по вождению ставили под педаль газа сырое яйцо. Тем самым они заставляли водителей быть предельно аккуратными и дозированно нажимать на педаль.
Расположение педалей на «механике» — где какая педаль в машине
Использование педалей машины
Где же находятся педали газа, тормоза и сцепления? На авто с МКПП принято располагать педали следующим образом (слева направо): педаль сцепления, педаль тормоза, педаль «газа». Рассмотрим их работу чуть подробнее.
Где находится и функции педали сцепления
Педаль сцепления находится слева. Служит она для разъединения двигателя и КПП. Для плавного трогания с места нужно поступить следующим образом (двигатель работает):
При трогании с места плавно отпускаете педаль сцепления, нажимая при этом аккуратно на педаль «газа».
- выжимаете педаль, при этом ведущий и ведомый диски муфты сцепления, прижатые друг к другу, разъединяются и крутящий момент от двигателя перестаёт передаваться на КПП. То есть первичный вал КПП, соединённый с ведомым диском, останавливается;
- включаете первую передачу;
- плавно отпускаете педаль сцепления, нажимая при этом аккуратно на педаль «газа».
Если авто стоит на стояночном тормозе, «навстречу» склону дороги, то задача усложняется тем, что в момент начала движения нужно снять машину с тормоза. Нарабатывается подобный навык практикой. А вообще, для того, чтобы лучше почувствовать, как работает сцепление при трогании с места первый раз, потренируйтесь на дороге с небольшим склоном вниз – тогда можно не трогать педаль «газа» при начале движения – двигатель не «заглохнет», если вы будете осторожны. Педаль сцепления служит также для плавного переключения передач в движении. В таких случаях, наоборот, нажимать и отпускать эту педаль необходимо быстро – чтобы в момент соединения дисков сцепления избежать их проскальзывания относительно друг друга – иначе «подгорят» фрикционные накладки.
Что делает и где находится педаль тормоза
Педаль тормоза расположена в центре – между двумя другими. Для чего она предназначена, рассказывать будет излишним. Добавить можно только то, что тормозная система авто оснащается усилителем тормозов, и, если для торможения требуется значительное усилие нажатия на эту педаль, то необходимо проверить авто на СТО.
Педаль «газа» — с какой стороны расположена и ее функции
Расположена она с правой стороны. Служит для увеличения подачи топлива в камеры сгорания, что позволяет увеличивать или уменьшать их на усмотрение водителя. Наиболее распространён тросовый привод управления дроссельной заслонкой, которая, будучи установлена во впускном тракте, открывает или закрывает его. Как заслонка, так и педаль «газа» снабжены возвратными пружинами, которые возвращают механизм управления в исходное положение, когда водитель перестаёт нажимать на педаль.
Расположение самих педалей в праворульной машине то же, что и в «обычной», с «левым» рулём.
Для того, чтобы научиться умело управлять этой педалью, «поработайте» ей, когда мотор запущен, а авто стоит на стояночном тормозе. Педаль «газа», как правило, не оказывает большого сопротивления ноге, поэтому обращаться с ней нужно осторожно. Инструкторы по вождению раньше советовали представлять, что между педалью и ногой лежит сырое куриное яйцо – для того, чтобы нагляднее продемонстрировать ученику, насколько нужно быть осторожным. Итак, с порядком расположения педалей в машине мы разобрались. Если вам придётся сесть за руль праворульного авто, то изменится только то, что вы сядете справа от пассажира. Скорости переключать придётся не правой, а левой рукой. А расположение самих педалей в праворульной машине то же, что и в «обычной», – с «левым» рулём. Но на наших дорогах езда на таком авто причинит вам немало неудобств – вся дорожная инфраструктура не предусматривает такого положения водителя. Особо неприятной станет процедура обгона.
Как тронуться с места на автомобиле с МКПП
Вероятно, самая пугающая часть процесса обучения вождению машины на механике – это начало движения на первой передаче. Вам понадобится некоторое время, чтобы понять, как лучше отпускать сцепление и нажимать на газ, чтобы поймать тот самый оптимальный момент и начать движение.
Практиковаться лучше на пустой стоянке.
Покрытие должно быть ровным, наличие каких-либо иных транспортных средств поблизости крайне нежелательно. Желательно, чтобы на переднем пассажирском кресле находился человек, который четко понимает и умеет правильно ездить на механике.
