Как тормозить двигателем на автомате и зачем это делать: плюсы и минусы альтернативного метода остановки

Содержание

Как тормозить двигателем на автомате и зачем это делать: плюсы и минусы альтернативного метода остановки

Торможение двигателем на автомате позволяет плавно снизить скорость за счет использования трансмиссии с одновременным снижением нагрузки на колесные механизмы. Основные рекомендации по правильному управлению автомобилем перечислены в инструкции по эксплуатации. Водителю следует изучить документацию, поскольку при неправильных действиях существует риск поломки гидротрансформатора и автомата.

Когда следует использовать метод торможения двигателем

Торможение двигателем при установке на автомобиле автомата используется в случаях:

  1. Движения на длинных спусках. При использовании штатных тормозов возможен перегрев дисков (барабанов) и колодок с падением эффективности работы. Включение пониженной ступени и мотора позволяет снять часть нагрузки и снизить риск отказа штатных тормозов.
  2. Плавного снижения скорости при движении в городе или на трассе. Для начала торможения достаточно снять ногу с педали акселератора или снизить усилие нажатия. При необходимости можно воспользоваться колесными механизмами (например, для быстрой остановки на светофоре или при обнаружении препятствия на дороге).
  3. Движения по шоссе со скользким покрытием. При воздействии на тормоз возможна блокировка колес и занос (замечание касается автомобилей с отсутствующей, неисправной или отключенной системой ABS). Режим торможения двигателем на автомате позволяет сохранить управляемость машины, но для эффективного снижения скорости используют комбинированный метод – плавно воздействуют на педаль тормоза при отпущенном акселераторе.

Как тормозить двигателем на автомате и зачем это делать: плюсы и минусы альтернативного метода остановки

Как происходит торможение машины двигателем

Замедление любого транспортного средства разделяют на виды:

  1. Экстренное или аварийное, необходимое для максимально быстрой остановки машины на автомате (например, для предотвращения ДТП). Ускорение при снижении скорости доходит до 9 м/с². Для остановки используются колесные тормозные механизмы.
  2. Служебное или нормальное торможение, используемое при нормальных условиях движения (ускорение до 3 м/с²). Если конечная скорость равна нулю, то торможение считают полным, в противном случае режим обозначают как частичное замедление. Для остановки используются колесные механизмы. Существует комбинированный способ с торможением двигателем.

При отпущенной педали акселератора и закрытой дроссельной заслонке (точнее – установленной в положение холостого хода) двигатель создает нагрузку, которая позволяет плавно снижать скорость на автомате. Уменьшение подачи топлива приводит к падению энергии, выделяемой при сгорании смеси в цилиндрах.

Инерционный момент от движущегося автомобиля передается через колеса и автомат к силовому агрегату. Интенсивность торможения зависит от скорости движения, веса машины, состояния и рабочего объема цилиндров двигателя.

Это значит, что силы инерции расходуются на прокручивание гидротрансформатора и коленчатого вала мотора в обратной последовательности. Гашение инерции и скорости происходит за счет сил трения и нагрузки, возникающей при сжатии воздуха в цилиндрах.

Эффективность торможения двигателем зависит от передаточного отношения – т. е. от включенной передачи в автомате или ином агрегате трансмиссии.

Селектор АКПП

Увеличение ресурса тормозной системы

Торможение двигателем на автомате позволяет снизить интенсивность использования штатных механизмов. В результате снижается интенсивность истирания колодок, дисков или барабанов.

Водители, придерживающиеся спокойного стиля езды, меняют детали тормозной системы в 2-3 раза реже, чем сторонники агрессивной манеры управления с резкими разгонами и торможениями.

Снижение опасности заноса на скользком покрытии

Торможение двигателем на автомате позволяет сохранить контакт между вращающимися колесами и скользкой поверхностью. При резком воздействии на тормоз при движении по льду возможен занос автомобиля.

Читать статью  Сцепление автомобиля для ваз 2107

Система ABS с электронным балансом тормозов предотвращает блокировку колес, установка системы стабилизации траектории ESP снижает вероятность заноса. Но при движении по скользкой дороге важно аккуратно пользоваться тормозами и не совершать резких маневров рулем.

Антиблокировочная система (abs) Система ABS с электронным балансом тормозов

Возможность длительного торможения

При эксплуатации машины с автоматом по горным дорогам возрастает нагрузка на тормозные механизмы, что приводит к сокращению эффективности работы. В отдельных случаях возможно разрушение колодок от влияния высокой температуры или вскипания тормозной жидкости.

Использование тормозного момента от двигателя снижает нагрузку на штатные тормоза и сокращает риск перегрева и отказа механизмов.