Слегка суженные колени играют в качестве буфера для этой энергии, а травмы будут значительно легче. Отрегулируйте спинку. Установите спинку в максимально возможное положение. Мы идем вертикально, мы едим прямо, мы отдыхаем только в лёгком состоянии. Задолго до того, как мы сядем на водительское место и начнем водить машину, мы научимся ходить, и наша вестибулярная система настроена на эффективную работу, при условии, что наша голова находится в нормальном, вертикальном положении. Более того, наша талия чувствует себя лучше на более прямой спине, вместо того, чтобы сгибаться в неестественную позу.
Нажмите на педали сцепления и тормоза, после чего запустите двигатель.
Чтобы завести автомобиль с механической коробкой всегда нажимайте сцепление ещё до того как будете включать зажигание. Хотя держать правую ногу на педали тормоза при запуске мотора в машине на механике необязательно (как это делают в автомобилях с автоматической трансмиссией), эта привычка вам не помешает.
На данный момент вы можете не чувствовать усталости или боли, но мы заверяем вас, что рано или поздно они произойдут, если вы будете использовать «подветренную» позицию за рулем — особенно для частых поездок на большие расстояния. Отрегулируйте рулевое колесо. Большинство современных автомобилей имеют возможность регулировать колесо по высоте и глубине. Отрегулируйте колесо по высоте так, чтобы в верхней части колеса вы могли четко видеть приборную панель автомобиля — пробег, счетчик оборотов, температуру и т.д. регулировка глубины также может регулироваться тонкой регулировкой положения спинки или сиденья.
Левая нога полностью выжимает педаль сцепления, а правая нога нажимает на тормоз. Заводим машину.
Включение 1-й передачи.
Читайте также: Взорвался или прогорел глушитель, что делать?
Переводим рычаг переключения КПП в положение, соответствующее первой передачи.
Ни в коем случае не переключайте передачи до тех пор, пока педаль сцепления не выжата полностью!
Если мы возьмем колесо в качестве аналогового часового механизма, а 12 часов находятся на верхней части рулевого колеса, не теряя при этом нашего тела контакт с спинкой, мы протягиваем руку вперед, касаясь верхней части рулевого колеса. Рулевое колесо должно быть прямо за сгибом запястья. В этой ситуации у вас есть ощущение, достаточная мощность и способность точно корректировать рулевое колесо и, следовательно, весь автомобиль. Наши наблюдения показывают, что доминирующая группа водителей вытесняет свои автомобили с вытянутыми руками, что крайне ненадлежащее.
Если вы не будете придерживаться этого простого правила, то услышите очень неприятный скрежет. Если ситуация будет повторяться неоднократно, вам придётся ехать к автомобильному мастеру. Убедитесь в том, что ваша левая нога, по-прежнему, выжала педаль сцепления до упора, после чего включайте 1-ю передачу.
Для этого надо использовать правую руку и переместить рычаг переключения передач вверх и влево.
Отрегулируйте подголовник. Подголовник сиденья предназначен для защиты вас от последствий удара сзади, так называемого «хлыстового движения». Если гарнитура установлена неправильно, эффект будет потерян. Середина подголовника всегда должна быть в ментальной линии с глазами и ушами водителя.
Следуйте этим 5 шагам и убедитесь, что вы лучше контролируете автомобиль, больше безопасности и меньше усталости за рулем. Если вы летите годами, используя другую позу за рулем, это очень возможно сначала почувствовать дискомфорт, потому что привычки всегда говорят это слово. Вы упрямы в течение короткого периода времени, в один прекрасный день вы будете благодарны нам.
Убедитесь в том, что передача действительно включена. Это можно легко почувствовать, а также увидеть. Рычаг должен оставаться на месте после того, как вы уберёте от него руку.
Держите ноги на педалях сцепления и тормоза, полностью выжав их.
Не снимайте левую ногу с педали, в противном случае автомобиль заглохнет. Переместите правую ногу с педали тормоза на педаль газа. Приблизительно в тот же момент нужно начать медленно отпускать педаль сцепления левой ногой.
Это самый сложный этап для новичков, которые хотят правильно ездить на механике. Ещё раз: правую ногу перемещаем с педали тормоза на педаль газа и медленно нажимаем газ… Одновременно медленно отпускаем педаль сцепления левой ногой. Постарайтесь слегка нажать педаль газа и держать её так, чтобы стрелка тахометра показывала около 1500-2000 об./мин. В это время необходимо постепенно отпускать педаль сцепления левой ногой.
Если всё сделано правильно, вы начнете чувствовать, что шестерни коробки передач соединятся с двигателем, в результате чего автомобиль начнет медленно двигаться вперед. Когда скорость немного вырастет, можно отпускать сцепление. Поздравляем! Теперь вы научились трогаться и ехать на первой передаче. Если двигатель заглох, начинайте всё с начала.
Переходим к остановке.
Нужно не просто научиться ездить на механике, но и вовремя остановиться. Для того чтобы остановить машину с механической коробкой переключения передач, необходимо просто нажать педаль сцепления левой ногой и педаль тормоза правой ногой одновременно.
Тренируйтесь
до тех пор, пока не научитесь начинать движение и ехать на первой передаче без каких-либо загвоздок. Если ничего не получается, не стоит разочаровываться, нужно просто начинать процесс снова.
Начало движения на первой передаче ничем не отличается от старта на задней передаче. Правда, в последнем случае нужно будет выбрать соответствующее положение рычага КПП. На участках с уклоном можно начинать движение даже без нажатия на педаль газа, придётся просто медленно отпустить сцепление.
Найдите горку и практикуйтесь на ней.
После получения определенного опыта на ровной поверхности обязательно потренируйтесь на холме. Трогаться на подъеме намного сложнее, чем на ровном участке, поэтому уделите этому моменту достаточно времени и сил. Очень часто начинающие водители, которые только сели за руль автомобиля с механикой, попадают в неприятности, связанные с вынужденной остановкой и началом движения в пробке на участке дороги с уклоном.
Как расположены педали в автомобиле?
Абсолютно каждый водитель и большинство людей не имеющие собственного средства передвижения, прекрасно знают расположение педалей в автомобиле. Обусловлено это тем, что в современных машинах последовательность и набор педалей всегда одинаковы, так проще ориентироваться новичкам, недавно севшим за руль, а опытные водители вовсе нажимают на педали по привычке, не задумываясь об этом процессе.
Экскурс в историю
Первый мало-мальски похожий механизм на нынешний, был в автомобиле под названием Ford T. Эта машина начала первой в истории сходить с конвейера серийно, положив начало всему автостроению и состоянию Генри Форда.
В этой старушке управление разительно отличалось от предшественников, и несомненно водители того времени были не слабо удивлены таким нововведениям. Например, заводилось данное авто не ключом, а при нажатии кнопки. Педалей стало три, при этом крайняя слева отвечала за сцепление во время переключения передач, средняя педаль была предназначена для движения машины назад, а крайняя справа помогала машине остановиться. “Поддать газу” можно было, только подергав за рычаг, расположенный на месте нынешнего рычага коробки передач.
Современное расположение педалей
Как уже говорилось выше, на всех автомобилях современного образца, имеет место быть установленный стандарт расположения педалей. Различие тут наблюдается только в четком разделении на коробку автомат и механику, где в первом случае присутствуют всего две педали (газ и тормоз), а во втором добавляется еще одна – сцепление.
Никаких других вариаций сейчас быть не может, иначе машина не пройдет проверку, и производителю откажут в лицензии на продажу.
Как упоминалось выше, в коробке автомат левая педаль отвечает за торможение, правая – это газ. Сцепления тут нет в принципе, с его задачами и функция справляется компьютер, так что в машинах с большим объемом двигателя, которые развивают больше скорости, устанавливается только автомат, он лучше справляется со своей задачей.
Что касается механической коробки передач, то тут имеют место быть три педали:
- Крайняя слева – сцепление;
- Средняя – тормоз;
- Крайняя справа – газ (акселератор).
Расположение может быть исключительно в такой последовательности, отличаться могут только расстояние между педалями, их высота над полом и ширина поверхности нажатия.
Такие всемирные стандарты имеют ряд преимуществ:
- При покупке новой машины, водителю не надо привыкать к чему-то новому;
- Можно не задумываясь сесть за руль любого другого авто и поехать;
- Повышение уровня безопасности на дорогах, все из-за того же отсутствия привыкания;
- Идентичная система управления транспортом разных категорий, нужны только соответствующие права и навыки езды.
Современные технологии позволяют внедрить в устоявшуюся систему что-то новое, ведь у гигантов автомобилестроения уже имеются некоторые новые наработки, которые позволят еще больше упростить управление автомобилей. Однако, отказываться от привычных вещей мы человечество пока не спешит, ведь нынешнее расположение педалей позволяет использовать служебный транспорт, покупать всевозможные новые авто, менять машины без труда, не обременяя себя какими-либо проблемами.