Возможность экстренной остановки

Торможение двигателем на автомате не позволит остановить автомобиль в чрезвычайной ситуации. Попытка включить первую или вторую передачу в механической трансмиссии при большой скорости движения приведет к повреждению коробки и двигателя с непредсказуемыми последствиями.

В автомате принудительно включить низкую ступень не получится, поскольку электроника отслеживает скорость автомобиля и частоту вращения коленчатого вала.

Охлаждение мотора

Перекрытие подачи топлива в режиме торможения двигателем способствует снижению температуры антифриза. Эффект заметен при длительном движении на спуске в морозную погоду. Но при обнаружении проблем с охлаждением двигателя на автомате необходимо устранить неисправности, а не пытаться их обойти.

Гидротрансформатор 6HP26

Риск собрать паровозик

При нормальном торможении на автомобиле с автоматом включаются предупредительные сигналы. В теории при снижении скорости двигателем возможно столкновение с попутным транспортом. Но эффективность торможения мотором в несколько раз ниже, чем при использовании колесных механизмов.

Поэтому шанс попутного столкновения невелик (за исключением ситуаций с плотным движением автомобилей в колонне по скользкой дороге, что уже является нарушением ПДД).

Вероятность заноса

При переходе на пониженную передачу возрастает тормозной момент. При движении по обледеневшей или покрытой жидкой грязью дороге возможна блокировка колес (сила сцепления шин с дорогой недостаточна для прокручивания валов трансмиссии и мотора). В этом случае возможен занос. Эффект заметен на автомобилях с автоматом с задними ведущими колесами.

Привод ГРМ АКПП Ауди

Повышенная нагрузка на уплотнения

Еще одной легендой является увеличение нагрузки на маслосъемные колпачки клапанов. Адепты такой версии указывают на якобы увеличенное разрежение во впуске при высокой частоте вращения. Однако точно такая же ситуация происходит и при нормальной работе мотора. Проблема может возникнуть при чрезмерном росте оборотов, но в этой ситуации двигатель выйдет из строя по другим причинам.

Таким же мифом является и увеличение нагрузки на систему отвода картерных газов. Да, рост оборотов влечет за собой повышенный поток воздуха, проходящий через впускной коллектор и фильтр. Но аналогичная ситуация складывается и при работе двигателя под нагрузкой.

Никаких дополнительных проблем с уплотнителями режим торможения не несет. Сложности возможны в случае, когда мотор находится в предаварийном состоянии.

Как тормозить двигателем на автомате и зачем это делать: плюсы и минусы альтернативного метода остановки

Как тормозить мотором на АКПП

Алгоритм торможения двигателем на автомате зависит от конструкции коробки. Водителю необходимо учитывать особенности трансмиссии, а также изучить заводскую инструкцию, в которой указано, как правильно тормозить мотором без риска поломки узлов автомобиля. В большинстве случаев производители рекомендуют полагаться на электронику автомата, которая определяет моменты переключения.

На старых автомобилях необходимо учитывать нюансы конструкции коробки. Например, на 4-ступенчатых АКПП имеется кнопка управления режимом овердрайв, расположенная на рукоятке селектора или панели приборов.

Клавиша позволяет принудительно отключить 4 скорость и ездить в городе с сохранением хорошей динамики. Также в автоматах старого типа есть режимы ограничения количества передач, указанные на селекторе цифрами и буквами.

Педаль тормоза и газа

На вариаторе

Если на автомобиле установлен бесступенчатый вариатор, то он поддерживает торможение мотором. При закрытии дроссельной заслонки до положения, соответствующего холостому ходу, прекращается подача топлива. Тормозной момент от двигателя передается через конические шкивы и ремень. Коробка автоматически меняет передаточное отношение.

Режимы вариатора

В гололед

При движении по скользкой дороге необходимо включить зимний режим в АКПП и ограничить включение повышенных передач. В этом случае реакция автомобиля на сброс газа будет эффективнее.

В современных коробках автоматах включать дополнительные режимы или ограничивать работу не требуется, функции реализованы на уровне электроники.

Функция Типтроник Коробка Типтроник

Какой способ торможения лучше использовать

Торможение двигателем следует использовать в случаях, когда требуется плавно снизить скорость. Для быстрой остановки необходимо задействовать педаль и механизмы на ступицах колес. Водитель всегда использует комбинированную систему торможения, оценивая дорожную ситуацию.

Читать статью  Что такое контрактная коробка передач?

Торможение двигателем на автомате происходит после снятия ноги с педали газа. Контроллер коробки отслеживает обороты мотора, а затем выбирает пониженную передачу при движении на спуске. Водитель может переключить скорость вниз в ручном режиме. Электроника не допустит выход мотора на аварийный режим работы по оборотам.

А какой вариант торможения на автомате чаще всего используете вы? Почему именно его? Поделитесь в комментариях.

Как правильно тормозить двигателем на автомате (АКПП)

В качестве альтернативного способа остановки автомобиля можно тормозить двигателем. Педаль стопа не задействуется. Обязательное условие — использование коробки передач. Минимальное потребление горючего постепенно замедлит систему. Такой способ можно применять, когда для остановки транспорта есть время и свободное расстояние.

Торможение мотором актуально и с установленной АКПП. Применяется метод в гололед, поскольку исключается занос автомобиля. Причина в том, что торможение не блокирует колеса за счет установленной системы ABS. Водители пользуются им при длительном спуске. Это уменьшает износ колодок.

Что значит торможение двигателем

Коробка автомат

Это метод остановки автомобиля с помощью использования силы трения между соприкасающимися деталями. Потребляется минимальное количество горючего.

На автомобилях с АКПП то же есть возможность останавливаться таким способом. Здесь многое зависит от специфики агрегата. На некоторых машинах тормозить коробкой нельзя из-за отсутствия такой функции. Если АКПП имеет простую конструкцию, то для торможения мотором следует установить «ручной режим». В более современных агрегатах для этой цели существуют специальные положения.

Как тормозить мотором на АКПП

Необходимо совершить действия:

  1. Включить режим Overdrive — позволит автомату перейти на третью передачу.
  2. Добиться снижения скорости до 90 км/ч.
  3. Переключить коробку на вторую. Начнется снижение скорости.
  4. Как только стрелка спидометра упадет до 50 км/ч, переключить автомат на L.

Если придерживаться порядка действий, то торможение не будет выводить из строя автомат.

На спуске и скорости

Торможение

Движение автомобиля вниз по крутому склону требует перевода АКПП в механический режим — рычаг смещается влево. Нога убирается с педали газа — скорость падает, но незначительно. Для дальнейшего торможения нужно включать понижающие передачи, нажимая рычагом на знак минус. Доводить до первой скорости не рекомендуется, потому что идет большая нагрузка на двигатель.

Аналогично торможение осуществляется и на скорости. Проводятся такие же действия с целью понижения стрелки спидометра до нужной величины.

Если отказали тормоза

При наличии коробки автомат нельзя паниковать. Движущаяся машина по ровной поверхности, требует сначала снять ногу с газа. Автомобиль постепенно начнет терять скорость, и задача водителя состоит только в его управлении. Затем нужно перевести коробку в ручной режим и постепенно понижать передачи пока транспорт не остановится.

Если тормоза отказали при спуске, то снятие ноги с газа не поможет. Машина продолжит набирать скорость. На ручное управление коробкой необходимо переходить незамедлительно. Уменьшить скорость можно только работой с передачами, постоянно понижая их. Это может пагубно сказаться на АКПП, но позволит уйти от аварии.

На вариаторе

остановка

Специальный режим позволяет вести торможение силовым агрегатом. Необходимо перевести рычаг в положение L. Торможение автомобиля начинается автоматически. Снимая ногу с педали газа, происходит самостоятельное переключение передач. У машины уменьшается динамичность и увеличивается расход топлива.

Отличие торможения на вариаторе состоит в отсутствии потребности включения ручного управления.

В гололед

Зимой требуется двигаться с особой осторожностью. Заранее переключите рычаг в режим «скользкая дорога» и не нажимайте на педаль тормоза. Можно переключить селектор в положение «3» или «2». Это ограничит включение более высоких передач.

На машинах с ABS водитель может экстренно тормозить без риска заноса автомобиля. Система не позволяет осуществлять разную блокировку колес. Когда одна покрышка попадает на лед, а другая на асфальт ABS стремится уравнять тормозные усилия — это касается одновременно 4 колес. В результате тормозной путь увеличивается, но машина остановится.

Перед светофором

Подъезжая, педаль газа необходимо плавно отпускать. Опытный водитель способен рассчитать дистанцию так, что двигатель остановит машину в нужном месте. Делается с установленным режимом D. Останавливаясь на красном свете — постоянно держите ногу на тормозе. Загорелся зеленый — педаль отпускается и нажимается газ.

Читать статью  Лада калина 2 какая стоит коробка

Как следует выбирать передачу при торможении

Все зависит от скорости. Устанавливая рычаг в механический режим — включите 3 передачу. По мере понижения скорости до 90 км/ч нажать на минус и перейти на вторую. Когда резвость передвижения упадет можно включить первую.

Можно ли тормозить на АКПП в ручном режиме

Когда есть возможность установки мануального положения, то им можно пользоваться для снижения скорости. Включая рычаг в соответствующее положение, необходимо вести плавное переключение передач. Начинать нужно с высшей скорости и заканчивать нижней.