Правильно использование педалей
Существуют установленные правила, или скорее рекомендации по тому, какой ногой нажимать на соответствующую педаль, советы эти раздельные для коробки автомат и для механики.
Пользуясь “автоматом”, т.е. только двумя педалями, в работе у водителя должна находиться только одна нога, правая, которая будит приводить в работу газ и тормоз. В это время левая нога спокойно стоит на специальном пьедестале, прорезиненной или пластиковой подножке.
Если говорить о коробке автомат, то в работу должны включаться обе ноги, где правая контролирует педали тормоза и газа, а левая находится только на сцеплении. Эти советы придуманы не просто так, они помогают водителю не отвлекаться от дороги, а также оптимизируют его действия.
Вывод
Как видно из всего написанного выше, нынешние устоявшиеся принципы управление автомобилем, будь то легковая машина, джип, автобус или тяжелая фура, следуют установленным стандартам. Это дает современному человеку больше свободы действий, ведь не нужно обременять себя нововведениями и беспокоится о том, что вы не сможете отправиться в путь или купить какую-либо машину, из-за того, что не представляете как ей управлять.
Вам понравилась статья? Она была полезной?
Три верных друга
Теперь самое время познакомиться с педалями на «механике». Слева находится сцепление, посредине – тормоз, а справа – газ. Скажу, что такое расположение одинаково как для праворульных, так и для леворульных автомобилей. Поэтому запоминать придется один раз, даже если впоследствии понадобится пересесть на другой автомобиль с механической КПП.
В машине, работающей на «механике», сцепление отвечает за:
- плавное трогание с места;
- отключение мотора от КПП;
- переключение передач.
Убедитесь в том, что вы полностью выжимаете сцепление. Для этого просто нажмите на него левой ногой. Переключать передачи можете только тогда, когда сцепление полностью выжато.
Как делал я? Вначале я нажимал педали по очереди, затем вразброс, стараясь запомнить и привыкнуть к их расположению. Газ и тормоз нажимал правой ногой поочередно. В самом начале, главное, запомнить правильное расположение и не путаться.
Читайте также: Умер катализатор. Что будет, если вырезать его
Работа с педалями
Как пользоваться педалью сцепления на «механике»? Попробуйте выжать сцепление «в пол» и переключить рычаг КПП в положение одной из скоростей. После того как включили передачу, плавно отпустите педаль. Никаких резких рывков и резких движений. Я так делал несколько раз подряд, пока не запомнил свои ощущения.
Прежде всего, обязательно убедитесь, что тормоза в вашем автомобиле исправны. Тренироваться на неисправных тормозах – пустое занятие, которое не даст никаких результатов. Да и учиться управлять таким автомобилем довольно рискованно.
Очень важно запомнить и почувствовать, какой должна быть педаль, ее жесткость, чтобы вовремя заметить неисправность. Если она:
- Слишком мягкая и при небольшом нажатии резко уходит в пол.
- Излишне жёсткая, когда следует прилагать большие усилия, чтобы выжать тормоз.
Это говорит о наличии неисправностей. Если при нажатии вы испытываете подобные ощущения, то это серьезный повод обратиться в автосервис. Педаль тормоза в машине на «механике» расположена по центру. Чтобы привести ее в действие нажмите на нее правой ногой. Чтобы затормозить, при включении скорости одновременно нужно выжать тормоз и сцепление. По собственному опыту скажу, что сцепление надо нажимать на некоторую долю секунды быстрее, чем тормоз.
Педаль газа расположена справа. Нажимая или отпуская ее правой ногой, вы даете команду топливной системе автомобиля увеличить или уменьшить подачу топливной смеси. В результате подобных действий ваш автомобиль будет набирать или сбрасывать скорость. Чем сильнее нажимаете на газ, тем выше будет скорость движения. На видео выше ещё раз всё подробно расписано — стоит посмотреть. Расположение педалей на «механике» можно посмотреть на фото выше. Так вам будет понятно, что к чему. Уверен, что уже после нескольких занятий вы легко сможете управлять своим автомобилем.
Источник https://wheelnews.ru/gde-nahoditsya-disk-stsepleniya-v-avtomobile/
Источник https://avtomotoprof.ru/v-pomoshh-avtomobilistu/stseplenie-avtomobilya-disk-stsepleniya/
Источник https://akki-carsh.ru/vyhlopnaya-sistema/pedali-na-mehanike-raspolozhenie-foto.html