Специализация: Закончил государственный автомобильный университет, проработал 20 лет на ГАЗ-56, сейчас езжу на жигулях.

Можно ли тормозить двигателем на машинах с автоматом?

Механическая коробка на автомобилях уходит в прошлое. На смену им идут автоматические трансмиссии. Можно ли с ними ездить так же, как прежде, помогает разобраться эксперт и раллийный пилот Дмитрий Соколов.

Бережем колодки

Торможение двигателем было распространено в прошлом веке, когда водители берегли колодки и старались пореже их задействовать. Стиль вождения с включенной передачей был необходим и в горных районах, где часты уклоны и резкие повороты. Если минут двадцать под уклон сдерживать машину только педалью тормоза, то колодки быстро перегревались и истирались. Поэтому и приходилось ездить на пониженной передаче под сброс газа.

Вопрос-ответ

Торможение двигателем оказалось настолько удобным и эффективным, что его использовали и в спортивном вождении.

В конце прошлого века раллийные машины еще не имели столь же совершенных многосуппортовых керамических тормозов, как сейчас, поэтому после нескольких хороших поворотов колодки перегревались и «плыли». Автомобиль переставал эффективно замедляться и рисковал к концу скоростного спецучастка потерять управляемость.

Сейчас техника заметно шагнула вперед. Однако торможение двигателем не потеряло актуальности. С его помощью можно так же продлить жизнь колодкам и дискам. Но повсеместное использование автоматических трансмиссий вынуждает делать поправки в процессе их использования.

Бережливая гидромафта

Конструкция автомата сложна и в силу особенностей проигрывает по долговечности простой ручной коробке. В нем есть планетарные ряды, масляный насос, фрикционные системы переключения ступеней, а связь с двигателем осуществляется через так называемый гидротрансформатор. Однако тормозить автоматом тоже можно, хотя и не настолько эффективно.

Гидротрансформатор похож на бублик с двумя турбинами внутри, закрытыми в резервуаре с маслом. Прямой механической связи эти «вентиляторы» не имеют, но если вращать одно колесо с лопатками, то оно погонит масло по кругу, которое в свою очередь раскрутит и другое колесо. За счет этого и осуществляется передача момента.

При разгоне гидромуфта блокируется, валы синхронизируют вращение и передают тягу напрямую. Однако при торможении мотором блокировка выключается примерно на 50-60 км/ч и активируется масляный депмфер, который и сглаживает нагрузки. Тем самым, сколько бы ни была высока нагрузка на коробку, гидромуфта «съедает» ее и бережет нежный автомат от повреждений. Гидротрансформатор допускает разное вращение входного и выходного вала без вреда для себя.
Однако в силу этого сглаживания замедление машины происходит заметно медленнее, чем у автомобилей с механикой.

Собственные мозги

Кроме того, не всякий автомат имеет возможность принудительного переключения передач. На старых коробках невозможно принудительно сбросить ступень.

В современных коробках ручное переключение предусмотрено, но ступени имеют слишком «длинные» передаточные числа, что плохо отражается на замедлении.

К примеру, первая передача заметно отличается от аналогичной на механической коробке. Она может работать до скорости 30-40 км/ч отчего не замедляет автомобиль на склонах ниже этого предела.

Да и сам автомат живет своей жизнью. Если скорость избыточна, то электроника просто не позволит принудительно включить первую передачу.

Поэтому процесс торможения двигателем на автомобилях с автоматической гидромеханической коробкой похож на езду с полувыжатым сцеплением. Вроде передача включена, мотор жужжит, а замедление развивается недостаточно эффективно. Автомобиль быстрее и быстрее катится вниз. Приходится помогать педалью тормоза.

В общем, АКПП умеет тормозить мотором, и имеет мозги, чтобы защитить себя от поломок. Кроме того, нагрузки, поступающие через колеса в трансмиссию, съедаются гидромуфтой. Поэтому повредить узел ездой под уклон невозможно. Но устроен гидроавтомат таким образом, что им просто не нравится тормозить. Гораздо эффективнее потратиться на новые колодки с дисками.

Смотрите также:

  • Коробки против льда. Особенности зимнего вождения на различных трансмиссиях →
  • Грязевой перевал. Можно ли буксовать по распутице на автомате? →
  • Почему нельзя на «автомате» надолго включать ручной режим? →

Источник https://akpp.guru/ustrojstvo/tormozhenie-dvigatelem-na-avtomate

Источник https://rus-avtomir.ru/service/tormozhenie-dvigatelem-akpp

Источник https://aif.ru/auto/practice/mozhno_li_tormozit_dvigatelem_na_mashinah_s_avtomatom